Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше прошлое и настоящее» (духовно – нравственное направление)
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ШЕМБАКОВА Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
ИОУ СОШ № 289
ЗАТО г. Заозерска Мурманской области
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше прошлое и настоящее»
(духовно – нравственное направление)
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты
- Тематический план
- Содержание программы
- Список литературы
- Пояснительная записка.
Данная рабочая программа на тему «Наше прошлое и настоящее» реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 289 г. Заозерска на 2013-2014 учебный год.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – все это часть судьбы человека. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно – нравственного воспитания. В программе большое место уделяется изучению родного края.
Школа дает систематизированные знания и здесь же должны даваться знания о своем крае, воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает, к природе, истории, культуре своего народа.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка
Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символах Российской Федерации и их популярности» ( письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Закон об образовании
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Цель:
Формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью « Гражданина – патриота России».
Задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современном обществе.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Учебная – информация связанная с содержанием учебного материала.
Научная – информация по разным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников, пособий.
Познавательная – информация расширяющая кругозор учащихся и пополняет их знания об окружающем мире.
Организационно–трудовая – информация знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная – информация для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.
Эстетическая – информация нравственного содержания.
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Русский язык – развитие внимание к слову, ответственности за сказанное и написанное. Литературное чтение – анализ поступков героев, произведения о России, природе, людях, истории. Приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Окружающий мир – духовно – нравственная культура народов. Современная Россия и мир, общечеловеческие правила, знакомство с профессиями, взаимосвязь живой и неживой природы. Труд – различные виды труда и творчества, опыт творческой деятельности. Изобразительное искусство – Опыт творческой деятельности. | - беседы; - ролевые игры; - классные часы; - экскурсии; - встречи – беседы с людьми, делами которых можно гордиться; - изготовление подарков, открыток; - мини проекты; - виртуальные путешествия: - конкурсы рисунков; - фотовыставки. |
Количество часов, рассчитанных на реализацию программы в 1 классе ( 34 часа, с сентября по май)
2. Планируемые результаты освоения программы
а) знать: знаменательные «странички» истории своей семьи, школы, города, России; профессии членов семьи, фамилию, имя, отчество, домашний адрес; герб, флаг города, России; правила поведения в обществе; многообразие животного и растительного мира.
б) уметь: вести диалог на разные темы; ориентироваться в пространстве; изображать увиденное в рисунках, рассказах.
3.Тематический план
Тема | Теория | Практика | Экскурсии | Всего |
1. Введение | 1 | - | - | 1 |
2. Род и родословная (семейное древо) | 1 | 1 | - | 2 |
3. Дом в котором я живу | 1 | 1 | - | 2 |
4. Улицы нашего города (Моя улица) | 1 | 1 | 1 | 3 |
5. Моя школа | 1 | - | 1 | 2 |
6. Мой город Заозерск ( почему так назван) | 1 | 1 | 1 | 3 |
7. Живой мир | 2 | 1 | 1 | 4 |
8. Народный календарь | 1 | 1 | - | 2 |
9. Чем богат наш край? | 1 | 1 | 1 | 3 |
10. Герб, флаг города, области | 2 | 1 | 1 | 4 |
11. Наш край в годы ВОВ | 2 | 1 | 1 | 4 |
12. Знаменитые люди | 1 | 1 | - | 2 |
13. Заповедники нашего края | 1 | 1 | - | 2 |
Всего часов: | 16 | 11 | 7 | 34 |
4. Содержание тем
1. Введение (1 ч)
История изучения края.
- Род и родословная (семейное древо) (2 ч)
Нарисовать родословное древо.
- Дом в котором я живу (2 ч0
Проект – творческая работа.
- Улицы нашего города (Моя улица) (3 ч)
Экскурсии, мемориальные доски.
- Моя школа (2 ч)
Традиции школы, история, знаменитые выпускники, исследовательская работа.
- Мой город Заозерск ( почему так назван) (3 ч)
Экскурсии, творческая работа, проект. История, архивы, памятники.
- Живой мир (4 ч)
Виртуальные путешествия, красная книга, заповедники, климат.
- Народный календарь (2 ч)
Изучение быта и культуры народов Севера. Знакомство с обрядами и обычаями. Изучение календарных праздников.
- Чем богат наш край? (3 ч)
Полезные ископаемые нашего края, промышленность.
- Герб, флаг города, области (4 ч)
Знакомство с геральдикой, творческая работа по созданию «герба» класса.
- Наш край в годы ВОВ (4 ч)
Беседы, музейный урок, встречи с ветеранами, экскурсии к местам боевой славы.
- Знаменитые люди (2 ч)
Литература, художники, музыка, , спорт.
- Заповедники нашего края (2 ч)
Творческая работа, проект.
- Список литературы
- Аверина А.М. О духовно – нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина// Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
- Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л.И. Божович// Вопросы психологии. – М.; Просвещение, 1975.-254с.
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях /Т.Г. Жарковская//
- Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 3 класс.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 4 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»
Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...