Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
рабочая программа по информатике (2 класс)
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф.Нестерова»
Рабочая программа
Внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления
«Как измерить время? Часовые механизмы, телеграф и другие средства связи.»
Составила: Дубровкина Е.В.
Учитель информатики в начальной школе
2012-2013 г
Пояснительная записка
Цели и задачи
Цель
Данный курс ставит своей целью ознакомить обучающихся с историей развития общества, средств связи и измерения времени, ролью связи на различных ступенях развития общества, различием видов связи, современными средствами связи и их видами, экономическими аспектами высокоскоростных средств связи, а также ролью отечественных ученых в развитии связи. Познакомить с представлениями людей о времени, возникновение часов, предпосылками создания и реформирования календаря, особенности летоисчисления по старому и новому стилю.
Задачи:
Изучив дисциплину обучающийся должен:
1. Знать и уметь использовать: освоить основные принципы передачи информации и их исторические аспекты в периоды с начала развития человечества до настоящего времени, узнать о самых значимых изобретениях человечества в области связи (телеграф, телефон, радио, телевидение) и измерения времени, ознакомиться с развитием новых технологий и их влиянием на совершенствование способов связи.
2. Владеть: знаниями по истории развития средств связи и измерения времени, различать виды средств связи, понимать роль связи на различных ступенях развития общества; знать принципы работы первых средств связи и формы их развития (телеграф, телефон, радио, телевидение, волоконно-оптические линии связи, Интернет). Оценивать экономические аспекты высокоскоростных средств связи. Понимать роль отечественных ученых в развитии связи и влияние развития способов передачи информации на прогресс общества.
3. уметь самостоятельно подбирать материал по заданной теме, используя различные источники информации (книги, журналы, видеофильмы, Интернет), для написания реферата; изложить собранный материал интересно и доступно.
Целью практических занятий является приобретение практических навыков изложения наработанного материала, умения задавать и отвечать на вопросы по теме.
Содержание курса
Радел: Как измерить время? Часовые механизмы.
1. Вводное занятие
Время и способы его измерения. Календари, принятые у разных народов. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён.
Практическая работа: проектирование и изготовление «вечного календаря».
2. Устройство солнечных, песочньих, огненных и водяных часов
Особенности устройства солнечных, песочных, огненных и водяных часов.
Практическая работа: проектирование и изготовление простейших часов (по выбору учащихся). Поиск в Интернет-сети простейших часов (по вариантам)
3. Особенности устройства первых механических колёсньгх и маятниковых часов.
Использование колеса вместо огня и воды. Маятниковые механизмы. Особенности устройства часов Галилея, Кулибина, Фузеи. Анкерный спуск и спираль Бреге. Особенности устройства и изготовления моделей простейших часовых механизмов.
Практическая работа: конструирование и изготовление простейших часовых механизмов из готовых деталей или деталей из набора «Юный часовщике. Поиск в Интернет-сети простейших часовых механизмов (по вариантам)
4. Особенности устройства первых электрочасов и электрочасовых систем в России в конце ХIХ — начале ХХ в.
Особенности устройства электрочасов Ф. С. Буткевича, представленных на Московской выставке мануфактурных произведений (1865 г.). Электромеханический морской хронометр И. А. Данишевского (1872 г.). Хронометры И. А. Тимченко (1882 г.), С. Л. Шизгала, И. Купцова.
Практическая работа: сборка часовых механизмов из деталей набора «Юный часовщик» (по выбору учащихся). Поиск в сети Итнернет первых электрочасов и электрочасовых систем.
5. Классификация современных часов и часовых систем
Классификация современных часов и часовых систем по функциональному и конструктивному признакам. Принципы действия часовых механизмов (механических, электрических, «радиоактивных», «радиоуглеродных»).
Практическая работа: систематизация материалов, отражающих историю развития часов; подготовка отчётов и рефератов (работа в сети Интернет).
б. Итоговая конференция и выставка работ учащихся. Оформление материалов (коллекции, рефераты) на итоговую конференцию и экспонатов на выставку.
Практическая работа: проведение конференции и выставки лучших работ детей (и работ педагога).
Раздел: Телеграф и другие средства связи.
1. Вводное занятие
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Использование дыма, звуков барабана, трубы и других средств для передачи информации. особенности устройства и изготовления макетов первых сигнальных средств.
Практическая работа: разработка и изготовление макетов первых сигнальных средств. (работа в сети Интернет)
2. Первые механические и оптические семафоры и телеграфы
Особенности телеграфных знаков первых оптических семафоров и телеграфов в Англии, Германии, России. Особенности устройства и изготовления моделей телеграфов К. Шаппа, И. П. Кулибина и др. Особенности азбуки К. Шаппа и азбуки С. Морзе.
Практическая работа: проектирование и изготовление моделей телеграфов (по выбору учащихся, работа в сети Интернет).
3. Первые электрические и электромеханические телеграфные аппараты
Электромагнитный телеграфный аппарат П. Л. Шиллинга. Буквопечатающие телеграфные аппараты Б. С. Якоби, С. Морзе, д. Э. Юза, Ж. Т. Бодо. Устройство перфоратора. Особенности устройства и изготовления моделей буквопечатающих телеграфных аппаратов. Первые объединения радио- любителей в России.
Практическая работа: Поиск в сети Интернет моделей телеграфных аппаратов (по выбору учащихся).
4. Изобретение радио, звукозаписи, телевидения и других средств связи.
История возникновения и развития радио. Работы А. С. Попова, Т. А. Эдисона, Г. Маркони и других учёных. Появление телефона и телевидения.
Звукозаписывающие аппараты Т. А. Эдисона. Особенности устройства и изготовления моделей первых радиоприёмных устройств. Развитие радиоспорта. Экспозиции средств связи в местных технических и краеведческих музеях.
Практическая работа: поиск в сети Интернет моделей первых радиотехнических устройств; осмотр экспозиции местного технического или краеведческого музея.
5. Классификация современных средств и систем связи
Разнообразие современных средств связи. Перспективы развития космических средств связи. Миниатюризация современных средств связи. Музеи по истории радио в России.
Практическая работа: составление систематизированных таблиц, отражающих современные средства связи.
б. Итоговая конференция и выставка работ учащихся
Подведение итогов занятий по программе. Подготовка рефератов, отчётов, пристендовых материалов и выставки работ.
Практическая работа: проведение конференции и выставки лучших работ учащихся; защита работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Радел: Как измерить время? Часовые механизмы. | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Устройство солнечных часов, песочных, огненных и водяных | 3 | 1 | 2 |
3 | Особенности устройства первых механических колёсных и маятниковых часов | 7 | 2 | 5 |
4 | Особенности устройства первых электрочасов и электрочасовых систем в России в конце ХIХ — начале ХХ в. | 7 | 2 | 5 |
5 | Классификация современных часов и часовых систем | 7 | 2 | 5 |
6 | Итоговая конференция и выставка работ учащихся | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 28 | 9 | 19 | |
Раздел: Телеграф и другие средства связи. | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Первые механические и оптические семафоры и телеграфы | 4 | 1 | 3 |
3 | Первые электрические и электромеханические телеграфные аппараты | 8 | 2 | 6 |
4 | Изобретение радио, звукозаписи, телевидения и других средств связи. | 9 | 2 | 7 |
5 | Классификация современных средств и систем связи | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговая конференция и выставка работ учащихся | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 35 | 10 | 25 |
Перечень практических занятий по теме:
«Телеграф и другие средства связи»
Элемент модуля | № | Содержание практических занятий | Кол-во часов |
1 | 1 | Средства связи и виды связи в древности | 2 |
2 | Причины появления новых средств связи | 2 | |
2 | 3 | Пути совершенствования связи (видов связи) | 2 |
3 | 4 | Телеграфная связь | 2 |
5 | История развития телефонной связи (электрической) | 2 | |
6 | Развитие телевидения. | 2 | |
4 | 7 | История развития радиосвязи | 2 |
8 | Предпосылки создания и развития современной оптической связи | 2 | |
5 | 9 | История развития Internet и его место в современных способах связи | 2 |
Итого | 18 |
Перечень практических занятий по теме:
«Как измерить время? Часовые механизмы»
Год | Определение промежутка времени: | ||
звёздный (сидерический) | |||
тропический | |||
аномалистический | |||
драконический | |||
лунный | |||
календарный юлианский (старый стиль); | |||
календарный григорианский (новый стиль) | |||
Месяц | Определение промежутка времени, близкого к периоду обращения Луны вокруг Земли. | ||
синодический | |||
звёздный (сидерический) | |||
драконический | |||
календарный | |||
Сутки | Эфемеридные | ||
Солнечные | |||
Средние солнечные | |||
Звёздные (сидерические) | |||
Секунда | Атомная (эталонная) | ||
Эфемеридная | |||
Современные единицы измерения времени | |||
системы указания времени суток. | |||
начало отсчёта времени | |||
обозначения временного интервала | |||
Кратные и дольные единицы | |||
Редкие и устаревшие единицы | |||
Часы | Особенности устройств древних часов | ||
Солнечные часы | |||
Песочные часы | |||
Огненные часы | |||
Водяные часы | |||
Механические часы | Механичевские колёсные часы | ||
Механические маятниковые | |||
Особенности устройств часов Галилея | |||
Особенности устройств часов Кулибина | |||
Особенности устройств часов Фузеи | |||
Анкерный спуск и спираль Бреге | |||
Электрочасы | Особенности устройств часов Буткевича | ||
Электромеханический морской хронометр Данишевского | |||
Хронометр Тимченко, Шизгала, Купцова | |||
Классификация | Классификация современных часов и часовых систем | ||
Классификация по функциональным признакам | |||
Классификация по конструктивному признаку | |||
Принципы действия часовых механизмов |
Главной целью практических занятий является закрепление изложенного в рамках курса и освоение нового теоретического материала. Подготовка обучающимися небольших рефератов является важным средством более глубокого усвоения учебного материала и приобретения практических навыков устного изложения материала.
Темы итоговых рефератов
Элемент модуля | № | Тема реферата |
1 | 1 | Средства связи и виды связи в древности |
2 | Сэмюэл Морзе | |
3 | Александр Грэм Белл | |
4 | Павел Львович Шиллинг | |
5 | Борис Семенович Якоби | |
6 | Клод Шапп | |
7 | Чарльз Уитстон | |
8 | Девид Эдуард Юз | |
9 | Жан Морис Эмиль Бодо | |
2 | 10 | Телеграфная связь |
11 | Сайрус Филд | |
12 | История развития телефонной связи (электрической) | |
13 | История открытия и развития телевидения | |
3 | 14 | История открытия и развития радиосвязи |
15 | Эрнст Вернер Сименс и история Siemens | |
16 | История Nokia | |
17 | История Ericsson | |
18 | История Motorolla | |
4 | 19 | Предпосылки создания и развития современной оптической связи |
20 | История развития Internet и его место в современных способах связи | |
21 | Волоконно-оптические датчики | |
5 | 22 | История открытия и развития лазеров |
23 | История BlueTooth | |
24 | Системы мониторинга | |
25 | Радары скорости и камеры слежения | |
26 | История развития систем GPS | |
27 | Wi-Fi | |
28 | Евгений Михайлович Дианов |
Основная цель данного вида самостоятельной работы - закрепление и систематизация знаний, полученных на занятиях, получение навыков поиска нужного материала с использованием бумажных и электронных источников информации, подготовка доклада и презентации, а также отработка умения излагать материал перед аудиторией. Для подготовки к защите рефератов выделено 22 часа времени самостоятельной работы.
Форма контроля усвоения материала
Текущий контроль усвоения теоретического курса осуществляется на консультациях и практических занятиях в виде устного опроса. В конце степень овладения материалом дисциплины проверяется на зачете.
Вопросы для подготовки к зачету по теме:
«Телеграф и другие средства связи»
Вопросы для подготовки к зачету по теме:
«Как измерить время? Часовые механизмы»
№ | Вопрос |
1 | Устройство солнечных, песочных, огненных и водяных часов |
2 | Календари разных народов |
3 | Маятниковые механизмы |
4 | Что такое хронометры |
5 | Назовите принцип действия электрических часов |
6 | Назовите принцип действия радиоактивных часов |
7 | Назовите принцип действия радиоуглеродных часов |
Технические средства обучения:
- наличие проектора для просмотра видеофильмов по дисциплине, для защиты рефератов с представлением презентации;
- компьютерный класс для оформления реферата и отчета по экскурсии в музей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Пипуныров В. Н. Развитие хронометрии в России / В. Н. Пипуныров, Е. М. Чернягин. — М., 1977.
2. Марценицев С. И. 150 лет отечественному телеграфу / С. и. Марценицен, В. В. Новиков. — м., 1982. ОХЕОНВ. Большая энциклопедия школьника. М., 2008.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование./ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов/ под ред. Горского В.А. – 2-е изд. – М. : «Просвещение», 2011 – стандарты второго поколения.
4. Рыжов К. В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2001
5. Левин В. И. История информационных технологий: Учеб. пособие. - М.: Бином, 2007
6. Семенюта Н. Ф. История электрической связи на железнодорожном транспорте (прошлое, настоящее и будущее): научно-попул. изд./ . - М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2008
7. 100 лет на связи. К юбилею Владивостокской городской телефонной сети (1907 - 2007). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
Программа внеурочной деятельности начального общего образования
Программа составлена на основе нормативных документов: -Закон Российской Федерации « Об образовании». -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Концепция...
Рабочая программа внеурочной деятельности, ориентированная на достижение результатов по духовно-нравственному направлению факультатив:"Основы православной культуры России"
Рабочая программа по ОРКСЭ направление: "Основы православной культуры России" для 4 класса...
Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательны...
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных л...
Рабочие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования
Программы дополнтельного образования...