Рабочая программа внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» 3 класс
рабочая программа (3 класс)
В материале представлена программа учебного курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Открываем тайны слова" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryvaem_tayny_slova.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № _______
к основной образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Открываем тайны слова»
3 класс
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
«Открываем тайны слова»
3 класс (34 часа)
1 раздел
Тайны слова.
Важные для каждого человека слова: Родина, Отечество, мама, семья, собственное имя; их значение в становлении личности гражданина и патриота страны. Происхождение и значение собственных имён. Наиболее распространенные фразеологические обороты и их лексический смысл. Роль слова в речи человека, возможности слова. Слово – это поступок, верность данному слову. Слова чести, совета, молитвы. Слова, без которых можно обойтись в общении. Создание собственных новых слов.
2 раздел
Речь, речь, речь….
Речь наших предков и современная речь. Речь носителей других языков, возможности и способы понимания чужой речи. Мудрость народа, заключенная в пословицах, поговорках, загадках. Народные сказки и притчи, чему они могут научить нас.
3 раздел
Я мыслю – я говорю.
Речь как одна из важнейших характеристик человека: проявление в речи характера, уровня образованности и воспитанности, мировоззрения, отношения к другим людям. Умение человека выразить мысль чётко и понятно. Многословие, хвастовство. Способность сказать правду. Совесть и раскаяние, выраженные в слове. Великий дар прощения.
4 раздел
Я и мой собеседник.
Способность людей слушать и понимать друг друга. Формы диалогической речи (диалог, беседа, дискуссия) их особенности. Спор и ссора: отличительные черты. Самые важные правила беседы.
5 раздел
Красота человеческого общения.
Способности человека к общению с другими людьми, причины по которым речевой контакт может не состояться, способы преодоления непонимания. Общение с родными и незнакомыми людьми. Современные средства общения.
Планируемые результаты освоения учебного курса
внеурочной деятельности «Открываем тайны слова»
Обучение диалогу - одна из центральных задач развития устной речи учащихся младших классов. С одной стороны, овладение лексикой и умением выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – формирование умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций. Поэтому работа над диалогической речью школьника выступает как цель и как средство практического овладения языком, обогащения интеллектуальной и духовной сферы его личности.
Основная идея учебного курса «Открываем тайны слова» заключается в мотивации учащихся к освоению диалога как высшего, духовно и личностно ориентированного уровня человеческого общения, в формировании потребности использовать диалогическую речь как необходимое условие общекультурного, личностного развития человека.
Курс направлен на формирование и развитие речевых компетенций в области диалогического общения и диалогической речи младших школьников. В основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы, а также духовно-информационный подход к слову (В.Ю. Троицкий).
Учебный курс внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» носит образовательно-воспитательный характер и направлен на формирование целостной личности младшего школьника, его интеллектуальных, духовных и нравственных качеств посредством развития диалогической речи учащегося в условиях ценностно-ориентированного диалога.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- общие представления о языке, как основном средстве общения между людьми.
- умение гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
- умение сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
- умение понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
- уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в речевой деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность для формирования начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно пользоваться всеми составляющими родного языка: звук, слово, грамматическая система;
- логически правильно выражать мысли и чувства в форме развернутого высказывания (текста) с соблюдением главных требований к речи;
- налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения;
- сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать, аргументировать свои высказывания;
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы с целью поддержания диалогического общения;
- в вежливой форме аргументировано выражать согласие или несогласие с действиями или мнением партнера, высказать просьбу, совет, поручение, благодарность; пользоваться этикетными формулами приветствия и прощания и т.д.;
- соблюдать очередность высказываний (игровых речевых действий);
- продуцировать в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обобщение, обсуждение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения слушать и слышать партнера по общению;
- умения понимать друг друга в диалогах разного характера, т.е. овладение культурой взаимопонимания;
- умения инициативно высказываться;
- речевого внимания; фонематический слух, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи;
- способности учащегося вступать в инициативные отношения с учителем и учащимися;
- умения поддерживать диалог с партнером по общению, обмениваться с ним мыслями и чувствами;
- умения исследовать учебную ситуацию с помощью вопросов;
- умение вести беседу, участвовать в дискуссии, коллективном обсуждении проблем, вести разговор по телефону;
- умение правильно использовать интонацию в побудительных предложениях с выражением просьбы, совета, требования;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств.
- Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Коли чест во часов | Форма проведения | Целе вые прио ритеты воспитания | ЭОР (электрон ные образова тельные ресурсы) |
1 | Тайны слова. | 14 | беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры, работа со словарями | 1, 2, 3а, 3б,3в, 3д, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4 | |
2 | Речь, речь, речь… | 5 | дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры, инсцениров ка | 1, 2, 3а, 3в, 3г, 3д, 3е, 3к | |
3 | Я мыслю – я говорю. | 7 | эвристичес кая беседа, дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры, инсцениров ка | 1, 2, 3а, 3б, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к, 4 | |
4 | Я и мой собеседник. | 4 | дискуссия, анализ проблемных ситуаций, дидактичес кие игры | 1, 2, 3а, 3в, 3г, 3д, 3е, 3к | |
5 | Красота человеческого общения. | 4 | итоговый проект | 1, 2, 3,4 | |
Итого | 34 |
Целевые приоритеты воспитания:
- Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
- Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Открываем тайны слова»
№ п/п | Тема занятия | Коли чество часов | Дата прове дения | |
Раздел 1. Тайны слова. | ||||
1. | Дорогие сердцу слова | 1 | ||
2. | Тайна имени | 1 | ||
3. | Какие слова душу согревают? | 1 | ||
4. | Слово, откуда ты родом? | 1 | ||
5. | Почему мы так говорим? | 1 | ||
6. | Сила слова | 1 | ||
7. | Слово пуще стрелы разит | 1 | ||
8. | Слово – это поступок | 1 | ||
9. | Верность данному слову | 1 | ||
10. | Честное слово | 1 | ||
11. | Совет и послушание | 1 | ||
12. | Сила молитвенного слова | 1 | ||
13. | Лишние слова | 1 | ||
14. | Создадим слово сами | 1 | ||
Раздел 2. Речь, речь, речь… | ||||
15. | Из глубины веков … до наших дней | 1 | ||
16. | Чужая речь, что дремучий бор | 1 | ||
17. | Народная мудрость (поговорки, пословицы, загадки) | 1 | ||
18. | В гостях у сказки | 1 | ||
19. | Мудрые притчи | 1 | ||
Раздел 3. Я мыслю – я говорю. | ||||
20. | По речи узнают человека | 1 | ||
21. | Умение сказать главное | 1 | ||
22. | Многословие – молчание. Хвастовство | 1 | ||
23. | Вымысел, небылицы | 1 | ||
24. | Что легче: правда или ложь? | 1 | ||
25. | Совесть и раскаяние | 1 | ||
26. | Великий дар прощения | 1 | ||
Раздел 4. Я и мой собеседник | ||||
27. | Умеем ли мы слушать и понимать друг друга? | 1 | ||
28. | Диалог, беседа, дискуссия | 1 | ||
29. | Спор и ссора. Умеем ли мы убеждать? | 1 | ||
30. | Самые важные правила беседы | 1 | ||
Раздел 5. Красота человеческого общения. | ||||
31. | Анкетирование «Умею ли я общаться? Что мне мешает?» | 1 | ||
32. | Общение с родными и незнакомыми людьми. | 1 | ||
33. | Дискуссия «Современные средства общения: «за» и «против»» | 1 | ||
34. | Подготовка и презентация проектов на тему «Значение общения в жизни человека» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс
Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс
Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"1 класс
рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов"2 класс
рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....
[27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.
Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России....