Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС .Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_etika_.azbuka_dobra.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №18 г. Белгорода Андреева Е.Н../___________/ «___» ______201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №18 г. Белгорода Андреева В.Н../_____________/ Приказ № ____ от«___» августа 201__г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружка «Этика.Азбука добра»
(1 класс)
Учитель начальных классов:
Ефанова Любовь Митрофановна
г. Белгород,
2013-2014 уч. год
Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
Автор программы: Ефанова Любовь Митрофановна
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
«___» ____________ 201___ г., протокол № ____
Председатель _________ Андреева В.Н.
Пояснительная записка
Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС .Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год.
Новизна заключается в необходимости нравственного образования и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано с идеей добра и справедливости, общения и интереса детей. Кружок «Этика. Азбука добра» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к учению, стремиться развивать духовно-нравственную деятельность. Программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая заключается в следующем:
«... Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, инноватики...»
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности... начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Педагогическая целесообразность: Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников, как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»), так и во внеурочной деятельности в форме кружка «Этика. Азбука добра», который входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.
Системность:
Курс строится на частных и жизненных примерах.
Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
1.Расширять кругозор обучающихся в разных областях духовно-нравственной культуры.
2.Способствовать организации нравственно образованного младшего школьника.
3.Прививать основы духовно-нравственной культуры.
4.Уметь осуществлять нравственный выбор.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7-8 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю – среда, начало занятий (14.00 – 14.35) не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия составляет – 35 минут.
Принципы научности программы: создание условий для повышения мотивации к обучению, стремление развивать гуманитарные возможности каждого учащегося.
Практическая направленность:
игровая, творческие формы, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Предполагаемые предметные результаты
Ученик получит практические знания взаимоотношений между людьми.
Научится: доброжелательности, заботе, сопереживанию, толерантности, сочувствию на основе которого и формируется нравственное сознание.
- Развитие интереса к программе кружка
- Успешное усвоение учебного материала на уроках
- Выступление на олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня
Ожидаемые результаты:
Занятие в кружке должны помочь учащимся усвоить нравственные правила, оценивать свои поступки и овладеть основными общепринятыми нормами развития личностно значимого поведения в обществе.
Предполагаемые метапредметные результаты
- сравнение
- анализ
- обобщение
- установление аналогий и причинно-следственных связей
- установить соответствие поступков нравстве6нным правилам
- способствовать активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- ведение диалога
- признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
- выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения
- уважительное восприятие других точек зрения.
Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу.
Развитие способности увидеть. нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы кружка.
В процессе освоения материалов кружка ученик получает:
- знания о характере взаимоотношений с другими людьми;
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям;
- эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности,формирования нравственного сознания младшего школьника.
- осознавать базовые гуманистические ценности.
- характер отношений между людьми.
- необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи:
- самооценки и самопроверки,
- повторять,
- уточнять и формировать начальные нравственные представления,
- знакомить с нравственными понятиями
- использовать различные способы поиска информации: библиотека, Интернет, с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы коллективные обсуждения, вопросы «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет,
участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 | О трудолюбии
| 8 | 11 | 15 | 16 |
2 | Культура внешнего вида | 5 | 8 | 11111 4 чч. | 4 |
3 | Школьный этикет | 7 | 5 | 4 | 5 |
4 | Правила общения | 7 | 4 | 6 | 5 |
5 | Внешкольный этикет | 6 | 5 | 4 | 3 |
Всего часов: | 33 | 34 | 3333 34 чч. | 34 |
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | О трудолюбии
| 8 | 1 | 7 |
2 | Культура внешнего вида | 5 | 2 | 3 |
3 | Школьный этикет | 7 | 2 | 5 |
4 | Правила общения | 7 | 3 | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 | 3 | 3 |
Всего часов: | 33 | 11 | 22 |
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
(Первый год обучения)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Мы пришли на урок | Учебные игры: организация | 04.09 | |
2 | Этикет прихода и ухода учащихся из школы | Ученик входит в класс до начала урока. Ученик опоздал на урок. | 11.09 | |
3 | Общение учащихся в форме спора | Спор на тему: (Уважительная или неуважительная причина опоздания на урок) | 18.09 | |
4 | Зачем нужны перемены? | Игра: «Всегда внимателен» | 25.09 | |
5 | Этикет внешнего вида учащегося | Анализ и оценка внешнего вида всех учащихся класса | 2.10 | |
6 | Мы в школьной столовой | Личный пример, каждому -дисциплина. | 09.10 | |
7 | Зачем нужны вежливые слова? | Поиск информации Оценивание | 16.10 | |
8 | Правила делового поведения и учебного труда учащихся на уроке | Упражнение в реализации одного из свойств воды: думать, прежде чем делать | 23.10 | |
9 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Игра «Обратись правильно» | 06.11 | |
10 | Правила поведения в столовой для воспитанных детей. | Игра –выступление на знание правил этикета. | 13.11 | |
11 | Мой учитель | Описание сюжетных игр | 20.11 | |
12 | Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку | Подвижные игры | 27.11 | |
13 | Этикет на занятиях в кружках по интересам | Викторина и конкурс на знание одного из учебных предметов | 4.12 | |
14 | Учись учиться | Угадывание полученных чисел | 11.12 | |
15 | Умение мыслить | Упражнения на развитие сообразительности | 18.12 | |
16 | Выполнение учащимися своего режима дня | Составьте схемы режима дня | 25.12 | |
17 | Конкурс на деловой внешний вид. Задачи-смекалки. | Учебная игра | 13.01 | |
18 | Этикет движений при общении. Прятки с «фигурами». | Отработка этикета в движении | 20.01 | |
19 | Этикет общения на празднике в школе. Игры. | Упражнения на сообразительность | 27.01 | |
20 | Деловое сотрудничество с одноклассниками (создание коллектива , товарищества в классе) | Упражнение в осознанном применении мыслительных процессов для разгадывания загадок | 05.02 | |
21 | Этикет вежливого общения | Учебные игры в употреблении слов вежливости в общении | 12.02 | |
22 | Доброжелательное отношение к одноклассникам | Пожелания соседу по рабочему столу. | 26.02 | |
23 | Общение с одноклассниками в форме игры | Игра со стихотворными считалками | 5.03 | |
24 | Одобрение достоинств и осуждение недостатков одноклассников | Учебная игра на сюжет басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» | 12.03 | |
25 | Бережливость: каждой вещи свое место | Игра «Школьная вещь», Пожелания товарищу | 19.03 | |
26 | Достижение взаимопонимания с одноклассниками | Упражнения в споре, убеждении, воспитательной беседе | 2.04 | |
27 | Справедливость к одноклассникам | Решение мыслительных задач | 9.04 | |
28 | Основные правила Мойдодыра | Учебная игра «Убедись» | 16.04 | |
29 | Каждой вещи свое место | Практическое занятие | 23.04 | |
30 | Правила поведения на улице, в транспорте | Просмотр презентации Обсуждение одноклассников | 30.04 | |
31 | «Спасибо и пожалуйста» | Учебная игра | 7.05 | |
32 | Этика добра | Учебная игра на сюжет сказки (Сказка о царе Салтане) | 14.05 | |
33 | Этика: азбука добра | Игры по желанию | 21.05 |
Содержание изучаемого курса программы внеурочной деятельности
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значенияв установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
3накомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор» драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Методическое обеспечение:
формы проведения занятий – аудиторно - кабинетные, информационно-библиотечные, игровые с использованием ЭОР, исследовательские, поисковые.
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса – словесные, наглядные, метод ассоциаций.
- дидактический материал- игры, карточки, таблицы, дидактические материалы.
- техническое оснащение учебных занятий – мультимедиа, презентации, Интернет –ресурсы.
- формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы внеурочной деятельности - игра, конкурс, КВН, соревнование, турнир.
Литература:
- Аджиева Е.М., Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. 50 сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. - М., 1950
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Ефросинина Л.А. Словарь – справочник по литературному чтению. Книгочей. 1-4 классы. – М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.
- Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига 1997.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1984.
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная Пресса, 2000.
- Краткий словарь по социологии. - М., 1989.
- Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. - М.,1993.
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. - М.,1982.
- Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.Д987.
- Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком. – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
- Орлова Л.В. Азбука моды. - М., 1998.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Театрализованные игры в
- Программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;
- Психология. Словарь. - М., 1990.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993.
- Семейное воспитание. Словарь. - М., 1990.
- Семья принимает гостей /Л.В.Алберте и др. - М.: Культура и традиции,1995.
- Словарь по этике. - М.,1989.
- Смирнов А.М. Психология. - М.; Учпедгиз, 1962.
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Учебные стандарты школ России. - Книга 1 / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: Прометей, 1998.
- Хомякова И.С., Петрова В.И. «Этика: азбука добра».
Интернет-ресурсы:
- www.school2100.ru - Федеральный сайт учредителей программы «Школа 2100».
- www.openworld.ru/school - Официальный сайт журнала «Начальная школа».
- www.1 september.ru - Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» — методическая газета для учителя начальной школы.
- www.4stupeni.ru - Конспекты уроков для начальной школы.
- www.100zatey.ru - Детские праздники, выпускные в начальной школе.
- http://future4you.ru/ - Всероссийские очные и заочные дистанционные конкурсы и олимпиады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.
Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по теме: «Улыбка ангела» в 1 А классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...
Рабочая программа и КТП кружка "Этика: азбука добра"
Программа разработана на основе авторской программы факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петро...
«Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Этика: азбука добра".
Рабочая программа «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.Нравственное разв...