Конспект урока окружающего мира "Из истории имен"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урка по окружающему миру "Из истории имен".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istor_imen.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Из истории имен.

Цели:

  • развивать познавательные способности детей,
  • познакомить с начальными сведениями об именах, структуре имён;
  • учить объяснять их происхождение и значение,
  • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу.

Оборудование:

  • указатели с названиями залов,
  • карточки с именами,
  • таблицы с женскими и мужскими именами детей класса,
  • викторина и кроссворд об именах,
  • табличка с пословицей об имени и с фразеологизмами об именах.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

 - О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Как называлось наше государство  в разные времена?

- Назовите наиболее значительных людей в истории нашего государства.

- Какие события произошли в ХХ веке?

- Как стало называться наше государство после Октябрьской революции?

- Почему произошла революция?

Проверка домашнего задания:

Индивидуальный опрос.

Тест:

  1. Как называлось наше государство в 9 веке?
  2. Напиши имя первого князя, правившего на Руси.
  3. Как звали княгиню, которая мстила за смерть мужа?
  4. Как звали первого царя на Руси?
  5. Кто стал первым русским  императором?
  6. Назовите правителя, который ввел медицинскую помощь для простых людей?
  7. Кто стал последним русским императором?

II.  Открытие новых знаний:

- Что вы записали? (имена).

- Как называется  тема в нашем учебнике?

Отгадайте ребус:                                  

- Что такое родословная?

- Что такое род?

- Кто такие предки?

- А что значит семья?

- Как называется наука, изучающая родословную человека?

- Молодцы!

У. Есть такая поговорка: “Иван, не помнящий своего родства”. Каков смысл этой поговорки?

(Человек, который не помнит своих предков, это неблагодарный человек. Предками своими нужно гордиться. Это дань памяти, благодарности.)

У. Как вы думаете, ребята, как относятся к таким людям окружающие? (с осуждением)

Молодцы!

У. Прежде чем перейти к новой теме, я попрошу вас отгадать загадку:

- Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми, чем вами?

- Да, действительно, это имя.

У. Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая и определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках. (открывается табличка на доске).

Как вас зовут?

Целеполагание:

У. Как вы думаете, о чём мы с вами узнаем в этом музее, судя по его названию?

- Главным экскурсоводом буду я, и в каждом зале у меня будут помощники.

Надеюсь, ребята, что вы будете не просто молчаливыми слушателями и зрителями, а активными посетителями нашего музея.

У. Итак, начинаем наше путешествие. И мы входим в первый зал нашего музея.

- Прочитайте его название. (открывается табличка на доске).

Почему нас так зовут?”

У. Как вы думаете, кто может задать такой вопрос? (герои литературных произведений)

У. Авторы литературных произведений дают своим персонажам очень выразительные имена, которые не нужно разгадывать, что они означают. Здесь всё понятно. И вы, я думаю, их без труда сейчас назовёте. А попутно назовите автора и название произведения.

(загадки загадывают ребята – помощники экскурсовода)

1-й ученик:

“В чашечке тюльпана, на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали….”

2-й ученик: “Девочка беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, говорит старикам: “Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…)

3-й ученик:

“Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых?”

“Как зовут малышей – коротышек из романа – сказки “Приключения Незнайки и его друзей”?

- Молодцы!

У. То же самое мы можем наблюдать и у людей, но для этого перейдём в следующий зал. (открывается табличка)

“Так было”.

У. Ребята, как вы думаете, сколько всего в мире имён? (предположения детей).

У. 4 миллиарда. И это не так уж удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Ученик: Наши предки – жители Древней Руси носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Ученица: Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын – первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.

Ученик: Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач.

Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Ученица: Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребёнка от злых духов. Эти имена не значили, что ребёнок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

Некрас, Ненаш, Немил, Дурак.

Ученик: После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.

Коль ты родился в день Ефима,
Так назван именем таким.

Если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка.

У. Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря.

Работа по учебнику с. 40 – 45

III. Закрепление:

Переходим в следующий зал. (открывается табличка)

Ты и твоё имя”

Учитель:

- Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный

Имя своё от родителей в сладостный дар получает.

У. – Дать имя новорождённому очень трудно. Каждый член семьи предлагает своё имя. Удача в выборе имени малышу не всегда приходит сразу. Случаются споры и расхождения, мучительные раздумья и поиски. В связи с этим складываются иногда комические ситуации. Одна из таких ситуаций описана в стихотворении Юрия Благова “Выбор имени”.

(чтение стихотворения учеником).

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий, Моций, Овен, Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовём посовременней:
Гелий, Атом, Космодром. 
Дочь, захваченная спором, 
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь поспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

У. Какое же имя выбрали для малыша? Почему?

- А вы знаете, почему вас так назвали?

(рассказы детей)

У. Давайте поиграем с вашими именами.

Игра “Не ошибись”

У. Я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя.

Рома –

Уля –

Саша –

Женя –

Аня –

Настя –

Даша –

Тая –

Оля –

Кристина –

У. А чем интересно имя Женя?

- Назовите ещё имена, которыми называют и мальчиков, и девочек.

- А есть ли такие имена в нашем классе?

- Прочитайте вот это имя на карточке. (Фёдор).

У. – Кого так зовут?

- Образуйте от него женское имя. (Федора).

- Где оно вам встречалось?

Конкурс “Тёзки”

У. Назовите как можно больше своих известных тёзок.

- Имя, ребята, у вас у каждого одно. Но вас по-разному называют мамы, бабушки, папы, подруги и друзья. У каждого имени есть несколько ласковых форм.

- Напишите на лепестках цветка ваши ласковые имена.

- Прочитайте, как вас называют ваши родные.

- Вам нравится, когда вас называют ласково? Что вы при этом чувствуете?

- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому.

- Имя человека может о многом нам поведать. Об этом мы узнаем в следующем зале. (открывается табличка).

“Что значит твоё имя?”

У. - Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Кто-то из вас уже знает значение своего имени, а для кого-то это будет сюрприз и маленькое открытие.

- Ребята, расскажите, что значит ваше имя, из какого языка оно пришло. (рассказы детей)

- Давайте обратимся к табличкам на доске. На них ваши имена и их значения.

Мужские имена:

Александр – (греч.) – защитник людей

Роман (греч.) – крепкий, сильный

Валерий (лат.) – бодрый, крепкий

Евгений (греч.) – благородный

Женские имена:

Кристина (греч.) – посвящённая Христу

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная

Яна (евр.) – “Милость Божья”

Дарья (перс.) – сильная, побеждающая

Ульяна (римс.) – заводная, жизнелюбивая

Анастасия (греч.) – воскресение

Таисия (егип.) – “посвящённая Изиде”

Александра (греч.) – защитница людей

Ольга (сканд.) – священная

Анна (евр.) – благодать

Ксения (греч.) – гостья

У. Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу: (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

У. Как вы понимаете эту пословицу?

- Переходим в следующий зал. (открывается табличка на доске).

“Имена-смешинки”

У. Среди множества имён есть забавные и смешные. Есть напоминающие по звучанию голоса и звуки природы, различные предметы.

Чтение стихотворений учащимися.

Имена мальчиков.

Имена девочек.

Как славно мальчиков зовут! 
Вот Барри – пушечный салют.
И Патрик – парус средь простора, 
И Роберт – ровный рёв мотора, 
Том – стук копыт издалека, 
И Питер – пенье пастушка, 
И Чарли – чистый речки звон 
По камушкам… 
И просто Джон.

Как славно девочек зовут!
Вот Шейла – шёлковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звёздочка ночная,
И Флора – щедрая весна,
И Лола – плавная волна,
И Линда – Белл – звонок у двери:
“Дин-дон!” – Кто там?
И просто Мери.

У. Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и друзей определения, подобные этим.

IV. Обобщение.

У. Наше путешествие по историческому музею заканчивается. Что интересного вы сегодня узнали? Чем запомнится вам это путешествие?

- Что же такое имя?

Запись в тетрадях: Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении.

- Роль личного имени в жизни человека велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности. Отсюда и появились выражения:

У него доброе имя.

Не позорь моего имени.

У. Что при этом имеют в виду?

- Об именах можно говорить бесконечно. Чтобы побольше узнать интересного о них, я предлагаю вам викторину и кроссворд. (см. “Тетрадь творческих заданий” 3 класс, с. 19, авторы Е.В Саплина, А.И. Саплин). Решать его и отвечать на вопросы вы будете в течение недели к следующему уроку. А ещё поищите или вспомните фольклорные дразнилки с именами. Это будет вашим домашним заданием.

V. Рефлексия:

У. Среди букв, записанных на доске, есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их попарно, а из оставшихся букв сложите слово. Вы получите свою оценку за урок.

Хо в т ж х в л з и ж о о ч з н (отлично)

Спасибо за урок!

Викторина.

  1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми?
  2. Назовите самые короткие имена.
  3. Назовите самые длинные имена.
  4. Когда мальчика называют ласковым женским именем?
  5. Какие имена читаются одинаково слева направо и справа налево?
  6. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имён?
  7. Назовите имя девочки, которое состоит из двух имён – мальчика и девочки.
  8. Как зовут мэра нашего города?
  9. Кто первым полетел в космос?
  10. Назовите имя первой женщины – космонавта.
  11. Что получится, если написать тридцать я?

Домашнее задание:

С. 40 – 45 читать, пересказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".

Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы....

Конспект урока окружающий мир по теме "Страницы истории XIX века"

Представлен конспект для 4 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний об образовании новой страны - СССР;·        формирование пре...