Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 3 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr.mir_3_kl.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 3 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа 3 класса призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Курс «Окружающий мир» 3 класс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Цели
Изучение курса «Окружающий мир» 3 класс в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса 3-его класса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета
Специфика курса «Окружающий мир» 3 класс состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
3 класс представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» 3класс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса 3класса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» 3класс осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» 3 класс лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» 3класс занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений
1 линия развития, уметь объяснять мир
Как устроен мир.
- объяснять, что такое погода, показатели погоды, климат;
- объяснять, что такое человеческое общество;
- перечислять природные зоны, их особенности;
Это удивительная природа
- узнавать о жизни людей, животных и растений
- узнать об огромной роли воды в быту и хозяйстве;
- узнать о разнообразии веществ их свойствах;
- объяснит три состояния воды – жидком, твёрдом, газообразном, их взаимных переходах, «круговорот воды в природе».
Мы и наше здоровье.
- Изучать строение тела человека, его внутренний органы;
- Отличать здоровый образ жизни от и нежелательного;
- Рассказывать о роли закаливания для организма человека. Предупреждать инфекционные болезни; соблюдать правила поведения заболевшего.;
Наша безопасность.
- узнавать как правильно себя вести в ситуациях: «пожар», «авария водопровода», «утечка газа». Правила безопасного поведения пешехода на улицах и дорогах. Опасные места дом и в природе.
Чему учит экономика.
- Уметь объяснить что такое экономика, бюджет, промышленность;
- Уметь отличать подарок от взятки;
Путешествие по городам и стран.
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Как устроен мир (6 ч).
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (6 ч).
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (11 ч).
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам (17 ч)
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру 3класс
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Учебная четверть | Тест | Контрольная работа | Диагностическая работа |
7 | - | 1 | |
5 | 1 | - | |
12 | - | - | |
5 | 1 | 1 | |
Итого | 29 | 2 | 2 |
Тематический план 3 класс.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
экскурсии | практические работы | |||
1 | Как устроен мир | 6 | 2 | - |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 2 | 5 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | - | 1 |
4 | Наша безопасность | 6 | - | - |
5 | Чему учит экономика | 11 | - | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам | 17 | - | - |
Итого | 68 | 4 | 7 |
Большое значение для выполнения программы 3 класса имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и ученика, а также обучающихся друг с другом.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Учебно-методическое обеспечение.
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2013
3.Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО
2.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
3.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
4.Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
5.Интернет- ресурсы
6.CD-ROM: «Уроки. Начальная школа.» ООО «Кирилл и Мефодий»
«Большая энциклопедия» ООО «Кирилл и Мефодий»
«Окружающий мир» Электронное приложение к учебнику А,А,Плешакова
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ( А.А.Плешаков) ( 2 часа в неделю)
№п/п | № ур. | Тема урока. | Дата | Тип урока. | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | |||||||||||
1 четверть(18ч) | ||||||||||||||||||
Как устроен мир (6 часов) | ||||||||||||||||||
1 | 1 | Природа. Экскурсия по теме «Природа» | Урок-экскурсия | О природном многообразии и значении природы для людей. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. | Классифицировать природные объекты, моделировать экологические связи. Приводить примеры объектов живой и неживой природы. | Фронт. – индив. Устный опрос | ||||||||||||
2 | 2 | Человек. Диагностическая работа | Изучение нового материала | Человек – часть природы, разумное существо. О психических процессах. | Доказывать, что человек – часть живой природы. Выявлять сходства и отличия его от других представителей живого. | Фронт. – индив., Диагн. | ||||||||||||
3 | 3 | Общество. |
| Урок-беседа | Что такое общество и его составные части (семья, народ, государство). Человек живёт среди людей, в обществе. | Определять положение человека в мире. Рассказывать о своей семье; об одном из народов мира. | Фронт. –индив., тест | |||||||||||
4 | 4 | Мир глазами эколога. | Изучение нового материала. | Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Что такое окружающая среда. | Используя дополнительную литературу приводить примеры и рассказывать об экологических проблемах в мире. | Фронт. – индив. тест | ||||||||||||
5 | 5 | Природа в опасности! Экскурсия по теме «Природа в опасности!» | Урок -экскурсия | О положительном и отрицательном воздействии человека на природу. Что такое заповедники и национальные парки. | Обсуждать примеры отрицательного и положительного воздействия; приводить примеры о мерах по охране природы. | Фронт. –индив. | ||||||||||||
6 | 6 | Охрана природы. | Изучение нового материала. | Правила поведения в природе. | Распознавать природные объекты . Используя дополнительное литературы вывести правила поведения в природе. | фронтальный. | ||||||||||||
7 | 7 | Обобщающий урок. | обобщение и систиматизация знаний | О роли человека в природе. | Сделать выводы о роли человека в природе. Привести доказательства, что человек является частью этой природы. | Индивид. Тест . | ||||||||||||
Эта удивительная природа (18 часов) | ||||||||||||||||||
8 | 8 | Тела, вещества, частицы. | Урок-практикум | Основные понятия – тела, вещества, частицы. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. | Устанавливать различия между твёрдым телом, жидкостью и газом, доказывать существование мельчайших, не видимых глазом частиц. | Практическая работа. тест. | ||||||||||||
9 | 9 | Разнообразие веществ | Урок -практикум | О разнообразии веществ: (поваренная соль, сахар, крахмал, кислота и др.). Правила пользования кислотами. | Исследовать вещества. Проводить опыты по выявлению крахмала в продуктах питания. | Практическая раб. тест | ||||||||||||
10 | 10 | Воздух | Урок -практикум | Воздух – смесь газов. Состав воздуха и его свойства. О мерах по охране чистоты воздуха. | Рассказывать о воздухе и называть его состав; опытным путём определять его свойства. | Фронт.-индивид. Практическая работа тест | ||||||||||||
11 | 11 | Вода. | Урок -практикум | Свойства воды. Вода растворяет многие вещества. О значении воды для живых организмов. | Устанавливать свойства воды, применять знания о частицах и моделировать природные процессы. | Фронт. – индив., в группах практ/раб | ||||||||||||
12 | 12 | Превращения и круговорот воды | Урок-практикум | О трёх состояния воды – жидком, твёрдом, газообразном, их взаимных переходах, «круговорот воды в природе». | Приводить примеры воды в трёх состояниях. Рассказывать о круговороте воды в природе, используя схему. | Фронт. – индив. Тест. практ/раб | ||||||||||||
13 | 13 | Береги воду! | Урок-закреплен. полученных знаний | Об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека. | Рассказывать об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека. | Самостоятельная работа в группах. | ||||||||||||
Рассказывать о разрушении в природе горных пород. Выявлять факторы этого процесса. | ||||||||||||||||||
О разрушении в природе горных пород. Факторы этого процесса (изменения температуры, действие воды, ветра, растений). | ||||||||||||||||||
14 | 14 | Как разрушаются камни | исследование | |||||||||||||||
15 | 15 | Что такое почва?» Экскурсия по теме «Почва» | Урок - экскурсия. | Почва – это верхний плодородный слой земли. Основные свойства почвы; состав почвы. | В ходе экскурсии изучить состав почвы. С помощью схемы учебника и динамической модели выявлять связь почвы и растений. | Фронт. – индив., | ||||||||||||
16 | 16 | Разнообразие растений. | Урок-изучение нового материала | Царство растений делят на несколько групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. | Классифицировать растения, распределять их по группам. Приводить примеры различных видов растений с помощью дополнительной литературы | Фронт. – индивидуальная. Творческое задание. | ||||||||||||
17 | 17 | Солнце, растения и мы с вами. | Урок- изучения нового материала (беседа) | О взаимосвязи солнца, растений и человека. О великой роли растений в поддержке жизни на Земле. | Рассказывать о дыхании и питании растений, моделировать эти процессы с помощью динамических схем. | тест | ||||||||||||
2 четверть(13ч) | ||||||||||||||||||
18 | 1 | «Размножение и развитие растений». | комбинированный | О размножении и развитии растений из семени; об опылении у растений и о насекомых-опылителях. | Выявлять приспособленность плодов к различным способам распространения. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
19 | 2 | Охрана растений. | Урок-закрепление полученных знаний. | О факторах отрицательного воздействия человека на мир растений; названия растений, которые нуждаются в охране. Меры охраны растений и правила поведения в природе. | Выявлять факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Обсуждать меры охраны растений и правила поведения в природе. Объяснять экологические знаки. | Фронт. – индив., в парах | ||||||||||||
20 | 3 | Разнообразие животных. Экскурсия по теме «Разнообразие животных» | Урок-экскурсия. | Зоология – наука о животных. Группы царства в животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | Классифицировать животных, распределяя их по группам. Приводить примеры различных видов животных с помощью дополнительной литературы. | Индивид. Устный опрос. | ||||||||||||
21 | 4 | Проект «Кто есть кто?» | Урок-проект | Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания . | Классифицировать животных по способу их питании. Моделировать простейшие цепи питания, выявлять черты приспособленности животных к добыванию пищи и к защите от врагов. | Групповой контроль | ||||||||||||
22 | 5 | С кем дружит дуб. | Урок закрепление знаний | Понятия «сеть питания», «экологическая пирамида». Об экологических связях. | Применять свои знания об эко-их связях на практике; моделировать сети питания и экологические пирамиды с помощью графических схем. | Устный опрос. | ||||||||||||
23 | 6 | Размножение животных. | Урок изучения нового материала. | О размножении и развитии животных различных групп. | Рассказывать о размножении и развитии животных различных групп. Отображать развитие животных с помощью моделей. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
24 | 7 | Охрана животных. | Урок с использованием учебного фильма. | О факторах отрицательного воздействия человека на мир животных; названия животных, которые нуждаются в охране. | Выявлять факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Объяснять экологические знаки. | Фронт.- индив., | ||||||||||||
25 | 8 | Великий круговорот жизни. | Урок- закрепление новых знаний | О круговороте жизни на Земле и его звеньях. | Приводить примеры круговорота жизни на Земле, называть его звенья. | Фронт. – индив. тест | ||||||||||||
Мы и наше здоровье (10 часов) | ||||||||||||||||||
26 | 9 | Организм человека. | Урок-практикум. | Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу его органов – физиология. Понятия – «орган», «система органов». | Приводить примеры органов человека; рассказывать о нервной системе,которая управляет деятельностью всего организма. | Индивид Практическая работа. | ||||||||||||
27 | 10 | Органы чувств. | Урок –изучения нового материала. | Глаза, уши, нос, язык, кожа – это наши органы чувств. Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, их нужно беречь. | Называть органы чувств и рассказывать об и их роли в нашей жизни. Беречь органы чувств. | Фронт. тест | ||||||||||||
28 | 11 | Надёжная защита организма. | Комбинированный урок | Понятие «кожа», её функции; о роли кожи для человека; правила ухода за кожей и способы оказания первой помощи при небольших повреждениях кожи. | Изучать свою кожу, обсуждать её роль для организма; называть функции кожи. Правильно ухаживать за своей кожей. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
29 | 12 | Контрольная работа за 1 полугодие. | Контроль и оценка знаний. | к/р | ||||||||||||||
30 | 13 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Урок- проект | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы.Характеризовать изменения, кот. происходят с пищей в процессе перевариания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания | Объяснять значения понятий: белки, жиры, углеводы Пищеварительная система. Определять цель проекта,работать с известной информацией, собирать доп. Материал,создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | |||||||||||||
3 четверть(20ч) | ||||||||||||||||||
31 | 1 | Опора тела и движение | Урок –изучения нового материала. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма.Роль правильной осанки для здоровья человека. | Объяснять значения слов: скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка. Понимать важность выработки правильной осанки | фронтальный | ||||||||||||
32 | 1 | Дыхание и кровообращение. | комбинированный | Строение и работа дыхательной и кровеносной систем. | Рассказывать о строении и работе дыхательной и кровеносной системах. Находить пульс и подсчитывать число ударов. | Фронт. – индив., Практ/раб, тест | ||||||||||||
33 | 2 | Презентация проектов «школа кулинаров» | Комплексного применения ЗУН | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления уч-ся.Оценивать свои достижения и достижения других. | Представлять результаты проектной деятельности.формировать адекватную оценку своих достижений. | |||||||||||||
34 | 3 | Мы и наше здоровье. | Урок закрепление полученных знаний | О значении и способах закаливания. Об инфекционных болезнях, аллергии; простейшие правила поведения заболевшего. | Рассказывать о роли закаливания для организма человека. Предупреждать инфекционные болезни; соблюдать правила поведения заболевшего. | Фронт. – индив. Тест. | ||||||||||||
35 | 4 | Здоровый образ жизни | Урок обобщения и систематизации знаний | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни» Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы,негативно на него влияющие. | |||||||||||||
Наша безопасность (6 часов) | ||||||||||||||||||
36 | 5 | Огонь, вода и газ. | Урок-изучение нового материала. | Причины возникновения опасности. Как правильно себя вести в ситуациях: «пожар», «авария водопровода», «утечка газа». | Правильно вести себя в ситуациях: «пожар», «авария водопровода», «утечка газа». | Фронт. | ||||||||||||
37 | 6 | Чтобы путь был счастливым. | обобщение | Правила безопасного поведения пешехода на улицах и дорогах («ты велосипедист», «ты пассажир») | Выполнять правила безопасного поведения пешехода на улицах и дорогах. | Фронт. тест | ||||||||||||
38 | 7 | Дорожные знаки. | обобщение | Классификацию дорожных знаков: предупреждающие знаки, предписывающие знаки, информационно-указательные знаки, сервиса. | Классифицировать дорожные знаки, распознавать их; моделировать различные дорожные ситуации. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
39 | 8 | Опасные места. | Урок-закрепление новых знаний. | Опасные места: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк, лес; места, покрытые льдом. | Выявлять опасные места для человека; предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко. | Фронтальн. тест | ||||||||||||
40 | 9 | Природа и наша безопасность | Урок-закрепление полученных знаний. | Об опасностях природного характера. Правила безопасности при общении с природой и животными. | Избегать опасности природного характера; распознавать ядовитые растения и грибы. | Индив. Самостоятельная работа. | ||||||||||||
41 | 10 | Экологическая безопасность. | Урок с использованием учебного фильма. | Понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог». Правила личной экологической безопасности. | Анализировать пути поступления загрязняющих веществ в организм человека. Выполнять правила личной экологической безопасности. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
Чему учит экономика (10 часов) | ||||||||||||||||||
42 | 11 | Для чего нужна экономика? | Урок-изучение нового материала | Для чего нужна экономика? Понятия: «экономика», «потребности», «товары», «услуги» | Анализировать, обобщать, делать выводы. Рассказывать об экономике. | Индив. Устный опрос. | ||||||||||||
43 | 12 | «Три кита» экономики. | Урок-изучение нового материала . | Фундаментальные основания экономики – природные богатства, капитал, труд. | На доступных примерах объяснять роль каждого из «трёх китов» в экономике. | Фронт. тест | ||||||||||||
44 | 13 | Полезные ископаемые. | Урок - практикум. | Понятие: «полезные ископаемые». О значении, способах добычи, охране полезных ископаемых. | Изучать образцы наиболее распространённых полезных ископаемых, распознавать их. | Практическая работа | ||||||||||||
45 | 14 | Растениеводство. | Урок – изучения нового материала. | Растениеводство – это выращивание культурных растений. Цели выращивания. | Рассказывать о растениеводстве. Рассматривать, описывать культурные растения по плану. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
46 | 15 | Животноводство. | Урок-изучение нового материала. | Животноводство – это разведение домашних сельскохозяйственных животных. Среди них есть звери, птицы, рыбы, насек. | Рассказывать о животноводстве как отрасли сельского хозяйства, о труде животноводов. | тест | ||||||||||||
47 | 16 | Какая бывает промышленность? | Урок-изучение нового материала. | Отрасли промышленности – добывающая, электро-энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая и пищевая . | Рассказывать об отраслях промышленности. На доступных примерах соотносить продукцию и отрасли промышленности. | Индив. Семинар. | ||||||||||||
48 | 17 | Что такое деньги? | Урок-изучения нового материала. | Понятия: «деньги», «обмен», «бартер», «купля-продажа», «цена товара», «денежные единицы», «сбережения»., «коррупция» | Рассказывать о деньгах, о различных способах обмена товарами (бартер, купля-продажа). Называть части монеты, сравнивать и описывать монеты. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
49 | 18 | Государственный и семейный бюджет. | Урок-изучения нового материала. | Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства. Понятия: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Назначение плана доходов и расходов – семейный бюджет. Понятия: «семейный бюджет», «зарплата», «пенсия», «стипендия». | Определять основные статьи расходов государственного бюджета, сравнивать свои предложения с материалами учебника. Отвечать на вопросы: что такое семейный бюджет? Из чего складываются доходы семьи? На что семья расходует деньги? | Фронт. –индив. | ||||||||||||
50 | 19 | Государственный и семейный бюджет. | Урок-изучения нового материала. | Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства. Понятия: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Назначение плана доходов и расходов – семейный бюджет. Понятия: «семейный бюджет», «зарплата», «пенсия», «стипендия». | Определять основные статьи расходов государственного бюджета, сравнивать свои предложения с материалами учебника. Отвечать на вопросы: что такое семейный бюджет? Из чего складываются доходы семьи? На что семья расходует деньги? | Фронт. –индив. тест | ||||||||||||
51 | 20 | Экономика и экология. | Урок закрепления полученных знаний | О задачах экологии и двух сторонах экономики. Понятия: «экологическая катастрофа», «экологический прогноз», «танкер». | Рассказывать об отрицательном воздействии экономики на окружающую среду. Строить простейшие экологические прогнозы. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
4 четверть(17ч) | ||||||||||||||||||
Путешествия по городам и странам (17 часов) | ||||||||||||||||||
52 | 1 | Золотое кольцо России. | Урок с использованием учебного фильма. | Города, образующие Золотое кольцо: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. | Кратко рассказывать о городах Золотого кольца. Работать с картой, находить города Золотого кольца, намечать маршрут воображаемого путешествия. | Фронт. – индив | ||||||||||||
53 | 2 | Золотое кольцо России. | Урок с использованием учебного фильма. | Города, образующие Золотое кольцо: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. | Кратко рассказывать о городах Золотого кольца. Работать с картой, находить города Золотого кольца, намечать маршрут воображаемого путешествия. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
54 | 3 | Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий» | Урок с использованием учебного фильма. | Города, образующие Золотое кольцо: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. | Кратко рассказывать о городах Золотого кольца. Работать с картой, находить города Золотого кольца, намечать маршрут воображаемого путешествия. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
55 | 4 | Наши ближайшие соседи. | Урок – путешествие. | Страны, которые граничат с Россией и названия их столиц. Понятия: «сухопутные границы», «морские границы». | Работать с картой, находить и показывать страны, которые граничат с Россией. Рассказывать о странах, имеющих границы с Россией. | Фронт. – индив. в группах | ||||||||||||
56 | 5 | На севере Европы. | Урок-изучение, закрепление нового материала. Использование учебного фильма. | Северные европейские государства: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. Понятия: «Скандинавские страны» | Анализировать карты (физическую и политическую); рассказывать о Скандинавских странах. | Индив. Творческое задание. | ||||||||||||
57 | 6 | Что такое Бенилюкс? | Урок-изучение нового материала. | Бенилюкс – это сокращённое название трёх стран – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. | Сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, знакомясь с Бенилюксом. | Фронт. – индив., тест | ||||||||||||
58 | 7 | В центре Европы. | Урок с использованием учебного фильма. | Германия, Австрия и Швейцария – государства центральной части Европы. | Кратко характеризовать страны центральной части Европы. Работать с картой. | Фронт. – индив. Устный опрос. | ||||||||||||
59 | 8 | Путешествие по Франции и Великобритании. | Урок с использованием учебного фильма | Крупные страны Зап. Европы. | Использовать доп. лит-ру, составлять вопросы об изученных странах. | Фронт. – индив. | ||||||||||||
60 | 9 | Путешествие по Франции и Великобритании. | Урок с использованием учебного фильма | Крупные страны Зап. Европы. | Использовать доп. лит-ру, составлять вопросы об изученных странах. | Фронт. – индив. тест | ||||||||||||
61 | 10 | На юге Европы. Греция – родина Олимпийских игр. | Урок -изучение нового материала. | Греция и Италия – тёплые страны на юге Европы. Здесь сохранились постройки, возведённые ещё в древние времена. История Олимпийских игр. | Рассказывать о Греции и Италии. Составлять списки товаров из разных стран (по выбору). | Индивид. Творческое задание. | ||||||||||||
62 | 11 | По знаменитым местам мира. | Урок с использованием учебного фильма | В разных странах существуют достопримечательности, известные всему миру. | Находить на карте мира страны и города, где находятся описанные в учебнике достопримечательности. Работать с доп. литературой. | Фронт. – индив., в группах | ||||||||||||
63 | 12 | Контрольная работа за год. | Урок-контроля и оценки знания | Природа. Общество. Разнообразие веществ. Вода, почва и воздух. Размножение, развитие и охрана растений. Размножение, развитее и охрана животных. Наше здоровье и безопасность. | Показать знания об изученном материале. | Индивид. Контрольная работа. | ||||||||||||
64 | 13 | Презентация проекта «Музей путешествий» | Комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||
65 | 14 | Презентация проекта «Музей путешествий» | Комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||
66 | 15 | Итоговый урок по теме: «Что мы узнали и чему научились за год». | Урок-закрепление полученных знаний. | Основные понятия по разделам «Наша страна», «Чему учит экономика?», «Путешествие по городам и странам». | Классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Индивид. Тест. | ||||||||||||
67 | 16 | Диагностическая работа | ||||||||||||||||
68 | 17 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...