Окружающий мир Рабочая программа для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру. Школа ""2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.progr_._po_okr.mir_.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ООШ № 7:
Ю.В.Штальбаум
__________________
Приказ № __________
от «____»__________2014
Окружающий мир
Рабочая программа
для 4 класса
Составитель:
Меркурьева Ирина Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Основная
общеобразовательная школа № 7»
Ленинск-Кузнецкий
2014
РАССМОТРЕНО:
на методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол от «___»______2014 №__
СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
Протокол от «___»______2014 №__
Рабочая программа по окружающему миру реализуется в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебникам «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100» для 4 класса в 2-х частях авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. Данная программа адресована педагогам.
Окружающий мир. Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса [Текст]/ Сост.: Меркурьева Ирина Михайловна. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», 2014 – 29 с.
.
Содержание.
Пояснительная записка 3
Общая характеристика учебного предмета 3
Описание места учебного предмета в учебном плане 4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 4
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета 5
Содержание учебного предмета 7
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся 11
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 29
Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, ст.28 п.3.4; Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 7» для курса «Окружающий мир » в 4 классе по Образовательной системе «Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Учебно-методический комплект по окружающему миру для 4 класса авторов Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс окружающий мир в 4 классе представлен из расчета 2 часа в неделю - 68 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета
4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Человек и его строение (14 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 5 ч.
4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Человек и его внутренний мир (9 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (4 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 2 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Часы по выбору учителя – 4 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс 68 часов – 2 часа в неделю
№ | Название раздела, тема | К-во часов | Дата проведения урока | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Формы контроля | |
План | Факт | ||||||
Человек и природа 34ч | |||||||
Раздел 1. Человек и его строение 13ч | |||||||
1 | Как устроен организм человека. Проверочная работа | 1 | Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.; правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Выявить потенциально опасные места для сохранения жизни и здоровья человека. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ. Измерять температуру тела, вес, рост человека. Участие в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением. Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека. Применение полученных знаний на уроках и в жизни.. | Личностные – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые источники информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация, схеме и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные – Уметь объяснять мир: объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения); объяснять, в чем главное отличие человека от животных; Уметь оценивать свое отношение к миру; оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно. доказывать необходимость бережного отношения к живому. | Тематический контроль Проверочная работа | ||
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | Текущий контроль Устный опрос | ||||
3 | Как человек двигается. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
4 | Путешествие бутерброда | 1 | Текущий контроль Фронтальный опрос | ||||
5 | Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
6 | Для чего и как мы дышим | 1 | Текущий контроль Устный опрос | ||||
7 | Волшебная «восьмёрка» | 1 | Текущий контроль Фронтальный опрос | ||||
8 | Что такое кровь. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
9 | Почему наш организм работает слаженно. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
10 | Окна в окружающий мир | 1 | Текущий контроль Фронтальный опрос | ||||
11 | Многогранный мир чувств Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
12 | Родители и дети | 1 | Текущий контроль Устный опрос | ||||
13 | Отчего мы иногда болеем Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
Происхождение человека | 2ч | Текущий контроль Устный опрос | |||||
14 | Наши предки – древесные жители | 1 | Текущий контроль Устный опрос | ||||
15 | На заре человечества. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
16 | «Учимся решать жизненные задачи» (резерв) | 1ч | Текущий контроль Фронтальный опрос | ||||
II четверть | |||||||
17 | Повторение пройденного. (повторение) | 1ч | Текущий контроль Устный опрос | ||||
18 | Контрольная работа по теме «Как работает организм человека» (резерв) | 1ч | Тематический контроль Контрольная работа | ||||
Раздел 2. Рукотворная природа 10ч | |||||||
19 | Рукотворная жизнь | 1 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве. Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Сравнивать свойства воды, воздуха. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы. Участие в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Применение полученных знаний на уроках и в жизни. | Личностные – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые источники информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация, схеме и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные – Уметь объяснять мир: называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел; объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения | Текущий контроль Фронтальный опрос | ||
20 | На службе у человека. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
21 | Покорение силы. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
22 23 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа | 2 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
24 | Как человек использует свойства воздуха Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
25 | Горные породы и минералы. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
26 | Металлы. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
27 | Приручение огня. Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
28 | Как ним жить? Проверочная работа | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
29 | Контрольная работа по теме «Рукотворная природа» (резерв) | 1ч | Тематический контроль Контрольная работа | ||||
30 | Итоговая контрольная работа за I полугодие по изученным темам (резерв) | 1ч | Итоговый контроль Контрольная работа | ||||
31 | «Учимся решать жизненные задачи». Р.н.о. (резерв) | 1ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
32 | Повторение. Природа, вещества, явления Земля – планета нашей жизни | 1ч | Текущий контроль Устный опрос | ||||
III четверть | |||||||
33 | Повторение. Растения и животные Природные зоны. Экосистемы. | 1ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
34 | Обобщающий урок по теме «Человек и природа» (резерв) | 1ч | Текущий контроль Устный опрос | ||||
Повторение 3ч | |||||||
Резерв 6ч | |||||||
«Человек и человечество». 34ч | |||||||
Раздел 1. Человек и его внутренний мир 5ч | |||||||
35 | Кого можно назвать человеком | 1 | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о малышах, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека. Применение полученных знаний на уроках и в жизни | Личностные – Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные – Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Предметные – Уметь объяснять мир: По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, какие у них черты характера; объяснять различия между людьми. | Текущий контроль Устный опрос | ||
36 | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
37 | Как понять, что творится у друга на душе? | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
38 | Переживания, испытанные временем | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
39 | Как узнать человека? | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
Человек в мире людей 4ч | |||||||
40 | Что такое общество? Проверочная работа по теме «Человек и его внутренний мир» | 1 | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о малышах, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Практическая работа. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе. Применение полученных знаний на уроках и в жизни | Личностные – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Регулятивные – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные – Уметь объяснять мир: Уметь определять свое отношение к миру. | Тематический контроль Проверочная работа | ||
41 | Как жить в мире людей? | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
42 | Моё общество | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
43 | Права человека в обществе | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
44 | Контрольная работа по изученным темам (резерв) | 1ч | Тематический контроль Контрольная работа | ||||
45 | «Учимся решать жизненные задачи». Р.н.о. (резерв) | 1ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
Картины всемирной истории человечества. Человек и прошлое человечества. 10ч | |||||||
46 47 | Первобытный мир – первые шаги человечества | 2 | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение к этим событиям и поступкам. | Личностные – Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные – Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Предметные – Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества. Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести. | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||
48 49 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | 2 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
50 51 | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. | 2 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
52 | Новое время – торжество Европы | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
IV четверть | |||||||
53 | Новое время – торжество Европы | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
54 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
55 | Проверочная работа по теме «Человек и прошлое человечества» | 1 | Тематический контроль Проверочная работа | ||||
56 | Обобщающий урок по теме «Человек и прошлое человечества» (повторение). Р.н.о. | 1ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
Человек и многоликое человечество 3ч | |||||||
57 | Короли, президенты и граждане | 1 | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Практическая работа. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и др. Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе. | Личностные – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Регулятивные – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные – Уметь объяснять мир Уметь объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||
58 | Расы и народы Земли | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
59 | Кто во что верит | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
Человек и единое человечество. 4ч | |||||||
60 | Мировое хозяйство Проверочная работа по теме «Человек и многоликое человечество» | 1 | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результата труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятие). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения. Собирать и оформлять информацию (тест, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране. Практическая работа. Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе. Применение полученных знаний на уроках и в жизни | Личностные – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые источники информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация, схеме и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные – Уметь объяснять мир Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения, правам человека и правам ребенка. Предполагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. | Тематический контроль Проверочная работа | ||
61 | Мировое сообщество государств | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
62 | Что человечество ценит больше всего? | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
63 | Как нам жить? | 1 | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
64 | Итоговая контрольная работа за II полугодие по изученн64ым темам (резерв) | 1ч | Итоговый контроль Контрольная работа | ||||
65 | «Учимся решать жизненные задачи». Р.н.о. (резерв) | 1ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
66 | Обобщающий урок по теме «Человек и человечество» (повторение) | 1ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
67 68 | Проект с презентацией «Мое человечество» (повторение) | 2ч | Текущий контроль Фронтальный Индивидуальный опрос | ||||
Повторение 4ч | |||||||
Резерв 4ч | |||||||
Всего | 68ч |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
УМК по окружающему миру издательства «Баласс».
.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс («Человек и природа», «Человек и человечество»). Учебник в 2 частях
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. («Человек и природа
Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. («Человек и человечество»)
Вахрушев А.А., Данилов. «Проверочные и контрольные работы к учебнику по окружающему миру» для 4 класса.
Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя по окружающему миру для 4 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету окружающий мир (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...