Проект огородной фантазии в рамках внеурочной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему
В течение лета учащиеся 3 класса проводили опыты по способам увеличения урожайности помодоров, лука и арбуза. Свои результаты учащиеся вместе с руководителем фиксировали и фотографировали. Что получилось, то решили опубликовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorodnoy.doc | 76.5 КБ |
ogorodnye_fantazii.rar | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Мирнинская СОШ
Проект огородной фантазии в рамках внеурочной деятельности
Составила
Кишулько Татьяна Петровна
Учитель начальных классов
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт
Роль учителя в решении проекта радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Что является критериями успеха работы над проектом?
Достигнут конечный результат.
создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
результат проекта может быть использован всеми желающими
Проект «Огородные фантазии»
Характеристика проекта
Класс: 3 Проблема: как повысить урожай помидоров, как вырастить теплолюбивый арбуз без укрытия в нашем климате, исследовать влияние холода на урожайность лука. Цель: привитие интереса к продуктивному, созидательному труду. Вид проекта: исследовательский, коллективный, долгосрочный. Проект межпредметный. В ходе проекта ученики используют знания из смежный дисциплин, межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, технология.
Задачи: 1.Формирование независимых суждений.
- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.
2.Приобретение навыков самоорганизации.
- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
-Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.
- Развивать способность справляться с новыми проблемами.
3.Сбор и анализ новой информации.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
4.Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
Как же мы работали над проектами?
Начали мы как обычно – с выбора темы. (Слайд 1)
Темы, выбранные детьми, допускали возможность их использования, поскольку во многих домах приусадебные участки. Ученики без труда могут пронаблюдать и отмечать особенности посадки и выращивания овощей, цветов.
Я предложила ребятам на выбор тему « Огородные фантазии», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен был вызвать у них затруднение.
Определили цель, задачи, выдвинули проблему данного проекта. (Слайд 2)
Планирование: Определили источники информации, собирали и анализировали информацию.
Для этого ребятам было необходимо:
1)Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов. (Журналы «Моя прекрасная дача», «1000 советов», детские энциклопедии)
2)Спросить у других людей. Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о выращивании овощей и взрослых и других детей. На первых порах это вызвало затруднения, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
3)Просмотреть телематериалы.( телепередача «Агро –ТВ»). Записать то необычное, что узнали.
4)Использовать Интернет. Записать то новое, что узнали с помощью компьютера. Определили способ представления результатов (презентация)
Исследование. Для этого детям надо было:
1) Подумать самостоятельно над вопросами: Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2)Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.
И начались у нас эксперименты.
Май и июнь в нашей местности были холодные, в июле началась жара и дождя не было почти месяц. Вот в таких условиях девочки и экспериментировали.
1 эксперимент. В одном издании нас заинтересовала заметка о помидорном кусте, выращенном на двух корнях, а потому являющемся крупнее и плодовитее обычного. (Слайд 3)
Вот наш опыт выращивания этого чуда. Сорт «Ирина». (Сорт для этой технологии значения не имеет.)
Семена посадили 15 марта, 5 апреля рассадили. Среди рассады, как правило, имеются и сильные, и слабые кусты. Так вот, когда мы пересаживали рассаду в горшки, то слабое растение посадили рядом с сильным. Так помидоры и росли. После высадки в открытый грунт острой бритвой сняли верхний спой с обоих растений с той стороны, которой он обращен к другому растению. Зачистили стебли так, чтобы обнажился камбий - ткань, обеспечивающая рост растений в толщину. Длина зачистки 2-3 см. После этого наклонили растения друг к другу, чтобы обнаженные участки стеблей совместились. Плотно обмотали это место тонкой ленточкой из полиэтилена шириной около 1 см. (Слайды 4, 5)
После этой операции обрезали макушку слабого куста. Когда растения окрепли, обвязку сняли. Не подкармливали. Пасынковали.
10.08.2014г. сняли первые помидоры из –за холодных ночей и туманов.(Слайд 6) 20.08. 2014г. Собрали все помидоры с экспериментальных кустов. (Слайд 7)
И вот какие получились результаты. С обычного куста сняли 850 г плодов, с «двуногого» куста – 1кг 100 г.
2 эксперимент. Изучив специальную литературу по овощеводству, мы выяснили, что многих овощеводов интересует агротехника выращивания лука с целью получения наибольшего урожая. Хороший урожай товарного лука можно получить при наличии качественного посадочного материала (лука-севка) и хорошем уходе за растениями. Важным условием, способствующим выращиванию высокого урожая, выступает правильная и, главное, своевременная посадка.
Все знают, что лук надо беречь от заморозков. Но после просмотра передачи по «Агро – ТВ» решили провести опыт, связанный именно с холодом. Ведущая передачи говорила, что после заморозки севка урожай повысится за счёт удвоения «замороженных» луковиц в гнезде. Мы решили это проверить.
13 мая 2014 г взяли 40 луковиц сорта «Штутгартен», разделили пополам, взвесили – получилось по 150 грамм. 1 партию посадили на грядку как обычно все садят, 2–ю партию поместили в целлофановый пакет и в морозилку на 30 минут, включив её на полную мощность. Через 30 минут лук был сразу же посажен в грядку. (Слайды 8, 9)
Уход за посадками и борьба с луковой мухой заняли не много времени, в основном – наблюдали. От заморозков пригребали землю к луковицам, потом – отгребали.
Результаты. На 10 «мороженных» луковицах появились дудки, которые выламывали, на обычном луке этого не наблюдалось.
09.08.2014г. весь лук был вырван и положен на досушивание. Из 20 луковиц 6 гнёзд получились сдвоенными. (Слайды 10. 11)
20.08.2014г лук был взвешен: обычный лук потянул на 1 кг, «мороженный» - 1 кг 200 г.
Для проверки остального урожая мы разрезали луковицы, не давшие удвоения результата. Оказалось, что в каждой луковице есть зачаток второй луковицы, но что – то помешало её развитию.
3 эксперимент. Всем известно, что трудно вырастить в средней полосе России такую теплолюбивую культуру, как арбузы. Мы решили привить арбуз на тыкву.
4 мая 2014 г. тыкву и арбузы посеяли проклюнувшимися семенами под пленку в торфоперегнойные горшочки. Как только у тыквы появился третий листок над семядолями, срезали его острым лезвием под корешок.
У арбуза от семядолей оставили приблизительно 15 мм и лезвием срезали кончик стебля на конце.
Гвоздем, заточенным на конце, сделали надкол в стебле тыквы на 10 мм, держа двумя пальцами левой руки (большим и указательным) под листья тыквы, чтобы стебель не треснул.
Затем вставили арбуз в тыкву. Если вставилось плотно и до конца конуса, то ничем не обвязывали. Если неплотно, сделаю из марли веревочку, смочив ее водой и немного обернув место прививки. Сделали несколько попыток для подстраховки. Лезвие должно быть чистым и обеззараженным. (Слайды 12, 13, 14 )
Кстати, таким же образом можно прививать томаты на картофель. В результате и вершки, и корешки. Но это оставили на будущее.
«Арбузы на тыкве» высадили в открытый грунт 10.06.2014г., когда миновала угроза заморозков. Привитый арбуз посадили в бочку, а обычный арбуз – на землю. В течение лета поливали, пропалывали сорняки и мечтали о сладком большом арбузе. ( Слайды 14, 15. )
Результаты. 20.08.2014 г. взвесили арбузы.
Привитый потянул на 1кг 100 г. Внутри был не совсем красный. Обычный арбуз (не привитый) потянул на 370г. Внутри был красный и сладкий. (Слайды 16, 17, 18, 19 )
Арбузы на тыкве вырастают крупнее и созревают на две недели раньше, так как у тыквы корневая система более мощная, чем у арбуза.
Выводы
В результате опытов мы выяснили, что на контрольных растениях урожай получился больше, чем на обычных.
Таким образом, при использовании наших технологий при выращивании лука, помидор и арбузов можно увеличить урожай на приусадебных участках.
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность, заинтересовать необычным и применением полученных знаний на практике у себя на приусадебном участке.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. Девочки участвовали в опытах с согласия родителей и они тоже ждали результатов, переживали. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Литература: - Журналы «Моя прекрасная дача», «1000 советов», - детские энциклопедии, - телепередача «Агро –ТВ».
Подписи к слайдам:
7
Прививка арбуза на тыкву
12
Наконец - то дождались!
17
Проблема и задачи:
2
-как повысить урожай помидоров,
-как вырастить теплолюбивый арбуз без укрытия в нашем климате,
исследовать влияние холода на урожайность лука.
1. Формирование независимых суждений.
- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.
- Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное
2.Приобретение навыков самоорганизации
.
Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
3.Сбор и анализ новой информации
.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
4.Учиться анализировать и оценивать чужую работу
.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
10.08.2014г. сняли из –за холодных ночей и туманов первые помидоры.
6
Урожай обычного лука
11
Обычный арбуз. 12.08.2014г. Когда же подрастёшь?
16
Огородные фантазии
1
Руководитель проекта
КишулькоТ.П
.
Привитый арбуз. 12.08. 2014г. Когда можно попробовать тебя?
15
Обычный помидор
5
Урожай «мороженного» лука
10
Сдвоенный помидор
4
Получится или нет?
14
Посадка обычного лука- севка
9
Ну что же ты не вырос?
18
«Двуногий» помидор
3
Текст слайда
Посадка «мороженного» лука -севка
8
Прививка арбузов на тыкву
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...
Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"
Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...
Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...
Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.
Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального...
Презентация проекта "Экологические проблемы". Проектная деятельность 4 класс.
Презентация "Экологические проблемы" - итог работы учащихся на занятиях по проектной деятельности. Материалы представленные в презентации являются творчеством детей. Данная презентация может быть испо...
Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...