Проект огородной фантазии в рамках внеурочной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему

Кишулько Татьяна Петровна

В течение лета учащиеся 3 класса проводили опыты по способам  увеличения  урожайности помодоров, лука и арбуза. Свои  результаты учащиеся вместе с руководителем фиксировали и фотографировали. Что получилось, то решили опубликовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorodnoy.doc76.5 КБ
Файл ogorodnye_fantazii.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

                                       МКОУ Мирнинская СОШ

Проект     огородной                                                                                                                                                                                       фантазии в рамках    внеурочной деятельности

                                                                                                 Составила

                                                                                                 Кишулько Татьяна Петровна

                                                                                                  Учитель начальных классов      

              Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт

    Роль учителя в решении проекта радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

    Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

         Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

Что является критериями успеха работы над проектом?

Достигнут конечный результат.

создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.

результат проекта может быть использован  всеми желающими

                                        Проект  «Огородные  фантазии»

                                              Характеристика проекта

Класс: 3                                                                                                                                                    Проблема:    как повысить урожай помидоров, как вырастить теплолюбивый арбуз без укрытия в нашем климате, исследовать влияние холода на урожайность лука.                                                                                                                          Цель: привитие   интереса к продуктивному, созидательному  труду.                                                  Вид проекта: исследовательский, коллективный,  долгосрочный.                                                     Проект  межпредметный. В ходе проекта ученики используют знания из смежный дисциплин, межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, технология.                                                                                                                                        

Задачи:                                                                                                                                              1.Формирование  независимых суждений.

 - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой     области.

 2.Приобретение  навыков самоорганизации.

- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.

 -Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.

- Развивать способность справляться с новыми проблемами.

3.Сбор  и анализ  новой  информации.

- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).

4.Учиться анализировать и оценивать чужую работу.

- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.

      Как же мы работали над проектами?

Начали мы как обычно – с выбора темы.  (Слайд 1)

Темы, выбранные детьми, допускали возможность их использования, поскольку во многих домах  приусадебные участки. Ученики без труда могут пронаблюдать и отмечать  особенности  посадки  и  выращивания овощей, цветов.  

 Я предложила ребятам на выбор тему «  Огородные фантазии»,  над которой они могут поработать, и поиск материала не должен  был вызвать у них затруднение.

        Определили цель, задачи,   выдвинули   проблему данного проекта.      (Слайд  2)

                                                        Планирование:                                                                                                                                               Определили  источники информации, собирали  и анализировали информацию.

Для этого ребятам  было необходимо:

1)Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.                                                                   Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов. (Журналы «Моя прекрасная дача»,  «1000 советов», детские энциклопедии)

2)Спросить у других людей. Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о  выращивании овощей   и взрослых и других детей. На первых порах это вызвало затруднения,  поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

3)Просмотреть телематериалы.( телепередача «Агро –ТВ»). Записать то необычное, что узнали.

4)Использовать Интернет.                                                                                                                                       Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.   Определили способ представления результатов (презентация)

                                                               Исследование.                                                                                                                                            Для этого детям надо было:

1) Подумать самостоятельно над вопросами:                                                                                       Что я об этом знаю?          Какие мысли я могу высказать про это?                                                Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2)Понаблюдать.  Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.

И начались  у  нас эксперименты.  

   Май и июнь  в нашей местности были холодные, в июле началась жара и дождя не было почти месяц.  Вот в таких условиях девочки и экспериментировали.    

                                                                    1 эксперимент.                                                                                                                              В одном издании нас заинтересовала заметка о помидорном кусте, выращенном на двух корнях, а потому являющемся крупнее и плодовитее обычного.        (Слайд 3)

 Вот наш опыт выращивания этого чуда.  Сорт «Ирина». (Сорт для этой технологии значения не имеет.)

 Семена посадили 15 марта, 5 апреля рассадили.  Среди рассады, как правило, имеются и сильные, и слабые кусты. Так вот, когда мы пересаживали рассаду в горшки, то слабое растение посадили рядом с сильным.  Так помидоры и росли. После высадки в открытый грунт   острой бритвой сняли верхний спой с обоих растений с той стороны, которой он обращен к другому растению.  Зачистили стебли так, чтобы обнажился камбий - ткань, обеспечивающая рост растений в толщину. Длина зачистки 2-3 см. После этого наклонили растения друг к другу, чтобы обнаженные участки стеблей совместились. Плотно обмотали это место тонкой ленточкой из полиэтилена шириной около 1 см. (Слайды  4, 5) 

После  этой операции обрезали макушку слабого куста. Когда  растения окрепли, обвязку сняли.  Не подкармливали. Пасынковали.

10.08.2014г.  сняли  первые   помидоры  из –за   холодных ночей   и  туманов.(Слайд 6)                                                                                                                                                 20.08. 2014г.   Собрали все помидоры с  экспериментальных  кустов.  (Слайд 7)                                             

И вот какие получились  результаты.   С обычного куста сняли 850 г плодов,  с «двуногого»  куста – 1кг 100 г.    

                                                               2 эксперимент.                                                                                                                        Изучив специальную литературу по овощеводству, мы выяснили, что многих овощеводов интересует агротехника выращивания лука с целью получения наибольшего урожая. Хороший урожай товарного лука можно получить при наличии качественного посадочного материала (лука-севка) и хорошем уходе за растениями. Важным условием, способствующим выращиванию высокого урожая, выступает правильная и, главное, своевременная посадка.

Все знают, что лук надо беречь от заморозков. Но после просмотра передачи  по «Агро – ТВ» решили провести опыт, связанный именно с холодом. Ведущая передачи говорила, что после заморозки севка урожай повысится за счёт удвоения «замороженных» луковиц в гнезде.  Мы решили это проверить.                                                                                                                                                  

13 мая 2014 г    взяли  40 луковиц сорта   «Штутгартен»,  разделили  пополам, взвесили – получилось по 150 грамм. 1 партию  посадили  на  грядку как обычно все садят,    2–ю  партию поместили в целлофановый пакет и в морозилку на 30 минут, включив её на полную мощность.  Через 30 минут лук был сразу же посажен в грядку.     (Слайды 8, 9)                                   

        Уход за посадками  и борьба с луковой мухой заняли не  много времени, в основном – наблюдали.  От заморозков пригребали землю к луковицам, потом – отгребали.

Результаты. На 10   «мороженных» луковицах появились дудки, которые выламывали, на обычном луке этого не наблюдалось.                                                                                  

09.08.2014г. весь лук был вырван  и положен на досушивание.   Из 20 луковиц   6 гнёзд получились сдвоенными.         (Слайды 10.  11)                                                                                                    

20.08.2014г лук был взвешен:  обычный лук потянул на 1 кг, «мороженный» -                            1 кг 200 г.

Для проверки  остального урожая  мы разрезали луковицы, не давшие  удвоения результата. Оказалось, что в каждой луковице есть зачаток второй луковицы, но  что – то  помешало её развитию.  

                                                                  3  эксперимент.                                                                                                                       Всем известно, что трудно вырастить в средней полосе России такую теплолюбивую культуру, как арбузы.  Мы решили  привить арбуз  на тыкву.

4 мая 2014 г. тыкву и арбузы  посеяли  проклюнувшимися семенами  под пленку в торфоперегнойные  горшочки.  Как только у тыквы появился  третий листок над семядолями,  срезали его острым лезвием под корешок.

      У арбуза от семядолей оставили  приблизительно  15 мм и лезвием срезали  кончик стебля на конце.

      Гвоздем, заточенным на конце, сделали надкол в стебле тыквы на  10 мм, держа двумя пальцами левой руки (большим и указательным) под листья тыквы, чтобы стебель не треснул.

     Затем вставили  арбуз в тыкву. Если вставилось плотно и до конца конуса, то ничем не обвязывали. Если неплотно, сделаю из марли веревочку, смочив ее водой и немного обернув  место прививки.  Сделали несколько попыток для подстраховки.  Лезвие должно быть чистым и обеззараженным. (Слайды 12, 13, 14 )

    Кстати, таким же образом  можно прививать томаты на картофель. В результате и вершки, и корешки. Но это оставили на будущее.

       «Арбузы на тыкве» высадили в открытый грунт   10.06.2014г., когда миновала  угроза заморозков. Привитый арбуз посадили в бочку,  а обычный арбуз – на  землю.                                                           В течение лета поливали, пропалывали сорняки и  мечтали о сладком большом арбузе.                                                       ( Слайды  14, 15.  )

                                                               Результаты.                                                                                                                                          20.08.2014 г.  взвесили арбузы.

Привитый потянул на 1кг 100 г.     Внутри был не совсем красный.                                                Обычный арбуз  (не привитый)  потянул   на 370г.   Внутри был  красный и сладкий.                                                               (Слайды  16, 17, 18, 19 )

Арбузы на тыкве вырастают крупнее и созревают на две недели раньше, так как у тыквы корневая система более мощная, чем у арбуза.

Выводы

В результате опытов  мы выяснили, что на контрольных  растениях    урожай получился  больше, чем на обычных.      

Таким образом, при   использовании   наших технологий при выращивании лука, помидор и арбузов можно увеличить урожай на приусадебных участках.      

        Результаты  показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность, заинтересовать необычным и применением полученных знаний на практике у себя на приусадебном участке.                  

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. Девочки участвовали в опытах с согласия родителей и они тоже ждали результатов, переживали.        Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

 Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём  создателе больше, чем безликая оценка.  

                                                    Литература:                                                                                                                                 -  Журналы    «Моя прекрасная дача»,   «1000 советов»,                                                            -  детские энциклопедии,                                                                                                                                  -  телепередача   «Агро –ТВ».



Подписи к слайдам:

Сбор урожая
7
Прививка арбуза на тыкву
12
Наконец - то дождались!
17
Проблема и задачи:
2
-как повысить урожай помидоров,
-как вырастить теплолюбивый арбуз без укрытия в нашем климате,
исследовать влияние холода на урожайность лука.

1. Формирование независимых суждений.

 - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой     области.
- Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное
 
2.Приобретение навыков самоорганизации
.
Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.

 
3.Сбор и анализ новой информации
.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
 
4.Учиться анализировать и оценивать чужую работу
.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
10.08.2014г. сняли из –за холодных ночей и туманов первые помидоры.
6
Урожай обычного лука
11
Обычный арбуз. 12.08.2014г. Когда же подрастёшь?
16

Огородные фантазии
1
Руководитель проекта
КишулькоТ.П
.
Привитый арбуз. 12.08. 2014г. Когда можно попробовать тебя?
15
Обычный помидор
5
Урожай «мороженного» лука
10
Сдвоенный помидор
4
Получится или нет?
14
Посадка обычного лука- севка
9
Ну что же ты не вырос?
18
«Двуногий» помидор

3
Текст слайда
Посадка «мороженного» лука -севка
8
Прививка арбузов на тыкву
13

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...

Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.

Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального...

Презентация проекта "Экологические проблемы". Проектная деятельность 4 класс.

Презентация "Экологические проблемы" - итог работы учащихся на занятиях по проектной деятельности. Материалы представленные в презентации являются творчеством детей. Данная презентация может быть испо...

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...