Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
статья (4 класс)
1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.
2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка и презентация учебного проекта с элементами исследовательской деятельности | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект с элементами исследовательской деятельности «Вода – удивительное вещество» как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
«…Поистине гораздо более нуждаются в
воспитании люди даровитые, так как
деятельный ум, не будучи занят чем-либо
полезным, займётся бесполезным, пустым
и пагубным. Чем плодороднее поле, тем
обильнее оно производит терновник и
чертополох, если его не засеять семенами…»
мудрости и добродетелей
Я.А. Коменский
В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин), общих и специальных способностей (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения школьников.
Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков); реализуемые в школе и вузе принципы проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), развивающего обучения (В.В. Давыдов). В концепции творческой одарённости А.М. Матюшкина выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Действительно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Следовательно, в новых условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому, творчески организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной, так как способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, открывает путь для самообразования и формирует самостоятельность и творческую активность.
Более десяти лет я работаю по УМК «Планета знаний», где на любом уроке в конце изучения каждой крупной темы предлагается презентация проекта. Так, например, в конце изучения темы «Наша родина на планете Земля» по окружающему миру в 4-ом классе (авторы учебника и рабочих тетрадей: Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов), детям предлагается поработать над следующими проектами:
- сделать фотоальбом «Водоёмы и проблемы их охраны»;
- изготовить схему-модель «Откуда вода в водопроводе»;
- провести исследование по проблеме «Как можно очистить воду от загрязнения».
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроить детей начинать подготовку проекта с первых же уроков знакомства с новой темой. На Физической карте полушарий дети увидели, что большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой, поэтому Землю называют Голубой планетой. По ходу урока ребята пришли к выводу, что вода – удивительное вещество и захотели узнать о воде как можно больше. Наш проект мы так и назвали: «Вода – удивительное вещество».
С помощью школьного психолога была проведена социометрия с целью деления учащихся на группы; на родительском собрании выбраны родители-наставники для каждой из групп и составлен план работы. Над учебным проектом работали в течение двух месяцев: на уроках, классных часах, в группе продлённого дня, фронтально, индивидуально с учителем и воспитателем и в группах с родителями-наставниками в школе и дома. На классном часе были определены четыре темы для исследования: «Вода в природе», «Основные источники загрязнения и способы очистки водных ресурсов», «Свойства воды», «Целебные источники мира».
На дни рождения, которые отмечали в классе, родители дарили ребятам разнообразные Детские энциклопедии «Махаон», благодаря которым юные читатели смогли узнать, насколько необычна и разнообразна наша Земля и создать замечательную презентацию по теме «Вода в природе». Мы посетили также музей Воды, съездили на экскурсию на Водоканал, посмотрели фильм «Подводный мир» в формате 3-Д, посетили Музей физической игрушки, районную библиотеку, интегрированный урок по теме «Вода - удивительное вещество» и кабинет физики в средней школе, написали и проанализировали доклады по выбранным темам.
Первая группа, проводившая исследование по теме «Вода в природе», наметила для себя следующий план работы:
- Анализ работ одноклассников по указанной теме;
- Подготовка презентации «Вода в природе» под руководством учителя и воспитателя;
- Подготовка и проведение опыта «Круговорот воды в природе».
Каждый слайд презентации сопровождался устным комментарием ученика, создававшего данный слайд.
Вторая группа исследовала «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов» по следующему плану:
- Анализ работ одноклассников и составление публичного выступления по теме;
- Поиск и нарезка под руководством родителей-наставников видеоматериалов в Интернете:
- видеоролик «Механические способы очистки водоёмов»
- видеофильм «Очистные сооружения. Водоканал»
- Оформление стенда «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов»
- Создание действующей модели ванной комнаты с водопроводом под руководством родителей-наставников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование
Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...
Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.
Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности
Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...
Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»
Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и решения задач, способствовать развитию вычислительных навыков....
Работа по выявлению и развитию способ-тей учащихся начальной школы (доклад)
Доклад на педагогический совет...