Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
статья (4 класс)
1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.
2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка и презентация учебного проекта с элементами исследовательской деятельности | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект с элементами исследовательской деятельности «Вода – удивительное вещество» как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
«…Поистине гораздо более нуждаются в
воспитании люди даровитые, так как
деятельный ум, не будучи занят чем-либо
полезным, займётся бесполезным, пустым
и пагубным. Чем плодороднее поле, тем
обильнее оно производит терновник и
чертополох, если его не засеять семенами…»
мудрости и добродетелей
Я.А. Коменский
В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин), общих и специальных способностей (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения школьников.
Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков); реализуемые в школе и вузе принципы проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), развивающего обучения (В.В. Давыдов). В концепции творческой одарённости А.М. Матюшкина выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Действительно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Следовательно, в новых условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому, творчески организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной, так как способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, открывает путь для самообразования и формирует самостоятельность и творческую активность.
Более десяти лет я работаю по УМК «Планета знаний», где на любом уроке в конце изучения каждой крупной темы предлагается презентация проекта. Так, например, в конце изучения темы «Наша родина на планете Земля» по окружающему миру в 4-ом классе (авторы учебника и рабочих тетрадей: Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов), детям предлагается поработать над следующими проектами:
- сделать фотоальбом «Водоёмы и проблемы их охраны»;
- изготовить схему-модель «Откуда вода в водопроводе»;
- провести исследование по проблеме «Как можно очистить воду от загрязнения».
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроить детей начинать подготовку проекта с первых же уроков знакомства с новой темой. На Физической карте полушарий дети увидели, что большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой, поэтому Землю называют Голубой планетой. По ходу урока ребята пришли к выводу, что вода – удивительное вещество и захотели узнать о воде как можно больше. Наш проект мы так и назвали: «Вода – удивительное вещество».
С помощью школьного психолога была проведена социометрия с целью деления учащихся на группы; на родительском собрании выбраны родители-наставники для каждой из групп и составлен план работы. Над учебным проектом работали в течение двух месяцев: на уроках, классных часах, в группе продлённого дня, фронтально, индивидуально с учителем и воспитателем и в группах с родителями-наставниками в школе и дома. На классном часе были определены четыре темы для исследования: «Вода в природе», «Основные источники загрязнения и способы очистки водных ресурсов», «Свойства воды», «Целебные источники мира».
На дни рождения, которые отмечали в классе, родители дарили ребятам разнообразные Детские энциклопедии «Махаон», благодаря которым юные читатели смогли узнать, насколько необычна и разнообразна наша Земля и создать замечательную презентацию по теме «Вода в природе». Мы посетили также музей Воды, съездили на экскурсию на Водоканал, посмотрели фильм «Подводный мир» в формате 3-Д, посетили Музей физической игрушки, районную библиотеку, интегрированный урок по теме «Вода - удивительное вещество» и кабинет физики в средней школе, написали и проанализировали доклады по выбранным темам.
Первая группа, проводившая исследование по теме «Вода в природе», наметила для себя следующий план работы:
- Анализ работ одноклассников по указанной теме;
- Подготовка презентации «Вода в природе» под руководством учителя и воспитателя;
- Подготовка и проведение опыта «Круговорот воды в природе».
Каждый слайд презентации сопровождался устным комментарием ученика, создававшего данный слайд.
Вторая группа исследовала «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов» по следующему плану:
- Анализ работ одноклассников и составление публичного выступления по теме;
- Поиск и нарезка под руководством родителей-наставников видеоматериалов в Интернете:
- видеоролик «Механические способы очистки водоёмов»
- видеофильм «Очистные сооружения. Водоканал»
- Оформление стенда «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов»
- Создание действующей модели ванной комнаты с водопроводом под руководством родителей-наставников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.
Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности
Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...
«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»
Развитие мотивационной сферы у ребенка Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....
Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»
Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и решения задач, способствовать развитию вычислительных навыков....
Работа по выявлению и развитию способ-тей учащихся начальной школы (доклад)
Доклад на педагогический совет...