Конспект урока окружающего мира в 1 классе Тема: Экскурсия «Зима»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема: Экскурсия «Зима»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с зимними изменениями в природе, формирования представления о красоте природы и умения выражать это словами, организации наблюдения за животными (птицами, зверьми); способствовать включению детей в природоохранную деятельность.
Планируемые результаты:
Проводят самостоятельно наблюдения во время экскурсии, называют зимние изменения в природе; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение природы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе;
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой.)
Вы много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательны, когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.
2. Формирование новых знаний.
Какие наблюдения можно проводить зимой? (Наблюдения за погодой, снежным покровом, деревьями, птицами, животными.)
Экскурсия. Повторение правил поведения во время экскурсии.
Беседа- наблюдение.
Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой. Делятся впечатлениями, вспоминают стихотворения о зиме, снеге.
Наблюдение за погодой.
-Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвёт и метёт», «Если январь сухой, морозный, и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое», «В феврале сильные морозы - короткая зима». Как люди узнали об этих приметах? (Люди наблюдали за погодой.)
Игра «Доскажи словечко».
-Зимой становится… (холодно). Осадки выпадают в виде … 9снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра… нет, есть.) Небо… (ясное, облачное или пасмурное). Солнце…(есть, нет). Осадки…(нет или в виде снега)
Наблюдение за снежинками и снежным покровом.
-Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите её. Какого она размера? Какой она формы? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются? (Ученики описывают снежинки: все снежинки имеют шесть концов и похожи на звёздочки. Отличаются размерами и узорами.)
-Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.
Физкультминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
-И вот образовались сугробы.
Дети вместе с учителем с помощью линейки определяют толщину снежного покрова на различных участках.
- Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? (Траву.)
- Какие изменения произошли с травянистыми растениями? (Одни засохли, отмерли, другие остались зелёными.)
-Обратите внимание на зелёные растения. Почему эти растения не замёрзли в зимнюю стужу? (Их согревает, защищает снег.)
- Народная мудрость гласит: «Много снега - много хлеба». Как вы понимаете эти слова? (Посеянные осенью зерновые культуры, зеленели на полях до прихода зимы, снег выпал и укрыл их, защитил от мороза своим покрывалом.)
-Какое значение имеет снежный покров для растений? (Согревает, защищает от мороза.)
Наблюдение за деревьями.
Игра «Отгадай и найди».
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
Что за странная девица:
Не швея, а мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту
В высоту.(Сосна.)
Сучки рогатые.
Плоды крылатые,
А лист ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён.)
-Рассмотрите зимний наряд берёзы, послушайте стихотворение С. А. Есенина «Берёза»). Берёза является символом России. Берёза- это хвойное дерево или лиственное? (Лиственное.)
-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев хвоя - иголки вместо листьев.)
Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? (Хвойные деревья остались без изменений.)
-Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? (Сбросили листву.)
- Рассмотрите веточку берёзы и найдите почки. Рассмотрите почку. Вскройте её. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и конечно, живые. Чем сверху покрыта почка? (Чешуйками.)
-Какое значение имеют чешуйки? (Они жёсткие и очень плотно закрывают листочки, защищают их.)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И садам украшение,
И дроздам угощение. (Рябина.)
_Кто зимой питается рябиной? (Снегири, дрозды, свиристели и другие птицы.)
- Какие ещё плоды вы видели на деревьях? (Шиповник, калина.)
- Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? (Снегири, синицы, воробьи, вороны, дятлы и др.)
-Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? (Улетели на юг.0
-Почему они улетели? (Холодной зимой они не могут найти корм, нет насекомых.)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна- и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну, Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшин
-Зачем зимой подкармливать птиц? (Птицам трудно найти корм, всё покрыто снегом, насекомые спрятались.)
Наблюдение за белкой( по возможности).
- Чем питается белка зимой? (Семенами ели , сосны, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками, побегами.)
- Зачем она поменяла шубку? (Так она от врагов прячется, деревья голые.)
-Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно рассмотреть в лесу зимой? (Следы зайца, лисы, волка.)
- Отгадайте загадку и расскажите, как зимует это животное.
Какой зверь опасный ходит в шубе красной.
Снег разгребает, мышек хватает? (Лиса.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц.)
Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк.)
Летом по лесу гуляет.
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
3. Итог урока.
-Почему зимой в лесу тихо? (Зимой в природе наступает покой.) Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Тема: Экскурсия «Зима»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с зимними изменениями в природе, формирования представления о красоте природы и умения выражать это словами, организации наблюдения за животными (птицами, зверьми); способствовать включению детей в природоохранную деятельность.
Планируемые результаты:
Проводят самостоятельно наблюдения во время экскурсии, называют зимние изменения в природе; осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение природы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе;
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой.)
Вы много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательны, когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.
2. Формирование новых знаний.
Какие наблюдения можно проводить зимой? (Наблюдения за погодой, снежным покровом, деревьями, птицами, животными.)
Экскурсия. Повторение правил поведения во время экскурсии.
Беседа- наблюдение.
Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой. Делятся впечатлениями, вспоминают стихотворения о зиме, снеге.
Наблюдение за погодой.
-Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвёт и метёт», «Если январь сухой, морозный, и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое», «В феврале сильные морозы - короткая зима». Как люди узнали об этих приметах? (Люди наблюдали за погодой.)
Игра «Доскажи словечко».
-Зимой становится… (холодно). Осадки выпадают в виде … 9снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра… нет, есть.) Небо… (ясное, облачное или пасмурное). Солнце…(есть, нет). Осадки…(нет или в виде снега)
Наблюдение за снежинками и снежным покровом.
-Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите её. Какого она размера? Какой она формы? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются? (Ученики описывают снежинки: все снежинки имеют шесть концов и похожи на звёздочки. Отличаются размерами и узорами.)
-Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.
Физкультминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
-И вот образовались сугробы.
Дети вместе с учителем с помощью линейки определяют толщину снежного покрова на различных участках.
- Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? (Траву.)
- Какие изменения произошли с травянистыми растениями? (Одни засохли, отмерли, другие остались зелёными.)
-Обратите внимание на зелёные растения. Почему эти растения не замёрзли в зимнюю стужу? (Их согревает, защищает снег.)
- Народная мудрость гласит: «Много снега - много хлеба». Как вы понимаете эти слова? (Посеянные осенью зерновые культуры, зеленели на полях до прихода зимы, снег выпал и укрыл их, защитил от мороза своим покрывалом.)
-Какое значение имеет снежный покров для растений? (Согревает, защищает от мороза.)
Наблюдение за деревьями.
Игра «Отгадай и найди».
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
Что за странная девица:
Не швея, а мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту
В высоту.(Сосна.)
Сучки рогатые.
Плоды крылатые,
А лист ладошкой,
С длинной ножкой. (Клён.)
-Рассмотрите зимний наряд берёзы, послушайте стихотворение С. А. Есенина «Берёза»). Берёза является символом России. Берёза- это хвойное дерево или лиственное? (Лиственное.)
-Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев хвоя - иголки вместо листьев.)
Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? (Хвойные деревья остались без изменений.)
-Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? (Сбросили листву.)
- Рассмотрите веточку берёзы и найдите почки. Рассмотрите почку. Вскройте её. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и конечно, живые. Чем сверху покрыта почка? (Чешуйками.)
-Какое значение имеют чешуйки? (Они жёсткие и очень плотно закрывают листочки, защищают их.)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И садам украшение,
И дроздам угощение. (Рябина.)
_Кто зимой питается рябиной? (Снегири, дрозды, свиристели и другие птицы.)
- Какие ещё плоды вы видели на деревьях? (Шиповник, калина.)
- Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? (Снегири, синицы, воробьи, вороны, дятлы и др.)
-Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? (Улетели на юг.0
-Почему они улетели? (Холодной зимой они не могут найти корм, нет насекомых.)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна- и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну, Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшин
-Зачем зимой подкармливать птиц? (Птицам трудно найти корм, всё покрыто снегом, насекомые спрятались.)
Наблюдение за белкой( по возможности).
- Чем питается белка зимой? (Семенами ели , сосны, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками, побегами.)
- Зачем она поменяла шубку? (Так она от врагов прячется, деревья голые.)
-Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно рассмотреть в лесу зимой? (Следы зайца, лисы, волка.)
- Отгадайте загадку и расскажите, как зимует это животное.
Какой зверь опасный ходит в шубе красной.
Снег разгребает, мышек хватает? (Лиса.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц.)
Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк.)
Летом по лесу гуляет.
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
3. Итог урока.
-Почему зимой в лесу тихо? (Зимой в природе наступает покой.) Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?
Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....
План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва
Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
УМК "Перспектива" конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: «Весенние месяцы»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;Планируемые результатыПредметные:Знать- особенности времени года – весна;- х...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...
Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...