рабочая программа по УМК "Школа России" учебного курса "Окружающий мир" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа по УМК "Школа России" учебного курса "Окружающий мир" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umk_shkola_rossii_okrushchayushchiy_mir_4kl_2014-15.doc | 511.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Луховский лицей»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании кафедры зам.директора по УВР директор школы
учителей нач.классов
___________________ ___________________ ______________________
Рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир»
УМК «Школа России»
в 4 Б классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:.Манаева Е.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Луховский лицей»
Саранск 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру, авторской программы по УМК «Школа России», на основе учебника «Окружающий мир» 4 класс. А.Плешакова, М., Просвещение, 2014год.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участввать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в четвертом классе согласно учебному плану МОУ «Луховский лицей» отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана в 4 классе на 68 ч (34 учебные недели)
Основное содержание курса
4класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Планируемые результаты изучения курса на конец 3 класса
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Регулятивные УУД - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Познавательные УУД - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; | - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Книгопечатная продукция | ||
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2. Примерные программы по учебным предметам 3.Сборник рабочих программ (пособие для учителя) 4.Планируемые результаты начального общего образования 5. А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 4 класс. Учебник. М. Просвещение . 2014 6.А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс. М. Просвещение . 2014 7.Поурочные разработки «Окружающий мир». Т. Максимова, М.: ВАКО, 2014 8.Итоговые комплексные работы 4 класс. О.Логинова. М.; Просвещение, 2011 9. Задания для школьных олимпиад. О.Пупышева. М.: ВАКО.2010 10. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010 11. А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 4 класс. Тесты. М. Просвещение. 2014 12 Деятельностный метод обучения. И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008 13. Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград, Учитель, 2011 14. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель. М. Просвещение. 2012 15. Плешаков А. А. Зеленые страницы. М. Просвещение. 2012 16.Окружающий мир 4 класс. Методические рекомендации. Плешаков А.А, Крючкова Е.А., Соловьева А.Е., М.; Просвещение, 2013 | Д Д Д К К Д Д,К Д Д К Д Д Д Д Д | |
Печатные пособия | ||
Географические настенные карты: Физическая карта Карта полушарий Природные зоны России Таблицы природоведческого содержания для 1-4 класса ( 40 шт) Животные (набор иллюстраций) Лесные обитатели (набор иллюстраций) Домашние и дикие животные (набор иллюстраций) Правила дорожного движения (набор иллюстраций) Ягоды ( набор иллюстраций) Цветы (набор иллюстраций) Таблицы по ОБЖ: Дорожные знаки и дорожная разметка Безопасность в доме и квартире Как уберечься от травм в быту Что делать, если захватили в заложники Первая медпомощь при ушибах и небольших порезах Таблицы: Основы православной культуры (1-4 класс) 12 таб Таблицы для 3 класса: Знакомство с окружающим миром 14 шт | Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д | В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке В библиотеке |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронное приложение к учебнику 4 класс (Диск CD-ROM) | К | |
Технические средства обучения | ||
Экспозиционный экран. Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
Презентации по предмету: С кем дружит ель? В гости к весне Какие бывают животные? Правила дорожного движения Путешествие по компьютерному городу Зима Кто такие птицы? Домашние животные Мир вокруг нас Ребятам о зверятах Правила пожарной безопасности Огонь друг или враг? Дары леса Чёрная книга Санкт-Петербург Мир вокруг нас Грибы Лес Животные и растения весной Красная книга Пруд | Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Микроскоп . Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций Муляжи овощей, фруктов, грибов | Д Д Ф Д Д Д Д | Каб №205 Каб №205 Каб №203 |
Натуральные объекты | ||
Коллекция «Известняки» Коллекция «Образцы металлов» Коллекция «Гранит» Коллекция «Хлопок» Коллекция «Шерсть» Коллекция «Лён» Гербарии культурных и дикорастущих растений Живые объекты (комнатные растения) Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | Д Д Д Д Д Д Д Д К |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Ф Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Литература
Для учителя:
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2.Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия»
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2010
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост.Е.С.Савинов/.-М.: Просвещение, 2010г
5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011г
6.Планируемые результаты начального общего образования /под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г
7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. .Данилюк, А.Кондаков., М.: Просвещение, 2011
8.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г
9.Проектные задачи в начальной школе, под ред. А. Воронцова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, под ред. А Асмолова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011г
11.Сборник рабочих программ «Школа России»; М.: Просвещение, 2011г.
12. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Т.Максимова, М.: ВАКО, 2014
13.«Я познаю мир» (энциклопедия)
14. Итоговые комплексные работы 4 класс. О.Логинова. М.; Просвещение, 2011
15. Задания для школьных олимпиад. О. Пупышева. М.: ВАКО.2010
16. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010
17. Окружающий мир. Итоговая работа за курс начальной школы. Е.Сухаревская. Ростов-на – Дону, ЛЕГИОН. 2013 г.
18. Деятельностный метод обучения. И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008
20.Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград, Учитель, 2011
21. Окружающий мир 4 класс. Методические рекомендации. Плешаков А.А, Крючкова Е.А., Соловьева А.Е., М.; Просвещение, 2013
Для учащихся:
1.А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 4 класс. Учебник. М. Просвещение. 2014
2.А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс. М. Просвещение. 2014
3.А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 4 класс. Тесты. М. Просвещение. 2014
4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель. М. Просвещение. 2012
5. Плешаков А. А. Зеленые страницы. М. Просвещение. 2012
Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Проверим себя, ч | Экскурсии, ч | Практическая работа | Проектная деятельность | |||
I. | Земля и человечество | 9 ч | 9 | 4* | |||
II. | Природа России | 10 ч | 10 | 2* | 8* | ||
III | Родной край – часть большой страны | 15 ч | 15 | 1* | 3* | 6* | 1* |
IV | Страницы всемирной истории | 5 ч | 5 | ||||
V | Страницы истории России | 20 ч | 20 | 1* | |||
VI | Современная Россия | 9 ч | 9 | 2* | 1* | ||
| Итого | 68 | 68 | 6* | 3* | 18* | 2* |
*- входит в максимальную нагрузку и теоретическое обучение
Календарно-тематический план уроков по предмету «Окружающий мир» 4 класс
№ п\п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля | Тип урока | |
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) | |||||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 |
| Фрон. работа | Изуч. нового матер | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 |
| Практическая работа «Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года»,
| комбин | ||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 |
| Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира». Фрон. и инд работа | комбин | ||
4 | Мир глазами географа. | 1 |
| Практическая работа «Глобус и географическая карта» Фрон. и инд работа | комбин | ||
5 | Мир глазами историка | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фрон. и инд работа | комбин | ||
6 | Когда и где? | 1 |
| Практическая работа «Знакомство с историческими картами» Фрон. и инд работа | комбин | ||
7 | Мир глазами эколога | 1 |
| Фрон. и инд работа | комбин | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 |
| Тест | комбин | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Тест | комбин | |||
Раздел «Природа России» (10 ч) | |||||||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»Равнины и горы России. | 1 |
| Практическая работа «Равнины и горы России», фронт и инд. работа | контроль | ||
11 | Моря, озёра и реки России. | 1 |
| Практическая работа «Моря, озера и реки России», тест | комбин | ||
12 | Природные зоны России. | 1 |
| Тест , викторина | комбин | ||
13 | Зона арктических пустынь. | 1 |
| Практическая работа «Зона Арктических пустынь», тест | комбин | ||
14 | Тундра. | 1 |
| Практическая работа «Тундра», тест | комбин | ||
15 | Леса России. | 1 |
| Практическая работа «Леса России», тест | комбин | ||
16 | Лес и человек. | 1 |
| близопрос | комб | ||
17 | Зона степей. | 1 |
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;
| Практическая работа «Зона степей», тест, | комбин | ||
18 | Пустыни. | 1 |
- характеризовать зону пустынь по плану; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Практическая работа «Пустыни»,тест | комбин | ||
19 | У Чёрного моря. | 1 |
| Практическая работа «У Черного моря»., Тест, инд. работа | комбин | ||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» |
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | конкурсы | контроль | |||
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) | |||||||
21 | Наш край. | 1 |
| Практическая работа «Знакомство с картой края», фронт и инд. работа | Изуч нового мат | ||
22 | Поверхность нашего края | 1 |
| тест | комбин | ||
23 | Поверхность нашего края (экскурсия) |
| Фрон и инд раб | Экскурсия | |||
24 | Водные богатства нашего края | 1 |
| Тест, инд. работа | комбин | ||
25 | Наши подземные богатства. | 1 |
| Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». Фрон и инд раб | комбин | ||
26 | Земля – кормилица | 1 |
| Словар. дикт, тест | комб | ||
27 | Экскурсия в лес и на луг |
| Фрон и инд раб | экскурсия | |||
28 | Жизнь леса. | 1 |
| Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание», тест | комбин | ||
29 | Жизнь луга. | 1 |
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание», графич. дикт, тест | комбин | ||
30 | Жизнь в пресных водах. | 1 |
| Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание», тест | комбин | ||
31 | Экскурсии к водоему | 3 |
| экскурсия | |||
32 | Растениеводство в нашем крае. | 1 |
| Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений их распознавание», тест | комбин | ||
33 | Животноводство в нашем крае | 1 |
работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; — различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); — работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Тест, слов.дикт | комбин | ||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны». Презентация проектов | 1 | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: — извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; — интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; — готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); — готовить тексты сообщений; — выступать с сообщением в классе; — оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей | пров.раб, проекты | контроль | ||
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) | |||||||
35 | Начало истории человечества | 1 | — Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; — понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; — определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; — обсуждать роль огня и приручения животных; — анализировать иллюстрации учебника; — рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; — понимать роль археологии в изучении первобытного общества; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | тест | Изуч.нового матер | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 |
- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
- работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронт опрос | комбин | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
| Блицопрос, тест | комбин | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; — прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; — обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; — выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; — обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; — характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; — развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронт.опрос | комбин | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; — характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; — характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; — рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX— XXI веков; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Тест | комб | ||
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) | |||||||
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать карту расселения племён древних славян; — выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; — характеризовать верования древних славян; — моделировать древнеславянское жилище; — составлять план рассказа на материале учебника; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Тест | контроль | ||
41 | Во времена Древней Руси | 1 |
| тест | комбин | ||
42 | Страна городов | 1 |
| Фронт. опрос | комбин | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
| Инд. задан, фронт. опрос | комбин | ||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
| Инд. задан, фронт. опрос | комбин | ||
45 | Русь расправляет крылья | 1 |
| Тест, блицопрос | комбин | ||
46 | Куликовская битва | 1 |
| Блицопрос. Инд. задан | комбин | ||
47 | Иван Третий | 1 |
| Инд. задан | комбин | ||
48 | Мастера печатных дел | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;
| тест | комбин | ||
49 | Патриоты России | 1 |
| Инд. задан, блицопрос | комбин | ||
50 | Пётр Великий | 1 |
| блицопрос, тест | комбин | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
| Инд. задан | комбин | ||
52 | Екатерина Великая. | 1 |
| Инд. задан | комб | ||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 |
| Инд. задан, тест | комбин | ||
54 | Страницы истории XIX века | 1 |
| блицопрос, тест | комбин | ||
55 | Россия вступает в XX век | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | блицопрос, | комбин | ||
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 |
| Инд. задан, блицопрос | комбин | ||
57-58 | Великая война и великая Победа | 2 |
| Инд. задан, тест | комбин | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 |
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Инд. задан, тест | комб | ||
Раздел «Современная Россия» (9 часов) | |||||||
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | 1 |
| тест | контроль | ||
61 | Мы – граждане России | 1 |
| Инд. задан, опрос | комбин | ||
62 | Славные символы России | 1 |
| Изуч.нового матер | |||
63 | Такие разные праздники. | 1 |
| Фронт. опрос | комб | ||
64-66 | Путешествие по России | 3 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках | Инд. сообщения | комбин | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение | 1 |
| Пров .раб | контроль | ||
68 | Презентация проектов | 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:
| проект | Проект. деят |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...