Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Снег и лёд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_i_lyod_1_klass.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Окружающий мир» в 1 классе.
Тема урока «Откуда берутся снег и лёд»?
Цели урока:
1.Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
Учить навыкам практической деятельности.
2.Развивать творческие способности учащихся, речь, воображение, наблюдательность, внимание, навыки исследовательской деятельности.
Развивать умения слушать и слышать себя и другого человека, поддерживать и помогать друг другу во время речевого общения.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывать любовь к Родине, природе, гражданскую ответственность за состояние окружающей среды.
Воспитывать умение работать в парах, группах.
Оборудование:
1.Корнверт с загадками (конверт украшен снежинками);
2.Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;
3.Карточки со словами: «Снег», «Лёд», «Белый», «Рыхлый» «Непрочный», «Хрупкий», «Бесцветный», «Прозрачный», «Тает», «Вода».
4.Формы для льда; стаканы с чистой водой, стаканы со льдом.
5.Молоток.
6.Листы цветной бумаги.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала.
-На прошлых занятиях мы начали изучение второго раздела нашего курса «Окружающий мир».
-На какие вопросы мы с вами будем отвечать, изучая темы этого раздела?
(На доске карточки: «Как?», «Откуда?», «Куда?»).
-С какими вопросами мы с вами работали на прошлых уроках?
(Куда? Откуда?)
- Что же мы с вами узнали, отвечая на эти вопросы?
(Куда текут реки. Откуда в наш дом приходит вода.).
-А сегодня мы с вами продолжим работу над темами этого раздела.
И помогут нам в этом наши друзья – вопросы.
Вы сегодня должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на все вопросы.
3.Введение в тему.
Беседа о временах года: осени и зиме.
-Какое сейчас время года? (Осень)
-Да, ребята, сегодня 30 ноября. Это последний день осени.
А завтра начинается первый день зимы.
-Какие признаки зимы в природе вы знаете? (много снега, лёд на лужах, сосульки на крышах в тёплые дни, (вообще сосульки свойственны весне, когда пригреет снег или тёплой зиме), мороз; деревья стоят голыми, без листьев; дети лепят снеговиков).
-Да, ребята. И самыми первыми признаками зимы, как вы отметили, являются снег и лёд.
(Звучит музыка. Учитель читает стихи на фоне музыки)
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
И вместе с зимой к нам на урок пришёл сегодня гость – почтальон, и он мне передал пакет (конверт) с загадками.
Посмотрим, что же в конверте.
А в конверте – загадка.
Давайте прочитаем.
Ученик читает:
В голове снег,
В животе снег,
И в ногах снег,
И в руках снег,
Что за чудо человек?
-Не отгадали, тогда послушайте ещё загадку, может она поможет вам узнать,
от кого же нам пришёл конверт.
Меня не растили.
Из снега лепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой –
Кто я такой?
(Снеговик)
На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплён конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.
-А чтобы узнать тему нашего урока, нам надо отгадать загадки, которые нам принёс Снеговик.
1.Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд)
На доске появляются карточки:
-Кто назовёт тему сегодняшнего урока? (Снег и лёд).
Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лёд.
Но прежде, чем ответить на этот вопрос, Снеговик вместе с нашими друзьями, Мудрой Черепашкой и Муравьишкой предлагают нам изучит свойства снега и льда.
4. Практическая работа (учебник стр. 48)
На доске карточки (слова – помощники):
Сейчас мы будем работать как учёные – исследователи, будем ставить гипотезы, проводить опыты, делать выводы. У нас с вами будет проходить очень серьёзная работа. Работать вы будете в парах. Будьте очень внимательными, слушайте каждое слово учителя. А помогут нам с вами работать наши друзья: Черепашка и Муравьишка.
Итак, за работу!
В течение всего урока дети работают в парах, проводят исследовательскую практическую работу.
Работа по заданиям учебника:
Опыт №1.
-Что у вас лежит на партах? (Снег и лёд). На партах у учащихся лежит на блюдцах снег и лёд.
-Потрогайте снег и лёд указочкой.
-Какой снег? (мягкий, пушистый)
-Ребята, а я вместе с Муравьишкой потрогала снег, и мы назвали его ещё одним словом, может, кто слышал об этом слове.
Снег называется: на доске карточка со словом.
Прочитайте:
Снег
-А лёд какой? (твёрдый, жёсткий)
-Если мы его попытаемся разбить указочкой, у нас ничего не получится, а если мы ударим по нему молоточком, то что произойдёт? (лёд разлетится на маленькие кусочки). Дети проводят эксперимент.
-Значит, какой лёд? (хрупкий)
-Посмотрите на слова - помощники. Прочитаем. Учитель читает.
Дети выбирают слово
-На доске: лёд
Опыт №2.
-Сравним снег и лёд по цвету.
-Какого цвета снег? (белый).
Вывешиваю табличку со словом снег
-А какого цвета лёд: белый или нет?
-Поднесите полоски цветной бумаги ко льду, что мы увидим? (Подносят бумагу ко льду)
-Дети: Через лёд виден цвет бумаги.
-Какой же лёд (бесцветный)
-Вывешиваю табличку со словом лёд
Опыт №3.
-А теперь посмотрим, какой снег прозрачный или непрозрачный.
-Как мы это узнаём?
-Положим снег на цветную бумагу, на прямоугольник красного цвета.
-Виден через снег цвет бумаги? (нет).
-А положите лёд на прямоугольник красного цвета.
- Виден через лёд цвет бумаги? (да).
-Какой же вывод мы сделаем?
Дети делают вывод:
Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.
Вывешиваю табличку под словом
Снег лёд
Опыт № 4.
Опыты проводят учащиеся.
-Возьмём 2 стакана. Наливаем в них тёплой воды. В один стакан помещаем снег, а во второй лёд.
Что мы видим? (В тепле снег и лёд тают).
-А если возьмём снег в руки. Они тоже тёплые. Подержим снег и лёд в руках.
-Что мы увидим? (снег и лёд тают).
-Что образуется? (вода).
Опыты проведены.
-Что узнали нового?
- Чего не ожидали?
-О чём хотите ещё поговорить?
5.Закрепление. Работа в тетради (стр.20):
-Посмотрите на колонки в тетради.
Здесь записаны свойства снега и льда.
-Читаем первый столбик (слева).
-Что здесь записано? (свойства льда).
Соедините эти свойства со словом лёд.
-Читаем второй столбик.
-А это свойство чего? (снега).
Соедините эти свойства со словом снег.
6 Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
- Ребята, как вы думаете, откуда берутся снег и лёд в природе?
Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда?
Вспомните последний опыт, который мы с вами делали (снег и лёд при таянии превращаются в воду).
-Верно. Снег и лёд при таянии образуют воду.
-А если вода замёрзнет, то, что она образует? (лёд).
-Где вы видели лёд на улице? (на реке, в луже, когда она замёрзнет, сосулька).
-Можно ли дома увидеть лёд? (в холодильнике).
-Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (поставить воду в морозильную камеру).
Рассмотрите рисунок на странице 49 (внизу).
-Дома можно наполнить форму для льда водой и поставит в холодильник в морозильную камеру. (Показываю форму для льда).
-А для чего нам нужны кубики со льдом? (чтобы охладить напиток).
-А можно ли летом на улице увидеть лёд? (в морозильной камере, когда продают мороженое, на стадионе – искусственный лёд.)
-А когда из воды образуется снег?
В какое время года? (зимой - это снежинки, которые падают с неба).
-Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках.
Когда их скапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают не землю.
-Прочитаем вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха:
Снег и лёд – замёрзшая вода.
7.Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у Снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Рассказ учёного.
Учитель:
Сегодня мы с вами работали как учёные – исследователи, наблюдали за свойствами снега и льда, познакомились со строением снежинки. А вот один учёный написал рассказ, в котором описал, как учёные и он вместе с ними наблюдали за снегом, льдом и снежинками.
( Учитель читает рассказ «Снежинки». Приложение 1).
8.Обобщение.
Дети работают в рабочих тетрадях.
-Ребята. Посмотрите, какие красивые снежинки вам подарил Снеговик. Рассмотрите их.
-На что похожа снежинка? (на солнышко, на драгоценный камень)
-Сколько лучиков имеет каждая снежинка? (шесть)
-А в вашей тетради художник – Снеговик тоже начал рисовать снежинки, но не успел их дорисовать.
Давайте дорисуем их.
Дорисуйте одну снежинку, которая вам очень понравилась.
9.Работа в учебнике.
Художник нарисовал в учебнике снежинки.
Рассмотрите рисунок в центре разворота.
-Как художник представил снежинку?
(Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая.)
А сейчас я вам прочитаю стихотворение о красавице – снежинке. Это стихотворение написал Константин Бальмонт, наш Владимирский поэт.
Учитель читает стихотворение.
Снежинка.
Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая
Какая смелая!
Дорогой бурною,
Легко проносится.
Не в высь лазурную-
Не землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула.
Себя в безвестную
Страну незринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно – белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли качается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
10. Домашнее задание:
1.Нарисуйте свою снежинку на листе бумаги.
2.Придумайте сказку о снежинке и расскажите её товарищам.
Вывод:
Что же такое снег и лёд? (Снег и лёд – замёрзшая вода)
11.Конкурс загадок. Резерв.
-А теперь проведём конкурс снежных и ледяных загадок.
Посмотрим, кто из вас отгадает больше загадок.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает?
(Зимой)
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много – много звёздочек-
Тонких. Как стекло.
Звёздочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт.
(Снег)
На всех садятся,
Никого не боятся.
(Снежинки)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
(Лёд)
По снегу покатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду.
(Снежный ком)
12.Подведение итогов урока:
-Что вы сегодня узнали на уроке? С чем познакомились? (со свойствами снега и льда).
-Что узнали нового для себя?
-О чём хотите ещё поговорить?
Вы сегодня все хорошо работали. Снеговик подарит вам всем подарки.
Всего доброго, до свидания.
Приложение 1.
Снежинки.
Пришла зима.
С севера подул холодный студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко – высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими , нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи. И особенно снег хрустит в морозную погоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...