Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Снег и лёд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sneg_i_lyod_1_klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Урок по курсу «Окружающий мир» в 1 классе.

         Тема урока «Откуда берутся снег и лёд»?

   Цели урока:

1.Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.

 Учить навыкам практической деятельности.

2.Развивать творческие способности учащихся, речь, воображение,            наблюдательность, внимание, навыки исследовательской деятельности.

Развивать умения слушать и слышать себя и другого человека,       поддерживать и помогать друг другу во время речевого общения.

Развивать умения   анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывать любовь к Родине, природе, гражданскую ответственность за состояние окружающей среды.

Воспитывать умение работать в парах, группах.

Оборудование:

1.Корнверт с загадками (конверт украшен снежинками);

2.Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;

3.Карточки со словами: «Снег», «Лёд», «Белый», «Рыхлый» «Непрочный», «Хрупкий», «Бесцветный», «Прозрачный», «Тает», «Вода».

4.Формы для льда; стаканы с чистой водой, стаканы со льдом.

5.Молоток.

6.Листы цветной бумаги.

                                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала.

-На прошлых занятиях мы начали изучение второго раздела нашего курса «Окружающий мир».

-На какие  вопросы  мы с вами будем отвечать, изучая темы этого раздела?

(На доске карточки:   «Как?»,   «Откуда?»,  «Куда?»).

-С какими вопросами мы с вами работали на прошлых уроках?

(Куда?  Откуда?)

- Что же мы с вами узнали, отвечая на эти вопросы?

(Куда  текут  реки.   Откуда  в  наш дом приходит вода.).

-А сегодня мы с вами продолжим работу над темами этого раздела.

 И помогут нам в этом наши друзья – вопросы.

        Вы сегодня должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на все вопросы.

3.Введение в тему.

Беседа о временах года: осени и зиме.

-Какое сейчас  время года? (Осень)

-Да, ребята, сегодня 30 ноября. Это последний день осени.

 А завтра начинается  первый день  зимы.

-Какие признаки зимы в природе вы знаете?  (много снега, лёд на лужах, сосульки на крышах в тёплые дни, (вообще сосульки свойственны весне, когда пригреет  снег или тёплой зиме), мороз; деревья стоят голыми, без листьев; дети лепят  снеговиков).

-Да, ребята. И самыми первыми признаками зимы, как вы отметили, являются снег и лёд.

(Звучит музыка.  Учитель читает стихи на фоне музыки)

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама                                                                                                                                    

Идёт волшебница зима!

И вместе с зимой  к нам на урок  пришёл сегодня  гость – почтальон, и он мне передал пакет (конверт) с загадками.

Посмотрим, что же  в конверте.

А в конверте – загадка.

Давайте прочитаем.

 Ученик читает:

В голове снег,

В животе снег,

И в ногах снег,

И в руках снег,

Что за чудо человек?

-Не отгадали, тогда послушайте ещё загадку, может она поможет  вам узнать,

от кого же нам пришёл конверт.

 Меня не растили.

 Из снега лепили,

 Вместо носа ловко

 Вставили морковку.

 Глаза – угольки,

 Руки – сучки.

 Холодный,  большой –

 Кто я такой?

 (Снеговик)

На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплён конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.

-А чтобы узнать тему нашего урока, нам надо отгадать загадки, которые нам принёс Снеговик.

1.Всю зиму  лежит,

   А весной убежит.

                      (Снег)

Прозрачен,  как стекло,

А не  вставишь в окно.

                       (Лёд)

На доске появляются  карточки:  

 

   

                                                           

-Кто назовёт тему сегодняшнего урока? (Снег и лёд).

Итак, сегодня мы  поговорим, откуда берутся снег и лёд.

Но прежде, чем ответить на этот вопрос, Снеговик вместе с нашими друзьями, Мудрой Черепашкой и Муравьишкой  предлагают нам изучит свойства снега и льда.

4. Практическая работа  (учебник   стр. 48)

На доске карточки (слова – помощники):

                               

                     

        Сейчас мы будем работать  как  учёные – исследователи, будем ставить гипотезы, проводить опыты, делать выводы. У нас с вами будет проходить очень серьёзная работа. Работать вы будете в парах. Будьте очень внимательными, слушайте каждое слово учителя. А помогут нам  с вами   работать наши друзья: Черепашка и Муравьишка.

     Итак, за работу!

В течение  всего урока дети работают в парах, проводят  исследовательскую практическую работу.

Работа по заданиям учебника:

                      Опыт №1.

-Что у вас лежит на партах? (Снег и лёд). На партах у учащихся лежит на блюдцах снег и лёд.

-Потрогайте снег и лёд указочкой.

-Какой снег? (мягкий, пушистый)

-Ребята, а я вместе   с Муравьишкой потрогала снег, и мы назвали его ещё одним словом, может, кто слышал об этом слове.

Снег называется: на доске карточка со словом.

Прочитайте:

                                   Снег

                         

-А лёд какой? (твёрдый, жёсткий)

-Если мы его попытаемся разбить указочкой,  у нас ничего не получится, а если мы ударим по нему молоточком,  то что произойдёт? (лёд разлетится на маленькие кусочки). Дети проводят эксперимент.

-Значит, какой лёд? (хрупкий)

-Посмотрите на слова  - помощники. Прочитаем. Учитель читает.

 Дети выбирают слово  

   

-На доске:                                   лёд

                                                 

Опыт №2.

-Сравним снег  и лёд по цвету.

-Какого цвета снег? (белый).

Вывешиваю табличку со словом  снег

                                                       

-А какого цвета лёд: белый или нет?

-Поднесите полоски цветной бумаги ко льду, что мы увидим? (Подносят бумагу ко льду)

-Дети: Через лёд виден  цвет бумаги.

-Какой же лёд (бесцветный)

-Вывешиваю табличку со словом     лёд

               

                                                     

Опыт №3.

-А теперь посмотрим, какой снег прозрачный или непрозрачный.

-Как мы это узнаём?

-Положим снег на цветную бумагу, на прямоугольник красного цвета.

-Виден через снег цвет бумаги? (нет).

-А положите лёд на прямоугольник красного цвета.

- Виден через лёд цвет бумаги? (да).

-Какой же вывод мы сделаем?

Дети делают вывод:

Снег непрозрачный, а лёд –  прозрачный.

Вывешиваю табличку под словом

          Снег                                                          лёд    

                                             

Опыт  № 4.

Опыты проводят учащиеся.

-Возьмём 2 стакана. Наливаем в них тёплой воды. В один стакан помещаем снег,  а во второй  лёд.

Что мы видим? (В тепле снег и лёд тают).

-А если возьмём снег в руки. Они тоже тёплые. Подержим снег и лёд в руках.

-Что мы увидим? (снег и лёд тают).

-Что образуется? (вода).

Опыты проведены.

-Что узнали нового?

- Чего не ожидали?

-О чём хотите ещё поговорить?

5.Закрепление. Работа в тетради  (стр.20):

-Посмотрите на колонки в тетради.

Здесь записаны свойства снега и льда.

-Читаем первый столбик (слева).

-Что здесь записано? (свойства льда).

Соедините эти свойства со словом лёд.

-Читаем второй столбик.

-А это свойство  чего? (снега).

Соедините эти свойства со словом снег.

6 Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

- Ребята, как вы  думаете, откуда берутся снег и лёд в природе?

  Снег и лёд  имеют различные свойства, но что общего у снега и льда?

 Вспомните последний опыт, который мы с вами делали (снег и лёд при таянии превращаются в воду).

-Верно. Снег и лёд при таянии  образуют воду.

-А если вода замёрзнет, то, что она образует? (лёд).

-Где вы видели лёд на улице? (на реке, в луже, когда она замёрзнет, сосулька).

-Можно ли дома увидеть лёд? (в холодильнике).

-Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (поставить воду в морозильную камеру).

Рассмотрите рисунок на странице 49 (внизу).

-Дома можно наполнить форму для льда водой  и поставит в холодильник в морозильную камеру. (Показываю форму для льда).

-А для чего нам нужны кубики со льдом? (чтобы охладить напиток).

-А можно ли  летом  на улице увидеть лёд? (в морозильной камере, когда продают мороженое, на стадионе – искусственный лёд.)

-А когда  из воды образуется снег?

В какое время года?  (зимой -  это снежинки,  которые падают с неба).

-Снежинки  образуются высоко над землёй, в облаках.

Когда их скапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают не землю.

-Прочитаем вывод, с которым нас  хочет познакомить Мудрая Черепаха:

Снег и лёд – замёрзшая вода.

7.Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у  Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает всё кругом

 Белоснежным серебром.

Рассказ учёного.

Учитель:

Сегодня мы с вами работали  как учёные – исследователи, наблюдали за свойствами снега и льда, познакомились со строением снежинки. А вот один учёный написал рассказ, в котором описал,  как учёные и он вместе с ними наблюдали за снегом, льдом и снежинками.

( Учитель читает рассказ  «Снежинки». Приложение 1).

8.Обобщение.

 Дети работают в рабочих тетрадях.

-Ребята. Посмотрите, какие красивые снежинки вам подарил Снеговик.      Рассмотрите их.

-На что похожа снежинка? (на солнышко, на  драгоценный камень)

-Сколько лучиков имеет каждая снежинка? (шесть)

-А в вашей тетради художник – Снеговик тоже начал рисовать снежинки, но не успел их дорисовать.

Давайте дорисуем их.

Дорисуйте одну снежинку, которая вам очень понравилась.

9.Работа в учебнике.

Художник нарисовал в учебнике снежинки.

Рассмотрите  рисунок в центре разворота.

-Как художник представил снежинку?

 (Для художника снежинка  – это девушка. Она очень  красивая, весёлая.)

А сейчас я вам прочитаю стихотворение о красавице – снежинке. Это стихотворение написал Константин Бальмонт, наш Владимирский поэт.

Учитель читает стихотворение.

    Снежинка.

Светло – пушистая

     Снежинка белая,

Какая чистая

     Какая смелая!

Дорогой бурною,

     Легко проносится.

Не в высь лазурную-

      Не землю просится.  

Лазурь  чудесную

       Она покинула.

Себя в безвестную

        Страну  незринула.

В лучах блистающих  

      Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

       Сохранно – белая.

Под ветром веющим

         Дрожит, взметается,

На нём,  лелеющем,

         Светло  качается.

Его качелями

          Она утешена,

С его метелями

          Крутится бешено.

Но вот кончается  

           Дорога  дальняя,

Земли качается

           Звезда кристальная.

Лежит пушистая

               Снежинка смелая.

 Какая чистая,

              Какая белая!

10. Домашнее задание:

1.Нарисуйте свою снежинку на листе бумаги.

2.Придумайте сказку о снежинке и расскажите её товарищам.

Вывод:

Что же такое снег и лёд? (Снег и лёд – замёрзшая вода)

11.Конкурс загадок. Резерв.

 -А теперь проведём конкурс снежных  и ледяных загадок.

 Посмотрим, кто из вас отгадает больше загадок.

 Снег на  полях,

 Лёд на реках,

 Вьюга гуляет…

 Когда это бывает?

               (Зимой)

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много – много звёздочек-

Тонких. Как стекло.

Звёздочки холодные,

А земле тепло.

        (Снежинки)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.

              (Снег)

На всех  садятся,

Никого не боятся.

         (Снежинки)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

                 (Лёд)

По снегу покатите –  я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду.

                       (Снежный ком)

12.Подведение итогов урока:

-Что вы сегодня узнали на уроке? С чем познакомились? (со свойствами снега и льда).

-Что узнали нового для себя?

-О чём хотите ещё поговорить?

Вы сегодня все хорошо работали. Снеговик подарит вам всем подарки.

 Всего доброго, до свидания.

 

Приложение 1.

Снежинки.

          Пришла зима.

        С севера  подул холодный студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

         Кружатся в  воздухе и падают на землю – одна красивее  другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот  звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

        Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

        Под самолётом  крупными хлопьями падал снег, а высоко – высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только  льдинки опускались в тучу, они сразу  же становились лёгкими , нежными снежинками.

        Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду  в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

        Чем тише морозная погода, тем красивее  падающие на землю снежинки. При  сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в  снежную пыль.  Слой за слоем  ложится снег на землю, и каждый слой  сначала бывает рыхлый, потому что  между снежинками содержится много воздуха.

        А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

        Он хрустит оттого,  что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи. И особенно снег хрустит в морозную погоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...