урок по окруж.миру Мы-граждане России.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пьяных Нина Викторовна

Конспект урока по окружающему миру. 

Цель: Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.

Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ»

Программа: «Начальная школа XXI века»

Класс: 1  

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема урока

МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ

Ведущий метод:

Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

Цель:

Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.

Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?»

Планируемые результаты:

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности

в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность

в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину

Термины и понятия

Конституция, права, обязанности

Материально-техническое обеспечение урока.

Информационный материал:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.

Демонстрационный материал:

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация  

Формы работы

фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Этап урока и его цели

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые результаты

Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности.

-создать условия  для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока;

-наметить шаги учебной деятельности.

 Прослушивают  песню (стоя)

Присаживаются за парты.

 Отвечают на вопросы.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к решению проблемы, создает условия для возникновения внутренней потребности.

Организует уточнение типа урока и название шагов учебной деятельности

Звучит песня, наталкивающая на позитивный настрой.

«Голубой вагон»

Музыка - В.Шаинский,

 слова - Э.Успенский.      Слайд1.

Прозвенел для нас звонок.

 Начинается урок.

 Время быстро пробежит.

 Надо нам им дорожить.

Кто пел эту песенку?

Сегодня герои  у нас в гостях?

Они хотят вместе с вами побывать на уроке и узнать много нового.

Чтобы нашим гостям было интересно на уроке, отправимся в путешествие.   Слайд 2-12

Личностные:

-формировать интерес к изучению предмета;

-воспитывать культуру поведения.

Этап актуализации знаний

Матвеева Алина и Алексеенко  Степа читают стихотворение Н. Поляковой Родина.

Зачитывают из учебника два значения слова Родина и родина.

Отвечают на вопрос.

Родина - …

Организует  учащихся на учебный процесс, создает  условия для возникновения у детей  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение следующего шага учебной  деятельности.

– Послушайте  стихотворение  Н. Поляковой. О чём пойдёт сегодня разговор?

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь – я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебе помашет сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет. Слайд 14-21

– Что же такое Родина?

Прочитайте в учебнике.

Русский язык с.49

Слайд 22

Какое значение слова мы сегодня используем?

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими   нормами родного языка.

предметные – знать, в чём состоит раз-
личие между написанием двух слов Родина и родина.

Метапредметные

предметные:

-выполнять классификацию,

-обосновывать основания для классификации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений, способностей.

Отвечают на вопросы.

Организует выявление места затруднения.

Конкретизирует вопросы

О чем пойдет речь на уроке?

Что вы хотите узнать о своей Родине?

Мы –граждане России.

Слайд 23

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности и на этой основе -выбор способа и средств их реализации.

Открывают учебники.

Организует уточнение темы урока, постановку цели.

Организует составление совместного плана действий.

Организует физминутку.

Тема урока. Мы – граждане России.

Где будем брать информацию?

Регулятивные: планирование – определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

- реализовать построенный проект;

-при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами;

-применить новый способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

-зафиксировать новое знание в речи и знаках.

Уч. с.43 зачитывают

Слушают. Отвечают на вопросы по ходу беды.

Зачитывают из учебника права гражданина РФ

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Физминутка активная

Слайд 28

Организует работу. Осуществляет контроль.

Организует работу. Осуществляет контроль.

Организует устранение затруднений ( если оно возникает)

 

– Вы любите свою Родину? А за что вы её любите?

– Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года. Рассмотрите пейзажи русской природы.

Показ репродукций.  слайд 24-26

– Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. Продолжите пословицы и скажите, как вы их понимаете.

 Одна у человека мать, одна у него и Родина.

 Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы. Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Это наша история, то, чем мы жили вчера. И сегодня на уроке мы заглянем в историю нашего государства.

Рассмотрите политическую карту мира. Покажите на ней Россию.

Рассматривание карты. Слайд30

– Вот наша страна – Россия, одно из самых крупных государств мира. Столица, то есть главный город, – Москва. Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь. Когда на севере уже выпал снег, наступили  холода,  на  юге  ещё  плещутся  люди  в  тёплом  море,  цветут растения.

– Как называют жителей нашей страны? (Россияне.) В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, украинцы и другие. Слайд 32-33

Мы с вами – россияне, граждане России. Каждый человек, живущий  в  каком-либо  государстве,  является  его  гражданином,  и  государство предоставляет своему гражданину права. Как вы понимаете это слово?

Права – правила поведения, установленные государством. Права граждан записаны в главном законе страны – конституции. В нашей стране это Конституция РФ.

 Слайды 34-35

– Какие права имеют граждане России? Что значит право на образование? (В нашем государстве каждый имеет право учиться.)

– Что значит право на медицинское обслуживание? (В нашем государстве каждый имеет право на медицинскую помощь.)

– Что значит право на выбор профессии? (В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.)

– Что значит право на отдых? (В нашем государстве каждый имеет право на оплачиваемый отпуск.)

– Что значит право на жительство? (В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется.)

– Каждый ребёнок, как и взрослый, является гражданином своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает его лечение и обучение. Какие права имеет ребёнок? (Ребёнок имеет право носить фамилию родителей, жить в семье, общаться с родителями и с другими родственниками.)

Слайды 36-40

Регулятивные: осуществление
учебных действий -

  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ, карточки). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его .

Метапредметные

Познавательные:

-выполнять классификацию,

-обосновывать основания для классификации.

Регулятивные:

-высказывать свое предположение на основе услышанного.

 Метапредметные

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий
в паре: устанавливать очерёдность действий

Регулятивные:

- строить высказывание (предположение ) на основе учебного материала.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение нового способа действия.

 Переворачивают страницы в учебнике С. 44

Объясняют пословицу.

.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Физминутка.

Работа по учебнику.

Посмотрите на картинки. Какими правами пользуются граждане России?

Обязанности:

Объясните пословицу.

– Прочитайте в учебнике стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». Как вы думаете, для чего нужно учиться?

Метапредметные

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых  заданий на новый способ действия.

Отвечают на вопросы. Зачитывают свои предложения.

Организует самостоятельную работу.

Откройте рабочие тетради.

Составьте предложение о правах гражданина по каждому рисунку.

Метапредметные

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);:

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

8. Включение в систему знаний повторения.

Дети обобщают знания,  полученные на уроке и отвечают  

на вопросы учителя.

Рассматривают слайды.

Отвечают на вопросы

Вспоминают сказки.

Отвечают на вопросы.

 

Организует повторение

Слайд 44

А вы любите сказки?

Посмотрите на экран. Какие права у героев сказок. Все они имеют эти права?

– В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев.

Слайд 45-46

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач.

Рефлексия.

Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Вспоминают свою деятельность на протяжении всего урока и

отвечают на вопросы учителя

Я понял ,

Я научился

Я узнал,

Теперь я смогу точно

Дети оценивают свою работу на уроке.

Возвращается  к цели и задачам урока

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Мне понравилось, что материал был полезен и интересен вам.

Урок достиг цели. Он был увлекательным  и познавательным.

Учитель оценивает работу детей на уроке

  1. –Какую цель мы ставили на уроке?

–Какие знания мы получили, решая учебные задачи?

Начинайте свои ответы словами:

Теперь я знаю…

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Теперь я смогу…

Слайд

  1. Оцените свою работу на уроке, используя карточки.

      (красный)  -Мне было трудно…

      (зеленый)  -Мне было интересно…

        (желтый) -Я хочу поделиться своими знаниями…

Слайд 46

Слайд 47

Я вижу, что наш урок прошел успешно. На ваших лицах и на смайликах  только улыбки.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-
положительное отношение к животным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окруж миру

Урок по окруж миру...

открытый урок по окруж.миру

корспект урока по окружающиму миру...

Урок по окружающему миру «Мы - граждане России» в 1 классе.

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы - граждане России". УМК "Школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

Урок по окружающему миру "Мы-граждане России"

Цель урока: • формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и Правительстве РФ....