Урок по окруж.миру по теме "Дыхательная система".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели урока: 1.Познакомить с дыхательной системой человеческого организма, с ролью органов, входящих в неё.
2. Научить правильно дышать и беречь дыхательные органы.
3.Воспитание негативного отношения к курению, ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.
Оборудование: Стёкла, закрытая банка, ватномарлевая повязка, костюмы для артистов.
Наглядность: Таблица «Органы дыхания», пословицы и поговорки, карточки с кроссвордами и тестами для индивидуальной работы, карточки с названиями болезней.
1.Организационный момент.
Чтобы быть всегда здоровым
И прогнать болезни прочь,
Нужно быть всегда готовым
Самому себе помочь.
А для этого ребята
Каждый должен быть знаком,
С организмом человека –
А устроен сложно он.
А изучать организм человека мы с вами уже начала с начала учебного года и многое уже знаем.
2. Актуализация знаний.
Сейчас мы поработаем самостоятельно с карточками и вспомним те органы, которые уже изучили.
А) Карточка №1 для тех у кого знания по окружающему миру на «4» и «5».
Карточка №1
По горизонтали:
1.Мотор человеческого организма.
2. Орган, состоящий из трёх слоёв.
3.Нити, по которым передаются сигналы к органам.
4.Совокупность всех костей.
5.Контролирует за работой всего организма.
По вертикали:
6.(Ключевое слово)
7.Что выполняет роль транспорта в организм человека?
6
1
2
3
4
5
7
Б)Карточка №2 для слабых учеников.
Карточка №2.
Тест.
1.Что контролирует работой организма?
А) почки;
Б) кровь;
В) мозг.
2.Сколько зубов у взрослого человека?
А) 16;
Б) 32;
В) 26.
3.Сколько почек у человека?
А)2;
Б)3;
В)1.
4.У кого больше мозг?
А) Лошадь;
Б) человек.
5. Где переваривается пища?
А) в толстой кишке;
Б) в глотке;
В) в желудке.
(После выполнения заданий на карточках выполняется проверка: один ученик читает ответы, остальные проверяют).
3. Новая тема.
1) Сообщение темы.
- У тех ребят, которые выполняли задание на карточке №1, должно было получиться ключевое слово. Назовите, пожалуйста, его. (Дыхание). Это есть тема сегодняшнего урока. Как вы думаете для чего нужны человеку органы дыхания?
2) Подготовка к восприятию нового.
Перед вами таблица. Давайте посмотрим, из каких органов состоит дыхательная система.
(Учитель показывает указкой органы и зачитывает их названия).
3) Самостоятельная работа учащихся над новым материалом, данным в учебнике.
- Ребята, давайте посмотрим на этот схему-рисунок, такая же схема есть и у вас. Какие же органы входят в дыхательную систему организма?
А сейчас вы самостоятельно поработаете с сопровождающим текстом. Сейчас те ученики, которые отвечали на вопросы теста, читая текст на стр.17 ищут ответ на вопрос: - Какую роль играет носовая полость в дыхательной системе? Те ученики, которые решали кроссворд, ищут ответ на вопрос: - Какую роль в дыхательной системе играют лёгкие?
(Проверка ответов).
4) «Давай подумаем».
- Ребята! С детства вы часто слышите, в холодную погоду, от мам и взрослых «Не открывай рот, дыши носом». Как вы думаете, есть ли разница как дышать и почему?
5)Практическая работа.
Возьмите стёкла, которые у вас на партах, выдохните на них воздух. Что произошло? (Оно запотело). Проведите по стеклу рукой. Откуда взялась вода? (Пар это газообразное состояние воды).
- Подумайте, почему во время эпидемий гриппа в магазинах, поликлиниках и других учреждениях работники носят ватномарлевые повязки?
6) «Этот удивительный мир».
- Ребята, учёными установлено, что из воздуха ребёнок в день вдыхает 2 стакана воды, а взрослый человек – 4 стакана.
7) Как беречь дыхательную систему?
- Ребята. Прочитайте, пожалуйста, текст на стр.18 и ответьте на вопрос, как и отчего нужно беречь дыхательную систему?.
Физминутка.
4. О вреде курения для человеческого организма.
1. Учитель выставляет на столе банку.
-Ребята, в этой банке опасное существо, запах которого может убить одного голубя, воробья, это вещество, собранное из семи сигарет, убивает целую лошадь. (Это никотин).
Ребята, а кто знает что такое никотин? ( Да, это яд, а ещё это наркотик, из-за которого, люди так быстро и привыкают к сигарете.)
- Я задавала вам найти пословицы и поговорки о сигарете. Кто принёс? (Если принесли зачитываем). Я тоже искала и в Интернете, и в библиотеке, нашла, но очень мало: «Вместе с папиросой сгорает и курящий её», «Табак не кончается, курящий скончается», «Табак научит нищенству», «Дружба-дружбой, а табачок врозь!».
Как видите пословиц и поговорок о табаке мало. Это объясняется тем, что курение – чуждое для мусульман и христиан занятие.
- А хотите узнать, кого Россия должна благодарить за этот яд-сигарету? – Петра 1. Мы изучали с вами на истории, что Пётр 1 много хорошего сделал для развития России, но к большому сожалению в 1697 году, именно он разрешил торговлю табаком и курение на законных основаниях.
2.А сейчас я предлагаю вам просмотреть музыкально-поэтическую композицию на стихи С.Я.Маршак «Как медведь трубку нашёл».
Как медведь трубку нашел.
Рассказчик. Решил лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С того все и началось!
Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда табак в кисете весь вышел, Медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всем Медведь забыл - набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал Миша прихварывать... Шел как-то он опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.
Лиса. Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь (истощенно).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем -
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться -
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь...
Лиса (бодро).
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо б обратиться!
Он у нас такая птица!
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивленно).
Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока -
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь. Да. Хвораю.
Волк.Что с тобою?
Медведь. Сам не знаю...
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь...
Пропадаю...
Волк. Пропадешь,
Если к Дятлу не пойдешь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет.
Да, так да! А нет, так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Рассказчик. Разыскал Медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.
Медведь. Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел. Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь. Видно, нет! Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего-то я не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится!
Страшный кашель по утрам
Дурнота по вечерам,
Сердце колет, в лапах дрожь...
Дятел. Верно, куришь или пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук.
Дай-ка спину... Тук-тук-тук!
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с... Мне все как будто ясно. Медведь.
Не смертельно? Не опасно?
Дятел. Накопилась в легких копоть —
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь. Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел. Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.
День не курит, два не курит, на третий не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал - насилу нашел. Закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости? Так все лето, всю осень до самой зимы то бросал Медведь трубку, то вновь находил. Так и не бросил. Наступила зима.
Пошел как-то лесник в лес за дровами. Глядь - из медвежьей берлоги дым валит. Удивился лесник, заглянул в берлогу, а там Медведь от курения так ослаб, что зарычать на лесника не может. Бери Медведя голыми руками. Стоит бедняга против лесника на своих четырех лапах - качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка!
Узнал лесник свою трубку, вынул ее из пасти Медведя, вот уж не ожидал ее вновь увидеть. Выбросил трубку подальше, а Медведя домой привел.
Лесничиха. Ты кого привел к нам, Федя?
Лесник. Посмотри, привел Медведя!
Лесничиха. Настоящий?
Лесник. Настоящий!
Да к тому ж еще курящий!
Лесничиха. Что ж теперь нам делать с ним?
Лесник. Как что делать? Продадим!
Завтра утром на возу
В город, в цирк его свезу!
Рассказчик. В нашем цирке есть Медведь,
Приходите посмотреть.
Лесничиха. Смел и ловок Мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой
Самый лучший акробат!
Медведь. Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой, - запах дыма
Мишка чует за версту.
Рассказчик. И тотчас на задних лапах
Начинает вдруг реветь.
Потому что этот запах
Не выносит наш Медведь!
-Видите, ребята, даже медведю стало плохо от этого пристрастия, как курение
3) Ребята, а хотите я назову вам серьёзные заболевания, связанные с курением? ( Бронхит, туберкулёз лёгких, рак гортани. С какими органами дыхания связаны эти болезни? А ещё –аллергия, астма, инфаркт, бессонница, кашель…)
4. Закрепление.
- Посмотрите на эти таблицы, попробуйте объяснить, почему табачный дым так вреден для организма человека? ( Копоть оседает на волосинках носовой полости, загрязняет гортань, трахею, бронхи и лёгкие. Людям из этого, плохо поступает воздух, лёгкие не успевают вырабатывать достаточное количество кислорода).
- А как можете прокомментировать эти рисунки?
5. Домашнее задание.
1.Сосчитать число вдохов и выдохов в минуту сидя и после 10 приседаний.
2.Подготовить рассказ о том, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.
6. Итог урока.
Вредно ли курить? Почему?
- К сожалению, ребята, не только себе приносит вред курящий. Представьте сигарету брошенную в лесу. Или человека, уснувшего на постели вместе с сигаретой. Что может произойти?
- Что важного надо запомнить из сегодняшнего урока? (Правила, как беречь дыхательную систему и что курение очень вредно для нашего организма.).
МОУ Нижнемактаминская
Средняя общеобразовательная школа №1
Открытый урок
по окружающему миру
на тему
«Органы дыхания».
Провела
Салиева Н.Ф.
в 4Б классе
2006\07 уч.год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окруж. мира "Страны мира", 2класс, Плешаков
Урок-путешествие....
Презентация к уроку окруж. мира "Все профессии важны"
презентация к уроку....
Урок по окруж миру
Урок по окруж миру...
урок по окруж.миру Мы-граждане России.
Конспект урока по окружающему миру. Цель: Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?»...
открытый урок по окруж.миру
корспект урока по окружающиму миру...
конспект урока по окруж. миру по теме "Антарктида-белое безмолвие"
конспект урока по окруж. миру, 2 класс...
конспект урока по окруж.миру
Тема урока : В гости к весне. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока : заочная экскурсия. Цель : познакомить детей с признаками весны в проце...