Рабочая программа по предмету живой мир 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

                                                     тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Живой мир»

4 «А» КЛАССА

(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)

Составитель программы:

учитель

Гусева Анастасия Андреевна

Москва

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

        Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний и помогает учащимся понять взаимосвязь и единство всех элементов природы.

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
  • формирует знания учащихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

        Обучение предмету «Живой мир»  происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках живого мира проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Живой мир» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.  

        В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность.

Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей с легкой и умеренной степенью интеллектуальной недостаточности ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Основные требования к умениям учащихся по предмету:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия ; различать дикорастущие и культурные цветковые растения.

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту.

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека.

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе.

- определять времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.

- правильно называть изученные объекты и явления.

- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человекам.

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека.

- бережно относиться к природе и к людям.

- различать времена года, название месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года.

- показывать изученные предметы и явления;

-Сранивать и различать растения леса, сада; называть по1 наиболее распространенному в данной местности растения.

  • различать домашних и диких животных и птиц;
  • соблюдать правила употребелния в пищу грибов и ягод;
  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний.
  • Соблюдать требования по профилактике отравлений.

        

        Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Обучение осуществляется по учебнику: Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи (2 класс),  С.В. Кудрина, Окружающий мир, учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Владос», 2011, А.А. Плешаков, Мир вокруг нас, учебник для 1 класса начальной школы, М., «Просвещение», 2002.

В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции.

Содержание рабочей программы по предмету «Живой мир».

Раздел в предмете

Содержание

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предметные учебные действия

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.  

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: замерзание рек (ледостав), иней, изморось, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Календарь. Названия месяцев.

Уточнить и расширить имеющиеся у детей  представления о смене времен года, их характерных признаках. На основе наблюдений  расширить представления о положении солнца в разное время года. Формировать представление о смене времен года в связи с изменением положения солнца.

Учащиеся должны уметь  наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам.

Уметь описывать явления природы.  Уметь различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. Знать названия месяцев и их порядок.

Практическая работа, игра

         

Знать времена года и названия месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года.  Наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Описывать явления природы.  Различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы.

Знать и показывать на картинке  времена года и соответствующие месяцы.   Знать название некоторых месяцев.  Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года.  Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы.

Показывать  и различать времена года по картинкам.  Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы с помощью учителя.

Неживая природа.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Уточнить и расширить знания учащихся о воздухе и его зачении для жизни растений,  животных, человека; температуре воздуха и ее измерении. Уточнить понятие о ветре и его направлении.

Учащиеся должны знать значение воздуха для жизни растений,  животных, человека; Уметь поределять напрвление ветра.

Практическая работа, игра.

Знать значение воздуха для жизни растений,  животных, человека; Уметь определять направление ветра (с минимальной помощью учителя).

Знать значение воздуха для жизни растений,  животных, человека; Уметь определять направление ветра (с  помощью учителя).

Иметь элементарное представление   о значении воздуха для жизни растений,  животных, человека.

Живая природа

Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель – соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Уточнить и расширить представления  о растениях, их частях и признаках. Познакомить с понятиями: фруктовые деревья, растения сада и леса.

Уточнить и расширить представления и полезных и опасных ягод, трав, грбов.

Учащиеся должны знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и уметь дифференцировать фруктовые деревья, растения леса и сада. Уметь отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных.

Практическая работа. Игра.

Знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и показывать фруктовые деревья, растения леса и сада. Отличать полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида)

Знать и уметь  показать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (2-3 вида), растения леса и сада. Отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида)

Показывать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (1 вид), растения леса и сада (с помощью учителя). Показывать по одному съедобному и несъедобному грибу; знать 1-2 вида опасных ягод.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада: охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашней уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые – вредители.

Уточнить и расширить знания о домашних и диких животных. Внешнем вид, питании, названиях детенышей, повадках, образе жизни, месте обитания.

Формировать знания о внешнем виде птиц, среде их обитания, питании, образе жизни.

Познакомить с новыми видами птиц: хищные, певчие, перелетные, зимующие.

Учащиеся должны знать  Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.

Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.

Овладеть новыми понятиями: хищные и певчие птицы.

Практическая работа, игра.

Знать  и уметь описать внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.

Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.

Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 2-3 представителя).

Уметь описать с помощью учителя внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных.

Уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц.

Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 1-2 представителя).

Уметь описать с помощью учителя внешний вид, образ жизни

 диких и домашних животных.

Показывать по 1-2 представителя певчих, перелетных, хищных и зимующих птиц.

Человек

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга человека.

Режим дня. Предупреждение переутомления. Правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человеке о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Формировать элементарные  знания о мозге человека и строении головы.

Учить правильно организовывать режим дня.

Объяснить влияние состояния природы на человека.

Формировать элементарные представления о защите растений и животных.

Учащиеся должны знать элементарное строение головы и значение мозга человека.

Уметь правильно организовать свободное время и режим дня.

Иметь представление о  правилах защиты редких видов животных и растений.

Знать влияние состояния природы на организм человека.

Практическая работа, игра.

Знать элементарное строение головы и значение мозга человека.

Правильно организовывать свободное время.

Знать элементарные  правила защиты редких видов животных и растений.

Знать влияние состояния природы на организм человека.

Знать элементарное строение головы и значение мозга человека.

Правильно организовывать свободное время (с помощью взрослых).

Знать элементарные  правила защиты редких видов животных и растений.

Уметь показать части головы.

С помощью учителя организовывать свободное премя, предупреждая переутомление.

Знать и показывать несколько видов редких животных и растений.

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету живой мир 3 класс

Адаптированная рабочая программа...

Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. Воронковой 2012года.Дисциплина "Живой мир" в специальном образова...

Рабочая программа по предмету "Живой мир" 3 класс 8 вид

          Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основании программы обучения глубоко умст­венно отсталых детей , Москва, 1983 г.,  для 4  кл...

Рабочая программа по предмету "Живой мир" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год,...

Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреж​дений VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом раз​вития у учащихся младших к...

Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена основании следующих документов:1.           Федеральный закон Российской Федерации &l...

Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

Содержание программы и уроки по предмету «Жи​вой мир» предполагают большое количество непосредст​венных наблюдений. Кроме того, на уроках следует использовать разнообраз​ные наглядные сред...