Рабочая программа по предмету живой мир 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.
тел./факс: 8 (499) 235-52-94; e-mail: spo-4@edu.mos.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Живой мир»
4 «А» КЛАССА
(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)
Составитель программы:
учитель
Гусева Анастасия Андреевна
Москва
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний и помогает учащимся понять взаимосвязь и единство всех элементов природы.
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Обучение предмету «Живой мир» происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках живого мира проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Живой мир» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей с легкой и умеренной степенью интеллектуальной недостаточности ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
- правильно называть изученные объекты и явления; - различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия ; различать дикорастущие и культурные цветковые растения. - правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту. - различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека. - соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе. - определять времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека. | - правильно называть изученные объекты и явления. - сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человекам. - различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека. - бережно относиться к природе и к людям. - различать времена года, название месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года. | - показывать изученные предметы и явления; -Сранивать и различать растения леса, сада; называть по1 наиболее распространенному в данной местности растения.
|
Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.
Обучение осуществляется по учебнику: Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи (2 класс), С.В. Кудрина, Окружающий мир, учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Владос», 2011, А.А. Плешаков, Мир вокруг нас, учебник для 1 класса начальной школы, М., «Просвещение», 2002.
В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции.
Содержание рабочей программы по предмету «Живой мир».
Раздел в предмете | Содержание | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | |||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||||||
Предметные учебные действия | ||||||||
Сезонные изменения в неживой природе | Закрепление представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: замерзание рек (ледостав), иней, изморось, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Календарь. Названия месяцев. | Уточнить и расширить имеющиеся у детей представления о смене времен года, их характерных признаках. На основе наблюдений расширить представления о положении солнца в разное время года. Формировать представление о смене времен года в связи с изменением положения солнца. | Учащиеся должны уметь наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Уметь описывать явления природы. Уметь различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. Знать названия месяцев и их порядок. | Практическая работа, игра
| Знать времена года и названия месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Описывать явления природы. Различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. | Знать и показывать на картинке времена года и соответствующие месяцы. Знать название некоторых месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы. | Показывать и различать времена года по картинкам. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы с помощью учителя. | |
Неживая природа. | Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. | Уточнить и расширить знания учащихся о воздухе и его зачении для жизни растений, животных, человека; температуре воздуха и ее измерении. Уточнить понятие о ветре и его направлении. | Учащиеся должны знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь поределять напрвление ветра. | Практическая работа, игра. | Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с минимальной помощью учителя). | Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с помощью учителя). | Иметь элементарное представление о значении воздуха для жизни растений, животных, человека. | |
Живая природа | ||||||||
Растения | Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель – соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. | Уточнить и расширить представления о растениях, их частях и признаках. Познакомить с понятиями: фруктовые деревья, растения сада и леса. Уточнить и расширить представления и полезных и опасных ягод, трав, грбов. | Учащиеся должны знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и уметь дифференцировать фруктовые деревья, растения леса и сада. Уметь отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. | Практическая работа. Игра. | Знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и показывать фруктовые деревья, растения леса и сада. Отличать полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида) | Знать и уметь показать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (2-3 вида), растения леса и сада. Отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида) | Показывать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (1 вид), растения леса и сада (с помощью учителя). Показывать по одному съедобному и несъедобному грибу; знать 1-2 вида опасных ягод. | |
Животные | Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада: охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашней уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые – вредители. | Уточнить и расширить знания о домашних и диких животных. Внешнем вид, питании, названиях детенышей, повадках, образе жизни, месте обитания. Формировать знания о внешнем виде птиц, среде их обитания, питании, образе жизни. Познакомить с новыми видами птиц: хищные, певчие, перелетные, зимующие. | Учащиеся должны знать Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных. Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц. Овладеть новыми понятиями: хищные и певчие птицы. | Практическая работа, игра. | Знать и уметь описать внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных. Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц. Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 2-3 представителя). | Уметь описать с помощью учителя внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных. Уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц. Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 1-2 представителя). | Уметь описать с помощью учителя внешний вид, образ жизни диких и домашних животных. Показывать по 1-2 представителя певчих, перелетных, хищных и зимующих птиц. | |
Человек | Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга человека. Режим дня. Предупреждение переутомления. Правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человеке о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. | Формировать элементарные знания о мозге человека и строении головы. Учить правильно организовывать режим дня. Объяснить влияние состояния природы на человека. Формировать элементарные представления о защите растений и животных. | Учащиеся должны знать элементарное строение головы и значение мозга человека. Уметь правильно организовать свободное время и режим дня. Иметь представление о правилах защиты редких видов животных и растений. Знать влияние состояния природы на организм человека. | Практическая работа, игра. | Знать элементарное строение головы и значение мозга человека. Правильно организовывать свободное время. Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений. Знать влияние состояния природы на организм человека. | Знать элементарное строение головы и значение мозга человека. Правильно организовывать свободное время (с помощью взрослых). Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений. | Уметь показать части головы. С помощью учителя организовывать свободное премя, предупреждая переутомление. Знать и показывать несколько видов редких животных и растений. | |
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету живой мир 3 класс
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой 2012года.Дисциплина "Живой мир" в специальном образова...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" 3 класс 8 вид
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., для 4 кл...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год,...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждений VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших к...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена основании следующих документов:1. Федеральный закон Российской Федерации &l...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений. Кроме того, на уроках следует использовать разнообразные наглядные сред...