Рабочая программа по предмету "Живой мир" 3 класс 8 вид
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., для 4 класса – 8 вид У.О., авторской программы И.М. Бгажниковой. для детей с нарушениями интеллекта М.:«Просвещение», 2007 год, 8 вид.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir_8_vid_3_kl.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» Утверждено начального образования Зам. директора по УВР приказом №_____
Протокол №_______ ________/ ./ « »_________ 2013 г.
Руководитель кафедры: «____»_________2013г.
_________/ /
« » __________ 2013г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Живой мир» для обучающегося 3 Б класса
индивидуального обучения (8 вида)
Составитель:
Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2013 г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., для 4 класса – 8 вид У.О., авторской программы И.М. Бгажниковой. для детей с нарушениями интеллекта М.:«Просвещение», 2007 год, 8 вид.
Цели и задачи курса
Цель курса:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
- выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями. «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
«Живой мир» как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках обучающиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными програм Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
мами начального общего образования предмет «Живой мир» изучается в 4 классе- 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебных недель).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов. ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Порядок изучения тем, а также время, отведённое для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем с учётом возможностей конкретного обучающегося, уровня подготовленности обучающегося.
Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать обучающегося во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решение задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания с их помощью рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, учить сравнивать причинно- следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Уроки должны приносить детям радость, вселять уверенность в своих силах.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
в контексте ФГОС второго поколения
в контексте ФГОС второго поколения
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своѐ отношение к миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи с помощью учителя (на уровне предложения или небольшого текста)..
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.
Предметные результаты:
1-я линия развития – уметь объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи с помощью учителя; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своѐ отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту с помощью учителя
6. Содержание учебного предмета «Живой мир»
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде. Неживая природа. Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы. Формы поверхности Земли (равнины, овраги, холмы, горы).Живая природа. Растения. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Животные. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Домашние птицы. Курица, утка. Человек. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности ученика. Формы обучения: практические занятия, использование яркого доступного наглядного материала.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, исследования, просмотр экранных пособий, практическая работа, дидактические игры.
7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося
№п.п. | Наименование раздела программы | Итого часов | Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС |
1 | Сезонные изменения в природе | 8 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о временах и месяцах года, днях недели. Учить наблюдать изменения в природе. Учить наблюдать за изменениями в природе, выявить признаки середины весны. Закрепить умение обобщать наблюдения на экскурсии Формирование представлений о явлениях в неживой природе ( замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, проталина, разлив, ливень, град, туман). |
2 | Неживая природа | 2 | Формировать знаний об основных элементах неживой и живой природы. Участие в беседе. Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельности; формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира; формирование умения составлять связные повествовательные устные высказывания. |
3 | Живая природа | 6 | Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы. Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды. Формирование знаний учащихся о природе своего края. Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека. |
4 | Повторение | 1 | |
Всего | 17 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Учебник: Н,Б, Матвеева, М.А.Попова, Т.О. Куртова . 4 класс учебник «Живой мир» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва, Просвещение 2014г
Дополнительная литература:
-Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М.: Просвещение, 1999.
- Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «Вако» 2004.
- Касаткина Н.А. «Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня». Волгоград: Учитель, 2007.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М: Мозаика – Синтез, 2006.
Оборудование Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, проектор)
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
10. Календарно-тематическое планирование учебного материала по живому миру на 2014-2015 учебный год
по 0,5 ч в неделю - 17 ч
№ п/п | Наименование раздела программы | № по теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Сезонные изменения в природе. (8 ч) | 1 | Осень | 1 | ||
2 | 2 | Растения и животные осенью | 1 | |||
3 | 3 | Зима | 1 | |||
4 | 4 | Растения и животные зимой | 1 | |||
5 | 5 | Весна | 1 | |||
6 | 6 | Растения и животные весной | 1 | |||
7 | 7 | Лето | 1 | |||
8 | 8 | Растения и животные летом | 1 | |||
9 | Неживая природа (2 ч) | 1 | Почва | 1 | ||
10 | 2 | Рельеф | 1 | |||
11 | Живая природа (6 ч) | 1 | Растения | 1 | ||
12 | 2 | Растения культурные и дикорастущие | 1 | |||
13 | 3 | Животные | 1 | |||
14 | 4 | Птицы и насекомые | 1 | |||
15 | 5 | Человек. | 1 | |||
16 | 6 | Режим дня | 1 | |||
17 | Повторение пройденного (1 ч) | 1 | Закрепление пройденного | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....