Рабочая программа по предмету живой мир 3 класс
материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_zhivoy_mir_3_klass.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Живой мир»
3 КЛАСС
(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)
Составитель программы:
учитель
Гришина Анастасия Андреевна
Москва
2012 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний и помогает учащимся понять взаимосвязь и единство всех элементов природы.
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Обучение предмету «Живой мир» происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках живого мира проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
На предмет «Живой мир» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность.
Уровень умений и знаний учащихся по предмету не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости детей с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.
Основные требования к умениям учащихся по предмету:
I уровень | II уровень | III уровень |
- правильно называть изученные объекты и явления; - Сранивать и различать растения леса, сада, деревья хвойные и лиственные; кустарники, травы, ягоды, цветы. - сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их образ жизни; - Соблюдать правила питания; правила приготовления и хранения продуктов. - Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека. - Определять по сезонным изменениям времена года. - Определять направление ветра. | - называть изученные объекты и явления;
| - показывать изученные предметы и явления; -Сранивать и различать растения леса, сада; называть по1 наиболее распространенному в данной местности растения.
|
Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.
Обучение осуществляется по учебнику: Матвеева Н.Б. и др. Живой мир. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2013. В основу содержания программы положен концентрический принцип, который позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года и дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Содержание и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции.
Содержание рабочей программы по предмету «Живой мир».
Раздел в предмете | Содержание | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями) | |||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||||||
Предметные учебные действия | ||||||||
Сезонные изменения в неживой природе | Закрепление представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы. Календарь. Названия месяцев. | Уточнить и расширить имеющиеся у детей представления о смене времен года, их характерных признаках. На основе наблюдений расширить представления о положении солнца в разное время года. Формировать представление о смене времен года в связи с изменением положения солнца. | Учащиеся должны уметь наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Уметь описывать явления природы. Уметь различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. Знать названия месяцев и их порядок. | Практическая работа, игра
| Знать времена года и названия месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий, сравнивать времена года по характерным признакам. Описывать явления природы. Различать, называть и сравнивать явления и состояния неживой природы. | Знать и показывать на картинке времена года и соответствующие месяцы. Знать название некоторых месяцев. Иметь представления о долготе дня и ночи в зимнее и летнее время года. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы. | Показывать и различать времена года по картинкам. Наблюдать природные явления во время экскурсий. Показывать по картинкам только явления неживой природы с помощью учителя. | |
Растения и животные в разное время года | Наблюдения за растениями в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник Увядание и появления трав, цветов. Птицы зимующие и перелетные. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. | Уточнить и расширить знания учащихся о некоторых растениях и деревьев в разное время года. На основе наблюдений расширить представления о зимующих и перелетных птицах. Дать понятие об образе жизни домашних животных в разное время года и насекомых в осенний период. | Учащиеся должны знать о некоторых растениях и деревьев в разное время года. Уметь описать образ жизни зимующих и перелетных птицах. Знать и уметь описать образ жизни домашних животных в разное время года и насекомых в осенний период. | Практическая работа, игра | Наблюдать за растениями в разное время года и описывать изменения. Называть и различать зимующих и перелетных птиц. Описывать образ жизни животных в разное время года и насекомых в осенний период. | Наблюдать за растениями в разное время года. Называть и показывать на картинке зимующих и перелетных птиц. Различать и показывать на картинках животных в разное время года. Иметь элементарные представления о насекомых. | Показывать растения в разное время года. Показывать на картинке 1 – 2 зимующие и перелетные птицы. Показывать на картинках 1 – 2 животное в разное время года, насекомое. | |
Неживая природа | Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Измерение температуры воздуха. Ветер. Направление ветра. Стороны горизонта. | Уточнить и расширить знания учащихся о воздухе и его значении для жизни растений, животных, человека; температуре воздуха и ее измерении. Уточнить понятие о ветре и его направлении. | Учащиеся должны знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра. | Практическая работа, игра. | Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с минимальной помощью учителя). | Знать значение воздуха для жизни растений, животных, человека; Уметь определять направление ветра (с помощью учителя). | Иметь элементарное представление о значении воздуха для жизни растений, животных, человека. | |
Живая природа | ||||||||
Растения | Сравнение и распознавание растений по их признакам. Части растений. Растения сада. Фруктовые деревья; ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса: хвойные, лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и опасные. | Уточнить и расширить представления о растениях, их частях и признаках. Познакомить с понятиями: фруктовые деревья, растения сада и леса. Уточнить и расширить представления и полезных и опасных ягод, трав, грибов. | Учащиеся должны знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и уметь дифференцировать фруктовые деревья, растения леса и сада. Уметь отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. | Практическая работа. Игра. | Знать и уметь рассказать признаки растений и их части. Знать и показывать фруктовые деревья, растения леса и сада. Отличать полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида) | Знать и уметь показать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (2-3 вида), растения леса и сада. Отличить полезные грибы, ягоды, травы от опасных. ( по 2-3 вида) | Показывать части растений. Знать и показывать фруктовые деревья (1 вид), растения леса и сада (с помощью учителя). Показывать по одному съедобному и несъедобному грибу; знать 1-2 вида опасных ягод. | |
Животные. | Дикие обитатели леса: кабан, заяц, лось. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Приспособление к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Сравнение диких и домашних животных. Птицы: внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Перелетные и зимующие птицы, хищные птицы, певчие птицы ( 2-3 вида) | Уточнить и расширить знания о домашних и диких животных. Внешнем вид, питании, названиях детенышей, повадках, образе жизни, месте обитания. Формировать знания о внешнем виде птиц, среде их обитания, питании, образе жизни. Познакомить с новыми видами птиц: хищные, певчие, перелетные, зимующие. | Учащиеся должны знать Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных. Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц. Овладеть новыми понятиями: хищные и певчие птицы. | Практическая работа, игра. | Знать и уметь описать внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных. Знать и уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц. Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 2-3 представителя). | Уметь описать с помощью учителя внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям диких и домашних животных. Уметь описать внешний вид, среду обитания, образ жизни птиц. Различать новые виды птиц: хищные и певчие птицы (по 1-2 представителя). | Уметь описать с помощью учителя внешний вид, образ жизни диких и домашних животных. Показывать по 1-2 представителя певчих, перелетных, хищных и зимующих птиц. | |
Человек | Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга человека. Режим дня. Предупреждение переутомления. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека об экологии. Охрана растений и животных. Зоопарк. | Формировать элементарные знания о мозге человека и строении головы. Учить правильно организовывать режим дня. Объяснить влияние состояния природы на человека. Формировать элементарные представления о защите растений и животных. | Учащиеся должны знать элементарное строение головы и значение мозга человека. Уметь правильно организовать свободное время и режим дня. Иметь представление о правилах защиты редких видов животных и растений. Знать влияние состояния природы на организм человека. | Практическая работа, игра. | Знать элементарное строение головы и значение мозга человека. Правильно организовывать свободное время. Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений. Знать влияние состояния природы на организм человека. | Знать элементарное строение головы и значение мозга человека. Правильно организовывать свободное время (с помощью взрослых). Знать элементарные правила защиты редких видов животных и растений. | Уметь показать части головы. С помощью учителя организовывать свободное время, предупреждая переутомление. Знать и показывать несколько видов редких животных и растений. | |
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету живой мир 4 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой 2012года.Дисциплина "Живой мир" в специальном образова...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" 3 класс 8 вид
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., для 4 кл...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год,...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждений VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших к...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена основании следующих документов:1. Федеральный закон Российской Федерации &l...
Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений. Кроме того, на уроках следует использовать разнообразные наглядные сред...