Рабочая программа по предмету "Живой мир" для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой 2012года.
Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir-_2_chasa_ispr.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой 2010 года.
Дисциплина "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: "Живой мир", "Естествознание", "География", "Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины "Живой мир" базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Курс "Живой мир" решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.
2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
4. Сформировать знания учащихся о природе своего края.
5. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа "Живой мир" не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему "Рыбы", можно изучать вслед за изучением темы "Вода" или в разделе "Животные". Раздел "Повторение" составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении, так как часть детей не освоит требований 1, 2 уровней.
Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а
также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Содержание программы
II КЛАСС
(68 часов).
I. Сезонные изменения в природе. (20 ч.)
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
3. Детские игры; труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
II Неживая природа. (8 ч.)
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
III. Живая природа.
1. Растения. 14 ч.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные. (10 ч.)
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.
3. Человек (8 ч.)
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
IV. Повторение. (8 ч.)
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Должны уметь практически применять следующие знания:
1 уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
2 уровень:
- называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времен года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.
Календарно-тематическое планирование. Живой мир. 2класс
№ п\п | Кол. ур. | Тема урока | ЗУН | дата календ. | дата факт. | |
1 | 1 | Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. | Знать о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Уметь определять долготу дня и ночи | 3.09 | ||
2 | 1 | Названия времен года; знакомство с названиями месяцев. | Знать названия времен года,месяцев. Уметь | 5.09 | ||
3 | 1 | Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь). | Знать названия в течении суток | 10.09 | ||
4 | 1 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед. | Называть явления и состояния неживой природы | 12.09 | ||
5 | 1 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень | Называть явления и состояния неживой природы | 17.09 | ||
6 | 1 | Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи. | Уметь описывать свои наблюдения | 19.09 | ||
2. Растения и животные в разные времена года.( 9 ч) | ||||||
7 | 1 | Наблюдения за растениями (деревьями) в разные времена года. Тополь, дуб. | Различать 3-4 растения, называть части их. | 24.09 | ||
8 | 1 | Наблюдения за растениями (кустарниками) в разные времена года.СИРЕНЬ,калина, шиповник. | Различать 3-4 растения, называть части их. | 26.09 | ||
9 10 | 2 | Увядание и появление трав. Одуванчик. Увядание и появление цветов. Ландыш. | Различать 2-3 вида растений, называть части растений, ухаживать за ними; Различать признаки времен года | 1.10 3.10 | ||
11 12 | 2 | Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Сорока | Называть зимующих птиц, описывать их повадки, образ жизни; | 8.10 10.10 | ||
13 | 1 | Появление весной грачей, скворцов. | Называть зимующих птиц, описывать их повадки, образ жизни; | 15.10 | ||
14 | 1 | Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. | Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни; | 17.10 | ||
15 | 1 | Рыбы зимой. | Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни; | 22.10 | ||
3.Поведение человека в разные времена года.( 3 Ч) | ||||||
16 | 1 | Детские игры; | Различать признаки времен года, НАЗЫВАТЬ ИГРЫ | 24.10 | ||
17 | 1 | Труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде. | Различать признаки времен года, | 30.10 | ||
18 | 1 | Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. | Знать правила поведения | 29.10 | ||
19 | 1 | Вода. | ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека; | 31.10 | ||
2ЧЕТВЕРТЬ. | ||||||
20 | 1 | Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. | ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека; | 12.11 | ||
21 | 1 | Первичные представления о температуре. | Различать виды термометров | 14.11 | ||
22 | 1 | Термометр – прибор для измерения температуры. | Знать части термометра | 19.11 | ||
23 | 1 | Вода горячая, холодная. | 21.11 | |||
24 | 1 | Значение воды для жизни растений, животных, человека. | ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека; | 26.11 | ||
25 | 1 | Вода в природе: дождь, снег, лед. | ЗНАТЬ о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека; | 28.11 | ||
26 | 1 | Водоёмы:река, озеро (пруд), болото. | Различать водоёмы | 3.12 | ||
III. Живая природа. 1. Растения. 14 ч. | ||||||
27 | 1 | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения). | 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями; | 5.12 | ||
28 | 1 | Части растений: корень, стебель, лист, цветок. | НАЗЫВАТЬ части растений: корень, стебель, лист, цветок. | 10.12 | ||
29 | 1 | Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. | 12.12 | |||
30 | 1 | Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус). | Называть и различать растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус). | 17.12 | ||
31 | 1 | Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). | Называть и различать светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). | 19.12 | ||
32 | 1 | Уход за комнатными растениями. | 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями; | 24.12 |
33 | 1 | Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. | различать наиболее распространенные овощи , объяснять, где они растут, как используются человеком; | 26.12 | ||
3 четверть (20 ч.) | ||||||
34 | 1 | Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания | различать наиболее распространенные овощи , объяснять, где они растут, как используются человеком; | 14.01 | ||
35 | 1 | Овощи в питании человека.. | как используются человеком; | 16.01 | ||
36 | 1 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. | различать наиболее распространенные фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком; | 21.01 | ||
37 | 1 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. | различать наиболее распространенные фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком; | 23.01 | ||
38 | 1 | Фрукты в питании человека. | как используются человеком; | 28.01 | ||
39 | 1 | Растения садов и огородов своей местности. Уход за ними. | знать и различать растения сада и огорода, их отличия; | 30.01 | ||
40 | 1 | Уход за растениями сада и огорода. | знать и различать растения сада и огорода, их отличия; | 4.02 | ||
2. Животные. (10 ч.) | ||||||
41 | 1 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. | Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни; | 6.02 | ||
42 | 1 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк. | Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни; | 11.02 | ||
43 | 1 | Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания | Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни; | 13.02 | ||
44 | 1 | Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. | Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни; | 18.02 | ||
45 | 1 | Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. | 20.02 | |||
46 | 1 | Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. . | Различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни; | 25.02 | ||
47 | 1 | Отношение человека к животным. | 27.02 | |||
48 | 1 | Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. | Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни | 4.03 | ||
49 | 1 | Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. | Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни | 6.03 | ||
50 | 1 | Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. | Различать рыб, описывать их повадки, образ жизни | 11.03 | ||
3. Человек (8 ч.) | ||||||
51 | 1 | Гигиена тела человека. | Знать гигиенические правила; | 13.03 | ||
52 | 1 | Закаливание. | 18.03 | |||
53 | 1 | Питание человека. | о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах; | 20.03 | ||
54 | 1 | гигиенических правилах; (элементарные представления). | выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи. | 1.04 | ||
55 | Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. | выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи. | 3.04 | |||
56 | 1 | Пища человека. | правила приема пищи. | 8.04 | ||
57 | 1 | Правильное питание | правила приема пищи. | 10.04 | ||
58 | 1 | Профилактика пищевых отравлений. | 15.04 | |||
IV. Повторение. (8 ч.) | ||||||
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления: | ||||||
59 | 1 | Вода. | - о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений. | 17.04 | ||
60 | 1 | Свойства воды | - о простейших свойствах воды, ее значении для жизни животных; | 24.04 | ||
61 | 1 | Значение воды для жизни человека; | - о простейших свойствах воды, ее значении для жизни животных; | 29.04 | ||
62 | 1 | Значение воды для жизни животных; | - о простейших свойствах воды, ее значении для жизни животных; | 6.05 | ||
63 | 1 | Разнообразие животного мира. | - о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних | 8.05 | ||
64 | 1 | Питание человека; | - о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах; | 13.05 | ||
65 | 1 | сезонные изменения в неживой природе | - о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных. | 15.05 | ||
66 | 1 | - о сезонных изменениях в жизни человека; | - о сезонных изменениях в неживой природе и жизни человека; | 20.05 | ||
67 | 1 | - о значении воды, тепла, света в жизни растений . | - о значении воды, тепла, света в жизни растений . | 22.05 | ||
68 | 1 | - о значении воды, тепла, света в жизни животных. | - о значении воды, тепла, света в жизни животных. | 27.05 |
Литература :
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», под редакцией В.В.Воронковой, ГИЗ «Владос», Москва, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Программа по изобразительному искусству составлена на основе:Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...
Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва....
Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
- Мне нравится (1)