Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу « Окружающий мир» для учащихся4-го класс рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели и разработана в соответствии c:
− требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
− рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010 рекомендованной Минобрнауки РФ;
− положениями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 г. Лысково;
− возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010);
− образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №__от «__»_______2014г. Руководитель методобъединения ___________________Е.А.Воронина | Согласовано зам. директора по УР _________С.А.Тесакова «__»___________2014г. | Утверждено приказом №__от «__»_________2014г. директор МБОУ СОШ №4 г.Лысково ______________Е.В.Зяблова «___»______________2014г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
в 4 классе (VII вида)
на 2014/2015 учебный год.
Учитель: Малышева Ирина Александровна.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Окружающий мир» для учащихся4-го класс рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели и разработана в соответствии c:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010 рекомендованной Минобрнауки РФ;
- положениями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 г. Лысково;
- возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010);
- образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Особое значение изучения курса ознакомления с окружающим миром состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Данный курс носит интегрированный характер. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
- Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны:
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
2.Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
II. Содержание курса « Окружающий мир».
Человек – живое существо (организм). 16ч. | Человек – живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного |
Твоё здоровье. 12ч. | Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные | Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений» |
Человек – часть природы. 2ч. | Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека | Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости» |
Человек среди людей. 5ч. | Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость | Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей |
Родная страна: от края до края. 10ч. | Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи | Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности |
Человек – творец культурных ценностей. 12ч | Культура в разные исторические времена | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений |
Человек – защитник своего Отечества. 5ч. | Человек – воин. Героические страницы истории | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий |
Гражданин и государство. 3ч. | Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства | Характеристика прав и обязанностей гражданина России |
III.Критерии оценки
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" – все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" – все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" – выполнены отдельные задания.
IV. Планируемые результаты обучения
Предметные результаты обучения:
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
- характеризовать условия роста и развития ребёнка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека;
- приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах – соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного);
- рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России.
Называть имя президента современной России;
- описывать основные события культурной жизни России (и разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события и культурной жизни) в рамках изученного.
Метапредметные результаты обучения:
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения:
В области познавательных УУД:
- школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
- школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
В области личностных УУД:
- школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Коррек-тировка | |||
1 | Организм человека. Нервная система. | 1 | 3.09 | |
2 | Двигательная система. | 1 | 5.09 | |
3 | Двигательная система. Пищеварительная система. | 1 | 10.09 | |
4 | Пищеварительная система. | 1 | 12.09 | |
5 | Дыхательная система. | 1 | 17.09 | |
6 | Дыхательная система. | 1 | 19.09 | |
7 | Кровеносная система. | 1 | 24.09 | |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | 26.09 | |
9 | Кожа. | 1 | 1.10 | |
10 | Проект №1 на тему «Организм человека». | 1 | 3.10 | |
11 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | 8.10 | |
12 | Как человек воспринимает окружающий мир | 1 | 10.10 | |
13 | Как человек воспринимает окружающий мир | 1 | 15.10 | |
14 | Как человек воспринимает окружающий мир | 1 | 17.10 | |
15 | Мир чувств. | 1 | 22.10 | |
16 | Внимание. | 1 | 24.10 | |
17 | Память. | 1 | 5.11 | |
18 | Проект. Чувства человека. | 1 | 7.11 | |
19 | Режим дня. | 1 | 12.11 | |
20 | Правила закаливания. Можно ли снять усталость. | 1 | 14.11 | |
21 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | 19.11 | |
22 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | 21.11 | |
23 | Когда дом становится опасным. | 1 | 26.11 | |
24 | Когда дом становится опасным | 1 | 28.11 | |
25 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 3.12 | |
26 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 5.12 | |
27 | Если случилась беда. | 1 | 10.12 | |
28 | Если случилась беда. | 1 | 12.12 | |
29 | Чем человек отличается от животного. | 1 | 17.12 | |
30 | Проект№2 «Твое здоровье». | 1 | 19.12 | |
31 | От рождения до старости. | 1 | 24.12 | |
32 | Поговорим о доброте. | 1 | 26.12 | |
33 | Что такое справедливость. | 1 | 14.01. | |
34 | О смерти. | 1 | 16.01. | |
35 | Умеешь ли ты общаться? | 1 | 21.01 | |
36 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундры. | 1 | 23.01 | |
37 | Тайга и зона смешанных лесов | 1 | 28.01 | |
38 | Степи и пустыни. | 1 | 30.01 | |
39 | Почвы России. | 1 | 4.02 | |
40 | Рельеф России. | 1 | 6.02 | |
41 | Рельеф России. | 1 | 11.02 | |
42 | Как возникали и строились города. | 1 | 13.02 | |
43 | Россия и ее соседи. Япония. | 1 | 18.02 | |
44 | Россия и ее соседи. Китай. | 1 | 20.02 | |
45 | Россия и ее соседи. Королевство Дания. | 1 | 25.02 | |
46 | Что такое культура. | 1 | 27.02 | |
47 | Из истории письменности. | 1 | 4.03 | |
48 | О первых школах и книгах. | 1 | 6.03 | |
49 | О первых школах и книгах. | 1 | 11.03 | |
50 | Чему и как учились при Петре 1. | 1 | 13.03 | |
51 | Русское искусство до 18 века. | 1 | 18.03 | |
52 | Русское искусство до 18 века. | 1 | 1.04 | |
53 | Искусство России 18 века. | 1 | 3.04 | |
54 | Искусство России 18 века. | 1 | 8.03 | |
55 | Золотой век русской культуры.19 век. | 1 | 10.04 | |
56 | Золотой век русской культуры.19 век. | 1 | 15.04 | |
57 | Искусство 20 века. | 1 | 17.04 | |
58 | Проект №3 Искусство России. | 22.04 | ||
59 | Как Русь боролась с половцами. | 1 | 24.04 | |
60 | Как Русь боролась с половцами. | 1 | 29.04 | |
61 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 6.05 | |
62 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | 1 | 8.05 | |
63 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | 1 | 13.05 | |
64 | Итоговая комплексная работа. | 1 | 15.05 | |
65 | Гражданин и государство. | 1 | 20.05 | |
66 | Гражданин и государство. | 1 | 22.05 | |
67 | Гражданин и государство. | 1 | 27.05 | |
68 | Итоговое повторение. | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...