Проект раздела программы (фрагменты уроков)
проект по окружающему миру (1 класс) на тему
Проект раздела программы (фрагменты уроков)
Учебный предмет: Окружающий мир
Тема: Многообразие растений
УМК: «Гармония»
Тема раздела и название проекта: «Многообразие растений»Проект раздела программы (фрагменты уроков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теория и приложения | 150.95 КБ |
Фрагменты уроков | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
Методическая разработка раздела
рабочей программы по окружающему миру
«Многообразие растений» (1 класс)
Выполнил:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района
Ф.И.О. Кулигина Наталья Юрьевна
Н.Новгород
2014
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить”
Дж. Дьюи
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Начинается процесс формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов, становление самосознания и самооценки ребёнка. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, которые важны для успешность обучения в начальной и в основной школе. В этот период начинают формироваться не только предметные умения, но и надпредметные универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные; совершенствуются личностные качества.
Теоретико – методологической и научно – методической основой развития универсальных учебных действий (УУД) является системно – деятельностный подход (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б., Гальперин П. Я. и др.) и культурологический подход к отбору содержания обучения (Скаткин М. Н., Лернер И. Я., Краевский В. В. и др.).
УУД составляют систему в составе четырёх видов:
Личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация, гражданская идентичность, экологическая культура.
Регулятивные – постановка учебно – познавательных задач, планирование их решения, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные – получение, поиск, преобразование, применение и представление информации, общеучебные действия, включая моделирование и знаково – символические преобразования; логические, действия поиска и постановки проблем.
Коммуникативные – планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами русского языка, понимание языка соответствующей предметной области.
Сформированность УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребёнка от начального образования и успешности его обучения в основной школе.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социо-культурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. Учебный материал служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями, с изменением уровня сложности. Например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др.
Курс создаёт содержательную базу для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку; планируют и выполняют небольшие исследования и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Работа заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов и систематическом использовании проблемных ситуаций в учебно–воспитательном процессе, в решении проблемы развития познавательного интереса школьников. Процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения во многих ситуациях дети принимают коллективно, что развивает, коммуникативные способности. В процессе выполнения многих заданий возникает положительный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Планируемые результаты освоения темы
Личностные универсальные учебные действия
У ученика начнут формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- бережное отношение к природе, культуре родного края.
У ученика могут быть сформированы:
- умение сотрудничать;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
- принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
- действовать согласно плану, составленному учителем;
- оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
- пользоваться простыми условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре,
- осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты
Ученик начнёт учиться:
- выполнять правила культурного поведения в школе;
- различать дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья;
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав);
- описывать, характеризовать изученные группы растений, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
- сравнивать растения, называя их сходства и различия;
- различать внешние части дерева, цветкового растения;
Цель работы и разделом программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В первом классе ученик только начинает осваивать различные знания, но начинать их формировать нужно уже с первых уроков, чтобы ученик мог использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Приложение 1
№ и тема урока | Решаемые на уроке проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся | ||
понятия | УУД | ||||
Раздел III. Разнообразие и красота растений - 15 часов | |||||
1. Многообразие растений. Условия их жизни | Где можно наблюдать растения. Что им нужно для жизни. Чем растения различаются, в чѐм их сходство. | Растение, среда обитания, взаимосвязь живой и неживой природы; условия жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва). | Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы. | Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками. | |
24. Строение растений | Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений. | Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре. | Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений). | |
25. Какими бывают растения. Дерево, его строение | По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению. Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный. | Дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки; части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья). | Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью. | Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево. | |
26. Кустарники и травы, их отличие от деревьев | Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения. | Кустарник, его основной признак, отличие от дерева; травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника. | Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах. | Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своѐ мнение; обобщают полученные знания. | |
27. Лиственные деревья, разнообразие их листьев | Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чѐм сходство их листьев, в чѐм различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года. | Лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист; листопад. | Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой. | Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. | |
28. Хвойные деревья, их разнообразие | Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. | Хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница - листопадное хвойное дерево. | Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы. | Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы. | |
29. Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды | Какое значение имеют ягодные растения для природы и человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны. | Ягода, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды. | Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений). | Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками. | |
30. Обобщающий урок | Закрепить знания о растениях, полученные при изучении этого раздела: чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения. Проверить степень усвоения универсальных учебных действий. | Закрепляем следующие знания: растение – живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев. | Проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки; умение пользоваться условными знаками. | Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | |
31. Удивительные растения мира. Экскурсия | Зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений. | Умение находить особенности строения разных растений мира. Красная книга – книга тревоги. | Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия). | Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нѐм; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. | |
32. Контрольный урок . | Проверить усвоение предметных знаний, умений и УУД. | Основные знания и умения: умение различать три группы предметов окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений. | Умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников. | Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы. | |
33. Культурные растения
| Какое значение для человека имеют дикорастущие растения. Какие растения называются культурными и где их выращивают. Какие растения называют сорняками. | Дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; садовод, овощевод, полевод. | Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре. | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками. | |
34, Растения сада и огорода | Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы. Как выращивают рассаду. | Овощные, садовые культуры, овощи, фрукты; способы выращивания растений, рассада, теплица. | Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов. | Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). | |
35. Растения поля. Зерновые культуры | Какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Как надо относиться к хлебу. Из каких растений делают продукты питания, ткани. | Зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайнѐр, пекарь, мельница, колос, зерно, мука. | Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение. | Работают с натуральными предметами (колоски и зѐрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всѐ сделано из растений». | |
36. Декоративные растения. Комнатные растения
| Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним. | Декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними. | Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре. | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. | |
37. Обобщающий урок | Обобщаются знания, полученные учениками о растениях. Проверяется усвоение предметных умений и универсальных учебных действий. | Обобщаются знания, полученные учениками о растениях. Проверяется усвоение травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений. | Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания. | Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. |
Приложение 2
Список литературы
- Поглазова О. Т. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. Поглазова, М. В. Миронова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 264 с.
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях. – 2011
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2011
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010
- Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012
- Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013
- Злаки в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей – М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2011.
Предварительный просмотр:
Проект раздела программы (фрагменты уроков)
Учебный предмет: Окружающий мир
Тема: Многообразие растений
УМК: «Гармония»
Тема раздела и название проекта: «Многообразие растений»
Задачи работы: обучение детализации действий наблюдения за изменением и многообразием растительного мира
Ожидаемые результаты:
Предметные умения
наблюдать растения в природе; характеризовать растение, называя его отличительные признаки; доказывать, что растение – живое существо, описывать условия, необходимые для его жизни; различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели); сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков; различать растения, принадлежащие к разным классификационным группам, различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения; распределять растения на группы по предложенному основанию; ухаживать за комнатными растениями
УУД
Познавательные (П): умение работать с рисунком-схемой; извлекать нужную информацию из разных видов источников; умение работать с предметными моделями; проводить наблюдения, выполнять анализ, сравнение; находить указанные растения на карточках; делать выводы.
Коммуникативные (К): работать в паре, уметь распределять работу между её участниками; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения, высказывать своё мнение.
Регулятивные (Р): оценивать поведение своё и окружающих людей в природе (экологически грамотное и безопасное)
Воспитание
Дисциплинированности, доброжелательности, внимательности, аккуратности; чувства любви к природе родного края, бережного отношения к растениям; культурного и безопасного поведения на природе, на экскурсии; развитие познавательного интереса к наблюдениям за растениями, эстетических чувств, эмоциональной сферы, творческих способностей
Оборудование: Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях. – 2011; Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2011
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Обучающиеся продолжают учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено; работать с рабочей тетрадью, понимать и использовать условные знаки, вести себя во время экскурсий в природу, задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу), работать с разрезными карточками. Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми. Моделировать различные ситуации поведения и общения. Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства. Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам. Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.
Календарно – тематическое планирование (смотри Приложение 1)
Фрагменты уроков раздела «Многообразие растений»
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1 урок темы «Многообразие растений. Условия жизни растений» Познавательная задача: узнать, какие условия необходимы для жизни растений. Учебная задача: учиться ставить познавательные задачи, работать с разными источниками информации. | |||
Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД, | В начале урока учитель отводит детей к Зимнему саду школы, который до этого урока они не посещали, и предупреждает, что детей ждут новые друзья, которые живут в Зеленой стране. Учитель напоминает, что в гостях нужно себя вести вежливо, не кричать и не шалить, внимательно слушать и смотреть. Сообщает, что то, что дети сейчас увидят и узнают, очень пригодится в последующей работе на уроках. | Определять правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | |
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | Затем, у входа в сад, учитель читает стихотворение Е. Серовой «Зелёная страна» Я люблю побродить По Зелёной стране. Здесь друзей заводить Очень нравится мне. На сюрпризы горазд Молчаливый народ И за то, что отдаст, Ничего не берёт. В той стране — благодать, Удивительный свет. Вот бы нам разгадать: В чём тут главный секрет? Загляни-ка со мной В эту славную жизнь И с Зелёной страной Навсегда подружись. – Кто догадался, в какую страну мы отправляемся? – О каком молчаливом народе идёт речь? Учитель выслушивает ответы детей, напоминает о правилах речевого поведения. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | |
Постановка учебной задачи Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог | – О чем мы можем узнать в этой необыкновенной стране? – К какой части природы относятся растения? – Что они могут дать человеку? Что человек может сделать для них? (дети делятся своим мнением, своими предположениями) | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, использовать речь для регуляции своих действий. (Р) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К) | |
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | Затем ученики средней школы, под руководством учителя биологии, провели экскурсию по Зимнему саду, рассказали об условиях жизни растений Подводим их к выводу о том, что растения обитают в разных местах, различаются внешним видом, но имеют много общих признаков. | Слушать и понимать речь других, работать в группе. (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; слушать учителя и старшеклассников для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Ориентироваться в своей системе знаний (П) | |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) Цель: организовать первичное применение нового знания | В Зимнем саду дети увидели, как нужно пересаживать растения, а заодно изучили части травянистого растения. Учитель биологии пересадила травянистое растение в горшок, объяснила последовательность действий. | Представление о многообразие растительности. (Л) Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Проводить целенаправленные наблюдения. (П) | |
Рефлексия УД Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности | У.: Давайте поблагодарим наших новых друзей, вспомним, чем сегодня занимались. Что нового узнали? Что ещё захотелось узнать о растениях? Дополните предложения: Урок заставил задуматься о… Мне было интересно… Я не знал… Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения и трудности. | Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) | |
2 урок темы «Строение растений». Познавательная задача: узнать строение растения, его части. Учебная задача: учиться различать и сравнивать части растений Этот урок я объединила частично с уроком труда, частично с внеурочной деятельностью. Одним из существенных признаков, объединяющих эти живые существа в группу растений, является похожесть их строения. На данном уроке формируется представление о строении цветкового травянистого растения. | |||
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД, | У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации. Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания. Учитель предлагает детям отгадать загадку: «И пьет, и дышит, а не ходит» (Растение) И тут же, после ответа детей, утверждаю, что растения не пьют и не дышат. Прошу детей доказать, что растение – живое существо. Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, предполагают, что у всех живых существ есть общие свойства. | Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | |
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | Почему вы так легко смогли ответить на вопрос? Дети говорят, что это благодаря посещению Зимнего сада и рассказов старшеклассников. Учитель сообщает, что сегодня мы сами попробуем объяснить строение растений, почувствуем себя в роли экскурсоводов. Беседуем с детьми по вопросам, рассматриваем растения в классе и схему бархотки (смотри Приложение 2): – Что есть у растения? – Для чего растению корень? (рассмотреть побеги, давшие корни) – Одинаковые ли у всех растений листья, цветы? | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | |
Опытно-исследовательская деятельность. После изучения темы урока, дети с учителем решили вырастить цветковые растения. | |||
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | Коллективная работа. После урока окружающего мира я разделила детей на группы (по жребию, дети доставали бумажки с номерами от 1 до 3)
Обсуждение информации в группах проходило во внеурочное время (во время занятий в группе продленного дня). Дети в группах обсуждали те сведения, которые получили от родителей и из книг, один представитель выступал перед другими двумя группами. Для выступления воспользовались правилами хорошей речи, которые узнали на уроках обучения грамоте. Хорошая речь должна быть понятной и вежливой, на говорящего надо смотреть, поддерживая его взглядом, обращаться друг к другу необходимо по имени. Таким образом мы определяем условия, необходимые для роста и развития растений, уточняем правила ухода за растениями. Определяем, что еще нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать литературу, слушать взрослых для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения. Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) | |
Самостоятельная работа Цель: закрепление нового способа действия | На уроке труда готовим почву и сажаем семена | Способность понимать информацию, предоставленную в устной форме. (П) Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р) | |
Следующие уроки тема я провожу по учебному плану, но с детьми класса мы продолжаем наблюдения за посаженными семенами. Один ребенок вспомнил разговор о том, что растениям необходима влага и тепло, принёс из дома банку и накрыл свои расточки, устроив таким образом теплицу. Дети обратили внимание на то, что именно в этом горшочке семена взошли быстрее и были явно крепче ростков в соседних горшках. 3 урок темы. Какими бывают растения. Дерево, его строение 4 урок темы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев 5 урок темы. Лиственные деревья, разнообразие их листьев (Листвы прощальная краса) 6 урок темы. Хвойные деревья, их разнообразие (Зимой и летом одним цветом) | |||
7 урок темы. Обобщающий урок (Разнообразие растений) Одна из учениц проявила инициативу и сделала дома гербарий из засушенных растений. Она рассказала о проделанной работе, показала гербарий, рассказала о собранных в нем растениях. | |||
8 и 9 уроки темы. Культурные растения. Растения сада и огорода. (В саду и в огороде) Познавательная задача: узнать, чем различаются дикорастущие и культурные растения, какие культурные растения выращивают в огороде и в саду; узнать, как самим вырастить растение. Учебная задача: продолжить развитие умения классифицировать растения, учиться выращивать культурные растения Во время изучения материала этих параграфов, мы говорили о приусадебных участках, которые есть у семей обучающихся, вспоминали, что там растет, поэтому на уроке изобразительного искусства я продолжила этот разговор и предложила детям нарисовать культурные травянистые растениями садов. | |||
Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД, | Во саду ли в огороде http://muzofon.com – Кто догадался, какую часть Зеленой страны мы посетим сегодня? Дети напоминают правила поведения на уроке. | Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | |
10 урок темы. Растения поля Познавательные задачи: узнать, где и как выращивают хлебные (зерновые) культуры, как выращивали хлеб в старину; какие ещё культуры выращивают на полях, где их используют. Учебные задачи: продолжить развивать умение составлять рассказ по картинкам. Урок посвящается хлебу и другим культурам, которые кормят человека и одевают. Эта тема всем хорошо знакома. На уроке мы рассмотрели дидактические карточки (частично гербарные листы) с колосками пшеницы, ячменя, овса, початками кукурузы, стебельками льна. | |||
Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД, | Учитель читает стихотворение «Русское поле»: Раскинулось поле широким простором. Его не объять мне своим ясным взором. Сплетается с небом незримою гранью, Меня поражает и ширью, и далью... И в небе над нивой колосьев искристых Блестящее солнце сияет лучисто. Как волнами, ветер по нивам гуляет, Желанной прохладой холмы одевает. О чем то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. В овражке звенит голосистый родник, Он мысли мои, как любовь бередит. Люблю я широкое русское поле. Мне нравится думать и жить на просторе... Стихи для людей http://stihidl.ru/poem/77776/ О каких растениях мы сегодня будем говорить, в какое путешествие отправимся и на чем можно отправиться в путь? Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «поле и полевых культурах». У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации. Дети напоминают правила поведения на уроке. | Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | |
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | Вспомните, название какого растения уже прозвучало в стихотворении. Рожь. У.: Хотите узнать больше о растениях поля? А вам интересно, зачем человек их выращивает? | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | |
Постановка учебной задачи Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог | Сейчас мы рассмотрим иллюстрации и попробуем ответить на наши вопросы. Дети парами поворачиваются к соседям, сидящим на следующей парте. Каждая группа получает карточку с растением, рассматривают, обсуждают внешний вид растения и продукт, который получают в процессе его переработки (гречиха, кукуруза, овес, просо, пшеница, рис, рожь, ячмень) | Представление о многообразии растений (Л) Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К) | |
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | Дети делятся полученными знаниями, при необходимости дополняют и уточняют ответы. Учитель показывает и кратко пересказывает рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». | Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий (Р) Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию, слушать учителя и одноклассников для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентир-ться в своей системе знаний (П) | |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) Цель: организовать первичное применение нового знания | После этого дети постарались ответить на проблемные для них вопросы: «Кто нас кормит? Кто нас одевает?». Рассуждая об этом, подводим учащихся к выводу, что кормильцами людей являются всё те же растения. Одни растения кормят нас хлебом, другие – крупами, третьи — растительным маслом и др. Одевают нас тоже растения: лён, хлопчатник. | Представление о богатстве растительного мира (Л) Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К) | |
Самостоятельная работа (закрепление способа действия) Цель: закрепление нового способа действия | На уроках труда мы продолжили эту тему и выполнили в технике оригами две работы: – закладка «Колосок пшеницы»; – панно «Люпины» | Понимать информацию, предоставленную в виде схем и шаблонов (П) Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р) | |
11 тема урока. Декоративные растения (Комнатные растения) Познавательные задачи: что нужно знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных (или на клумбе) условиях; как следует ухаживать за комнатными растениями. Учебные задачи: научиться выращивать комнатные растения; продолжить развивать умение анализировать рисунки, добывать информацию. В презентации В разных странах почитают разные цветы. Во многих странах царицей декоративных цветов считается роза – окультуренный дикорастущий шиповник. Астру находили в гробницах египетских фараонов (видимо, он там считался священным). В Японии таким цветком является хризантема, в Великобритании, в одной из провинций, почитают ландыши, лилия была изображена на гербах французских вельмож. Здесь же демонстрируем тематическую азбуку, сделанную ребенком, по теме урока. | |||
Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД, | Урок можно начать с вопросов: Только ли для еды и одежды человек выращивает растения? Где люди выращивают растения, чтобы любоваться ими? Как называют такие растения? Итак, мы отправляемся в прекрасное царство богини Флоры. В царстве этом светло, Голубо, и желто, и красно. Здесь законы просты, Их узнаешь и ты: Доброта, красота Наполняют тебя В царстве этом Зимою и летом. У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации. Дети напоминают правила поведения на уроке. | Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | |
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | Обсудив, о каком царстве идёт речь в стихотворении, обращаем внимание детей на то, что многие растения пришли к нам с лесной полянки, с луга, с болота. Почему они оказались в палисадниках, в скверах, на клумбе в школьном дворе? Какие их качества улучшил человек? Многие дикорастущие цветковые растения переселились в сады, их используют для украшения скверов, парков, улиц городов. Их называют декоративными растениями. Некоторые растения окультурили, вывели растения с более крупными и более махровыми цветками, с большим разнообразием окраски их лепестков. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | |
Постановка учебной задачи Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог | Учитель показывает презентацию с изображением цветов. Затем ученики выполняют задание в рабочей тетради (с. 7, No 12). Записав в крестословицу названия изображённых на рисунках растений (тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, роза), ученики читают ключевое слово «клумба». Лишним растением здесь является одуванчик – он на клумбе будет сорняком. | Представление о многообразии растений (Л) Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К) | |
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | В одно ли время цветут на клумбах разные растения? Первоцветы расцветают ранней весной – это примулы, крокусы, тюльпаны, нарциссы. Затем цветут пионы, розы, георгины. Ближе к осени цветут астры. | Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р) Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентиров-ся в своей системе знаний (П) | |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с помощью изобразительных средств) Цель: организовать первичное применение нового знания | На уроке ИЗО дети рисуют первые цветы, которые вырастают в садах и на клумбе | Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П) | |
Самостоятельная работа (закрепление способа действия) Цель: закрепление нового способа действия | Беседа о комнатных растениях. Учащиеся находят обобщающее слово для изображённых (с. 12) растений – «комнатные». Называют комнатные растения, находящиеся в классе, в школе, отмечают их декоративные свойства, описывают, чем они привлекательны (красивые листья, цветки, вьющиеся стебли). Затем обсуждаем вопрос, какие условия необходимы для роста и развития комнатных растений. Чтобы вырастить комнатное растение, нужно знать, где это растение обитает в дикой природе, какие условия жизни предпочитает: светолюбивое, засухоустойчивое, влаголюбивое, теневыносливое, теплолюбивое. Предложите ученикам, готовя сообщение о растении (задание No 14 в рабочей тетради, с. 7), спросить о любимых цветках маму, бабушку, папу и дедушку. | Учение оформлять свои мысли в устной форме (К) Понимать информацию, предоставленную в учебнике и тетради (П) Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р) | |
Рефлексия УД Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию своей учебной деятельности | Ученики сделают вывод, что не только для пищи и одежды люди выращивают растения, но и для того, чтобы любоваться ими, украшать свои жилища, улицы, дворы. Чтобы дарить цветы, радуя своих родных, друзей и т. д. | Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) | |
Обсуждение социального проекта по благоустройству (озеленению) школьной территории |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект фрагмента урока во 2 классе "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"
Цель: введение алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд. ...
Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»
Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...
Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»
Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала. Для до...
Фрагмент урока окруж.мира "Форма Земли" ( с использованием программы ПервоЛого)
Программа ПервоЛого позволяет провести наблюдение за вращением Земли. Смотрите скриншоты страниц альбома. А творческая работа предусматривает рассмотрение модели Земли -глобуса...
Фрагмент урока математики в 3 классе по программе Л. В. Занкова с использованием проблемно- диалогической технологии.
Использование проблемно-диалогтческой технологии на уроках математики....
Методическая разработка фрагмента урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна....
1101. Фрагмент урока Окружающий мир по авторской программе Розовый слоник
Представлен фрагмент урока на тему Посмотри вокруг по предмету Окружающий мир...