Методическая разработка фрагмента урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна.
«Что за прелесть эти сказки» - урок по программе Критской в 4 классе
«Три чуда»
Проблема: Музыкальная живопись оперы
В каком регистре звучит инструмент?
Раздел: «День, полный событий»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
- вызвать эмоциональный отклик на музыку;
- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
- формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие:
- развивать интерес к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.
Исходя из этих целей и задачей на фрагменте урока я отрабатывала следующие Универсальные Учебные Действия.
Мною формировались: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.
Познавательные УУД :
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,
- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
- формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формирование умения анализировать музыкальное произведение;
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свое мнение;
- - отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- - критично относиться к собственному мнению, слушать других. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Уметь определять по характеру музыки героев.
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль деятельности
-работая по плану,
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
Личностные результаты:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам
доброжелательно и эмоционально - нравственно относиться к чужому мнению, сопереживать героям сказки;
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка фрагмента урока музыки
в 4 классе по программе Д.Е.Критской
«Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна.
«Что за прелесть эти сказки» - урок по программе Критской в 4 классе
«Три чуда»
Проблема: Музыкальная живопись оперы
В каком регистре звучит инструмент?
Раздел: «День, полный событий»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
- вызвать эмоциональный отклик на музыку;
- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
- формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие:
- развивать интерес к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.
Исходя из этих целей и задачей на фрагменте урока я отрабатывала следующие Универсальные Учебные Действия.
Мною формировались: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.
Познавательные УУД :
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,
- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
- формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формирование умения анализировать музыкальное произведение;
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свое мнение;
- - отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- - критично относиться к собственному мнению, слушать других. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Уметь определять по характеру музыки героев.
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль деятельности
-работая по плану,
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
Личностные результаты:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам
доброжелательно и эмоционально - нравственно относиться к чужому мнению, сопереживать героям сказки;
Технологическая карта урока.
Этап урока, время (минуты) | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Ход урока.
У нас урок музыки. Значит и приветствие наше должно быть, каким?
- Музыкальным.
А поможет нам поприветствовать друг - друга вот этот инструмент. Кто знает, как он называется. Правильно, замечательно, это – синтезатор. И у него много возможностей.
Если я вам пою, «Здравствуйте!»
То вы мне отвечаете:
- Дети: «Здравствуйте!»
Если я вам говорю «Здравствуйте, ребята!» то вы отвечаете
-Дети: «Здравствуйте учитель.»
Молодцы….
А теперь мы с вами распоемся, подготовим наш голос к уроку. Молодцы, вы прекрасные исполнители. Руки поднимаем, достаем солнышко. На носочки не поднимаемся. Кисти отпустили .локти, руки. плечи поднимаем, назад ,отпустили. Садитесь.
Вы внимательны? Вы ритмичны? Вы музыкальны?
Хлопки….
Ребята, я вас приглашаю отправиться в путешествие, но в какую страну пока не буду говорить.Путь будет не близким.
А на чем мы с вами доберемся быстрее всего, на каком виде транспорта.
-На самолете.
Молодцы.Сразу определили.
А ты думаешь ещё можно на ракете?но мы ведь попадем в космос.
И мы полетим с вами на самолете. ( на экране большой самолет)
Что нужно, ребята,чтоб самолет наш заработал.
Топливо.
Заправились и что дальше?
-двигатель и мотор. Двигатель самолета это - сердце самолета(источник силы и жизни для летательного аппарата). Оказывается двигателей у самолета может быть аж до двенадцати штук!
Давайте, голосом покажем как работает двигатель (мальчики: рррррр) ещё громче, распеваемся.
Девочки, а вы покажете как турбины звучат когда взлетает самолет.
- УУУУУУУУ
Молодцы.
- Чтобы полет был безопасный, нужно пристегнуть ремни. (ччччччччк)
Молодцы, у всех получается. И так, команда готова?
- Да!
- Пристегнуть ремни.
Заработали двигатели……
Турбины…….
Самолет взлетел…..Внимание, прислушайтесь(звук ветра), мы летим…и под нами города, моря, океаны…летят пушистые легкие перистые облака… Сколько в мире красоты!
Внимание…на экран и слушайте мелодию.( звучитв гостях у сказки).
Ребята и в какую страну мы с вами попали?
- В страну сказок.
- А любите ли вы сказки так, как люблю их я?…
Что такое сказка? (кластер - сказка)
- Давайте составим кластер к слову сказка, вы можете говорить все, что придет вам в голову, когда вы слышите слово сказка.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Да, ребята, о сказках. И тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки».
Итак, Сказка начинается! Посмотрите на экран. Ребята, скажите, кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин).
- Посмотрите, героев каких сказок вы здесь узнали?
-А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).
- А кто вдохновлял Пушкина на написание сказок?
- как ее звали? (ответы).
-- В маленьком домике, вечерами няня Арина Родионовна, рассказывала Пушкину сказки.
- А как начинались все сказки? Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника.
Н.А. Римский-Корсаков - композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина. Сказок у Пушкина много, но о какой же пойдет речь на нашем уроке?
( фрагмент три девицы под окном)
Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».
В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков написал такие удивительные музыкальные образы , что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Николай Андреевич как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров?
Д.: Волшебством.
В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял князь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?
Каждый из трех чудес представлен определенными музыкальными красками инструментами, которые имеют свой тембр и регистр.
Что бы вы хотели узнать об этой опере-сказке?
Какие задачи мы себе поставим?
-- узнать, о каких чудесах говориться в опере?
- научиться узнавать звучание музыкальных инструментов, которыми композитор изобразил героев
- научиться определять регистр звучания.
- Назовите «Три чуда» в сказке А. С. Пушкина?
У: Вначале каждой картины звучит фанфарный призыв, Как вы думаете, что такое фанфара?
Учащиеся: Сигнал.
Учитель: Фанфары – сигнал торжественного характера, привлекающий внимание для оповещения какого-либо события.
– Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфары?
Учащиеся: Трубы
Учитель: Какие трубы? Деревянные или медные?
(На доске появляется изображение медных и деревянных музыкальных инструментов)
Учащиеся: Медные.
Учитель: Трубы поют, приказывают: «Слушайте! Слушайте!»
– Для чего композитор ввел фанфару?
Учащиеся: Чтобы ввести слушателей в атмосферу сказки.
Призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Итак, первое чудо. ( внимание на экран)
Дети читают:
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые все скорлупки золотые,
ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.
Может белка и для нас приготовит чудо в конце урока.
Внимание на экран, художник как изобразил белку?
- какая она?
Учитель: сейчас мы услышим, как музыка нарисует нам волшебную белочку. А еще вы услышите напев р.н.п., которую упоминает Пушкин: «Во саду ли, в огороде». Композиторы часто использовали в своих произведениях русские народные песни, мелодии, преобразовывали их и превращали в шедевры мировой музыки.
Сейчас, вы услышите тему белочки
У.: А как поет Белка?
Д.: Нежно, ласково, высоко.
У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.
РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. И бывает трех видов: высокий, средний и низкий.
(показать на клавиатуре)
У.: В каком регистре поет белочка? Что придает ее характеру, настроению этот регистр?
Д.: Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.
У: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.
Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему?
Дети: звучит р.н.п. и в то же время можно танцевать.
Молодцы!
Все поставленные задачи решили?
Звучит фанфарный призыв. А вот и 2-е чудо.
Учитель: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,
Великаны молодые, все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор.
Внимание на экран, как изобразил художник богатырей?
Какие они?
- Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины).
- А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину).
- А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).
Сейчас, вы услышите тему богатырей
1. Ваша задача послушать музыку и определить характер этой темы
2. какой музыкальный инструмент исполняет главную партию, в каком регистре.
Учитель: Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ. Конечно же, марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал? Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете, каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Все поставленные задачи решили?
Звучит призыв фанфар.
У.: Ребята, а кто это перед нами?
Д.: Царевна-Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
У.: Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Д.: Красивая, волшебная, таинственная…
У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Д.: …
У.: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.
Сейчас, вы услышите тему принцессы лебедь
1.Ваша задача узнать, кто исполняет главную партию. ( подсказка на слайде)
2. Определить регистр.
3. Послушайте и определите характер этой темы
Учитель: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.
Какой инструмент нарисовал царевну? – скрипка. Какой характер музыки? Плавный, песенный.
Молодцы!
Все поставленные задачи решили?
Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина .Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
Рефлексия. контроль и оценка собственных учебных действий
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- было интересно узнать, что…
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)Желтые орешки – спелые, зелёные – незрелые.
Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в стране сказок, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи зеленого цвета.
Домашнее задание: Дома вы попробуете себя и в роли художника: изобразите красками то, что изобразил Н.Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».
(Кричалка)
Самоанализ урока
Программа по предмету «Музыка» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства, и каждый урок я строю в соответствие с данными требованиями программы. Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!». Уроки музыки тесно связаны с предметами гуманитарного цикла, т. е. на уроках осуществляется метапредметный подход, на данном уроке мы рассматриваем образы сказочных героев, с которыми дети познакомились на уроках чтения.
Цель урока: познакомить обучающихся с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Исходя из цели, выдвигаю следующие задачи: образовательную - формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра; развивающую – развивать тембровый слух; воспитательную – воспитывать интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Цель урока соответствует типу урока по ФГОС - уроку открытия новых знаний. Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. В начале урока с целью мотивации, повышения интереса к уроку использовала игру «Путешествие», что позволило вызвать интерес учащихся к теме урока. На этапе актуализации знаний и пробного учебного действия создала учебную ситуацию, в ходе которой дети, слушая музыку, сравнивая с уже имеющимся опытом, учились находить ответы на мои вопросы. Рефлексия проводилась на протяжении всего урока, ученики имели возможность узнать правильность своих ответов в ходе выполнения заданий, в конце урока организовала самопроверку знаний по эталону и самооценку собственной учебной деятельности.
Исходя из поставленных целей и задачей, я отрабатывала познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.
Формируя познавательные УУД, я учила:
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;
Формируя коммуникативные УУД, я учила:
- высказывать свое мнение;
- слушать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Формируя регулятивные УУД, я учила:
- определять по характеру музыки героев;
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль деятельности, работая по плану;
Введение учащихся на данном уроке в мир музыки через образы сказочных героев позволяет формировать личностные результаты, я воспитывала умение: доброжелательно и эмоционально-нравственно относиться к чужому мнению, сопереживать героям сказки.
Я считаю, урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, четко спланировано управление учебной деятельностью обучающихся. Соблюдалась дисциплина.
В течение урока учитывались здоровьесберегающие технологии (музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия, гимнастические упражнения). Объем учебного материала соответствовало требованиям программы и возрастным особенностям учащихся. Характер общения с обучающимися демократичный. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно, комфортно. Похвала, одобрение с моей стороны поддерживали благоприятную психологическую атмосферу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.
Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....
Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"
Данный материал поможет узнать основные термины по теме "Животные" , а технология "Finger Toys" выступает как инновационный подход в обучении английскому языку, что позволит учащимся с интересом отнес...
Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"
Данная методическая разработка позволит играюче приподать материал детям по теме "Животные". С помощью технологии " Finger Toys" дети легче усваивают информацию и с интересом изучают иностранный...
Разработка фрагмента урока музыки. 1 класс.
Фрагмент урока музыки в 1 классе на тему "Как можно услышать музыку"...
Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ
В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....
Разработка урока в 4 классе по теме "День , полон событий" по программе Е.Д.Критская "Что за прелесть эти сказки "
4 класс урок музыки по программе Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.ШмагинойРаздел: День, полный событийТема: Что за прелесть эти сказки! Три чуда.Цель урока: создание дидактических условий для восприятия и ...
Методическая разработка на урок музыки 3 класс "Терминология"
Создание и использование флеш-карт — это не только полезный инструмент для запоминания, но и отличный способ структурировать свои знания Попробуйте, и вы удивитесь, насколько...