Конспект урока во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока "Растения и животные болот",2 класс УМК "21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mira_.doc | 445.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
На современном этапе становления образования комбинированные уроки уходят на второй план, уступая место более современным типам уроков. Исходя из специфики предмета «Окружающий мир», учитывая его возможности, возможности и особенности, выделяют :
-урок – наблюдение
-урок – поиск
- урок - дискуссия
- урок - практикум
- урок - игра
- урок творчества
Предлагаю вашему вниманию разработку урока - диалога окружающего мира во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Особый интерес представляет процесс побуждения детей к поиску информации, а также подведение детей к выводу о важности болот.
Конспект урока во 2 классе
Окружающий мир
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Животные и растения болот.
Цель: подвести детей к выводу, что болота нужны в природе так же, как и другие водоемы.
Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.
2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
Основной структурный элемент урока: диалог/полилог.
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и ее коллективный анализ, обмен репликами, наблюдение, формулирование выводов.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» Н.Ф. Виноградовой, картинки с изображением растений и животных болот, плакат с изображением болота, тексты с описанием ягодных кустарников, 2 маски лягушек
Ход урока.
I. Орг.момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовности к уроку. (1-2 мин.)
II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.(2-3 мин.)
- Ребята, на прошлых уроках мы говорили о водоемах. Какие водоемы вы можете назвать? (Океан, море, река, озеро)
- Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку:
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото)
III. Знакомство с растениями болот. ( 15 мин)
- Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей.)
- Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото – осушать или помиловать?» А для этого совершим увлекательное путешествие на болото.
- Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка …).
- Чем же интересны эти растения? Рассмотрим их в учебнике на с.116. (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.)
- А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.)
- Верно. На болоте растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. (Показываю изображения растений.)
- Прочитаем интересную информацию об этих растениях. (Дети читают текст на листочках.)
Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.
У черники стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.
Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.
Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.
Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен.
- Но не только ягоды растут на болотах, но и другие травянистые растения. Послушаем сообщения ребят о них.
Росянка – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.
- Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.)
Кукушкин лен – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см.
- А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? (Предположения детей.)
- Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.
- А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей.)
IV. Физминутка. (1-2 мин)
- А теперь немного отдохнем.
На болото мы пойдем,
Много клюквы наберем –
Кислой, приятной,
Очень ароматной.
V. Знакомство с животными болот. (5-6 минут)
- Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)
- Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.)
- Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.)
- Рассмотрим в учебнике на с.110, какие животные живут на болоте. (Работа в учебнике. Рассматривание рисунков.)
- Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Длинные клювы помогают им достать пищу из воды. Все они летают, а утки и либеди – еще и плавают.)
- Живет на болоте интересная птица – выпь. (Показ иллюстрации.)
Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.
- Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки.
VI. Физминутка. (1-2 мин)
(Инсценирование стихотворения.)
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Лапками топали, лапками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Вам, друзья, физкультпривет.
VII. Закрепление изученного. (6 мин)
- А сейчас у нас викторина «Кто живет на болоте?». Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?
1) «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь- то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х.К. Андерсен «Дюймовочка».)
2) «Наш бегемот провалился в болото.
И ни туда, ни сюда!
О если вы не придете,
Он утонет, утонет в болоте!
Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота…» (К.И. Чуковский «Телефон».)
3) «А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка)
VIII. Итог урока.(5 мин)
- Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: «Болото – осушать или помиловать?» Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.)
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.109. (Читают вывод.)
- Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?
- Дома прочитаете про земноводных на с.111-112 и выполните задание в тетради на с.52 №95.
- Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.
Список использованной литературы
1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2013
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник. 2 класс. – М.: Вентана – Граф, 2013
3. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч.– М.: Вентана – Граф, 2013
Урок составила: Кожемякина Галина Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Новосибирска
ул.Серебренниковская 10
тел. 8-913-926-24-24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...