Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель:
1. -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.
2. –Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанию бережного отношения к воде и водным ресурсам в целом.
3. –Учить практическому применению свойств воды (и других жидкостей) в жизни, накоплению жизненного опыта.
4. Оборудование:
Учебник, тетрадь для самостоятельных работ
Для опытов:
1. Маленький стакан, воронка, фильтр, стаканчик с грязной водой (вода + песок)
2. Два стакана с водой, кусочек дерева и железа
3. Два сосуда с водой одинакового объёма и шланг, третий стакан с водой
4. Шприц большой с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_ispolzuet_svoystva_vody_4_klass_umk_shkola_2100.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как человек использует свойства воды»
Цель:
1. -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.
2. –Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанию бережного отношения к воде и водным ресурсам в целом.
3. –Учить практическому применению свойств воды (и других жидкостей) в жизни, накоплению жизненного опыта.
4. Оборудование:
Учебник, тетрадь для самостоятельных работ
Для опытов:
1. Маленький стакан, воронка, фильтр, стаканчик с грязной водой (вода + песок)
2. Два стакана с водой, кусочек дерева и железа
3. Два сосуда с водой одинакового объёма и шланг, третий стакан с водой
4. Шприц большой с водой.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
Карточка 1.
В какой строке, верно, указан круговорот воды в природе:
а) образуются облака, испаряется с поверхности, выпадает в виде дождя или снега
б) испаряется с поверхности, водяной пар остывает, образуются облака, выпадает в виде дождя или снега
Карточка 2
В трёх состояниях (жидком, твёрдом и газообразном) бывает…
а) солнце б) воздух в) вода
Карточка 3.
Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
вода с поверхности пола испарилась
вода впиталась в поверхность пола
Карточка 4
Лёд и снег - это вода ...
в твердом состоянии
в газообразном состоянии
в жидком состоянии
Карточка 5
За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
за счет того, что вода, превращаясь в лед, сжимается
повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано
за счет того, что вода, превращаясь в лед, расширяется
III. Изучение нового материала. Тема, цели.
- Из полученных букв составим слово. Оно поможет определить тему урока.
(ВДОА - ВОДА)
- Тема урока: Вода. Свойства воды.
- Поставьте для себя учебные цели.
(Узнать побольше о воде.
Узнать свойства воды.
Узнать для чего нужна вода.
Узнать, как беречь воду.)
IV. Вода и жизнь.
- Как вы считаете, почему эти два слова «Вода и жизнь» стоят рядом.
Для чего нужна вода?
(Воду мы пьём, купаемся в воде, готовим и т.д.)
- Попробуем полнее ответить на этот вопрос.
- Посмотрите на глобус. Много ли воды на земле? Почему?
(Много. Вода изображена голубым цветом. Этого цвета много на глобусе.)
Учитель: ¾ поверхности Земли занимает вода. Вода входит в состав любого организма.
Она содержится во всех частях растений.
Я разрежу апельсин. Что вы видите?
(Сок)
Учитель: Сок – это вода с растворёнными веществами.
Тело человека , животного больше половины состоит из воды.
- Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в в её пополнении. В сутки
человеку требуется 2 л воды.
(Часть её он выпивает, а часть содержится в пище.)
V. Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три- нагнулась, полетела.
На четыре – тихо села.
- Чему учит зарядка?
(По утрам умываться, делать зарядку, день начинать с улыбки и т.д.)
VI. Свойства воды.
- Какие свойства имеет вода? Проведём групповую практическую работу.
Опыт 1.
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Значит, какая вода?
(Ответы групп.)
Вывод: (слайд) Вода прозрачная.
Опыт 2.
Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?
(Ответы групп.)
Вывод: (слайд) Вода бесцветная.
Опыт 3.
Понюхайте воду. Имеет ли чистая вода запах?
(Ответы групп.)
Вывод: (слайд)Чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4.
- В каждой группе на столах есть коробки:
1 группа – с солью,
2 группа – с сахаром,
3 группа – с содой.
- Насыпьте содержимое коробок в стакан с водой. Помешайте. Что произошло?
(Ответы групп – они растворились.)
- Насыпьте:
1 группа – мел,
2 группа – мука,
3 группа – крахмал.
- Помешайте. Что произошло?
(Ответы групп – не растворились.)
- Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.
Вывод: (слайд) Вода – растворитель.
- Где в быту используем это свойство?
(Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)
- Люди, зная это свойство воды. Научились делать растворы, лекарства.)
Опыт 5.
- Приглашаю двух помощников. Из специальной бумаги сделали фильтр – приспособление для очистки воды. Пропустим через фильтр загрязнённую воду.
Что наблюдаем?
(Ответы групп :Вода была грязная, а пройдя через фильтр стала чистая.)
- Но в грязной воде есть вредные микроорганизмы. Поэтому профильтрованную воду
нужно прокипятить, а потом только использовать для питья.
- Во время опыта ребята переливали воду из одного стакана в другой. Какое свойство воды использовали?( Вода что делала?)
(Ответы групп – текла.)
Вывод. (слайд) Основное свойство воды – текучесть.
Какими свойствами обладает вода?
- Какие свойства воды похожи со свойствами воздуха?
( Прозрачная, бесцветная, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)
- Вода, как и воздух плохо проводит тепло и холод. Поэтому в лютые морозы на дне водоёмов t +4. Благодаря этому жители водоёмов спасаются от зимнего холода.
- Что узнали нового?
(Познакомились со свойствами воды.)
Опыт №6 Детям поставить с уже приготовленными шлангами стаканы.
1. Возьми два стакана с одинаковым объёмом воды.
2. В воду опущен шланг, он заполнен водой. Концы шланга помещены в оба стакана.
3. Долей в один из них воды, чтобы была видна разница в уровне. Что происходит?
4. Поднимай поочередно один из стаканов. Что наблюдаешь?
-В каком направлении движется вода?/ Вода устремляется туда, где уровень воды ниже. /
-Какой уровень имела вода в стаканах до начала опыта?/Одинаковый /
- Какой уровень стал когда долили в один из них? /Разный /
- Что стало происходить?
-Подними один из них выше? Может ли вытечь вся вода из одного из стаканов? В каком случае? Когда вода вообще не побежит?
-Как человек использует это свойство?
/Выливает из бака бензин, из аквариума воду, другие жидкости из больших объёмов: бочек, цистерн, бутылей. Водопроводная сеть, фонтаны будут работать, если проложены трубы под землей, при условии, что водонапорная башня будет выше./
- С какой скоростью текут горные и равнинные реки?
- Можно ли использовать силу течения рек?
VII. Берегите воду!
- Вода – главное богатство Земли. На Земле много воды, но пресной ,которую очень активно использует человек, очень мало. Поэтому воду надо беречь.
(Экономно использовать, охранять от загрязнения.)
VIII. Тест.
- Тест поможет проверить вас.
Тест по теме: «Вода».
тело.
Вода – это вещество.
частица.
Подчеркни свойства чистой воды.
Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.
Для каких организмов вода - природный дом? Подчеркни.
Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.
- Проверим тест.
IX. Итог. Выставление оценок.
- Как называется тема нашего урока?
- Узнали что –то новое для себя, достигли своих целей?
X. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".
Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.
Расширить представление учащихся о значении воды через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....
План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"
План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"
Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды
Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...