Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Самарина Наталья Николаевна

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx416.95 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 4 класс. ОС «Школа 2100)

Тема: Как человек использует свойства воды.

Цели: Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.

Научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация: Добрый день. Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит стать исследователями и поработать в научных лабораториях. А что вы будете изучать догадайтесь сами.  

Работают с текстами (Приложение 1), в которых пропущено слово «Вода». Объясняют по каким признакам догадались, что пропущено именно это слово.

Актуализация знаний: Действительно, вода – удивительное вещество. Ежедневно мы встречаемся с ней и, кажется, уже всё про неё знаем. Так ли это?

Таблица «ЗХУ» (Разделы «Знаю», «Хочу узнать»). (Приложение 2)

Прежде чем приступить к исследованиям ученые ставят себе цели, вот и нам нужно решить, что предстоит выяснить на уроке. Для этого прочитайте как называется тема нашего урока.

Читают тему урока. С помощью шаблона»УРОК» ставят цели. Записывают цели на листе (Приложение 3)

В каждой научной лаборатории есть старший научный сотрудник, который отвечает за результаты работы.

Выбирают старшего научного сотрудника, который следит за работой в группе, представляет отчет о работе.

На этом уроке будет работать три лаборатории. Каждой группе необходимо поочередно поработать во всех. Давайте определим сколько времени необходимо для работы в одной лаборатории. После того как вы закончите свою работу каждая группа должна будет представить отчет о своей работе.

Обсуждают. Определяют время для работы на каждом этапе 7-8 мин.

Введение новых знаний: Настоящие ученые записывают результаты своих исследований в специальный журнал. Вам тоже предстоит записать отчет о проделанной работе на специальный лист, который вы найдете на рабочих столах. Чтобы всё у нас получилось необходимо соблюдать некоторые правила. (Инструктаж).

Знакомятся с листом для записи отчета о работе. (Приложение 4, 5, 6) Прослушивают инструктаж учителя. Группы работают в научных лабораториях в течение отведенного времени. По сигналу переходят к следующей лаборатории. Каждая группа должна поочередно пройти все лаборатории.

1 лаборатория. Свойства воды.

Учащиеся работают самостоятельно, выполняя опыты строго по инструктивной карточке. Вспоминают известные свойства воды опираясь на наблюдения, текст учебника, интерактивный материал образовательного портала Учи.ру.

2 лаборатория. Попробуй объяснить.

Проводят опыты. С помощью наблюдений и текста учебника объясняют использование свойств воды человеком.

3 лаборатория. Приключения капельки.

С помощью текстов учебника и дополнительной литературы формулируют экологические правила. Делают вывод о том, как каждый ученик самостоятельно может беречь воду.

Каждая группа вернулась на свое место. Давайте заслушаем отчеты о проделанной работе. Рефлексия.

Заполняют таблицу ЗХУ (Раздел «Узнал»). Обсуждают удалось ли достигнуть поставленных целей. Заканчивают предложение «Сегодня я хочу сказать спасибо…»

Домашнее задание.

Обсуждают, какие задания можно выполнить дома. (Чтение текста учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, творческое задание: нарисовать знаки об охране воды, провести опыты дома).

В заключение хочу прочитать японскую пословицу. Вода принимает форму сосуда, в который её налили, а человек набирает добра или зла от своих друзей.

Объясняют смысл пословицы.

Дополнительный материал.

Разгадывают ребусы. Отгадывают загадки. Вспоминают пословицы и поговорки о воде, соотносят их со свойствами воды.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

Антуан де Сент-Экзюпери

Приложение 1

……………. стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться. (Владимир Иванович Вернадский)

……………. – красота всей природы. ……………. жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. (Сергей Аксаков)

……………. была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее ……………., но она может разрушить самый твердый предмет. (Лао-цзы)

Приложение 1

……………. стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться. (Владимир Иванович Вернадский)

……………. – красота всей природы. ……………. жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. (Сергей Аксаков)

……………. была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее ……………., но она может разрушить самый твердый предмет. (Лао-цзы)

Приложение 1

……………. стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться. (Владимир Иванович Вернадский)

……………. – красота всей природы. ……………. жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. (Сергей Аксаков)

……………. была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее ……………., но она может разрушить самый твердый предмет. (Лао-цзы)

Приложение 2

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Как человек использует свойства воды

https://ds38podoisk.edumsko.ru/uploads/33100/33027/section/662601/search.jpg?1511210486266

Узнать………………………………………………………………………………….

Развивать…………………………………………………………………………….

Объяснять …………………………………………………………………………….

Контролировать……………………………………………………………………….

Как человек использует свойства воды

https://ds38podoisk.edumsko.ru/uploads/33100/33027/section/662601/search.jpg?1511210486266

Узнать………………………………………………………………………………….

Развивать…………………………………………………………………………….

Объяснять …………………………………………………………………………….

Контролировать……………………………………………………………………….

Как человек использует свойства воды

https://ds38podoisk.edumsko.ru/uploads/33100/33027/section/662601/search.jpg?1511210486266

Узнать………………………………………………………………………………….

Развивать…………………………………………………………………………….

Объяснять …………………………………………………………………………….

Контролировать……………………………………………………………………….

Как человек использует свойства воды

https://ds38podoisk.edumsko.ru/uploads/33100/33027/section/662601/search.jpg?1511210486266

Узнать………………………………………………………………………………….

Развивать…………………………………………………………………………….

Объяснять …………………………………………………………………………….

Контролировать……………………………………………………………………….

1 лаборатория. Свойства воды.

Внимательно читай инструкцию.

Выполняй работу строго по инструктивной карточке.

Впишите недостающие слова на карточке.

Опыт №1

1 Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло несколько раз.

2 Что вы наблюдаете? Вода …………………………………………………….

3 Вывод: (Объясни с помощь текста учебника) Вода, как и ..………………….………………………………………………………………….

Человек использует это свойство для работы …………………………………...

……………………………………………………………………………………….

Опыт №2

1 Насыпьте в стакан с водой соль и размешайте ложкой.

2 Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

Кристаллы соли становятся всё ………………………………………………….

и скоро совсем …………………………………………………………………….

3 Исчезла ли соль? ……………………………………………………………….

4 Попробуйте воду. Вода стала ………………………………………… на вкус. Раствор остался …………………………………………………………………….

5 Вывод: Вода хороший ……………………………………., но сделать воду снова пресной …………………………………………………………………….

Опыт №3.

1 Проделайте тоже самое с речным песком.

Песчинки ……………………………. на дно стакана и лежат там, не ……………………………………………………………………………………….

2 Пропустите воду через фильтр. Вода прошла через него, а песок ……………………………………………………………………………………….

3 Вывод: Песок в воде ………………………………………………………….

На основе своих наблюдений подпиши под рисунками свойства воды. Дополнительную информацию можно найти в тексте учебника и на образовательном портале Учи.ру. Кроме того ты можешь пробовать воду, нюхать или переливать в разные ёмкости.Untitled-Scanned-03

Untitled-Scanned-01

2

Untitled-Scanned-04

Untitled-Scanned-012

Untitled-Scanned-042

2 лаборатория. Попробуй объяснить.

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? * Что должен был нести второй осел, чтобы с его грузом произошло то же самое?

Ноша первого осла стала легче, потому что соль ……………………………….

……………………………………………………………………………………….

Ноша второго осла стала тяжелее, потому что вата …………………………….

……………………………………………………………………………………….

Второй осел должен был нести …..……………………………………………….

Тогда с его грузом стало бы то же самое, что и с грузом первого осла.

Опыт №4.

1 Возьмите шприц и наберите в него воду.

2 Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем, попробуйте сжать воду в шприце.

3 Что вы наблюдаете?

Сжать воду в шприце ……………………………………………………………...

4 Вывод: Вода …………………………………………………………………...

Человек использует это свойство в ………………………………………………, на его основе созданы …………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Опыт №5.

1 Подвесьте гирьку на штатив так как это показано на рисунке на странице 83 учебника «Окружающий мир». Что наблюдаете?

Гиря ………………………………………………………. резинку по действием ……………………………………………………………………………………….2 Поместите эту гирю в стакан с водой. Что произошло?

Гиря …………………………………… из стакана ………………………………

3 Вывод: На гирю действует …………………………………………………...

Она направлена ...…………………………………………………………………..

Этот закон открыл .……………………..………………………………………….

Опыт №6.

1 Положите в стакан с водой металлическую монетку. Что с ней произошло?

Монетка …………………………………………………………………………….

2 Положите в стакан с водой алюминиевый стаканчик. Что наблюдаете?

Стаканчик …………………………………………………………………………..

3 Положите в стаканчик монетку. Что произошло?

Стаканчик …………………………………………………………………………..

4 Вывод Это произошло потому что .………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Человек использует это свойство в ………………………………………………

Опыт №7.

1 Возьмите изогнутую трубку? Налейте в неё воду. Что наблюдаете?

Уровень жидкости ...……………………………………………………………….

2 Слегка наклоните сосуд с водой. Как изменился уровень жидкости?

Уровень жидкости ...……………………………………………………………….

Это свойство названо ..…………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Человек использует это свойство для работы ……………………………………………………………………………………….

3 лаборатория. Приключения капельки.

Сказка «Необычайные приключения Ани и Вани»

Жили-были Аня и Ваня. Как-то раз бродили они по Интернету. Зашли на сайт www. Старик Хоттабыч.гu и увидели лот № 18 «Лампа с Джинном». Цена лампы 200 рублей. Ваня и Аня достали деньги из своих карманов, копилок, попросили у родителей и купили эту лампу.

Дети вспомнили по сказке, как ею пользоваться. Они потерли лампу и вдруг... из нее вылез Джинн. Он был неимоверно огромен, так что дети сначала растерялись. Но их любопытство было так велико, что они сразу же попросили его исполнить их заветное желание. А желанием было - путешествие по сказкам на ковре-самолете.

Джинн произнес заклинание «Киокушинкайкаратедо» и внезапно появился ковер-самолет. Хоттабыч предупредил, что для управления летательным аппаратом необходимы права, тех. осмотр, страховой полис. Ребята сдали экзамен по вождению, получили документы и отправились в сказочное путешествие по маршруту «Поди туда, не знаю куда».

Первым делом они отправились в «Сказку о рыбаке и рыбке».

О! Что же дети видят? Золотая рыбка плещется в луже.

- Что же ты, рыбка, не в море? - спросили ребята у рыбки.

- Раньше жила я в море, гуляла себе на просторе. Но старуха забыла закрыть кран, да еще у нее треснуло корыто. Вот все море и утекло. Теперь я плаваю в луже.

- Не переживай, рыбка, мы тебе поможем.

Полетели Ваня и Аня к старику и старухе, рассказали, что случилось с рыбкой.

- Бабушка и дедушка, - обратились дети, - вы не экономите воду. Раньше мы не задумывались над этим, но, видя грустные глаза рыбки, мы подумали, что делали неправильно. Кран нужно закрывать своевременно, чтобы зря не тратить воду, потому что ресурсы воды истощаются. Из нашего мира мы привезем воды, чтобы спасти золотую рыбку, а вы обещайте нам не тратить воду безрассудно и закрывать своевременно кран.

Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л хорошей воды.

Всего одна капля нефти, попадая на водную поверхность, может растекаться тончайшей пленкой на 1 км. От загрязнения морей нефтью, гибнет много морских животных. Человек, как и все организмы, скоро может остаться без воды.

А возможна ли дальнейшая жизнь на Земле, если не останется чистой воды?

Уже есть страны, которые завозят чистую воду из соседних государств. Но воды не хватает!

В засушливых районах воды не хватает, как и хлеба. Люди носят ее в тыквенных сосудах, бутылях за многие километры от дома. Около 80 % заболеваний в этих районах связанно с плохой водой. Такую воду пить нельзя. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др.

Каждый человек должен помнить, что вода – это источник жизни на Земле, и очень бережно относиться к ней.

gibel_0.jpg

На какую мысль наталкивают вас эти цифры?

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Изучи рисунки из книги «Капелька и Искорка учат беречь воду».

Что лично ты можешь сделать для того чтобы сберечь воду?

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Приложение 7 ПОПС – формула

П - позиция

Я (мы) считаю, что… (Мне кажется, что…; Я думаю, что…)

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

О – объяснение

Потому что………………………………………………………

………………………………………………………………….

П – пример

Я могу это доказать на примере …………………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

С - следствие

Исходя из этого я делаю вывод о том, что ………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

Приложение 7 ПОПС – формула

П - позиция

Я (мы) считаю, что… (Мне кажется, что…; Я думаю, что…)

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

О – объяснение

Потому что………………………………………………………

………………………………………………………………….

П – пример

Я могу это доказать на примере …………………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

С - следствие

Исходя из этого я делаю вывод о том, что ………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

Приложение 7 ПОПС – формула

П - позиция

Я (мы) считаю, что… (Мне кажется, что…; Я думаю, что…)

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

О – объяснение

Потому что………………………………………………………

………………………………………………………………….

П – пример

Я могу это доказать на примере …………………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

С - следствие

Исходя из этого я делаю вывод о том, что ………………………

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

Народная мудрость.

Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

 И стеклянной быть могу?

 (Вода.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира. Тема: Как человек использует свойства воды. 4 класс.

Презентация для урока Окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды" На данном уроке проводятся опыты с водой....

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воды"

Конспект  составлен к уроку окружающего мира в 4 классе при изучении нового материала...