Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| Слайд 2 (иллюстрации: водопад, лёд, пар, текучесть воды, вода - растворитель) - Что общего между всеми иллюстрациями, представленными на слайде? - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Слайд 3 - Что можем узнать о воде на уроке? (свойства воды, как человек использует эти свойства в жизни)
Чтобы узнать что-то новое, вспомним то, что уже знаем. Слайд 4 - Какую информацию содержат иллюстрации № 1, 2, 3, 4? (вода бывает в трёх состояниях – твёрдом, жидком, газообразном) - Какое свойство воды содержится в иллюстрациях № 5, 6? - О чём вы рассказываете в своих рисунках? (Год экологии)
Слайд 5 - Прочитайте строки стихотворения. - К чему призывает автор?
Слайд 6 - Какие свойства воды вам уже известны?
- вода не имеет цвета;
- вода не имеет вкуса;
- вода не имеет запаха;
- вода – растворитель;
- текучесть воды
- Как доказать, что вода – растворитель? - Все ли вещества может растворить вода? - Предлагаю провести опыты, работая в группах по инструкции и зафиксировать полученные результаты.
I группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, сахар II группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, соль III группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, песок IV группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, торф
Опыт № 1 - Установите прозрачный стакан с водой на пластиковом подносе.
- Добавьте в стакан с водой 1-2 ложки сахара (соли/песка/торфа) и размешайте
- Сделайте вывод: растворилось вещество в воде или нет.
Зафиксировать полученные результаты в таблице (интерактивная доска: представители групп фиксируют данные на слайде доски – растворяет/не растворяет
Вывод: вода растворяет соль, сахар, не растворяет торф, песок.
- Представьте большой «сосуд с водой» – нашу реку Томь, жизнь без которой невозможна. - Что может находиться в водах нашей реки, которая обеспечивает жизнедеятельность людей города? - Все ли вещества может растворить вода нашей реки?
Демонстрация опыта учащимися «Очистка воды»
Опыт № 2 - Установите прозрачный стакан с водой на пластиковом подносе.
- Для получения «образца загрязнённой воды в реке» в стакан с водой поочерёдно добавляйте:
- немного краски с помощью шпателя и размешайте раствор стеклянной палочкой;
- 2-3 ложки песка и размешайте стеклянной палочкой;
- опишите, что произошло с песком (растворился в воде / осел на дне);
- 2-3 ложки металлического порошка и размешайте стеклянной палочкой.
- Проведите очистку воды с помощью магнитов:
- возьмите 1-2 магнита и передвигайте их по дну и стенкам стакана;
- подтяните магниты к верхней части стаканчика;
- слейте воду.
- Опишите полученный результат.
- Очистка воды методом фильтрации:
- в чистый пустой стакан плотно установите стакан с отверстиями, на дно которого положите сетку;
- верхний стакан с сеткой наполовину засыпьте песком;
- воду, требующую очистку, перелейте в верхний стакан с песком
- Опишите полученный результат.
- Очистка воды с помощью бумажного фильтра:
- бумажный фильтр сложите два раза и вставьте в воронку;
- воронку с бумажным фильтром вставляем в чистый прозрачный стакан;
- профильтруйте загрязнённую воду.
- Опишите полученный результат.
- Можно ли пользоваться такой водой? - Что необходимо сделать, чтобы вода была пригодна для употребления? Вывод: после многократной очистки вода попадает в квартиры людей. - Какое из известных нам свойств использует человек?
|
Познавательные УУД 1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
(демонстрация учениками принципа работы сообщающихся сосудов)
Опыт № 3 - Возьмите половину пластиковой бутылки с горлышком;
- вставьте в горлышко пробку с тонким резиновым шлангом;
- в другой конец шланга вставьте стеклянную часть пипетки;
- налейте воду в получившийся сосуд и опустите стеклянную трубочку ниже границы воды
- На что похож данный сосуд? (фонтан)
Слайд 7 Вывод: вода течёт туда, где её уровень ниже – это свойство названо законом сообщающихся сосудов. - Где в повседневной жизни мы встречаемся с сообщающимися сосудами?
Слайд 8: сообщающиеся сосуды
Демонстрация работы модели фонтана - Закон сообщающихся сосудов и многие другие законы открыл древнегреческий учёный, имя которого вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма. (фрагмент м/ф «Оля, Коля и Архимед») - Назовите имя древнегреческого учёного. - Какая проблема возникла у Архимеда? - Как он её разрешил?
Работа с учебником, с. 83-84 - Работая в парах, определите, куда направлена и чему равна выталкивающая сила. - Почему дерево плавает на поверхности воды? - Почему тонут железо и камень? - Расставьте недостающие знаки так, чтобы высказывания были верными:
масса дерева ˂ массы вытесненной воды масса железа ˃ массы вытесненной воды масса камня ˃массы вытесненной воды
Опыт № 4 - Возьмите стеклянный стакан с водой;
- скатайте из пластилина шарик и опустите в стакан с водой;
- опишите полученный результат;
- достаньте этот же пластилиновый шарик, слепите из него лодочку и опустите в стакан с водой
- опишите полученный результат
- Почему плавает пластилиновая лодочка?
- Расставьте недостающие знаки, чтобы высказывания были верными:
масса пластилина ˃массы вытесненной воды масса пластилиновой лодочки ˂массы вытесненной воды
Работа с учебником, с. 84 - Работая в парах, определите, почему же плавает корабль?
Опыт № 5 - наберите в шприц воды;
- попробуйте сжать воду в шприце;
- опишите полученный результат
Работа с учебником, с. 85-86 - Работа в парах, определите, почему не смогли сжать воду? - Какие технические средства созданы на основе этого средства?
Слайд 9 Несжимаемость воды
| Личностные результаты 1. Развиваем умения действия в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|