Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 74.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
окружающий мир («Человек и природа») 4 класс
Тема: « Как человек использует свойства воды».
Цель: Изучить свойства воды и узнать, как человек использует их в жизни.
Задачи: 1.Узнать, какими свойствами обладает вода?
2.Ответить на вопрос где и как различные свойства воды помогают человеку?
3. Понять, почему люди должны беречь и охранять воду от загрязнения?
4. Формировать ПУУД – поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного и официально – делового стилей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Оборудование: у учителя на рабочем столе: установка для проведения опыта (штатив, стакан с водой, пружина, гиря), у детей на парте: стакан с водой, кусок сахара, железный ключ, кусок дощечки, шприц с водой. Ноутбук, медиопроектор, экран.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Оборудов. |
Организационный момент | Начинаем урок окружающего мира « Человек и природа». На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться. Настраиваемся на работу и с рабочим настроением начинаем урок. Я вам желаю успеха. | ||
Опрос домашнего задания | - Напомните мне тему прошлого урока. -Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц - опроса» 1) Что такое воздух? 2) Какие газы входят в состав воздуха? 3) Имеет воздух определённую форму? 4)Как называется воздушная оболочка земли? 5)Её функция. 6) Как люди научились использовать силу ветра? | Ответ: как человек использует свойства воздуха. Ответы: Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы. Нет. Он заполняет весь доступный ему объём. Атмосфера. Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения. Люди ещё в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции. | |
7)Что делает воздух при нагревании? 8) Где человек использует данное свойство? 9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде? 10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство? 11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах? Делаем вывод. | Воздух при нагревании расширяется. Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться. Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло. Упругость. Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. | ||
Изучение нового материала | Сообщение темы урока: « Как человек использует свойства воды». Сообщение задач урока: что должны знать что должны узнать Задачи урока: В течение урока мы должны ответить на три вопроса: 1)Какие свойства имеет вода? 2) Где и как они помогают человеку? 3) Почему люди должны беречь и охранять воду? | Сл.№2 Сл.№3 Сл.№4 | |
- Перед началом заслушаем выступление по теме: « Вода в природе» - Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы. Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства. - Для этого вспомним: три состояния воды. - У каждого состояния воды свои свойства. Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса. Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей. - Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут) - Какую форму они принимают? ( сосуда, в который их поместили) - Проведём опыт. На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила? -Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение) -Проведём опыты (на партах): -опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет) -опустим в стакан с водой камень (он тонет) -опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет) -Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ) Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник) -Найдите, где человек использует это свойство? (учебник) -Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции. (учебник) -Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше. | Выступление (см. приложение) жидкое, твёрдое и газообразное прозрачная без цвета без запаха Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили. Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну. Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов. Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода. Делают вывод: под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила. | Сл.№5 Сл.№6 Сл.№7 ( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой) Сл.№8 Сл.№9 на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень Сл.№10 Сл.№11 Сл.№12 | |
Физкультминутка | (комплекс упражнений на снятие напряжения мышц) | ||
-Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды. Проведём опыт: опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется) -Почему это происходит? (учебник) - Где мы это свойство используем в жизни? (беседа по картинкам) -Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? - Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. -Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой? -Верно, её нужно профильтровать. -Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду. -Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды. -Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды? ( учебник) -Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры. -Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании? При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься. - Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет, если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы, если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит. -Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться. - Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник . -Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей. Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки. - А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке. | ( проводят опыт) Делают вывод: вода – хороший растворитель. Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться. ( примеры детей) (рассуждения детей) -для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде. - такую воду можно очистить с помощью фильтра. Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы. -Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат. -Делают вывод: жидкость – расширяется. -Делают вывод: при охлаждении вода - расширяется, а лёд – сжимается. Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения. Выступления: «Использование воды человеком» «Охрана вод» (см. приложение) ответы детей ( см. презентацию) | на парте: стакан с водой, кусок сахара Сл.№13 Сл.№14 на партах: шприц с водой Сл.№15 Сл.№16 Сл.№17-18 | |
Итог. | -Что узнали на уроке? - Какие же свойства воды человек использует в своей жизни? -А теперь оцените свою работу на уроке (рефлексия). У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой - 100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0. -Молодцы! Д/З учебник стр.82-86 подготовить ответы на вопросы -Урок окончен! | Зачитывают вывод со слайда: люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Выталкивающая сила воды, текучесть, несжимаемость, способность растворять. -дети отмечают и показывают | Сл.№19 бумажные термометры |
Приложение.
Легенда. Во времена жизни Архимеда страной правил царь Герон. Однажды он заказал ювелирному мастеру корону из золота , серебра и драгоценных камней. Мастер справился с работой, принёс царю корону, но Герон заподозрил, что мастер заменил материал, золото украл, а доказать не мог. И тогда он обратился к Архимеду, чтобы тот уличил мастера в воровстве. Архимед начал думать и однажды во время купания, наполнив полную ванну воды, залез в неё и увидел, что уровень воды поднялся и прокричал «Эврика», что значит «нашёл», «победил».Так был открыт закон выталкивания. Он установил, что вода выталкивает вверх погружённые в неё предметы, с какой – то силой, а равна эта сила весу воды, которая вытесняется телом. Архимед открыл закон, а мастер был уличён в воровстве.
Вода в природе.
На глобусе или на карте наша планета голубая с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков и туч.
Вода есть и под землёй.
Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд и на суше, и в океане. Вода повсюду. Без воды не может быть жизни. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ.
Такое же значение имеет вода и для животных. Для некоторых животных, например для рыб, вода, кроме того, и единственное место обитания.
Без воды не могут жить растения. Вода составляет примерно 4/5 растения. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества. С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды.
Использование воды человеком.
Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.
По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.
Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.
Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди. Нагретая вода отдаёт тепло растениям, выращиваемым в теплицах. Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта.
Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла выпечки хлеба.
Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют поливные машины, дождевальные установки.
Вода, отведённая от многоводных рек в оросительные каналы, позволяет выращивать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными.
Охрана воды.
Человек должен следить за чистотой всех водоёмов.
Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом, - насекомые, моллюски и другие. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.
Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
как человек использует свойства воды
что должны знать что должны узнать где, как и какие свойства воды помогают человеку
вода Где и как ? Какие? Почему? задачи урока
Вода в природе на земле под землёй в теле человека в растениях
три состояния воды газообразное твёрдое жидкое прозрачная без цвета без запаха
все жидкости текут принимают форму сосуда, в который их поместили
выталкивающая сила воды она направлена вверх и равна весу вытесненной воды
этот закон открыл древнегреческий учёный архимед
закон сообщающихся сосудов
на нём основана работа фонтанов и водопроводов
течение воды - большая сила
вода - хороший растворитель Как нам помогает это свойство воды?
жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры при нагревании - расширяются ( столбик термометра) при замерзании - сжимается ( бутылка с водой, положенная в морозильник, непременно лопнет)
вода - " делает погоду"
Где окажется каждый предмет: на поверхности или на дне? это закон выталкивающей силы
1. что заставляет воду подниматься на тот этаж дома, на котором ты живёшь? ( закон сообщающихся сосудов) 2. что произойдёт с банкой консервов, если её, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту? ( она взорвётся,так как жидкости при нагревании расширяются) 3. какое свойство воды используется при стирке? ( вода - хороший растворитель) 4. какие приспособления позволяют людям использовать силу текущей воды? ( водяное колесо, турбина гидроэлектростанции)
люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства: выталкивающая сила текучесть несжимаемость способность растворять ИТОГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100
Цель:1. -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2. –Способ...
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"
Цель урока - сформирование понятия и свойств воздуха. Материал подготовлен к учебнику "Окружающий мир. Человек и природа" 4 класс....
Урок окружающего мира. Тема: Как человек использует свойства воды. 4 класс.
Презентация для урока Окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды" На данном уроке проводятся опыты с водой....
Тема: «Как человек использует свойства воды»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Как человек использует свойства воды»....
Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воды"
Конспект составлен к уроку окружающего мира в 4 классе при изучении нового материала...