Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Мишарина Ирина Михайловна

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc74.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

окружающий мир  («Человек и природа») 4 класс

Тема: « Как человек использует свойства воды».

Цель: Изучить свойства воды и узнать, как человек использует их в жизни.

Задачи: 1.Узнать, какими свойствами обладает вода?

              2.Ответить на вопрос где и как различные свойства  воды помогают человеку?

              3. Понять, почему люди должны беречь и охранять воду от загрязнения?

              4. Формировать  ПУУД – поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного и официально – делового стилей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Оборудование: у учителя на рабочем столе: установка для проведения опыта (штатив, стакан с водой, пружина, гиря), у детей на парте: стакан с водой, кусок сахара, железный ключ, кусок дощечки, шприц с водой. Ноутбук, медиопроектор, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудов.

Организационный момент

Начинаем урок окружающего мира

 « Человек и природа». На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться. Настраиваемся на работу и с рабочим настроением начинаем урок. Я вам желаю успеха.

Опрос домашнего задания

- Напомните мне тему прошлого урока.


-Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц - опроса»

1) Что такое воздух?


2) Какие газы входят в состав воздуха?



3) Имеет воздух определённую форму?

4)Как называется воздушная оболочка земли?

5)Её функция.







6) Как люди научились использовать силу ветра?









Ответ: как человек использует свойства воздуха.

Ответы:



Воздух – это смесь газов.

В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы.

Нет. Он заполняет весь доступный ему объём.

Атмосфера.


Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.


Люди ещё в древности научились использовать силу ветра.

Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции.

7)Что делает воздух при нагревании?


8) Где человек использует данное свойство?



9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде?



10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство?













11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах?

Делаем вывод.

Воздух при нагревании расширяется.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах

Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло.

Упругость.




Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

Изучение нового материала

Сообщение темы урока: « Как человек использует свойства воды».

Сообщение задач урока:

что должны знать

что должны узнать

Задачи урока:

В течение урока мы должны ответить на три вопроса:

1)Какие свойства имеет вода?

2) Где и как они помогают человеку?

3) Почему люди должны беречь и охранять воду?

Сл.№2


Сл.№3



Сл.№4

- Перед началом заслушаем

выступление  по теме: « Вода в природе»

- Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.

Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства.

- Для этого вспомним: три состояния воды.

- У каждого состояния воды свои свойства.

Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса.

Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей.

- Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут)

- Какую форму они принимают?

( сосуда, в который их поместили)

- Проведём опыт.

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила?

-Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение)

-Проведём опыты  (на партах):

-опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)

-опустим в стакан с водой камень (он тонет)

-опустим  в стакан с водой железный ключ (он тонет)



-Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ)









Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник)

-Найдите, где человек использует это свойство?

(учебник)

-Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции.

(учебник)

-Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды,  тем течение быстрее и сила воды больше.

Выступление

 (см. приложение)

жидкое, твёрдое и газообразное

прозрачная

без цвета

без запаха


Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.









Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.











Делают вывод:

дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.

Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.

Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.


Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.


Делают вывод:

под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.

Сл.№5


Сл.№6






Сл.№7













( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой)

Сл.№8





Сл.№9


на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень
















Сл.№10






Сл.№11





Сл.№12


Физкультминутка

(комплекс упражнений на снятие напряжения мышц)




























































































-Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды.

Проведём опыт:

опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется)

 -Почему это происходит? (учебник)







- Где мы это свойство используем в жизни?

(беседа по картинкам)

-Растворить соль легко,  труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду?

- Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине.

-Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой?

-Верно, её нужно профильтровать.

-Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду.

-Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды.

-Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды?

( учебник)

-Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры.

-Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании?

При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься.

 - Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет,

если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы,

если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит.

-Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться.

- Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник .

-Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей.

Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке.





( проводят опыт)

Делают вывод: вода – хороший растворитель.


Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться.

( примеры детей)

(рассуждения детей)

-для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде.







- такую воду можно очистить с помощью фильтра.



Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы.


-Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат.

-Делают вывод:

жидкость – расширяется.

-Делают вывод:

при охлаждении вода - расширяется, а лёд – сжимается.























Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения.




Выступления:

 «Использование воды человеком»

 «Охрана вод»

(см. приложение)


ответы детей

( см. презентацию)





на парте:

стакан с водой, кусок сахара

Сл.№13








Сл.№14

















на партах: шприц с водой


Сл.№15








Сл.№16


























Сл.№17-18











Итог.

-Что узнали на уроке?









- Какие же свойства воды человек использует в своей жизни?




-А теперь оцените свою работу на уроке (рефлексия). У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой -  100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0.


-Молодцы!


Д/З учебник стр.82-86 подготовить ответы на вопросы


-Урок окончен!

Зачитывают вывод со слайда:

люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

Выталкивающая сила воды, текучесть, несжимаемость, способность растворять.

-дети отмечают и показывают

Сл.№19














бумажные термометры

Приложение.

Легенда. Во времена жизни Архимеда страной правил царь Герон. Однажды он заказал ювелирному мастеру корону из золота , серебра и драгоценных камней. Мастер справился с работой, принёс царю корону, но Герон заподозрил, что мастер заменил материал,  золото украл, а доказать не мог. И тогда он обратился к Архимеду, чтобы тот уличил мастера в воровстве. Архимед начал думать и однажды во время купания, наполнив полную ванну воды, залез в  неё и увидел, что уровень воды поднялся и прокричал «Эврика», что значит  «нашёл», «победил».Так был открыт закон выталкивания. Он установил, что вода выталкивает вверх погружённые в неё предметы, с какой – то силой, а равна эта сила весу воды, которая вытесняется телом. Архимед открыл закон, а мастер был уличён в воровстве.

Вода в природе.

        На глобусе или на карте наша планета голубая с жёлтыми, коричневыми и зелёными  пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

        Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков и туч.

        Вода есть и под землёй.

        Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд и на суше, и в океане. Вода повсюду. Без воды не может быть жизни. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ.

        Такое же значение имеет вода и для животных. Для некоторых животных, например для рыб, вода, кроме того, и единственное место обитания.

         Без воды не могут жить растения. Вода составляет примерно 4/5 растения. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества. С помощью воды набухают и прорастают семена, растения увеличиваются в размерах, наливаются плоды.

Использование воды человеком.

         Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.

         По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.

         Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.

         Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди. Нагретая вода отдаёт тепло растениям, выращиваемым в теплицах. Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта.

        Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла выпечки хлеба.

        Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют поливные машины, дождевальные установки.

        Вода, отведённая от многоводных рек в оросительные каналы, позволяет выращивать высокие урожаи хлопка, риса, фруктов на землях, которые раньше считались бесплодными.

Охрана воды.

       Человек должен следить за чистотой всех водоёмов.

        Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом, - насекомые, моллюски и другие. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса.

        Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

человек и природа 4 класс

Слайд 2

как человек использует свойства воды

Слайд 3

что должны знать что должны узнать где, как и какие свойства воды помогают человеку

Слайд 4

вода Где и как ? Какие? Почему? задачи урока

Слайд 5

Вода в природе на земле под землёй в теле человека в растениях

Слайд 6

три состояния воды газообразное твёрдое жидкое прозрачная без цвета без запаха

Слайд 7

все жидкости текут принимают форму сосуда, в который их поместили

Слайд 8

выталкивающая сила воды она направлена вверх и равна весу вытесненной воды

Слайд 9

этот закон открыл древнегреческий учёный архимед

Слайд 10

закон сообщающихся сосудов

Слайд 11

на нём основана работа фонтанов и водопроводов

Слайд 12

течение воды - большая сила

Слайд 13

вода - хороший растворитель Как нам помогает это свойство воды?

Слайд 15

жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры при нагревании - расширяются ( столбик термометра) при замерзании - сжимается ( бутылка с водой, положенная в морозильник, непременно лопнет)

Слайд 16

вода - " делает погоду"

Слайд 17

Где окажется каждый предмет: на поверхности или на дне? это закон выталкивающей силы

Слайд 18

1. что заставляет воду подниматься на тот этаж дома, на котором ты живёшь? ( закон сообщающихся сосудов) 2. что произойдёт с банкой консервов, если её, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту? ( она взорвётся,так как жидкости при нагревании расширяются) 3. какое свойство воды используется при стирке? ( вода - хороший растворитель) 4. какие приспособления позволяют людям использовать силу текущей воды? ( водяное колесо, турбина гидроэлектростанции)

Слайд 19

люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства: выталкивающая сила текучесть несжимаемость способность растворять ИТОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100

Цель:1.  -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды  –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2. –Способ...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха"

Цель урока - сформирование понятия и свойств воздуха. Материал подготовлен к учебнику "Окружающий мир. Человек и природа"  4 класс....

Урок окружающего мира. Тема: Как человек использует свойства воды. 4 класс.

Презентация для урока Окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды" На данном уроке проводятся опыты с водой....

Тема: «Как человек использует свойства воды»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Как человек использует свойства воды»....

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воды"

Конспект  составлен к уроку окружающего мира в 4 классе при изучении нового материала...