Зона пустынь.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

Представлен кейс -  урок по теме "Зона пустынь". Работа по открытию новых знаний проводится по четырём кейсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс – урок

УМК «Перспективная начальная школа»

Класс 4.

Тема: Зона пустынь.

Цель: познакомить с природной зоной пустынь.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; проявлять эмоционально – ценностное отношение к природе пустыни и желание об этом рассказать.

Метапредметные:

Регулятивные: ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; прогнозировать  результат и уровень усвоения знаний; оценивать результат учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обрабатывать информацию;  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль; формулировать высказывания,  мнение; согласовывать позиции с партнером; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

Предметные: рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности; уметь показывать на карте зону пустынь;  называть растения и животных зоны пустынь; виды деятельности человека.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Проверка готовности учеников к уроку.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь,  ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

2. Актуализация знаний

Задание 1  

Разгадайте кроссворд

Назовите природные зоны, к которым относятся данные явления.

Покажите природные зоны России на карте.

Л

И

С

Т

О

П

А

Д

 

Т

У

Н

Д

Р

А

Б

Е

З

Л

Е

С

Ь

Е

С

Т

Е

П

Ь

П

О

Ж

А

Р

Ы

Л

И

Ш

А

Й

Н

И

К

И

Т

Р

А

В

Я

Н

И

С

Т

А

Я

  1. Назовите природное явление, благодаря которому удобряется почва и становится рыхлой.
  2. Назовите природную зону, которая имеет скудную растительность.
  3. Назовите отличительную особенность зоны степей?
  4. Назовите природную зону, имеющую ровное пространство с травяной растительностью, но отсутствие лесов и изобилие влаги.
  5. Назовите природное явление, которое считается главной бедой лесной зоны.
  6. Назовите растение, состоящее из гриба и водоросли.
  7. Назовите растительность, имеющую однолетний мягкий и тонкий стебель.

Назовите природную зону, которая получилась в результате разгадывания кроссворда.  (Пустыня)

Задание 2

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

Это было удивительно. Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

- В какой природной зоне оказались путники? Определите название природной зоны по этому описанию.

(Высказывания школьников подводим к выводу, чтобы определить природную зону и обосновать свое мнение, нужны специальные знания и умения.)

- Есть ли желание этому научиться?

- О чём бы вы хотели узнать на уроке?

 (Составление плана урока и запись его на доске)

  1. Границы зоны.
  2. Климат.
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Деятельность людей.

 

        3.  Изучение нового материала. Работа с картой.

– Начнём исследование с границ зоны. Посмотрите на карту природных зон России  и попробуйте определить границы зоны пустыни.

– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги.

– Какую зону сменяет пустыня?

– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?

  1. Организация работы с кейсами.

У нас осталось 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется: Синоптики. Участники расскажут нам о климате зоны пустыни.

2 группа: Ботаники. Эта группа поможет разобраться с особенностями растений.

3 группа: Зоологи познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.

4 группа: Экологи погрузят нас в  проблемы, которые существуют  в зоне пустынь.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1.

Источник № 1: Учебник.  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. 4 класс – М: Академкнига/ Учебник. 2014. Стр. 104.

Источник № 2:  Загадка

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка. (Пустыня)

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-v-pustyne.html 

Источник № 3: 

На юго-востоке Русской равнины и на Прикаспийской низменности расположены полупустыни и пустыни.

Для климата характерны высокие температуры воздуха летом (+22 - +24 °С) и низкие зимой (-25 - -30 °С). Из-за этого наблюдается большая годовая амплитуда температур. Сумма активных температур — 3600 °С и более. В зоне полупустынь и пустынь выпадает малое количество атмосферных осадков: за год в среднем до 200 мм. Реки, находящиеся в зоне полупустынь и пустынь, питаются почти исключительно за счет весеннего таяния снега. Значительная их часть впадает в озера или теряется в песках.

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/prirodnye-zony-rossii.html

Источник № 4: 

Большое значение в пустынях играют ветры. Каждый из них имеет свое названия, но все они - жаркие, сухие, несущие пыль и песок.

Особенно опасна во время урагана песчаная пустыня: песок превращается в черные тучи и затмевает солнце, ветер переносит песок на большие расстояния, разрушая на своем пути абсолютно все.
Еще одной особенностью пустынь являются миражи, созданные солнечными лучами, которые преломляясь, создают очень удивительные картины на горизонте.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/prirodnaya-zona-pustynya-harakteristika-opisanie-osobennosti-klimata-i-pochvy-pustyni-geograficheskoe-polozhenie.html 

Источник № 5: 

Пустыни — природная зона, характеризующаяся практически полным отсутствием растительности и очень бедным животным миром. Все это связано с крайне суровыми климатическими условиями планеты, где они располагаются. Их образование в первую очередь связано с низким количеством осадков. Природные условия пустынь исключительно суровы. Количество осадков здесь не превышает 250 мм в год, а на значительных площадях — менее 100 мм. Под палящими лучами солнца в летние месяцы, когда оно в полдень достигает зенита, песок под ногами раскаляется до огромных температур, а на камнях иногда можно даже поджарить яичницу. Однако, с заходом солнца температура в пустыне резко падает, перепады достигают десятков градусов в течение суток, а зимней ночью здесь даже случаются заморозки. Всему виной постоянно ясное небо за счет нисходящих потоков сухого воздуха с экватора, из-за этого здесь почти не образуются облака. Огромные открытые пространства пустынь совершенно не препятствуют перемещению воздуха вдоль поверхности земли, что приводит к возникновению сильнейших ветров. Пыльные песчаные бури приходят неожиданно, принося тучи песка и потоки раскаленного воздуха.

http://geographyofrussia.com/pustyni-i-polupustyni/

Кейс № 2.

Источник №1: Учебник.  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. 4 класс – М: Академкнига/ Учебник. 2014. Стр. 105 - 107.

Источник № 2:  Загадка

Раз в пустыне нет травы,

Значит, нет прополки.

Кустик есть, но без листвы -

На ветвях иголки.

Он растет неприхотливо,

Без ухода и полива. (Верблюжья колючка)

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-v-pustyne.html

Источник № 3: 

Растительный мир пустынь в особо тяжелых климатических условиях может отсутствовать полностью, там, где увлажнение остается достаточным произрастают некоторые растения, но флора все равно не отличается многообразием. Растения пустынь обычно имеют очень длинные корни — более 10 метров, чтобы добывать влагу из подземных вод.

http://geographyofrussia.com/pustyni-i-polupustyni/

Источник № 4: 

Растения в полупустынях обычно невысокие, засухоустойчивые. Для полупустынь юга страны характерны такие виды растений, как древовидная и корявая солянки, верблюжья колючка, джузгун. На возвышенностях господствуют ковыли и типчак.

Пустыни южной части Прикаспийской низменности — царство полукустарничковых полыней. Для жизни в условиях недостатка влаги и засоления почвы растения выработали ряд приспособлений. Солянки, например, имеют волоски и чешуйки, предохраняющие их от излишнего испарения и перегрева. Другие, такие как тамарикс, кермек, для вывода солей «обзавелись» особыми солевыводяшими железками.

У многих видов уменьшилась испаряющая поверхность листьев, произошло их опушение. Вегетационный период у многих пустынных растений короткий. Весь цикл развития они успевают завершить за благоприятное время года — весну.

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/prirodnye-zony-rossii.html

Источник № 5: 

Несмотря на суровость пустынь России, растительность здесь относительно разнообразная. Полноправными хозяевами считаются полыни и эфемероиды, но много и других - злаки, кактусы, верблюжья колючка, эфедра, кендырь, песчаная акация, многолетние травы и даже цветы - тюльпаны, ремерии, малькомии. Условия, в которых живут эти растения, спровоцировали развитие разных способностей для приспособления выживания: некоторые растения быстро вянут, но сохраняют при этом в земле свои органы (луковицы, клубни), другие же за два-три месяца проходят полный цикл жизни.

К таким относится крошечный злак мятлик луковичный. Если влаги мало, это растение мало заметно - невысокое, с маленьким колоском, но если же влаги более чем достаточно, мятлик укрывает земли густым зеленым "ковром".

Одним из самых интересных является саксаул. Это растение растет только в сообществе с другими. Саксаулы своими корнями закрепляют песок, а их древесина настолько плотная, что не тонет в воде, листьев у саксаула практически нет, поэтому он мало испаряет влаги. Вместе с саксаулами растут песчаная акация, древовидная солянка, лак селин, кустарник джузгун (корневища его достигают длины до 40 м!).

Злак элимус может достигать высоты в рост человека, он настолько пышно и мощно разрастается, что издали его можно принять за большой куст. Черная полынь - называется так именно за свой цвет, она почти без листьев, но очень хорошо вьется, поэтому укрывает большие территории земли, которые тоже стали называть "черными" и спасает от голода даже в самые засушливые времена.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/polupustyni-i-pustyni-rossii-zhivotnye-rasteniya-zapovedniki-karta-zony-pustyn-rossii.html 

Кейс № 3.

Источник № 1: Учебник.  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. 4 класс – М: Академкнига/ Учебник. 2014. Стр. 106 - 109.

Источник № 2:  Загадки

Жизнь в песках полна борьбы,

Мужества, отваги.

Этот зверь несет горбы,

В них - запасы влаги.

Он вчера зашел в аул,

Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)

Я ползу неторопливо

В толстом панцире с отливом.

Мне среди пустынь бугристых

Незачем спешить.

Двести лет, и даже триста,

Я могу прожить. (Черепаха)

У меня сухая шкурка,

Греет жаркий лучик.

Я в песках шныряю юрко

Около колючек.

Извиваюсь, но не змейка.

Отгадать меня сумей-ка. (Ящерка)

 

Суслик, убегай скорей,

Ведь опасность рядом!

Нападает на зверей

Кто-то с сильным ядом

Посреди песков шипит

И добычу не проспит. (Змея)

Источник № 3: 

Животный мир пустынь также небогат. Одним из немногих смог приспособиться к этим тяжелым условиям верблюд, которого не случайно прозвали «кораблем пустыни». Запасая воду в виде жира в своих горбах, верблюды способны преодолевать большие расстояния. Для коренных кочевых народов пустынь верблюды — основа их хозяйства. Пустынные почвы небогаты гумусом, однако, часто содержат много минеральных веществ и пригодны для ведения сельского хозяйства. Основной проблемой для растений остается дефицит воды.

  http://geographyofrussia.com/pustyni-i-polupustyni/ 

Источник № 4: 

Животный мир полупустынь и пустынь по сравнению с лесной зоной беден. Наиболее распространены пресмыкающиеся — ящерицы, змеи, черепахи. Много грызунов — песчанок, тушканчиков и ядовитых паукообразных — скорпионов, тарантулов, каракуртов. Птиц — дрофу, стрепета, жаворонка — можно увидеть не только в степях, но и в полупустынях. Из наиболее крупных млекопитающих отметим верблюда, сайгака; встречаются корсак, волк.

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/prirodnye-zony-rossii.html

Источник № 5: 

Животный мир пустынь и полупустынь России тоже достаточно разнообразный. Вот только днем, когда палящие лучи солнца не жалеют никого и ничего, здесь мало кого можно увидеть, большинство зверей ведут ночной образ жизни - геконы, песчанки, тушканчики, удавы днем прячутся в глубоких норах.

Из постоянных жильцов здесь больше всего грызунов: полевых мышей, сусликов и тушканчиков, хомяков.

Настоящим охранником можно назвать суслика, который как столбик, настороженно всматривается во все стороны, а если вдруг увидит человека, то сразу же издает свист - значит, пора прятаться. И все как будто сквозь землю проваливаются - в свои норы.

Почти все грызуны на зиму впадают в спячку, а некоторые из них засыпают и когда становится невыносимо жарко.

Грызуны - это основная пища для многих хищников, птиц и змей, изобилие которых просто поражает.

Из крупных животных выделяются сайгаки. Еще совсем недавно эти антилопы находились на грани вымирания, но благодаря природоохранным действиям, их численность увеличилась. Сайгаки очень грациозны даже при беге со скоростью до 80 км/ч!

Очень много птиц появляется зоне полупустынь весной и в начале лета. Некоторые из них вьют свои гнезда прямо в земле. А от опасности их спасает маскировочная окраска, птенцы же очень быстро развиваются, избегая при этом лишний риск.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/polupustyni-i-pustyni-rossii-zhivotnye-rasteniya-zapovedniki-karta-zony-pustyn-rossii.html 

Кейс № 4:

Источник № 1: Учебник.  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. 4 класс – М: Академкнига/ Учебник. 2014. Стр. 110 – 111.

Источник № 2: 

Традиционное занятие населения в зоне полупустынь и пустынь — это скотоводство: разводят овец, верблюдов, крупный рогатый скот. В результате перевыпаса скота площадь незакрепленных развеиваемых песков увеличивается. Одна из мер по борьбе с наступлением пустыни - фитомелиорация - комплекс мероприятий по культивированию и поддержанию естественной растительности. Для закрепления барханов могут использоваться такие виды растений, как колосняк гигантский, пырей сибирский, саксаул.

 http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/prirodnye-zony-rossii.html 

Источник № 3: 

Даже незначительное вмешательство человека в жизнь флоры и фауны приводит к ее изменению и, к сожалению, не всегда к благоприятному. Так же произошло и с этой природной зоной. Многие растения, птицы и животные занесены в Красную книгу. Для спасения пропадающих видов созданы заповедники - Богдинско-Баскунчакский и Астраханский, заказники - Пески Берли, Степной, Ильменно-Бугровой, создано 35 памятников природы.

http://webmandry.com/raznoe/priroda/polupustyni-i-pustyni-rossii-zhivotnye-rasteniya-zapovedniki-karta-zony-pustyn-rossii.html

Источник № 4: 

Чем занимается население в полупустынях и пустынях?

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.

Экологические проблемы.

 Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало много солей. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков. Много животных погибает от рук браконьеров.

http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/pustyni-rossii.html 

  1.  Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физкультминутка.

  1. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята, учёные, выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли научных сотрудников, которым не знакома эта проблема (природная зона). И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы учёным.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу.

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

- Дайте краткую характеристику – пустыня.

- Как  нужно относиться к природе пустынь? Почему?

  1.  Рефлексия.

Закончите предложения:

Чтобы рассказать о зоне пустынь нужно_________________________

Я доволен (льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне пустынь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зона пустыни

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона пустыни" школа 2100...

"Зона пустынь"

Конспект представлен в виде технологической карты....

"Зона пустынь"

Презентация к уроку....

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...