Зона пустыни
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона пустыни" школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zona_pustyni.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Познакомить с географическим положением зоны – пустыня.. определить климатические условия зоны, в зависимости от расположения её относительно экватора. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Познакомить с тем, как живая природа приспособилась к условиям неживой.
2. Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг момент. | Как изменяется климат при удалении от экватора? С какой зоной пояса вы познакомились на прошлом занятии? (умеренного) Какая ширь здесь и приволье! Проверка домашнего задания: -Расскажите про климат зоны степи? -Расскажите про растительный мир? -Расскажите про животный мир степи? Определить о какой зоне идёт речь? -Это природная зона , в которой растительным покровом являются кустарники ,травы, мхи и лишайники; -Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи и лишайники. -Это природная зона ,которая лишена сплошного растительного покрова , встречаются мхи и лишайники. -Это природная зона ,где растут разнообразные травяные растения ,которые переносят засуху. | меняется от жаркого влажного через жаркий сухой к холодному влажному и, наконец, к холодному сухому. Тундра
Лесная зона
Арктические пустыни. Степь. |
Основная часть | Нас опять зовёт ветер путешествий. Мы отправимся туда где: Солнечны, жаркий Жёлтый поток- Льётся в пустыне песок. В воздухе жёлтом и Плотном , как мёд, Жёлтая птица Неслышно плывёт. Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Зона пустынь сменяет зону степей. – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо). Чем пустыни в корне отличаются от зоны степи? Выявление особенностей неживой природы в зоне Пустыней в сравнении с зоной Степей. -Какая из зон расположена ближе к экватору? -Как солнце будет подниматься над горизонтом? Значит, высокими должны быть дневные температуры(+70,+80; в тени +40) Ночные температуры ниже, т.к. песок быстро остывает) Зима-2 месяца ,бывает морозно, т.к. нет гор ,нет защиты от ветров Сев. Лед. океана. Итак, тепла много поступает на землю. -Как вы думаете при такой температуре может ли выпадать много осадков? (Осадков мало , иногда дождь недолетает до Земли .Испаряемость превышает в 20,25 раз сумму осадков) Ноги обжигает даже через ботинки, можно испечь яйцо. А металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог. Зима морозная, длится 2–3 месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20–25 градусов. Северный холодный ветер доходит до самой южной границы пустыни, не встречая гор – препятствий, которые могли бы его задержать. Весна в пустыне начинается с того, что из песка показываются тысячи иголочек, всходы травы осоки. В середине апреля пустыня окрашивается в яркий красный цвет, будто заря опустилась на землю, да так и осталась. Это цветут маки, тюльпаны, ирисы. Ощущается удивительный аромат цветущих трав, не смолкают голоса птиц. Но такая жизнь продолжается недолго. Проходит несколько недель, и нет больше яркого ковра. Практически полное отсутствие воды: рек, ручьев, пресных озер. Источники, теряющиеся в песках и не дающие начало ручьям; реки без устья; блуждающие озера, не имеющие берегов или исчезающие и возникающие вновь; соленые озера, не замерзающие даже в очень суровые зимы; безводные русла рек. Население этих районов нуждается в воде, а земледелие — в искусственном орошении. -Будут ли богаты почвы? Они песчаные, каменистые, глинистые и очень сухие, сильно прогреваются днём и резко охлаждаются ночью). Ветер-хозяин пустыни. Холмистая равнина образуется за счёт сильных ветров, которые переносят часть песка, образуя барханы: большие холмы из мелкого песка).-слайд. Пуста ли пустыня? 1.Кактус - листья в виде колючек, уменьшается испаряемость с поверхностей . 2. Верблюжья колючка - корни её проникают на глубину 20 метров, чтобы достать влагу. 3.Полынь- около 400 видов. Растёт в степях., пустынях, полупустынях. Растёт пучками где залегают подпочвенные воды. 4. Джузгун- корни хорошо закрепляют пески, не дают двигаться под действием ветра, не имеет листьев. 5.Ревень-является раннецветущим растением . Имеет около 50 видов.
В пустынях растут так же осока ,мятлик- луковичные(в луковице содержится влага). А так же растения с отражающей поверхностью листьев: песчаная акация. Вывод; пустыня - не пуста .В ней немало приспособившихся растений. Ранней весной они успевают отцвести и дать семена , которые дожидаются наступления поздней осени. Многолетние растения вместо обычных листьев имеют тонкие иголки, способные выдерживать палящие лучи солнца. Животный мир не богат, многие животные имеют пустынно- серо- бурую окраску, гармонирующую с голой почвой. Многие животные (тушканчики имеют длинные ноги , передвигаются большими прыжками до 3 метров. в поисках пищи.) Другие выходят на охоту только ночью. Грызуны – самые обычные мелкие обитатели пустыни. Большинство из них активны ночью, а день проводят в норах, где влажность выше и не так жарко. Многие из них не пьют воды, а извлекают ее из растительных кормов. Известно также, что некоторые грызуны получают влагу путем окисления углеводов пищи, запасаемых в виде жира. Копытные животные (антилопы, верблюды) проходят большие расстояния в поисках пищи и водопоя.(От 1-го верблюда получают 5-15 литров молока, 12кг. Шерсти, 250 кг. мяса, 8-10 кг. сала) Они неделями обходятся без воды, зато потом могут сразу выпить до 10 ведер. Верблюд все припасы носит с собой. В горбах у него около 100 кг жира, который служит ему в пути едой и питьем. Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба так худеют, что даже свисают набок, как пустые мешки. Его называют кораблем пустыни. В пустыне также живут паукообразные: тарантулы, скорпионы. Саксаульный воробей,лисичка корсак, сойка-подражает языку кур,гусей, беркут, каракул , жёлтый скорпион, жуки скарабеи, джейран, заяц толай, Лисички –корсаки питаются зайцами-толаями,тушканчиками , ящерица ушастая круглоголовка (имеют большие уши ,чтобы лучше слышать т.к. ведут ночной образ жизни и др. Стр 49 раб тетрадь-№7, 9,4.
| Пустыня Выше |
Почему в зоне степей мало крупных животных? - (Негде укрываться от врагов). Почему пустыню нельзя назвать пустой? Как растения пустыни экономят влагу? Чем отличается травяной покров пустыни и степи? Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне.Свой ответ обоснуйте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Пустыни».
В данной работе разработана модель обучения на основе планируемых результатов....
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
"Зона пустынь"
Конспект представлен в виде технологической карты....
"Зона пустынь"
Презентация к уроку....
Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".
Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»
Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе «Перспектива». Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...