Зона пустыни
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Слонова Марина Викторовна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона пустыни" школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_pustyni.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

1.     Познакомить с географическим положением зоны – пустыня.. определить климатические условия зоны, в зависимости от расположения её относительно экватора. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Познакомить  с тем, как живая природа приспособилась к условиям неживой.

2.     Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.

3.     Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг момент.

Как изменяется климат при удалении от экватора?

С какой зоной пояса вы познакомились на прошлом занятии? (умеренного)

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Проверка домашнего задания:

-Расскажите про климат зоны степи?

-Расскажите про растительный мир?

-Расскажите про животный мир степи?

Определить о какой зоне идёт речь?

-Это природная зона , в которой растительным покровом являются кустарники ,травы, мхи и лишайники;

-Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут  деревья, кустарники, мхи и лишайники.

-Это природная зона ,которая лишена сплошного растительного покрова , встречаются мхи и лишайники.

-Это природная зона ,где растут разнообразные травяные растения ,которые переносят  засуху.

меняется от жаркого влажного через жаркий сухой к холодному влажному и, наконец, к холодному сухому.

Тундра

 

 Лесная зона

 

Арктические пустыни.

 Степь.

Основная часть

Нас опять зовёт ветер путешествий. Мы отправимся туда где:

Солнечны, жаркий

Жёлтый поток-

Льётся в пустыне песок.

В воздухе жёлтом и

Плотном , как мёд,

Жёлтая птица

Неслышно плывёт.

Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Зона пустынь сменяет зону степей.

– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).

Чем пустыни в корне отличаются от зоны степи?

Выявление особенностей неживой природы в зоне Пустыней в сравнении с зоной Степей.

-Какая из зон расположена ближе к экватору?

-Как солнце будет подниматься над горизонтом?

Значит, высокими должны быть дневные температуры(+70,+80; в тени +40)

Ночные температуры ниже, т.к. песок быстро остывает)

Зима-2 месяца ,бывает морозно, т.к. нет гор ,нет защиты от ветров Сев. Лед. океана.

Итак, тепла много поступает на землю.

-Как вы думаете при такой температуре может ли выпадать много осадков?

(Осадков мало , иногда дождь недолетает до Земли .Испаряемость превышает в 20,25 раз сумму осадков)

Ноги обжигает даже через ботинки, можно испечь яйцо. А металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог. Зима морозная, длится 2–3 месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20–25 градусов. Северный холодный ветер доходит до самой южной границы пустыни, не встречая гор – препятствий, которые могли бы его задержать. Весна в пустыне начинается с того, что из песка показываются тысячи иголочек, всходы травы осоки. В середине апреля пустыня окрашивается в яркий красный цвет, будто заря опустилась на землю, да так и осталась. Это цветут маки, тюльпаны, ирисы. Ощущается удивительный аромат цветущих трав, не смолкают голоса птиц. Но такая жизнь продолжается недолго. Проходит несколько недель, и нет больше яркого ковра.

Практически полное отсутствие воды: рек, ручьев, пресных озер. Источники, теряющиеся в песках и не дающие начало ручьям; реки без устья; блуждающие озера, не имеющие берегов или исчезающие и возникающие вновь; соленые озера, не замерзающие даже в очень суровые зимы; безводные русла рек. Население этих районов нуждается в воде, а земледелие — в искусственном орошении.

-Будут ли богаты почвы?

Они песчаные, каменистые, глинистые и очень сухие, сильно прогреваются днём и резко охлаждаются ночью).

 Ветер-хозяин пустыни. Холмистая  равнина образуется за счёт сильных ветров, которые переносят часть песка, образуя барханы: большие холмы из мелкого песка).-слайд.

Пуста ли пустыня?

1.Кактус - листья в виде колючек, уменьшается испаряемость с поверхностей .

2. Верблюжья колючка - корни её проникают на глубину 20 метров, чтобы достать влагу.

3.Полынь- около 400 видов. Растёт в степях., пустынях, полупустынях. Растёт пучками где залегают подпочвенные воды.

4. Джузгун- корни хорошо закрепляют пески, не дают двигаться под действием ветра, не имеет листьев.

5.Ревень-является раннецветущим растением . Имеет около 50 видов.

 

В пустынях растут так же осока ,мятлик- луковичные(в луковице содержится влага). А так же растения с отражающей поверхностью листьев: песчаная акация.

Вывод; пустыня - не пуста .В ней немало приспособившихся растений. Ранней весной они успевают  отцвести и дать семена , которые дожидаются наступления поздней осени. Многолетние растения вместо обычных листьев имеют тонкие иголки, способные выдерживать палящие лучи солнца.

 Животный мир не богат, многие животные имеют пустынно- серо- бурую окраску, гармонирующую с голой почвой.

Многие животные (тушканчики имеют длинные ноги , передвигаются  большими прыжками  до 3 метров. в поисках пищи.) Другие выходят на охоту только ночью.

Грызуны – самые обычные мелкие обитатели пустыни. Большинство из них активны ночью, а день проводят в норах, где влажность выше и не так жарко. Многие из них не пьют воды, а извлекают ее из растительных кормов. Известно также, что некоторые грызуны получают влагу путем окисления углеводов пищи, запасаемых в виде жира.

Копытные животные (антилопы, верблюды) проходят большие расстояния в поисках пищи и водопоя.(От 1-го верблюда получают 5-15 литров молока, 12кг. Шерсти, 250 кг. мяса, 8-10 кг. сала) Они неделями обходятся без воды, зато потом могут сразу выпить до 10 ведер. Верблюд все припасы носит с собой. В горбах у него около 100 кг жира, который служит ему в пути едой и питьем. Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба так худеют, что даже свисают набок, как пустые мешки. Его называют кораблем пустыни.

В пустыне также живут паукообразные: тарантулы, скорпионы.

Саксаульный воробей,лисичка корсак, сойка-подражает языку кур,гусей, беркут,  каракул , жёлтый скорпион, жуки скарабеи, джейран, заяц толай, Лисички –корсаки питаются зайцами-толаями,тушканчиками , ящерица ушастая круглоголовка (имеют большие уши ,чтобы лучше слышать т.к. ведут ночной образ жизни и др.

Стр 49 раб тетрадь-№7, 9,4.

 

Пустыня

Выше

Почему в зоне степей мало крупных животных? - (Негде укрываться от врагов).

Почему пустыню нельзя назвать пустой?

Как растения пустыни экономят влагу?

Чем отличается травяной покров пустыни и степи?

Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне.Свой ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зона пустынь"

Конспект представлен в виде технологической карты....

"Зона пустынь"

Презентация к уроку....

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...