"Зона пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Николаева Ирина Николаевна

Конспект представлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_zona_pustyn.08.11.10.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Окружающий мир

Технологическая карта

Тема

Природная зона пустынь (2часа)

Цели

Сформировать представление о природной зоне пустынь: географическое положение, климат, растительный и   животный мир, деятельность человека.

Сформировать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.

Научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Изучение географического положения и климата пустыни, растительного и животного мира и деятельности человека в пустыне.

«Природная зона», « пустыня», «оазис», « барханы.»

Планируемый результат

Личностные умения

-  проявлять интерес к  изучению темы;

-  проявлять эмоционально – ценностное отношение к природе родного края и желание об этом рассказать.

Метапредметные умения

Познавательные:

-  различать особенности природной  зоны и обосновывать свое мнение;

- определять природную зону на географической карте и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания,  мнение;

- согласовывать позиции с партнером;

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

Предметные умения

-  рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности:  

-   уметь показывать на карте зону пустынь.

-  называть растения и животных зоны пустынь;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык

Тема – «Развитие связной речи»

 

Информационный материал:

 Учебник, энциклопедия, географическая карта.

Демонстрационный материал:

 Географическая карта, мультимедийный материал.

Фронтальная

индивидуальная –

парная-

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

  1. Мотивировать учащихся к изучению темы.
  2. Стимулировать эмоционально- ценностное отношение к проблеме путешественников.

Это было удивительно. Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

В какой природной зоне оказались путники? Определите название природной зоны по этому описанию.

Высказывания школьников подводим к выводу, чтобы определить природную зону и обосновать свое мнение, нужны специальные знания и умения.  Есть ли желание этому научиться?

Личностные умения:

- проявлять интерес к процессу изучения темы;

- желание узнать о природной зоне, в которой оказались путешественники.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А  Географическое положение и климат зоны пустынь

Цели:

  1. Актуализировать знания школьников о природных зонах России.
  2. Научить школьников:

-  отличать зону пустынь от других природных зон по их географическому положению и климату;

-находить в словаре значение неизвестного слова;

-  выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  формулировать значение «пустыня», «барханы», «оазис»

-  определять по карте местонахождение зоны пустынь.

- выполнять учебное задание в паре.

Задание 1 (З) 

Разгадайте кроссворд

Назовите природные зоны, к которым относятся данные явления.

Покажите природные зоны России на карте.

Л

И

С

Т

О

П

А

Д

 

Т

У

Н

Д

Р

А

Б

Е

З

Л

Е

С

Ь

Е

С

Т

Е

П

Ь

П

О

Ж

А

Р

Ы

Л

И

Ш

А

Й

Н

И

К

И

Т

Р

А

В

Я

Н

И

С

Т

А

Я

  1. Назовите природное явление, благодаря которому удобряется почва и становится рыхлой.
  2. Назовите природную зону, которая имеет скудную растительность.
  3. Назовите отличительную особенность зоны степей?
  4. Назовите природную зону, имеющую ровное пространство с травяной растительностью, но отсутствие лесов и изобилие влаги.
  5. Назовите природное явление, которое считается главной бедой лесной зоны.
  6. Назовите растение, состоящее из гриба и водоросли.
  7. Назовите растительность, имеющую однолетний мягкий и тонкий стебель.

Назовите природную зону, в которой оказались путники.

Задание 2(З)

 Учебник стр. 148- 149

Прочитайте и подчеркните неизвестные вам слова.  Пустыня, оазис, барханы

Задание 3(З)

Прочитайте значение неизвестных слов в толковом словаре.

Задание 4 (З)

Покажите зону пустынь на карте.

Задание 5(П)

Объясните, почему пустыню называют «страной солнца»

Верно ли, что пустыня располагается около Азовского моря и на юге Восточной Сибири? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5(У)

Впишите  сведения о зоне пустынь в таблицу.

Географическое положение

Климат

Зима                                        Лето

Южнее степей. Около Каспийского моря. В низовьях реки Волги. До юга восточной Сибири.

Короткая           (2-3мес), но суровая -20 Осадков мало, снег сметается ветрами.

Долгое и жаркое(+45 в тени).

Песок прогревается  о +80г. Мало пасмурных дней.

Диагностические задания

Вставьте в текст пропущенные слова.

Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ________ (Каспийского моря) и в низовье реки ________ (Волги). В Пустыне Солнце поднимается ______ (высоко) над горизонтом и почти никогда __________  (не закрывается)  облаками.

  Пасмурный день – явление _______ (редкое). Осадков в Пустыне выпадает ______

(мало). Снеговой покров  очень _______ (небольшой). Зима  _________ (короткая)  и _________ (суровая) до – 20ºс. Лето _________ (длинное) и _________(знойное) до + 45ºс. Песок прогревается до + 80 градусов. В  Пустыне всего два времени года _______ (зима)  и  _______ (лето).

Познавательные умения:

- определять значение и смысл слов: пустыня, барханы, оазис;

- определять признаки Пустыни и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формировать высказывание и мнение;

- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

- находить на карте природную зону пустынь;

- рассказывать о природной зоне пустынь.

Блок Б. Растительный мир зоны пустынь

Цель- научить школьников различать растения природных зон по существенным признакам;

- объяснять различие между растениями других природных зон и зоны пустынь;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Задание1 (З) Учебник стр.150-152

Прочитайте текст и назовите растения, которые встречаются в зоне пустынь.

Задание2 (З)

А) Назовите:

- растения, которые зеленеют короткой весной (полынь, мятлик, пустынная осока)

- растения, которые расцветают уже в марте (тюльпаны, маки, лютики, солянка)

- дерево, которое доживает в пустыне до 150 лет (саксаул)

Задание 3 (П)

Из предложенных названий растений выберите те, которые не могут жить в пустыне. Обоснуйте свое мнение  (верблюжья колючка, полынь, фиалка).

Задание 4 (У)

Допишите предложение:

В пустыне растет:__________ ,_________, _________.

Задание 5(У)

Укажите признаки растений пустыни.

  1. Корни глубоко проникают в почву.
  2. Ствол приземистый, стелющийся.
  3. Корни располагаются на поверхности почвы.
  4. Листья часто похожи на колючки.
  5. Многие растения вечнозеленые.

Встречаются многоэтажные растения

Диагностические  задания

Прочитайте предложение и выберите правильные ответы.

В пустынях нет сплошного растительного покрова, потому что в этой зоне:

  1. жаркое и продолжительное лето.
  2. Рельеф местности имеет много неровностей
  3. Небольшое количество годовых осадков.
  4. Почвы сильно засолены
  5. Животные съедают растения.

Познавательные умения:

- объяснять различие растений зоны пустынь и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- уметь обосновывать свое мнение.

- уметь работать в парах.

Предметные умения:

- распознавать растения пустыни по их существенным признакам

Блок В. Животный мир зоны пустынь

Цель - научить школьников:

- различать животных зоны пустынь по существенным признакам;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога.

Задание 1(З) Учебник стр. 152-154

Прочитайте текст. Назовите животных зоны пустынь. Укажите их характерные особенности.

Задание 2(З) Рабочая тетрадь стр.59

Заполните крестословицу.

Задание 3(П)

Объясните, почему верблюда называют кораблем пустыни?

Почему многие животные пустыни ведут ночной образ жизни?

Можно ли утверждать, что пустыня является «мертвой зоной»? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4(У)

Составьте краткий рассказ о животном пустыни по плану:

  1. Величина животного
  2. Покровительственная окраска
  3. Образ жизни
  4. Потребность в воде и пище

Возможный вариант рассказа.

Верблюд - крупное животное пустыни. Имеет защитную окраску. Он приспособился к суровым условиям, запасая в своих горбах жир на случай отсутствия воды и пищи. Верблюд ведет дневной образ жизни.

Диагностические  задания

1.Прочитайте текст и слова для справок.

Впишите в текст подходящие по смыслу слова.

В пустыне живут ______ (змеи, суслики, тушканчики). Эти __________ (некрупные) животные с окраской _____________ (защитного) цвета. Они ___________ (быстро) передвигаются Ведут _________(ночной) образ жизни.

Слова для справок: некрупные, большие, пестрой, защитной, быстро, медленно, ночной, дневной, змеи, лисицы, тушканчики, дрофа, суслики.

Познавательные умения:

- различать животных пустынь по  характерным признакам и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание.

Предметные умения:

- выделять характерные особенности животных;

- рассказывать о животных пустынь.

Блок Г Деятельность человека в пустыне.

Цели:

 •  Сформировать  представление о  деятельности человека в пустыне.

• Научить школьников:

- рассказывать о видах деятельности человека в пустыни;

- формулировать высказывание, используя термины;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- вносить сведения о пустыни в таблицу.

Задание 1(З) Учебник стр. 155-156

Назовите значение слова: «арык»

Назовите значение выражения «дитя солнца».

Назовите самую большую ценность для человека в пустыне.

Расскажите о занятии людей в пустыне.

Задание 2(П)

Можно ли утверждать, что большинство людей в пустыне занимаются рыболовством и охотой? Свое мнение обоснуйте.

Верно ли, что на полях в зоне пустынь люди выращивают пшеницу и кукурузу? Свое суждение обоснуйте.

Задание 3(У)            с взаимопроверкой

Впишите сведения о деятельности человека в таблицу по следующим параметрам:

Деятельность человека в пустыне

сельское хозяйство

строительство

другая деятельность

возделывание почв

каналы-арыки

добыча и переработка полезных ископаемых

животноводство

водохранилища

растениеводство

Познавательные умения:

- определять род деятельности человека в пустыне и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- рассказывать о занятии людей в пустыне; 

- оформлять таблицу, используя данные учебной темы.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы:

- устанавливать последовательность природных зон России;

-определять характерные особенности растений и животных зоны пустынь;

- давать характеристику жизнедеятельности человека в пустыне.

Впишите сведения о природной зоне пустынь в таблицу по следующим параметрам.

ПУСТЫНЯ

Географи-ческое положение

Климат

Зима

Лето

Раститель-ный мир

Животный мир

Деятель-ность человека

 *

ПУСТЫНЯ

Географи-ческое положение

Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. До юга Восточной Сибири. На территории Казахстана – пустыни Каракумы и Кызылкумы. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.

Климат

Зима

Лето

Короткая (2-3 мес.) и суровая (-20) Осадков мало, снег сметается ветрами.

Долгое и жаркое (+45). Песок прогревается до +80. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.

Раститель-ный мир

Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики.

Животный мир

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Деятель-ность человека

Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, животноводство, перевозка грузов, добыча воды и строительство каналов.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с учебной задачей.

Предметные умения:

- уметь  применять полученные знания при диагностике.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• Стимулировать интерес, воображение при составлении рассказа путешественника о зоне пустынь.

•  Научить школьников:

-  выбирать уровень задания;

-  самоорганизовываться при выполнении задания;

- составлять рассказ о зоне пустынь;

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  1. выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  2. выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  3. самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Прочитайте текст  и впишите подходящие по смыслу слова. Озаглавьте текст.

Всюду были невысокие ___________ песка, по которым двигался наш караван на _____________. Вдруг мы увидели, как метнулась_____________ в заросли __________. Ранним утром из своих нор вылезли ____________. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были –____________. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником.

Импровизационный вариант

Прочитайте текст и внесите изменения так, чтобы получился рассказ о пустыни.  

Всюду были невысокие холмы песка, по которым двигался наш караван на  собачьих упряжках. Вдруг мы увидели, как метнулась лиса в заросли ивняка. Ранним утром из своих нор вылезли волки. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были – леса. А вдали виднелись поля, засеянные пшеницей.

Эвристический вариант

Составьте и напишите рассказ путешественника о  пустыне.

*Всюду были невысокие барханы песка, по которым двигался наш караван на верблюдах. Вдруг мы увидели, как метнулась антилопа в заросли саксаула. Ранним утром из своих нор вылезли суслики. Они стояли столбиком и пугливо озирались. Дойдя до реки, мы увидели место с довольно пышной растительностью. Это были – оазисы. А вдали виднелись поля, засеянные хлопчатником.

Личностные умения:

Проявлять творческое отношение к составлению рассказа о пустыне.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания при составлении текста о пустыни.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности

Предметные умения:  

- составлять рассказ о зоне пустынь.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников анализировать и оценивать результат собственной деятельности.

  1. Самоанализ

Допишите предложение:

Чтобы рассказать о зоне пустынь нужно_________________________

  1. Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне пустынь.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

  1. Соотнести полученный результат с поставленной целью;
  2. Оценить результат деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о природной зоне пустынь: географическое положение, климат, растительный и животный мир, деятельность человека.

Сформировать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.

Научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Ключевые умения

Личностное:

-проявлять интерес к процессу изучения темы.

Познавательное:

- определять признаки пустыни и обосновывать свое мнение.

Регулятивное:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью

Коммуникативное:

--уметь обосновывать свое мнение.

Предметные умения:

- рассказывать о зоне пустынь, выделяя ее особенности.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Ключевые умения

УМЕНИЯ

Личностные умения:

- проявлять интерес к процессу изучения темы.

- желание узнать о природной зоне, в которой оказались путешественники.

 - проявлять творческое отношение к составлению рассказа о пустыне

Познавательные умения:

- определять признаки пустыни и обосновывать свое мнение.

- объяснять различие растений зоны пустынь и обосновывать свое мнение.

- различать животных пустынь по  характерным признакам и обосновывать свое мнение.

- определять род деятельности человека в пустыне и обосновывать свое мнение.

- использовать приобретенные знания при составлении текста о пустыни.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

- выполнять задание в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные умения:

- формировать высказывание и мнение;

- уметь обосновывать свое мнение.

- оформлять речевое высказывание

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности

- формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- находить на карте природную зону пустынь;

- рассказывать о природной зоне пустынь.

- распознавать растения пустыни по их существенным признакам;

- выделять характерные особенности животных;

- составлять рассказ о зоне пустынь.

Личностные умения:

1- проявлять интерес к процессу изучения темы.

2- желание узнать о природной зоне, в которой оказались путешественники.

3 - проявлять творческое отношение к составлению рассказа о пустыне

Познавательные умения:

- определять значение и смысл слов: «пустыня», «барханы», «оазис»;

1- определять признаки пустыни и обосновывать свое мнение.

2- объяснять различие растений зоны пустынь и обосновывать свое мнение.

3- различать животных пустынь по  характерным признакам и обосновывать свое мнение.

4- определять род деятельности человека в пустыне и обосновывать свое мнение.

- выбирать вариант выполнения задания

5- использовать приобретенные знания при составлении текста о пустыни.

Регулятивные умения:

1- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

3- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

4- выполнять взаимопроверку учебного задания.

2- выполнять задание в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные умения:

2- формировать высказывание и мнение;

6- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

1- уметь обосновывать свое мнение.

7- уметь работать в парах.

3- оформлять речевое высказывание

5- формулировать высказывание, используя термины.

4- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности

Предметные умения:

3- находить на карте природную зону пустынь;

1- рассказывать о природной зоне пустынь.

4- распознавать растения пустыни по их существенным признакам;

5- выделять характерные особенности животных;

6- рассказывать о животных пустыни;

7- рассказывать о занятии людей в пустыне;

8-оформлять таблицу, используя данные учебной темы;

9- уметь применять полученные знания при диагностике;

2- составлять рассказ о зоне пустынь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зона пустыни

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона пустыни" школа 2100...

"Зона пустынь"

Презентация к уроку....

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...