Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Правила дорожного движения»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Корнеева Елена Станиславовна

Урок разработан по предмету «Окружающий мир» для учащихся вторых классов работающих по программе УМК «Школа России». Тема урока: «Правила поведения на дорогах». Тип урока: Повторение и закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2kl_pdd.docx61.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Правила поведения на дорогах.

Цели:  1. Повторение и закрепление раннее изученного материала.

2. Формирование культуры поведения на дорогах.

3. Формирование умения ориентироваться в дорожных ситуациях.

Оборудование: Соответствующие теме урока дорожные знаки, плакат-кроссворд,  макет села, уголок ПДД, контрольный лист «Правила поведения на дороге»,  значок «Отличник – пешеход», табель оценок, звездочки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

-Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами.  Легко ли быть пешеходом?  Чего легче?  Шагнул левой ногой, шагнул правой. Только и всего. Шагать и в самом деле не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке.  Но улица-не парк, а шоссе не тропинка. Настоящий пешеход- тот, кто спокойно идет по шумному городу и по тихой дороге, кто не боится автомобилей.  Настоящий пешеход не мешает машинам и сам никогда под машину не попадет.

- А вы хотите стать настоящими пешеходами?

- А как всему этому научиться? Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает их наизусть.  Они учатся  в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены.  Для пешеходов тоже есть правила . Если их не знать, ни за что не  стать хорошим пешеходом.

-Сегодня я приглашаю вас в особую, необычную и очень важную школу: пешеходную. Вы хотите в ней учиться?

-Если вы разгадаете мой кроссворд,   значит,  вы хорошо поняли раннее изученные  темы.  

                                     

  1. Человек, идущий пешком.
  2. Устройство, регулирующее движение.
  3. Часть дороги, по которой ходят люди.
  4. Дорожная разметка, по которой пешеходы переходят  проезжую часть.
  5. Что должно быть в руках у сопровождающих групп?
  6. Место, где пассажиры входят в общественный транспорт и выходят из него.

Кроссворд    «Дорога».

1.П

Е

Ш

Е

Х

2.С

В

Е

Т

6.О

Ф

О

Р

С

Д

Т

5.Ф

Л

А

Ж

О

К

Н

3.Т

Р

О

Т

У

А

Р

В

К

4.З

Е

Б

Р

А

- Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, как надо ориентироваться в разных дорожных ситуациях. Настоящие пешеходы получат значок «Отличник- пешеход».

-А где можно переходить дорогу? На какие виды делятся переходы? (пешеходный переход, надземный пешеходный переход, пешеходный подземный переход).

-Я предлагаю вам вот такое задание. Определите, какой переход показывают следующие знаки? Какой из них самый трудный? Почему? А какой пешеходный переход опаснее, со светофором или без него?

-Ребята. Сегодня к нам в гости пришел сам Дядя Степа-милиционер. А вот и он.

Д.С.    Здравствуйте ребята! Я инспектор дорожного движения. А пришел я к вам для того, чтобы узнать, как вы изучаете правила дорожного движения. Для начала давайте поиграем. Вы знаете как выполнять команды светофора? Сейчас я проверю. Я начинаю, вы продолжайте.

Красный свет зажегся….. (стой).

Желтый скажет пешеходу

Приготовься к ……….   (переходу).

А зеленый впереди,

Говорит он  всем ……  (иди).

-Ребята, а вы видели, чтобы кто-то перебегал дорогу на красный свет? Помните, нельзя переходить дорогу  на красный свет! Чтобы перейти дорогу на зеленый свет, надо подождать всего 25-30 секунд. Сэкономив эти секунды, можно потерять здоровье или даже жизнь.

3. Применение знаний, формирование умений и навыков .

(Выбегает Кот)

Д.С. Кто ты?

К.     Я ученик светофорных наук – Кот.

Д.С. А ты знаешь правила дорожного  движения?

К.     А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!

Д.С. Сейчас проверим. Скажи , пожалуйста, как надо переходить дорогу?

К.     Как? На четырех лапах.

Д.С. Ребята, правильно Кот ответил? А как надо?

(Читает один ученик)                         Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный и наземный,

Похожий на зебру.

(все дети)                                               Знай, что только переход

От машин тебя спасет!

Д.С. Правильно. А тебе, Кот, второй вопрос. Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону?

К.     Надо обойти автобус. А еще проще- пролезть между колесами.

Д.С. Ребята, поможем Коту, он совсем запутался. (Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть по сторонам дороги, а затем переходить)

Д.С. А теперь, Кот, ответь, можно ли играть на проезжей части?

К.     Смотря во что. В шахматы нельзя.

Д.С. А почему?

К.     Машины мне все фигуры посбивают. А вот в мячик можно…. Еще как!

Д.С. А вы, ребята, согласны с Котом?

(Читает один ученик)             Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало,

                                                     Но основные из правил движения

       Знать, как таблицу должны умножения.

(все дети)                                  На мостовой- не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

К.  Спасибо! Вы много знаете, и меня научили. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения.

Д.С. Оставайся Кот с нами. А вы, ребята, я вижу, хорошо знаете правила дорожного движения. А вот как можете применять их на деле? Для этого мы совершим экскурсию по дорогам нашего села.

К.   Нет, нет. Давайте лучше немного отдохнем. Все встали.

(Проводится физкультминутка)

Мы по улице шагаем.

И ворон мы не считаем.

Смело мы идем вперед

Где пешеходный переход.

Когда дорогу перешли,

Можно попрыгать: раз, два, три.

Д.С. Ребята,  построились все за мной и дружно идем к макету.

(На макете изображен уменьшенный вариант нашего села).

                                                        Д.С – Во время экскурсии я буду задавать вопросы-за правильный ответ-звездочка.

У: - От количества набранных звездочек в конце урока будет зависеть ваша оценка.

Д.С – И вот 1-ый вопрос:

-Что помогает пешеходам правильно, быстро и безопасно двигаться?

(Правила дорожного движения, дорожные знаки, разметка на дороге , сигналы регулировщика и светофора).

У: - Ребята , кто хочет показать на макете и рассказать, как правильно пройти от школы до автобусной остановки?

(Выбираю ученика. Он рассказывает, как надо провильно двигатьсядо проезжей части).

Ученик: - … Доходим до дороги.

Д. С. Внимание, вопрос! Как надо шагать с тратуара на проезжую часть: сразу или сначало остановиться?

(Начинаем переход не сразу ,что бы посмотреть по сторонам).

Ученик: (Рассказывает и показывает о правильном переходе дороги).

Кот: - А если едет машина, то быстрее перебежать дорогу!

Д. С. – Правильно говорит Кот?

(Нет, если едет машина , надо подождать, когда она проедет, а потом начать переход).

Ученик: … доходим до дороги.

                                                       (Разбор карточки №1. Ситуация «Ребенок перебегает дорогу наискосок»).

- Почему опасно переходить дорогу наискосок?

(Путь становится длиннее и переходишь дорогу спиной к машине)

Ученик: - Идем по левой стороне …

                                           (Карточка №2. «Дети играют на проезжей части»).

Д. С. – Можно ли играть на проезжей части? (нет)

Ученик: - … доходят до автобусной остановки.

Д. С. – Как вы узнали, что здесь находится автобусная остановка? (есть знак)

                                                          (Карточка №3. «Ребенок выбегает из автобуса»).

Д. С. – В чем ошибка мальчика?

                                             (Ставит на макет автобус)

- Подъехал автобус, высадил пассажиры, как они должны перейти дорогу?

- Молодцы. Ребята вы все отвечали очень хорошо, поэтому я каждому из вас вручаю значок «Отличник- пешеход».

У: -Мы вспомнили правила поведения на дороге, вспомнили знаки, которые помогают пешеходам. И сейчас выполните творческое задание : нарисуте знак, который запрещает пешеходам то, что нельзя делать на проезжей части.

-После того, как вы нарисуете , каждый из вас будет выходить к доске с рисунком и расскрывать, что он нарисовал.

                                          (Дети выполняют задание, затем выходят к доске и рассказывают о своем знаке.)

- Ребята, я тоже нарисовала «Свой» знак для маленьких пешеходов, таких, как вы. Но прежде, чем я его покажу, прочитаю рассказ.

                                                               (Чтение рассказа «Прыгун»).

К остановке подошел трамвай.

-Не прыгнешь!

-Прыгну!

-Струсишь!

-Это я-то струшу! Вот ты струсишь!

-Давай вместе спрыгнем и уедем в парк!

-Давай по моей команде.

- Согласен –так разговаривали между собой ученики  второго класса Леша и Костя.

-Только смотри, пусть все усядутся. А то заметят и сразу же сцапают.

Трамвай тронулся. Ребята ухватились своими руками за выступ вагона и повисли. Мимо них с визгом тронулись другие трамваи.

Трамвай круто стал поворачивать налево. Леша увидел на остановке группу людей.

-Прыгай!- крикнул он Косте.

Костя прыгнул, его больно ударило по ноге, он потерял сознание.

4 месяца Костя пролежал в больнице. Он остался без ноги. В школу он пришел на костылях. И всем было его жалко. Больше всех его жалел Леша. Ведь это он предложил Косте покататься на трамвае. Из-за него друг остался калекой на всю жизнь.

У:- Я тоже нарисовала запрещающий знак. Он говорит, что нельзя, при движении транспорта цепляться за его выступы и поручни.

                                                   (Демонстрирую  свой знак)

- Подобных знаков не бывает.

А жаль! Их  часто не хватает!

- Ребята, для тех пешеходов, которые все -таки остались невнимательными, и для таких же невнимательных водителей заведены специальные милицейские машины. (фото машины ДПС).  В них сидят работники ГИБДД. Машина едет, а сотрудники ГБДД видят, что кто–то забыл, как надо вести себя на дороге и сразу включают магнитофон: «Граждане! Помните, что несоблюдение правил дорожного движения угрожает вашей жизни!»

Д. С. – Ребята, мне очень понравилась, как вы внимательно меня слушали, принимали активное участие на уроке. И я очень хочу, что бы на наших дорогах вы были такими же собранными и внимательными пешеходами. Я раздаю вам памятки, которые будут напоминать вам о правилах поведения на дороге.

Памятка юному пешеходу.

  1. Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
  2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
  3. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
  4. За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспортному потоку.
  5. Регулировщик стоит к пешеходу боком-  переход разрешен.
  6. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автобус- это опасно. Подожди, пока он отъедет.
  7. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим транспортом.
  8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.

- Ну  а мне пора! Работа! До свидания!  

У: Ребята , а что же нам оставил инспектор? Давайте прочитаем! (Дети читают по цепочке).

- Эти правила запомните и старайтесь их выполнять.

-Ну что ж, наше занятие в пешеходной школе закончилось. Давайте подведем итог того, как мы занимались.

- Сейчас каждый из вас сосчитает звездочки и по очереди будет говорить мне, а я буду записывать в табель оценок.

- Кто набрал… звездочек, «- 5,»

- А кто меньше - оценка «4»

- Домашние задание такое – Я каждому раздам контрольный лист, который называется «Правила поведения на дороге»

В нем написано 10 вопросов, на которые дома вы должны будете ответить устно. А вначале следующего урока, вы напишите ответы на эти вопросы письменно.

Контрольный лист

«Правила поведения на дороге»

  1. Как переходить проезжую часть?  
  2. Какой пешеходный переход самый распространенный?
  3. Почему пешеходный переход называют «зеброй»?
  4. Какие правила движения по «зебре» ты знаешь?
  5. Где на проезжей части находится «островок безопасности»?
  6. Почему, находясь на «островке безопасности» нельзя устраивать игры и шалить?
  7. Напиши, что показывают эти знаки:

а)Подземный пешеходный переход; б)Пешеходная дорожка; в)Пешеходный переход; г)Надземный пешеходный переход.

  1. Как перейти дорогу там, где нет пешеходного перехода?
  2. Почему детям нельзя перебегать дорогу?
  3. Где должны ходить пешеходы?

- Ребята, вам урок понравился?

-  Спасибо за урок. Вы свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....