РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Терехова Ирина Анатольевна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

·Дмитриева, Н. Я.Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

·Дмитриева, Н. Я.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

·Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2003.

·Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров», 2011.

·Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

·Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_3_klass.docx118.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I . Статус документа

          Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации об образовании.  № 3266-1
  2. Федерального базисного учебного плана (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г.№1312)
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. .№1756-р «Об одобрении концепции модернизации российского образования на период до 2010года»
  4. Методическое письмо Департамента государственной политики в области образования МОиНРФ от 07.072005№03-1263 «О примерных программах по  учебным предметам Федерального базисного плана», авторской программы Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир» утверждённой  МО РФ  (Москва, 2010)
  5. Регионального базисного учебного плана для ОУ ХМАО Югры, (Приказ Департамента образования ХМАО-Югры№99 от 30.01.2007г.)
  6. Приказ Минобразования России от 22.12.2009г. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 о внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО.
  8. Положения об образовательном учреждении.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

 Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

 Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

 Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2003.

 Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.

 Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

 Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА1 
(см. Примечание)

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 3 классе – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Согласно действующему в лицее учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, в том числе:

 на проведение контрольных работ отводится 1 ч;

 экскурсий – 6 ч;

 для создания проектов – 4 ч;

 для исследований – 7 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков),  спроектированы  цели,  задачи,  ожидаемые  результаты  обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Характеристика проекта:

 по числу участников – индивидуальный;

 по длительности – среднесрочный;

 по предметному содержанию – монопредметный;

 по внешнему виду деятельности – информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2
(см. Примечание)

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

 Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

 Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

 Человечество как многообразие народов, культур, религий.

 Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

 Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

 Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

 Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

 Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

 Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Природные условия Земли3 
(см. Примечание)

Человек и природа.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом

Человек и общество.

Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).

Земли восточных славян

Человек и природа.

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Московское государство

Человек и природа.

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

Путь от Руси к России

Человек и общество.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе, в том числе более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний. Преимущества данного подхода:

– во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры;

– во-вторых, обеспечит социализацию учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь;

– в-третьих, интеграция позволит решить задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования;

– в-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.

Это определило цели обучения окружающему миру:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 помощь в освоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 помощь в осознании учащимися объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

 формирование экологической грамотности, обучение безопасному поведению в природе и в обществе;

 помощь в овладении (частичном) историческим мышлением.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального в особенности и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по предмету «Окружающий мир» отобран таким образом, чтобы формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира: планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей; развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе; работа по преобразованию и хранению информации в табличной, знаковой и схематической форме.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что должно способствовать реализации важных задач обязательного минимума – развитию умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат усвоение содержания специального раздела стандарта – «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью младшего школьника.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА4 
(см. Примечание)

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

 осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

 осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

 уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

 способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

 установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

 сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

 умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

 овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

 понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

 понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 3-го года обучения
5
(см. Примечание)

Учащиеся должны знать:

– наиболее типичные растения и животных природных зон России;

– характерные признаки сезонов года родного края;

– названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

– названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

– правила поведения в природе;

– правила безопасности в лесу и на водоемах;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период);

уметь:

– определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;

– узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

– приводить примеры растений и животных природных сообществ;

– узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;

– называть характерные признаки сезонов года родного края;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;

– устанавливать последовательность основных исторических событий России в изучаемый период;

владеть коммуникативной, смыслопоисковой компетенциями и компетенцией личностного саморазвития;

уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете для решения практических задач.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
6 
(см. Примечание)

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов, изучают дополнительные предметы – физику и химию, что помогает углубить и расширить знания по данному предмету. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать свою работу.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

2. Наглядные пособия.

1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.

2. Глобус.

3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.

4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».

Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).

2. Компьютерная игра «Кузя и сила природы» (CD).

3. Словарь юного географа (CD).

4. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экран проекционный.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

1 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. С. 270.

2 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. С. 271–272.

3 Программы для начальной школы по системе Л. В. Занкова. URL: http://zankov.ru/news/new/article=2006

4 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. С. 272–274.

5 На основании Требований государственного образовательного стандарта 2009 г.

 

ТАБЛИЧНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА
Перспективно-тематическое планирование.

Окружающий  мир. 3 класс.  Система Л.В. Занкова.

Номер урока

Педагогическая система урочной
и внеурочной занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические
средства

Ведущая деятельность, осваиваемая

в системе занятости. Формы организации взаимодействия

Информационно-методическое обеспечение
педагогической системы урочной
и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

тема и тип
урока

внеурочная занятость

самостоятельная
работа

объем освоения
и уровень
владения
компетенциями

универсальные учебные
действия

(УУД)

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

план

факт

Раздел: Природные условия Земли.

Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения природных условий Земли; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть способами изучения природных условий, использовать народные приметы для ориентирования в погодных условиях.

1

Особенности планеты Земля (обобщение и систематизация знаний)

С.3 – 9,

Обучение
в специализированном кабинете географии

Работа
со справочной литературой

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия. Способ сравнения природных

Регулятивные:

– определять цель деятельности
на уроке
с помощью учителя
и самостоятельно.

 

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельност-

Личностно-развивающая
(проблемное изложение)

Изучение материала быстрым темпом

Учебная. Индивидуальная

Географическая карта «Природные зоны», энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

Д.з.С.3-9,

Р.т. стр.

2,09

.

2

Карты

(теоретическое исследование)

С.6-7

Работа
с контурной картой

условий Земли:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Познавательные:

– ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве

ный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая (поисковая)

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная

Географическая карта, глобус, атлас

Д.з.С.6-7,

Р.т. стр.

5,09

3

Погода. Показатели погоды (формирование новых знаний)

С.8-11

Заполнение показателей погоды в дневниках наблюдений

Личностно-развивающая (поисковая)

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Групповая, индивидуальная

Дневник наблюдений 

Д.з.8-11,

Р.т. стр.

9,09

4

Народные приметы погоды
(практикум, исследование)

С.11-13

Учебная экскурсия

Работа
в тетрадях с печатной основой

Личностно-развивающая (поисковая)

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Групповая, индивидуальная

Тетради открытий

Д.з.

С.11-13,

Р.т.

стр.

12,09

Раздел 1: Природные условия Земли.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных условий Земли (образование почв); ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться различать виды почв по составу, знать способ образования почв.

5

Представление о климате (открытие новых знаний)

С.13-17

Посещение читального зала

Работа
со справочной литературой

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

Регулятивные:

различать способ и результат действия.

Познавательные:

 использовать необходимую информацию для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая
(проблемное изложение)

Проблемное изложение материала

Познавательная. Индивидуальная

Карта тепловых поясов

Д.з.

С.13-17,

Р.т..

стр.

16,09

6

Почва (комплексное применение новых знаний)

С.18-20

Перфокарты, самопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Образцы почв, стакан, бумажные салфетки, металлические пластины, спиртовка, фильтр, блюдце

Д.з.

С.18-20,

Р.т. стр.

19,09

7

 Образование почв на Земле. (практическая работа)

С.20-22

Занятие в специализированном кабинете биологии

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Таблица «Состав почвы»

Д.з.

С.22-22,

Р.т. стр.

23,09

8

Плодородие почв.

С.22-24

Упражнения из тетради с пе-

Личностно-развивающая

Организация совместной

Учебная. Групповая, индивиду-

Грунт, перегной. Схема

26,09

(теоретическое исследование)

чатной основой

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

учебной деятельности

альная

«Состав почв

Д.з.

С.22-24,

Р.т. стр.

9

Природные зоны суши Земли (формирование новых знаний)

С.25-28

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Групповая, индивидуальная

Сравнительные таблицы: «Климатические пояса», «Природные зоны»

Д.з.

С.25-28,

Р.т. стр.

30,09

Раздел 2: Человек в далеком прошлом.

Цели: педагогическая: создание условий для ознакомления  с жизнью человека в далеком прошлом; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть способом понимания зависимости жизни человека и занятий населения от различных природных условий.

10

Зарождение человечества (изучение нового материала)

С.29-31

Решение олимпиадных заданий

Работа
в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с таблицей, кар-

Регулятивные:

– различать способ и результат действия.

Познавательные:

– уметь донести свою позицию

до других:

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уро-

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Графические модели, схемы задач

Д.з.

С.29-31,

Р.т. стр.

3,10

11

Экваториальный лес
(открытие нового знания)

С.31-37

Факультатив
по окружающему миру

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Групповая

Карта природных зон, физическая карта

Д.з.

С.31-37,

Р.т. стр.

7,10

12

Африканская степь – саванна (обобщение и систематизация знаний)

С.37-40

Работа
со справочной литературой

той:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

оформлять свою мысль в устной
и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве

вень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

– предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Групповая, индивидуальная

Таблица «Саванна»,видео

фильм

Д.з.

С.37-40,

Р.т. стр.

10,10

13

Пустыни (комбинированный)

С.41-43

Создание проектов
(по группам)

Личностно-развивающая

Практикум

Учебная. Индивидуальная

Таблица «Растительный и животный мир пустыни

Д.з.

С.41-43,

Р.т. стр.

14,10

14

Средиземноморская природная зона
(обобщение
и систематизация знаний)

С.44-45

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая

Упражнения

Учебная. Индивидуальная

Д.з.

С.44-45,

Р.т. стр.

17,10

Раздел 2: Человек в далеком прошлом.

Цели: педагогическая: создание условий для осознания места человека в далеком прошлом; ученическая: в результате изучения данного модуля (раздела) ученик должен научиться использовать полученные знания для дальнейшего изучения окружающего мира.

15

Родина человечества
(открытие нового знания)

С.46-48

Разноуровневые задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы
с текстом:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Регулятивные:

– учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

– строить речевое высказывание
в устной
и письменной форме.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Познавательная. Индивидуальная

Иллюстрации

по теме

Д.з.

С.46-48.

21,10

16

17

Жизнь древних людей
(обобщение
и систематизация знаний)

С.48-53

Факультатив
по окружающему миру

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Изучение материала быстрым темпом

Познавательная. Парная

Иллюстрации

по теме

Д.з.

С.48-53,

Р.т. стр.

24,10

28,10

18

Самые древние государства (комбинированный)

С.54-58

Решение олимпиадных заданий

Упражнения из тетради с печатной основой

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная. Групповая, индивидуальная

Видеофильм

Д.з.

С.54-58,

Р.т. стр.

31,10

19

Античность. Древняя Греция (комбинированный)

С.58-61

Работа
со справочной литературой

Иллюстрации предметов Древней Греции

Д.з.

С.58-61,

Р.т. стр.

11,11

20

Античность. Древний Рим
(комбинированный)

С.61-64

Посещение читального зала

Иллюстрации предметов Древнего Рима

Д.з.

С.61-64,

Р.т. стр.

14,11

Раздел 2: Человек в далеком прошлом.

Цели: педагогическая: создание условий для осознания места человека в далеком прошлом; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться использовать полученные знания для дальнейшего изучения окружающего мира.

21

22

Расширение знаний о мире. Александр Македонский идет на восток (применение и расширение знаний)

С.64-71

Обучение в специализированном кабинете истории

Разноуровневые задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

Регулятивные:

различать способ и результат действия.

Познавательные:

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

контроли-

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уро-

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная. Индивидуальная

Портрет

А. Македонского, карта походов

Д.з.

С.64-71,

Р.т. стр.

18,11

21,11

23

Китай открывает путь
на запад
(изучение нового материала)

С.72-74

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Китайские фрески (репродукции)

Д.з.

С.72-74,

Р.т. стр.

25,11

24

Первые шаги
в изучении природы
(обобщение и систематизация знаний)

С.74-78

Работа со справочной литературой

Упражнения из тетради с печатной основой

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

ровать действия партнера

вень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Индивидуальная

Д.з.

С.74-78,

Р.т. стр.

28,11

25

Духовная жизнь древнего человека. Язычество
(изучение нового материала)

С.78-80

Факультатив
по православию

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная.

Коллективная

Д.з.

С.78-80,

Р.т. стр.

2,12

26

Искусство
(комбинированный)

С.80-86

Посещение ЦКЗ

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная

Детская энциклопедия «Искусство» 

Д.з.

С.80-86.

5,12

Раздел3: Земли восточных славян.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения и освоения особенностей различных природных зон Восточно-Европейской равнины; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть умением различать особенности природных зон, знать представителей растительного и животного мира.

27

Географическое положение Европы.

Первые люди на нашей Зем-

ле (изучение нового материала)

с.87-92

Обучение
в кабинете географии

Самопроверка математического диктанта

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательс-

кий (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с текстом (составление плана):

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой; – жизненно-практический

Регулятивные:

– различать способ и результат

действия.

Познавательные:

– делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

– контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-

предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Изучение материала быстрым

темпом

Познавательная. Парная

Физическая карта Европы

 Д.з.

С.87-92,

Р.т. стр.

9,12

28

Степи. Разнообразие растений степи
(применение и совершенствование знаний)

С.92-95

Посещение краеведческого музея

Упражнения из тетради с печатной основой

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная. Индивидуальная

Музейные экспонаты

Д.з.

С.92-95,

Р.т. стр.

12,12

29

30

Животный мир степей. ОБЖ: поведение людей при экологической катастрофе (комбинированный)

С.96-102

Посещение краеведческого музея

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Групповая

Выставка книг, индивидуальные карточки с заданиями

Д.з.

С.96-102,

Р.т. стр.

16,12

19,12

31

Люди в степи (изучение нового материала)

С.102-107

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Групповая

Д.з.

С.102-107,

Р.т. стр.

23.12

Раздел 3: Земли восточных славян.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных зон Восточно-Европейской равнины; ученическая: в результате освоения данного модуля (раздела) ученик должен научиться различать особенности природных зон.

32

33

Лесостепь

(комбинированный)

107-109

Работа
в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ выполнения программы действий:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Регулятивные:

– различать способ и результат действия.

Познавательные:

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Личностно-развивающая

Изучение материала быстрым темпом

Познавательная. Парная

Таблица «Растения и животный мир лесостепи» 

Д.з.

С.107-109,

Р.т. стр.

26.12

13,01

34

Лесная зона. ОБЖ: правила поведения
и безопасности в лесу
(комплексное применение знаний
и умений)

С.107-114

Посещение читального зала

Работа
со справочной литературой

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Познавательная. Групповая, индивидуальная

Таблица «Растительный и животный мир леД.з.

С.107-114,

Р.т. стр.

№са

16,01

35

Смешанные леса (открытие новых знаний)

С.114-124

Факультатив

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная

Видеофильм

Д.з.

С.114-124,

Р.т. стр.

20,01

36

Сезонные изменения
в лесу. Зима.

ОБЖ: действия человека при обморожении (обобщение)

С.124-134

Тесты
по изученным темам

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве

Приобретенная компетентность:

– предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Групповая, индивидуальная

Д.з.

С.124-134,

Р.т. стр.

23,01

Раздел 3: Земли восточных славян.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных зон Восточно-Европейской равнины; ученическая:  в результате освоения данного модуля ученик должен научиться проводить различия между фактами и предположениями, составлять таблицы по способу действия.

37

Сезонные изменения в лесу. Весна, лето (обобщение и систематизация знаний)

С.134-138

Тест, заполнение листа самоконтроля

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Регулятивные:

– различать способ и результат действия.

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

Личностно-развивающая

Изучение материала быстрым темпом

Учебная. Индивидуальная

Д.з.

С.34-138,

Р.т. стр.

27.01

38

Жизнь далеких предков
(открытие нового знания)

С.139-140

Факультатив

Разноуровневые задания

Способ действия.

Способ работы с текстом (составление таблицы):

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Познавательные:

– строить речевое высказывание
в устной
и письменной форме.

Коммуникативные:

– контролировать действия партнера

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

– предметная

Личностно-развивающая

Изучение материала быстрым темпом

Учебная. Групповая

Видеофильм «Древний мир»

Д.з.

С.139-140,

Р.т. стр.

30.01

39

Расселение славян (изучение нового материала)

С.141-147

Работа
с дидактическим материалом

Личностно-развивающая

Изучение материала быстрым темпом

Учебная. Индивидуальная

Историческая карта «Путь
из варяг
в греки»

Д.з.

С.141-147,

Р.т. стр.

3,02

40

Обожествление природы
(комбинированный)

С.148-151

Упражнения в тетради с печатной основой

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Карточки для индивидуальной работы

Д.з.

С.141-151,

Р.т. стр.

6,02

Раздел 3: Земли восточных славян.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения условий образования Древнерусского государства; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть способом работы над понятиями, знать основные события при образовании Древнерусского государства.

41

Первые русские князья

(комбинированный)

2ч. С.3-8

Факультатив

Работа в парах, взаимопроверка

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы над понятием:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-

Регулятивные:

– различать способ и результат действия.

Познавательные:

– строить речевое высказывание
в устной
и письменной форме.

Коммуникативные:

– контролировать действия партнера

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная

Портреты князей

Д.з.2часть

С.3-8,

Р.т. стр.

10,02

42

Принятие христианства Русью (комплексное применение знаний и умений)

2ч.с.8-11

Факультатив

по православию

Работа
со справочной литературой

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Индивидуальная

Историческая карта «Киевская Русь в IX – начале XII  века»

Д.з.

С.8-11,

Р.т. стр.

13,02

43

Расцвет Древнерусского государства
(обобщение изученного)

2ч.с.11-14

Создание проектов
в группах

Личностно-развивающая

Познавательная. Парная

Репродукция картины
В. Васнецова «Крещение Руси»

Д.з.

С.11-14,

Р.т. стр.

17,02

44

Древнерусская культура
(изучение нового)

материала) С.14-18

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Познавательная. Парная

Фотографии с изображением

Д.з.

С.14-18,

Р.т. стр.

20,02

45

Сборники вечной мудрости

С.19-24

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Д.з.

С.19-24,

Р.т. стр.

24.02

46

Ослабление Древнерусского государства (комбинированный)

С.24-25

Посещение краеведческого музея

Работа
с дидактическим материалом

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Д.з.

С.24-25,

Р.т. стр.

27.02

47

Ордынское нашествие (изучение нового материала)

С.26-30

Обучение в кабинете истории

Работа
в тетрадях с печатной основой

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Д.з.

С.26-30,

Р.т. стр.

3,03

48

Ледовое побоище (изучения нового материала)

С.31-33

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Карта «Ледовое побоище». Портрет

А. Невского

Д.з.

С.31-33,

Р.т. стр.

6,03

Раздел 4: Объединение русских земель  вокруг Москвы.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения разных видов природных зон; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться отличать особенности каждого природного сообщества.

49

Залесская земля (открытие нового знания)

С.34-36

Разноуровневые задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия.

Способ изучения сообщества:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный.

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Регулятивные:

– учитывать правило в планировании и контроле способа действия.

Познавательные:

– строить речевое высказывание
в устной
и письменной форме.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная. Коллективная

Рабочие тетради

Д.з.

С.34-36,

Р.т. стр.

10,03

50

Что такое природное сообщество
(открытие нового знания)

С.36-37

Факультатив

Упражнения из тетради с печатной основой

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная, индивидуальная

Детская энциклопедия

Д.з.

С.36-37,

Р.т. стр.

13,03

51

Законы  лесной жизни
(обобщение)

С.38-45

Работа

в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Д.з.

С.38-45,

Р.т. стр.

17,03

52

Луг – природное сообщество (открытие нового знания)

С.45-49

Посещение читального зала

Создание проекта
в группах

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Таблица «Природное сообщество – луг»

Д.з.

С.45-49,

Р.т. стр.

20.03

53

Озеро. ОБЖ: правила поведения на воде (открытие нового знания)

С.49-56

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Тетради открытий

Д.з.

С.45-56,

Р.т. стр.

3,04

54

Поле – природное сообщество (комбинированный)

С.56-62

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

 

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Таблица «Природное сообщество – поле» Д.з.

С.56-62,

Р.т. стр.

7,04

55

Куликовская битва (открытие нового знания)

С.63-68

Обучение в кабинете истории

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Д.з.

С.63-68,

Р.т. стр.

10,04

56

Создание Московского государства (изучение нового материала)

С.68-79

Работа
со справочной литературой

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Парная, индивидуальная

Д.з.

С.68-79,

Р.т. стр.

14,04

57

Развитие русской культуры.

С.72-79

Д.з.

С.72-79,

Р.т. стр.

17,04

Раздел 5: какая  она, Азия.

Цели: педагогическая: создание условий для  изучения особенностей природы Азии; ученическая:  в результате освоения данного модуля ученик должен познакомиться с особенностями природных зон Азии, научиться выделять причинно-следственные связи.

58

Русские первопроходцы
(открытие нового знания)

С.80-83

Занятие в кабинете истории

Разноуровневые задания

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристичес-

Регулятивные:

– учитывать правило
в планировании и конт-

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предмет-

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Познавательная. Парная

Карта

с маршрутами первопроходцев

Д.з.

С.80-83,

Р.т. стр.

21,04

59

Географическое положение Азии (комбинированный)

С.83-86

кий);

– творческий.

Способ действия.

Способ работы с картой:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

– устойчивой актуальности.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

роле способа действия.

Познавательные:

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные:

– контролировать действия партнера

ный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

– предметная

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

 Познавательная. Парная, индивидуальная

Карта

похода Дежнева

Д.з.

С.83-86,

Р.т. стр.

24,04

60

Сибирь. Природные условия Сибири
(комплексное применение знаний
и умений

С.86-87

Факультатив

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Карта природных зон

Д.з.

С.86-87,

Р.т. стр.

28.04

61

Тайга. ОБЖ: правила поведения при пожаре (обобщение изученного)

С.88-92

Создание проекта
(по группам)

Личностно-развивающая

Практикум

Учебная. Индивидуальная

Тетради открытий

Д.з.

С.88-92,

Р.т. стр.

5,05

62

Природное сообщество – болото (комбинированный)

С.93-97

Посещение читального зала

Заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая

Упражнения

Учебная. Индивидуальная

Карточки для индивидуальной работы

Д.з.

С.93-97,

Р.т. стр.

8,05

63

«Хождение за  три моря»

С.98-103

Д.з.

С.98-103,

Р.т. стр.

12,05

Раздел: Россия в ХVII  веке.

Цели: педагогическая:  создание условий для изучения природных зон; ученическая:  в результате освоения данного модуля ученик должен научиться формулировать обоснованные заключения, знать природу тундры, уметь сравнивать по предложенному способу природные зоны.

64

Смутное  время.

С.104-106 Спасители земли русской

(открытие нового знания)

С.106-108

Знание:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский (эвристический);

– творческий.

Способ действия:

Способ изучения природных зон России:

– репродуктивно-несамостоятельный;

– репродуктивно-самостоятельный;

– продуктивно-самостоятельный;

– творчески-самостоятельный. 

Ценностное отношение:

– нейтральное;

– ситуативно-заинтересованное;

Регулятивные:

– учитывать правило в планировании и контроле способа действия.

Познавательные:

– поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Культурно-компетентностный опыт:

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная. Коллективная

Карта Руси конца XVI века

Д.з.

С.106-108,

Р.т. стр.

15,05

65

Расширение пределов страны (комплексное применение знаний

и умений)

с.109-111

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная. Групповая

Тетради открытий

Д.з.

С.109-111,

Р.т. стр.

19,05

66

Природа тундры (открытие нового знания)

С.112-118

С.118-122

Посещение читального зала

Работа
в парах, взаимопроверка

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Парная

Карта природных зон

Д.з.

С.112-118,

Р.т. стр.

22,05

67

Арктическая пустыня
(комплексное применение знаний и умений)

С.122-127

С.128-133

Тест, заполнение листа самоконтроля

Личностно-развивающая

Проблемное изложение материала

Учебная. Индивидуальная

Д.з.

С.122-127

С.128-133,

Р.т. стр.

26,05

68

Россия накануне реформ.

С.134-136

Д.з.

С.134-136,

Р.т. стр.

29,05

  

 Куратор   _____________________________Е.А.Курносова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...