РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
·Дмитриева, Н. Я.Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
·Дмитриева, Н. Я.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
·Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2003.
·Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров», 2011.
·Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
·Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_3_klass.docx | 118.14 КБ |
Предварительный просмотр:
I . Статус документа
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации об образовании. № 3266-1
- Федерального базисного учебного плана (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г.№1312)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. .№1756-р «Об одобрении концепции модернизации российского образования на период до 2010года»
- Методическое письмо Департамента государственной политики в области образования МОиНРФ от 07.072005№03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного плана», авторской программы Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир» утверждённой МО РФ (Москва, 2010)
- Регионального базисного учебного плана для ОУ ХМАО Югры, (Приказ Департамента образования ХМАО-Югры№99 от 30.01.2007г.)
- Приказ Минобразования России от 22.12.2009г. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 о внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО.
- Положения об образовательном учреждении.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
∙ Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
∙ Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
∙ Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2003.
∙ Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
∙ Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
∙ Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА1
(см. Примечание)
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 3 классе – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему в лицее учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, в том числе:
∙ на проведение контрольных работ отводится 1 ч;
∙ экскурсий – 6 ч;
∙ для создания проектов – 4 ч;
∙ для исследований – 7 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Характеристика проекта:
∙ по числу участников – индивидуальный;
∙ по длительности – среднесрочный;
∙ по предметному содержанию – монопредметный;
∙ по внешнему виду деятельности – информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»2
(см. Примечание)
∙ Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
∙ Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
∙ Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
∙ Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
∙ Человечество как многообразие народов, культур, религий.
∙ Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
∙ Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
∙ Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
∙ Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
∙ Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
∙ Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
∙ Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
∙ Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
∙ Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природные условия Земли3
(см. Примечание)
Человек и природа.
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом
Человек и общество.
Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян
Человек и природа.
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Московское государство
Человек и природа.
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России
Человек и общество.
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе, в том числе более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний. Преимущества данного подхода:
– во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры;
– во-вторых, обеспечит социализацию учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь;
– в-третьих, интеграция позволит решить задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования;
– в-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило цели обучения окружающему миру:
∙ развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
∙ помощь в освоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
∙ помощь в осознании учащимися объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
∙ формирование экологической грамотности, обучение безопасному поведению в природе и в обществе;
∙ помощь в овладении (частичном) историческим мышлением.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального в особенности и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по предмету «Окружающий мир» отобран таким образом, чтобы формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира: планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей; развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе; работа по преобразованию и хранению информации в табличной, знаковой и схематической форме.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что должно способствовать реализации важных задач обязательного минимума – развитию умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат усвоение содержания специального раздела стандарта – «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью младшего школьника.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА4
(см. Примечание)
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
∙ осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
∙ осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
∙ осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
∙ уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
∙ уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
∙ расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
∙ способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
∙ установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
∙ способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
∙ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
∙ освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
∙ способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
∙ усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
∙ сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
∙ владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
∙ умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
∙ владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
∙ овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
∙ понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
∙ понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
∙ понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 3-го года обучения5
(см. Примечание)
Учащиеся должны знать:
– наиболее типичные растения и животных природных зон России;
– характерные признаки сезонов года родного края;
– названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
– названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
– правила поведения в природе;
– правила безопасности в лесу и на водоемах;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период);
уметь:
– определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
– узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
– приводить примеры растений и животных природных сообществ;
– узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
– называть характерные признаки сезонов года родного края;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
– устанавливать последовательность основных исторических событий России в изучаемый период;
– владеть коммуникативной, смыслопоисковой компетенциями и компетенцией личностного саморазвития;
уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
– решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
– выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете для решения практических задач.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ6
(см. Примечание)
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов, изучают дополнительные предметы – физику и химию, что помогает углубить и расширить знания по данному предмету. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать свою работу.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
2. Наглядные пособия.
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.
2. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».
Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Компьютерная игра «Кузя и сила природы» (CD).
3. Словарь юного географа (CD).
4. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
6. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
1 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. С. 270.
2 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. С. 271–272.
3 Программы для начальной школы по системе Л. В. Занкова. URL: http://zankov.ru/news/new/article=2006
4 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. С. 272–274.
5 На основании Требований государственного образовательного стандарта 2009 г.
ТАБЛИЧНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА
Перспективно-тематическое планирование.
Окружающий мир. 3 класс. Система Л.В. Занкова.
Номер урока | Педагогическая система урочной | Планируемые образовательные результаты | Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса | Педагогические | Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации взаимодействия | Информационно-методическое обеспечение | Календарные сроки | ||||||
тема и тип | внеурочная занятость | самостоятельная | объем освоения | универсальные учебные (УУД) | компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность | Примечание | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | план | факт | |
Раздел: Природные условия Земли. Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения природных условий Земли; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть способами изучения природных условий, использовать народные приметы для ориентирования в погодных условиях. | |||||||||||||
1 | Особенности планеты Земля (обобщение и систематизация знаний) С.3 – 9, | Обучение | Работа | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ сравнения природных | Регулятивные: – определять цель деятельности
| Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельност- | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Учебная. Индивидуальная | Географическая карта «Природные зоны», энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Д.з.С.3-9, Р.т. стр. № | 2,09 |
.
2 | Карты (теоретическое исследование) С.6-7 | Работа | условий Земли: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций | ный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая (поисковая) | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная | Географическая карта, глобус, атлас Д.з.С.6-7, Р.т. стр. № | 5,09 | ||
3 | Погода. Показатели погоды (формирование новых знаний) С.8-11 | Заполнение показателей погоды в дневниках наблюдений | Личностно-развивающая (поисковая) | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Групповая, индивидуальная | Дневник наблюдений Д.з.8-11, Р.т. стр. № | 9,09 | |||||
4 | Народные приметы погоды С.11-13 | Учебная экскурсия | Работа | Личностно-развивающая (поисковая) | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Групповая, индивидуальная | Тетради открытий Д.з. С.11-13, Р.т. стр. № | 12,09 | ||||
Раздел 1: Природные условия Земли. Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных условий Земли (образование почв); ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться различать виды почв по составу, знать способ образования почв. |
5 | Представление о климате (открытие новых знаний) С.13-17 | Посещение читального зала | Работа | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы с картой: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: | Регулятивные: – различать способ и результат действия. Познавательные: – использовать необходимую информацию для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Познавательная. Индивидуальная | Карта тепловых поясов Д.з. С.13-17, Р.т.. стр. № | 16,09 | |
6 | Почва (комплексное применение новых знаний) С.18-20 | Перфокарты, самопроверка | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Образцы почв, стакан, бумажные салфетки, металлические пластины, спиртовка, фильтр, блюдце Д.з. С.18-20, Р.т. стр. № | 19,09 | |||||
7 | Образование почв на Земле. (практическая работа) С.20-22 | Занятие в специализированном кабинете биологии | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Таблица «Состав почвы» Д.з. С.22-22, Р.т. стр. № | 23,09 | ||||
8 | Плодородие почв. С.22-24 | Упражнения из тетради с пе- | Личностно-развивающая | Организация совместной | Учебная. Групповая, индивиду- | Грунт, перегной. Схема | 26,09 |
(теоретическое исследование) | чатной основой | – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | учебной деятельности | альная | «Состав почв Д.з. С.22-24, Р.т. стр. № | |||||||
9 | Природные зоны суши Земли (формирование новых знаний) С.25-28 | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая, индивидуальная | Сравнительные таблицы: «Климатические пояса», «Природные зоны» Д.з. С.25-28, Р.т. стр. № | 30,09 | |||||
Раздел 2: Человек в далеком прошлом. Цели: педагогическая: создание условий для ознакомления с жизнью человека в далеком прошлом; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть способом понимания зависимости жизни человека и занятий населения от различных природных условий. | ||||||||||||
10 | Зарождение человечества (изучение нового материала) С.29-31 | Решение олимпиадных заданий | Работа | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы с таблицей, кар- | Регулятивные: – различать способ и результат действия. Познавательные: – уметь донести свою позицию до других: | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уро- | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Графические модели, схемы задач Д.з. С.29-31, Р.т. стр. № | 3,10 | |
11 | Экваториальный лес С.31-37 | Факультатив | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая | Карта природных зон, физическая карта Д.з. С.31-37, Р.т. стр. № | 7,10 |
12 | Африканская степь – саванна (обобщение и систематизация знаний) С.37-40 | Работа | той: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | оформлять свою мысль в устной Коммуникативные: – учитывать разные мнения | вень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: – предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая, индивидуальная | Таблица «Саванна»,видео фильм Д.з. С.37-40, Р.т. стр. № | 10,10 | ||
13 | Пустыни (комбинированный) С.41-43 | Создание проектов | Личностно-развивающая | Практикум | Учебная. Индивидуальная | Таблица «Растительный и животный мир пустыни Д.з. С.41-43, Р.т. стр. № | 14,10 | |||||
14 | Средиземноморская природная зона С.44-45 | Заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая | Упражнения | Учебная. Индивидуальная | Д.з. С.44-45, Р.т. стр. № | 17,10 | |||||
Раздел 2: Человек в далеком прошлом. Цели: педагогическая: создание условий для осознания места человека в далеком прошлом; ученическая: в результате изучения данного модуля (раздела) ученик должен научиться использовать полученные знания для дальнейшего изучения окружающего мира. |
15 | Родина человечества С.46-48 | Разноуровневые задания | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. | Регулятивные: – учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: – строить речевое высказывание Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Познавательная. Индивидуальная | Иллюстрации по теме Д.з. С.46-48. | 21,10 | ||
16 17 | Жизнь древних людей С.48-53 | Факультатив | Работа | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная | Иллюстрации по теме Д.з. С.48-53, Р.т. стр. № | 24,10 28,10 | ||||
18 | Самые древние государства (комбинированный) С.54-58 | Решение олимпиадных заданий | Упражнения из тетради с печатной основой | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Групповая, индивидуальная | Видеофильм Д.з. С.54-58, Р.т. стр. № | 31,10 | ||||
19 | Античность. Древняя Греция (комбинированный) С.58-61 | Работа | Иллюстрации предметов Древней Греции Д.з. С.58-61, Р.т. стр. № | 11,11 | ||||||||
20 | Античность. Древний Рим С.61-64 | Посещение читального зала | Иллюстрации предметов Древнего Рима Д.з. С.61-64, Р.т. стр. | 14,11 |
Раздел 2: Человек в далеком прошлом. Цели: педагогическая: создание условий для осознания места человека в далеком прошлом; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться использовать полученные знания для дальнейшего изучения окружающего мира. | ||||||||||||
21 22 | Расширение знаний о мире. Александр Македонский идет на восток (применение и расширение знаний) С.64-71 | Обучение в специализированном кабинете истории | Разноуровневые задания | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы с картой: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; | Регулятивные: – различать способ и результат действия. Познавательные: – ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: – контроли- | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уро- | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная | Портрет А. Македонского, карта походов Д.з. С.64-71, Р.т. стр. № | 18,11 21,11 | |
23 | Китай открывает путь С.72-74 | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Китайские фрески (репродукции) Д.з. С.72-74, Р.т. стр. № | 25,11 |
24 | Первые шаги С.74-78 | Работа со справочной литературой | Упражнения из тетради с печатной основой | – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | ровать действия партнера | вень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Индивидуальная | Д.з. С.74-78, Р.т. стр. № | 28,11 | |||
25 | Духовная жизнь древнего человека. Язычество С.78-80 | Факультатив | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Коллективная | Д.з. С.78-80, Р.т. стр. № | 2,12 | ||||||
26 | Искусство С.80-86 | Посещение ЦКЗ | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная | Детская энциклопедия «Искусство» Д.з. С.80-86. | 5,12 | ||||||
Раздел3: Земли восточных славян. Цели: педагогическая: создание условий для изучения и освоения особенностей различных природных зон Восточно-Европейской равнины; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть умением различать особенности природных зон, знать представителей растительного и животного мира. | ||||||||||||||
27 | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей Зем- ле (изучение нового материала) с.87-92 | Обучение | Самопроверка математического диктанта | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательс- кий (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы с текстом (составление плана): – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: – различать способ и результат действия. Познавательные: – делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: – контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево- предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная | Физическая карта Европы Д.з. С.87-92, Р.т. стр. № | ||||
9,12 | ||||||||||||||
28 | Степи. Разнообразие растений степи С.92-95 | Посещение краеведческого музея | Упражнения из тетради с печатной основой | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная | Музейные экспонаты Д.з. С.92-95, Р.т. стр. № | 12,12 | ||||||
29 30 | Животный мир степей. ОБЖ: поведение людей при экологической катастрофе (комбинированный) С.96-102 | Посещение краеведческого музея | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Групповая | Выставка книг, индивидуальные карточки с заданиями Д.з. С.96-102, Р.т. стр. № | 16,12 19,12 | |||||||
31 | Люди в степи (изучение нового материала) С.102-107 | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Групповая | Д.з. С.102-107, Р.т. стр. № | 23.12 | |||||||
Раздел 3: Земли восточных славян. Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных зон Восточно-Европейской равнины; ученическая: в результате освоения данного модуля (раздела) ученик должен научиться различать особенности природных зон. | ||||||||||||||
32 33 | Лесостепь (комбинированный) 107-109 | Работа | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ выполнения программы действий: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. | Регулятивные: – различать способ и результат действия. Познавательные: – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная | Таблица «Растения и животный мир лесостепи» Д.з. С.107-109, Р.т. стр. № | 26.12 13,01 | ||||
34 | Лесная зона. ОБЖ: правила поведения С.107-114 | Посещение читального зала | Работа | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Познавательная. Групповая, индивидуальная | Таблица «Растительный и животный мир леД.з. С.107-114, Р.т. стр. №са | 16,01 | ||||||
35 | Смешанные леса (открытие новых знаний) С.114-124 | Факультатив | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная | Видеофильм Д.з. С.114-124, Р.т. стр. № | 20,01 |
36 | Сезонные изменения ОБЖ: действия человека при обморожении (обобщение) С.124-134 | Тесты | Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Приобретенная компетентность: – предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая, индивидуальная | Д.з. С.124-134, Р.т. стр. № | 23,01 | ||
Раздел 3: Земли восточных славян. Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных зон Восточно-Европейской равнины; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться проводить различия между фактами и предположениями, составлять таблицы по способу действия. | ||||||||||||
37 | Сезонные изменения в лесу. Весна, лето (обобщение и систематизация знаний) С.134-138 | Тест, заполнение листа самоконтроля | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. | Регулятивные: – различать способ и результат действия. | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Учебная. Индивидуальная | Д.з. С.34-138, Р.т. стр. № | 27.01 |
38 | Жизнь далеких предков С.139-140 | Факультатив | Разноуровневые задания | Способ действия. Способ работы с текстом (составление таблицы): – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Познавательные: – строить речевое высказывание Коммуникативные: – контролировать действия партнера | – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: – предметная | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Учебная. Групповая | Видеофильм «Древний мир» Д.з. С.139-140, Р.т. стр. № | 30.01 | |
39 | Расселение славян (изучение нового материала) С.141-147 | Работа | Личностно-развивающая | Изучение материала быстрым темпом | Учебная. Индивидуальная | Историческая карта «Путь Д.з. С.141-147, Р.т. стр. № | 3,02 | |||||
40 | Обожествление природы С.148-151 | Упражнения в тетради с печатной основой | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Карточки для индивидуальной работы Д.з. С.141-151, Р.т. стр. № | 6,02 |
Раздел 3: Земли восточных славян. Цели: педагогическая: создание условий для изучения условий образования Древнерусского государства; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен овладеть способом работы над понятиями, знать основные события при образовании Древнерусского государства. | ||||||||||||
41 | Первые русские князья (комбинированный) 2ч. С.3-8 | Факультатив | Работа в парах, взаимопроверка | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ работы над понятием: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно- | Регулятивные: – различать способ и результат действия. Познавательные: – строить речевое высказывание Коммуникативные: – контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная | Портреты князей Д.з.2часть С.3-8, Р.т. стр. № | 10,02 | |
42 | Принятие христианства Русью (комплексное применение знаний и умений) 2ч.с.8-11 | Факультатив по православию | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Индивидуальная | Историческая карта «Киевская Русь в IX – начале XII века» Д.з. С.8-11, Р.т. стр. № | 13,02 | ||||
43 | Расцвет Древнерусского государства 2ч.с.11-14 | Создание проектов | Личностно-развивающая | Познавательная. Парная | Репродукция картины Д.з. С.11-14, Р.т. стр. № | 17,02 | ||||||
44 | Древнерусская культура материала) С.14-18 | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Познавательная. Парная | Фотографии с изображением Д.з. С.14-18, Р.т. стр. № | 20,02 | |||||
45 | Сборники вечной мудрости С.19-24 | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Д.з. С.19-24, Р.т. стр. № | 24.02 | ||||||
46 | Ослабление Древнерусского государства (комбинированный) С.24-25 | Посещение краеведческого музея | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Д.з. С.24-25, Р.т. стр. № | 27.02 | ||||
47 | Ордынское нашествие (изучение нового материала) С.26-30 | Обучение в кабинете истории | Работа | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Д.з. С.26-30, Р.т. стр. № | 3,03 | |||||
48 | Ледовое побоище (изучения нового материала) С.31-33 | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Карта «Ледовое побоище». Портрет А. Невского Д.з. С.31-33, Р.т. стр. № | 6,03 | ||||||
Раздел 4: Объединение русских земель вокруг Москвы. Цели: педагогическая: создание условий для изучения разных видов природных зон; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться отличать особенности каждого природного сообщества. |
49 | Залесская земля (открытие нового знания) С.34-36 | Разноуровневые задания | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия. Способ изучения сообщества: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. | Регулятивные: – учитывать правило в планировании и контроле способа действия. Познавательные: – строить речевое высказывание Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Коллективная | Рабочие тетради Д.з. С.34-36, Р.т. стр. № | 10,03 | ||
50 | Что такое природное сообщество С.36-37 | Факультатив | Упражнения из тетради с печатной основой | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная, индивидуальная | Детская энциклопедия Д.з. С.36-37, Р.т. стр. № | 13,03 | ||||
51 | Законы лесной жизни С.38-45 | Работа в парах, взаимопроверка | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Д.з. С.38-45, Р.т. стр. № | 17,03 | |||||
52 | Луг – природное сообщество (открытие нового знания) С.45-49 | Посещение читального зала | Создание проекта | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Таблица «Природное сообщество – луг» Д.з. С.45-49, Р.т. стр. № | 20.03 | ||||
53 | Озеро. ОБЖ: правила поведения на воде (открытие нового знания) С.49-56 | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Тетради открытий Д.з. С.45-56, Р.т. стр. № | 3,04 |
54 | Поле – природное сообщество (комбинированный) С.56-62 | Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический |
| Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Таблица «Природное сообщество – поле» Д.з. С.56-62, Р.т. стр. № | 7,04 | ||||
55 | Куликовская битва (открытие нового знания) С.63-68 | Обучение в кабинете истории | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Д.з. С.63-68, Р.т. стр. № | 10,04 | |||||
56 | Создание Московского государства (изучение нового материала) С.68-79 | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Д.з. С.68-79, Р.т. стр. № | 14,04 | |||||
57 | Развитие русской культуры. С.72-79 | Д.з. С.72-79, Р.т. стр. № | 17,04 | |||||||||
Раздел 5: какая она, Азия. Цели: педагогическая: создание условий для изучения особенностей природы Азии; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен познакомиться с особенностями природных зон Азии, научиться выделять причинно-следственные связи. | ||||||||||||
58 | Русские первопроходцы С.80-83 | Занятие в кабинете истории | Разноуровневые задания | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристичес- | Регулятивные: – учитывать правило | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предмет- | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Познавательная. Парная | Карта с маршрутами первопроходцев Д.з. С.80-83, Р.т. стр. № | 21,04 |
59 | Географическое положение Азии (комбинированный) С.83-86 | кий); – творческий. Способ действия. Способ работы с картой: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | роле способа действия. Познавательные: – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: – контролировать действия партнера | ный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: – предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Парная, индивидуальная | Карта похода Дежнева Д.з. С.83-86, Р.т. стр. № | 24,04 | |||
60 | Сибирь. Природные условия Сибири С.86-87 | Факультатив | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Карта природных зон Д.з. С.86-87, Р.т. стр. № | 28.04 | ||||
61 | Тайга. ОБЖ: правила поведения при пожаре (обобщение изученного) С.88-92 | Создание проекта | Личностно-развивающая | Практикум | Учебная. Индивидуальная | Тетради открытий Д.з. С.88-92, Р.т. стр. № | 5,05 | |||||
62 | Природное сообщество – болото (комбинированный) С.93-97 | Посещение читального зала | Заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая | Упражнения | Учебная. Индивидуальная | Карточки для индивидуальной работы Д.з. С.93-97, Р.т. стр. № | 8,05 | ||||
63 | «Хождение за три моря» С.98-103 | Д.з. С.98-103, Р.т. стр. № | 12,05 |
Раздел: Россия в ХVII веке. Цели: педагогическая: создание условий для изучения природных зон; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен научиться формулировать обоснованные заключения, знать природу тундры, уметь сравнивать по предложенному способу природные зоны. | ||||||||||||
64 | Смутное время. С.104-106 Спасители земли русской (открытие нового знания) С.106-108 | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ действия: Способ изучения природных зон России: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески-самостоятельный. Ценностное отношение: – нейтральное; – ситуативно-заинтересованное; | Регулятивные: – учитывать правило в планировании и контроле способа действия. Познавательные: – поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Коллективная | Карта Руси конца XVI века Д.з. С.106-108, Р.т. стр. № | 15,05 | |||
65 | Расширение пределов страны (комплексное применение знаний и умений) с.109-111 | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Групповая | Тетради открытий Д.з. С.109-111, Р.т. стр. № | 19,05 | |||||
66 | Природа тундры (открытие нового знания) С.112-118 С.118-122 | Посещение читального зала | Работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Карта природных зон Д.з. С.112-118, Р.т. стр. № | 22,05 | ||||
67 | Арктическая пустыня С.122-127 С.128-133 | Тест, заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная | Д.з. С.122-127 С.128-133, Р.т. стр. № | 26,05 | |||||
68 | Россия накануне реформ. С.134-136 | Д.з. С.134-136, Р.т. стр. № | 29,05 |
Куратор _____________________________Е.А.Курносова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...