Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Класс: 3

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.

Тема: Почва. Состав почвы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы.

Задачи: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах; развивать умения работы с научным текстом; выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; делать выводы на основе проведенных опытов; развивать познавательный интерес;  воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формирование УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, проектор, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.

Тема: Почва. Состав почвы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной состав почвы.

Задачи: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах; развивать умения работы с научным текстом; выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; делать выводы на основе проведенных опытов; развивать познавательный интерес;  воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формирование УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель. Компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                     Мы сегодня будем наблюдать,                                                                                                  Выводы делать и рассуждать.

Зрительный тренажёр. Дети становятся напротив зрительного тренажёра на расстоянии не менее 2 м. По команде взгляд движется: влево – вправо, вверх-вниз, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».                                                        

Схема-тренажер находится на стене. Незамысловатые круги и «восьмерка» используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.                                  

Работа с мешочками. Дети положите мешочки на голову, расслабляем мышцы спины и шеи, корректируем осанку.                                                                                        

Для правильной осанки, расслабления мышц спины и шеи используем «шапочки-мешочки», наполненные морской солью. Морская соль благотворно влияет на нервную систему.

II. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы познакомились с образованием почвы. Расскажите, как она образовалась.

-Какое участие в образовании почв принимают растения и животные? (Растения перегнивают, а животные рыхлят)

-Есть ли связь между ними? (Существует пищевая зависимость)

-Чем питаются животные почвы? (Корнями растений и другими животными)

III. Введение в тему.

-Послушайте стихотворение.

Сказала лопата:

Земля - чтобы рыть.

Ботинки сказали:

Земля - чтоб ходить.

А люди сказали:

Земля - чтобы жить.

(А. Тетивкин)

-О какой земле идёт речь? (О почве)

-Как вы понимаете такие слова: «Земля - чтобы жить».

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав и свойства.

Итак, тема нашего урока: «Почва. Состав почвы»

IV. Изучение нового.

1. - Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ.

Чудесная кладовая

 Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

 Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

 - Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

 - Приведите свои примеры из жизни (Весной одно ведро картофеля сажаем, а 20 собираем)

2. Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

 - Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.

 - Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай.

 - Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

 - Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? (Проделаем опыты, чтобы ответить на этот вопрос)

Режим динамической смены поз. По сигналу колокольчика - кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку. 

Режим  «динамической смены поз» укрепляет позвоночник - основу энергетики человеческого организма,  повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно - сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

2. Практическая работа (в группах)

 Опыт 1.

 -Что будем проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

 Оборудование: стакан, вода, комочек почвы.

 Ход опыта

 - Положи в стакан с водой комочек почвы.

 - Чем объясняется появление пузырьков воздуха?

 Вывод: в почве есть воздух.

 Запишите вывод на экологическом панно.

 - Для чего нужен воздух в почве?

 Опыт 2.

 Оборудование: комочек почвы, лупа

 Ход опыта

 - Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой. Что вы наблюдаете? (Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных).

 - Какой цвет почвы?

 Вывод: в почве есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.

 Запишите вывод на экологическом панно.

 Опыт 3. (Проводит учитель)

 Оборудование: баночка, спиртовка, стекло

 Ход опыта

 - Нагреем на огне баночку с почвой. Подержим над почвой холодное стекло. Что наблюдаете? (на стекле появились капельки воды).

 Вывод: в почве есть вода.

 Запишите вывод на экологическом панно.

 Опыт 4 (продолжение опыта 3).

 - Продолжаем нагревать почву (Появляется дым, значит, в почве что – то горит)

 - Что может гореть в почве?

 Вывод: в почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной.

 Запишите вывод на экологическом панно.

 - Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)

Режим динамической смены поз. По сигналу колокольчика - кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку. 

 Опыт  5.

 Цель: увидеть наличие солей.

 Ход опыта

 - Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Подержим стекло над огнем. Что вы наблюдаете? (После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет).

 Вывод: это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде.

 Запишите вывод на экологическом панно.

Найдите в учебнике, что такое соли? (Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).

 Опыт 6.

 Оборудование: стакан с водой, прокаленная почва, стеклянная палочка.

 Ход опыта

 - Насыплем в стакан с водой прокаленную почву и размешаем ее. Пусть отстоится. Что вы наблюдаете? (на дно стакана осел песок, а поверх песка – глина.)

 Вывод: в почве содержится глина и песок.

 Запишите вывод на экологическом панно.

 - Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений.

Работа у экологического панно.

 - Скажите, что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? (Общий вывод)

V. Закрепление.

Сенсорно-дидактический крест №2. 

Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. На класс необходимо минимум 4 штуки.

Таблички с названиями: ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).

  -Посмотрите на сенсорно-дидактический крест №2. 

-Что у нас получилось?

 -Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы назвали? (Состав почвы)

-Что такое почва?

-Что же делает почву плодородной?

- Прочитайте в учебнике на с. 21.

VI. Итог урока.

Выделите основные мысли. Подведите итог.

-Итак, что же растения получают из почвы?

Вывод: 1. Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.

2. Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.

3. Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

VII. Домашнее задание.

 С.18-21 прочитать, ответить на вопросы, составить план.

Выставление отметок.

VIII. Рефлексия.

Если урок был плодотворный - покажите плод яблока.

Если вам на уроке было комфортно - покажите цветок яблони.

Если вам на уроке было неуютно - покажите листок яблони.

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру «Как образуется почва»

Дата: 01.03.Класс: 3-7Тема:  «Как образуется почва»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные:-  повторение материала о горных пародах;- фор...

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема:  «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема:  «Почва и ее состав»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Почва. Состав почвы"

формирование у учащихся понятие почвы и ее состава...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.Задачи:Образовательные :познакомить с разнообразием почв,выявить основные свойства и состав почвы.Развивающие :продолжи...