Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
Образовательные :
- познакомить с разнообразием почв,
- выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие :
- продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве,
- развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать в группе, находить общее решение.
Воспитательные :
- учить бережному отношению к земле,
- воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный;
Проверочные карточки;
Работа в группах и в парах;
Обобщающая беседа.
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
на тему: «Почва. Её состав и свойства».
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
Образовательные :
- познакомить с разнообразием почв,
- выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие :
- продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве,
- развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать в группе, находить общее решение.
Воспитательные :
- учить бережному отношению к земле,
- воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный;
Проверочные карточки;
Работа в группах и в парах;
Обобщающая беседа.
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
2.Психологический настрой на урок.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
3.Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
-Это земля.
4. Изучение нового материала.
Значение слова «земля» несколько.
Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Основные понятия:
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев.
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем.
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Работа в группах:
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах.
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.
Составьте схему «круговорот веществ в почве».
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные.
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем.
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.
В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
Физ.минутка (музыкальная пауза)
5. Обобщение и закрепление знаний.
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: Раскрасить.
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
-Проведём опыты:
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это - составная часть почвы - перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Работа в группах:
Составить схему-кластер – из чего состоит почва.
Работа с тестом:
1.Плодородие почвы зависит от количества:
А) песка
Б) перегноя
В) глины
Г) солей
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
А) песок
Б) глина
В) перегной
Г) ил
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
А) вода
Б) воздух
В) камни
Г) соли
6. Итог урока.
Это интересно! Образование почвы.
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
7. Рефлексия.
Давайте прикрепим свои смайлики на доске.
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
8. Выставление оценок.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
9. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.
Список литературы:
1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.
2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.
3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki.Докучаев В.В.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki. Почва.
6. https://www.google.kz. Состав и строение почвы.
7. https://www.youtube.com. Путешествие дождевого червячка.
8. https://www.youtube.com.Видеоурок «Как образуется почва» Шарова И.В. 2011г.
10. https://www.google.kz/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100" Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...
Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»
Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир 4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Почва, её состав и свойства", 3класс, УМК "Гармония"
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС...
Урок по окружающему миру. Тема "Почва"
На уроке учащиеся знакомятся с соством почвы. Проводятся опыты....
Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Какой бывает транспорт?»
Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся о видах транспортных средств и их назначении; значение транспорта в жизни человека; история появления транспорта...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "Эльконин-Давыдов" Свойства воды.
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей о разнообразных состояниях воды и их отличительных признаков.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразные состояния вод...