Конспект урока по окружающему миру по теме: "Почва, её состав и свойства", 3класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass_umk.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс УМК « Гармония»
Тема: Почва, её состав и свойства.
Цель: Познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для растений и живых организмов; выделить основное свойство почвы – плодородие.
Задачи: 1 Сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;
2 продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами;
3 выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;
4 воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Оборудование: карточки для проверки домашнего задания; оборудование для проведения опытов по исследованию состава и свойств почвы; презентация «Почва»; альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры; памятки для чтения с пометами.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: , технология развития критического мышления, формирования приёмов учебной деятельности .
Методы: исследовательский, познавательный, практический , метод проблемного изложения.
Планируемые результаты.
Личностные УУД
Умение:
Ценить и принимать ценности, желание понимать друг друга, понимать позицию другого ; аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;
Осознать потребность в изучении темы , проявляя интерес к поставленной проблеме;
Самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с почвой.
Предметные.
В познавательной (интеллектуальной) сфере: почва, состав и свойства почвы.
В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к почве, её сохранность.
Метапредметные.
Познавательные УУД
Умение: ориентироваться в учебнике ; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «образование почвы», «состав почвы», «свойства почвы», «значение почвы» ; передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; работать с информацией; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; собирать информацию, обрабатывать, делать выводы; называть состав и свойства почвы; решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.
Регулятивные УУД.
Умение:
Определять цель учебной деятельности самостоятельно; работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке; аргументировано находить и объяснять свои ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
Коммуникативные УУД.
Умение:
Задавать вопросы; слушать, не перебивая; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами; корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку.
Формы работы: фронтальная, в группе, в паре, индивидуальная.
Виды совместной деятельности:
Исследование личного опыта участников совместной деятельности;
Впечатления и переживания;
Пробное действие в особо организованном пространстве;
Рефлексия;
Образование личных смыслов участников совместной деятельности.
Ход урока.
1 Орг. момент.
2 Проверка домашнего задания.
Рассказы учащихся у доски о круговороте воды в природе по собственным рисункам.(2 ученика).
Задание на карточках:
Указать цифрами последовательность круговорота воды в природе.
Взаимопроверка.(работа в парах)
Ученики осуществляют проверку друг у друга, ставят знак «+» за правильный ответ, оценивают.(Ответы даны на экране),записывают количество полученных баллов. ( от 1 до 6 )
3 Подготовка к активной познавательной деятельности.
Беседа.
Вопросы учителя:
Где встречается вода в природе?
Ответы учащихся: это озёра, реки, моря, облака, дождь, снег, туман, роса, растения, животные, земля.
Давайте вспомним, какое значение имеет слово «земля».
На доске записаны предложения.
В каком случае слово земля нужно писать с заглавной буквы?
У планеты _ есть спутник, это Луна.
Приятно утром пройтись босыми ногами по _ и ощутить прохладу росы.
Ответы учащихся: Земля – планета и земля – суша.
Презентация. Слайд № 1.
Слово земля имеет ещё одно значение – почва.
4 Установка познавательной задачи.
Назовите, какую тему мы будем сегодня изучать . (Почва.)
Давайте определим задачи урока.
Что мы можем узнать о почве?
Учащиеся называют, а учитель выставляет на доске карточки с написанными словами: почва, название, состав, свойства, образование, значение.
Работа в парах.
Прочитайте в учебнике и в словаре Ожегова определение слова почва и сравните их.
Определение в учебнике: Почва – это верхний плодородный слой земли.
Определение в словаре Ожегова: Почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
Сравните эти определения.
5 Усвоение новых знаний. Постановка проблемы.
Давайте подумаем, как образуется почва.
Назовите, что вы знаете или думаете, что знаете, о том, что может оказать влияние на образование почвы.
Учащиеся называют свои предположения, а учитель записывает эти слова на доске.
Прочитайте текст по учебнику (с. 110 - 111),используйте «Памятку» .
Проверка. Сравните с вашими предположениями.
Что было названо вами верно?
Что было для вас новым?
А о чём не говорилось в тексте?
6 Первичная проверка понимания.
Составление кластера. (Работа в парах.)
Проверка. ( Рассказы учащихся по кластерам об образовании почвы.)
( Учащиеся оценивают друг друга – ( от 1 до 3 б.)
7 Физкультминутка.
8 Исследовательская работа. Работа в группах.
Ответы на вопросы учителя:
Что нового вы узнали из текста?
Что такое гумус? Как ещё называют остатки перегнивших растений и животных? (Перегной.)
Чтобы узнать состав почвы, мы проделаем опыты и заполним схемы в рабочих тетрадях № 1, с. 40, задание № 43( Описания опытов даны в тетради.)
Проведение опытов №1 и №2 учащимися.
Демонстрация учителем опытов №3, №4, №5.
9 Закрепление знаний. Проверка.
Представители от каждой группы рассказывают, как они проводили опыты или , что узнали при демонстрации опытов учителем, какие выводы сделали и какие слова записали в схемы, данные в рабочих тетрадях о составе почвы. ( Учащиеся оценивают работу каждого учащегося в группе - от 1 до 2х б.)
Презентация. Слайд №2.Состав почвы.
Свойства почвы.
Ответы на вопросы учителя:
Можно ли пересыпать почву? Как называется это свойство? (сыпучесть)
Когда мы поливаем цветы, что происходит с водой в горшке? Какое свойство? (водопроницаемость)
Что вы наблюдали при демонстрации опытов? Какие ещё свойства можно назвать? (горючесть и теплопроводность)
О каком свойстве может идти речь, когда вы почувствовали запах при нагревании почвы? (В почве есть перегной. Это наиболее плодородная часть почвы.)
Значит, главное свойство почвы – плодородие. Слайд №3.
Значение почвы. Презентация. Слайд №4, №5.( Значение почвы для растений, животных и человека.)
.
10 Самопроверка.
Разгадайте кроссворд. (Рабочая тетрадь №1, задание № 45, с. 41.)
Проверка.( Учащиеся отмечают знаком «+» правильные ответы) От 1 до 8б.
Какое ключевое слово? Из каких слов оно образовано?
11 Итог.
Все ли поставленные задачи мы решили?
Что вызвало затруднения?
Над какими задачами ещё предстоит работать?
Оценки за урок ( 18-19 б. на оценку «5», 16-17б. на оценку «4», 12-15б.-на оценку «3»)
12 Домашнее задание: (по выбору учащихся)
Прочитать в учебнике на с. 113 «Какие почвы самые плодородные.» и составить план для пересказа.
Составить кластер «Свойства почвы»
Придумать и нарисовать знаки охраны почвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".
Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...
Открытый урок по окружающему миру на тему: "Почва"
На этом уроке ребята узнают состав и строение почвы, а так хе о ее свойствах. Узнают что означает термин "плодородие" путем проведения различных опытов....
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"
На урока изучается образование, состав, свойства, охрана почвы....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"
Тип урока: урок изучения и первичного применения новых знанийФорма урока: лабораторияОбразовательная система: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Цель: формирование образовательных компетенци...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"
Тип урока: урок изучения и первичного применения новых знанийФорма урока: лабораторияОбразовательная система: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Цель: формирование образовательных компетенци...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.Задачи:Образовательные :познакомить с разнообразием почв,выявить основные свойства и состав почвы.Развивающие :продолжи...