Конспект урока по окружающему миру по теме: "Почва, её состав и свойства", 3класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass_umk.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир  3 класс  УМК « Гармония»

Тема: Почва, её состав и свойства.

Цель: Познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для растений и живых организмов; выделить основное свойство почвы – плодородие.

Задачи: 1 Сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;

2 продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами;

3 выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;

4 воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Оборудование: карточки для проверки домашнего задания; оборудование для проведения опытов по исследованию состава и свойств почвы; презентация «Почва»; альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры; памятки для чтения с пометами.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии:  , технология развития критического мышления, формирования  приёмов учебной деятельности .

Методы: исследовательский, познавательный, практический ,    метод проблемного  изложения.

Планируемые результаты.

Личностные УУД

Умение:

Ценить и принимать ценности, желание понимать друг друга, понимать позицию другого ; аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

Осознать потребность в изучении темы , проявляя интерес к поставленной проблеме;

Самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного  обращения с почвой.

Предметные.

В познавательной (интеллектуальной) сфере: почва, состав и свойства почвы.

В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к почве, её сохранность.

Метапредметные.

Познавательные УУД

Умение: ориентироваться в учебнике ; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «образование почвы», «состав почвы», «свойства почвы», «значение почвы» ; передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью; работать с информацией; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; собирать информацию, обрабатывать, делать выводы; называть состав и свойства почвы; решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.

Регулятивные УУД.

Умение:

Определять цель учебной деятельности самостоятельно; работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке; аргументировано находить и объяснять свои ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.

Коммуникативные УУД.

Умение:

Задавать вопросы; слушать, не перебивая; выражать свои мысли с достаточной полнотой  и точностью в соответствии с поставленными задачами; корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку.

Формы работы: фронтальная, в группе, в паре, индивидуальная.

Виды совместной деятельности:        

Исследование личного опыта участников совместной деятельности;

Впечатления и переживания;

Пробное действие в особо организованном пространстве;

Рефлексия;

Образование личных смыслов участников совместной деятельности.

Ход   урока.

1 Орг.  момент.

2 Проверка домашнего задания.

Рассказы учащихся у доски о круговороте воды в природе по собственным рисункам.(2 ученика).

Задание на карточках:

Указать цифрами последовательность круговорота воды в природе.

Взаимопроверка.(работа в парах)

Ученики осуществляют проверку друг у друга, ставят знак «+» за     правильный   ответ, оценивают.(Ответы даны на экране),записывают количество полученных баллов.  ( от 1 до  6 )

 3 Подготовка к активной познавательной деятельности.

Беседа.

Вопросы учителя:

Где встречается вода в природе?

Ответы учащихся:  это озёра, реки, моря, облака, дождь, снег, туман, роса, растения, животные, земля.

Давайте вспомним, какое значение имеет слово «земля».

На доске записаны предложения.

В каком случае слово земля нужно писать с заглавной буквы?

У планеты       _       есть спутник, это  Луна.

Приятно утром пройтись босыми ногами по _          и  ощутить прохладу росы.

Ответы учащихся: Земля – планета и земля – суша.

Презентация. Слайд № 1.

Слово земля имеет ещё одно значение – почва.

4  Установка познавательной задачи.

Назовите, какую тему мы будем сегодня изучать . (Почва.)

Давайте определим задачи урока.

Что мы можем узнать о почве?

Учащиеся называют, а учитель выставляет на доске карточки с написанными словами: почва, название, состав, свойства, образование, значение.  

  Работа в парах.

Прочитайте в учебнике и в словаре Ожегова определение слова почва и сравните их.

Определение в учебнике: Почва – это верхний плодородный слой земли.

Определение в словаре Ожегова:  Почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

Сравните эти определения.

5 Усвоение новых знаний.  Постановка проблемы.

Давайте подумаем, как образуется почва.

Назовите, что вы знаете или думаете, что знаете, о том, что может оказать влияние на образование почвы.

Учащиеся называют свои предположения, а учитель записывает эти слова на доске.

Прочитайте текст по учебнику (с. 110  - 111),используйте  «Памятку» .

Проверка. Сравните с вашими предположениями.

Что было названо вами верно?

Что было для вас новым?

А о чём не говорилось в тексте?

 6 Первичная проверка понимания.

Составление кластера. (Работа в парах.)

Проверка. ( Рассказы учащихся по кластерам об образовании почвы.)

( Учащиеся оценивают друг друга – ( от 1 до 3 б.)

 7 Физкультминутка.

 8 Исследовательская работа. Работа в группах.

Ответы на вопросы учителя:

Что нового вы узнали из текста?

Что такое гумус? Как ещё называют остатки перегнивших растений и животных? (Перегной.)

 Чтобы узнать состав почвы, мы проделаем опыты и заполним схемы в рабочих тетрадях № 1,  с. 40, задание № 43( Описания опытов даны в тетради.)

Проведение опытов №1 и №2 учащимися.

Демонстрация учителем опытов №3, №4, №5.

 9 Закрепление знаний. Проверка.

Представители от каждой группы рассказывают, как они проводили опыты или , что узнали  при демонстрации опытов учителем, какие выводы сделали и какие слова записали в схемы, данные в рабочих тетрадях о составе почвы. ( Учащиеся оценивают работу  каждого учащегося в группе    - от 1 до 2х б.)

Презентация. Слайд №2.Состав почвы.

  Свойства почвы.

Ответы на вопросы учителя:

Можно ли пересыпать почву? Как называется это свойство? (сыпучесть)

Когда мы поливаем цветы, что происходит с водой в горшке? Какое  свойство? (водопроницаемость)

Что вы наблюдали при демонстрации опытов? Какие ещё свойства можно назвать? (горючесть и теплопроводность)

О каком свойстве может идти речь, когда вы почувствовали запах при нагревании почвы? (В почве есть перегной. Это наиболее плодородная часть почвы.)

Значит, главное свойство почвы – плодородие. Слайд №3.

 Значение почвы. Презентация. Слайд    №4, №5.( Значение почвы для растений, животных и человека.)

  .  

  10 Самопроверка.

Разгадайте кроссворд. (Рабочая тетрадь №1, задание  № 45, с. 41.)

 Проверка.( Учащиеся отмечают знаком «+» правильные ответы) От 1 до 8б.

Какое ключевое слово? Из каких слов оно образовано?  

11 Итог.

Все ли поставленные задачи мы решили?

Что вызвало затруднения?

Над какими задачами ещё предстоит работать?

  Оценки за урок  ( 18-19 б. на оценку «5», 16-17б. на оценку «4»,  12-15б.-на оценку «3»)

 12 Домашнее задание: (по выбору учащихся)

Прочитать в учебнике на  с. 113 «Какие почвы самые плодородные.» и составить план для пересказа.

Составить кластер «Свойства почвы»

Придумать и нарисовать знаки охраны почвы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Открытый урок по окружающему миру на тему: "Почва"

На этом уроке ребята узнают состав и строение почвы, а так хе о ее свойствах. Узнают что означает термин "плодородие" путем проведения различных опытов....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

На урока изучается образование, состав, свойства, охрана почвы....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

Тип урока: урок изучения и первичного применения новых знанийФорма урока: лабораторияОбразовательная система: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Цель: формирование образовательных компетенци...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

Тип урока: урок изучения и первичного применения новых знанийФорма урока: лабораторияОбразовательная система: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Цель: формирование образовательных компетенци...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.Задачи:Образовательные :познакомить с разнообразием почв,выявить основные свойства и состав почвы.Развивающие :продолжи...