Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass_2.docx | 76.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
- Программы по русскому языку 1-4 классы под редакцией С.В.Иванова
- Учебного плана МБОУ «Лицей № 101» на 2014-2015 учебный год
7.Положение о рабочей программе МБОУ «Лицей № 101»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Приоритетными задачами курса являются:
- расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
- продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
- расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
- обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Содержание программы
Земля — наш общий дом (7 ч )
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю(4 ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царство природы (26 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Как человек одомашнил животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Наша Родина: от Руси до России(11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (12 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
- формирование понимания особой роли России в современном мире;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
- понимание особой роли России в мировой истории;
- воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране;
- воспитание уважительного отношения к истории страны;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание любви к своей семье;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе;
- принятие норм нравственного поведения в природе;
- принятие норм нравственного поведения в обществе;
- принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры;
- понимание ценности любой жизни;
- освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
- регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.
Виды работ, применяемых на уроке окружающего мира:
- текущий опрос – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства).
- тематический контроль – способствует введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
- итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.
- опрос – проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и умений по темам курса. Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой и т.д.
Оценивание устного ответа проводится по следующей шкале:
«5» - ставится ученику если он осознанно, логично излагает учебный материал используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы в пределах программы, правильно выполняет практические задания и даёт полные ответы на поставленные вопросы.
«4» ставится ученику если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик исправляет сам при указании на них учителя.
«3» ставится ученику если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности при выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты при помощи учителя.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части програмного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов проводится как по всему тесту, так и по отдельным его разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачёт» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил базовую подготовку «зачет» если выполнил не менее 75%.
Варианты оценивания
Уровневая шкала | Процентная бальная шкала | ||
Низкий | Выполнены отдельные задания. | 0 – 60% менее 17 баллов | Оценка «2» |
Средний | Выполнены все задания с незначительными погрешностями. | 60 – 77% 18 – 22 балла | Оценка «3» |
77 – 90% 23 – 26 баллов | Оценка «4» | ||
Высокий | Все предложенные задания выполнены правильно. | 90 – 100% 27 – 30 баллов | Оценка «5» |
Оценка планируемых результатов
№ п/п | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Примечание |
1 | Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф. Виноградов. – 2-е изд, доп.,- М. : Вентана – Граф, 2013. -232с. | Комплексные работы | Методическое пособие под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» |
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | |||
Программа | Учебники | Учебные пособия | Инструментарий определения УОУ | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г. | Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.
| Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
| Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009. | Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007 Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. – М.: Вентана-Граф, 2013.
|
Содержание по разделам
№п/п | Разделы | Количество часов | Вид занятий (количество часов) | ||
Тесты | Проверочные работы | ||||
Земля — наш общий дом | 7ч | ||||
Человек изучает Землю | 4ч | 1 | |||
Царство природы | 26ч | 1 | |||
НашаРодина:от Руси до России | 11ч | 1 | |||
Как люди жили в старину | 12 ч | 1 | |||
Как трудились в старину | 7 ч | 1 | |||
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основное содержание. | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля |
Земля — наш общий дом | |||||
1 | 1 неделя сентября | Где и когда ты живёшь. | Где ты живёшь. Счёт лет в истории. Когда ты живёшь. | Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. | Текущий |
2 | 1 неделя сентября | Солнечная система. | Природные явления и природные тела. Природные и искусственные тела. Солнце - звезда. Планета Земля – шар. | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. | Текущий |
3 | 2 неделя сентября | Солнечная система. | Природные явления и природные тела. Природные и искусственные тела. Солнце - звезда. Планета Земля – шар. | Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. | Текущий |
4 | 2 неделя сентября | Условия жизни на Земле. | На Земле живёт огромное число организмов. Условия, обеспечение их жизнь: свет, вода, почва, вода. | Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность /невозможность жизни человека без солнечного света. | Текущий |
5 | 3 неделя сентября | Условия жизни на Земле. | На Земле живёт огромное число организмов. Условия, обеспечение их жизнь: свет, вода, почва, вода. | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. | Текущий |
6 | 3 неделя сентября | Условия жизни на Земле. | Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. | Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». | Текущий |
7 | 4 неделя сентября | Условия жизни на Земле. | Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. | Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?» | Текущий |
Человек изучает Землю | |||||
8 | 4 неделя сентября | Человек познаёт мир. | Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. | Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение | Текущий |
9 | 1 неделя октября | Человек познаёт мир. | Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. | Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение | Текущий |
10 | 1 неделя октября | Человек познаёт мир. | Как изображают Землю. Чтобы не заблудиться в лесу. | Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности | Текущий |
11 | 2 неделя октября | Человек познаёт мир. Проверочная рабо-та «Земля – наш общий дом» | Выполнение проверочной работы по теме. | Выполняет задания проверочной работы по изученным в темам. | Итоговый |
Царство природы | |||||
12 | 2 неделя октября | Бактерии. | Бактерии-маленькие, примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания. | Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека. | Текущий |
13-14 | 3 неделя октября | Грибы | Грибы-царство природы. Особенности внешнего вида и строения вида и строения грибов, отличие их от растений. | Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». | Текущий |
15 | 4 неделя октября | Растения культурные и дикорастущие. | Место обитания растений на планете Земля. Паспорт растения. Растения дикорастущие и культурные. | Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). | Текущий |
16 | 4неделя октября | Растения. Если бы на Земле не было растений. | Среди растений можно выделить разные группы, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. | Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. | Текущий |
17 | 5 неделя октября | Если бы на Земле не было растений. | Как живёт растение, Отличия растений о животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. | Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. | Текущий |
18 | 5 неделя октября | Растения прекрасные, но опасные. | Как живёт растение, Отличия растений о животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений. | Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. | Текущий |
19 | 1 неделя ноября | Разнообразие растений на Земле. | Как живёт растение, Отличия растений о животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Текущий |
20 | 1 неделя ноября | Разнообразие растений на Земле. | Как живёт растение, Отличия растений о животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений | Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Текущий |
21 | 2 неделя | Как живёт растение. | Как живёт растение, Отличия растений о животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений | Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. При-водит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. | Текущий |
22 | 2 неделя ноября | Как живёт растение | Как живёт растение, Отличия растений о животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений | Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. При-водит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. | Текущий |
23 | 3 неделя ноября | Размножение растений. | Растения можно размножать вегетативно, а также семенами. | Практическая работа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Текущий |
24 | 3 неделя ноября | Размножение растений. | Растения можно размножать вегетативно, а также семенами. | Практическая работа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Текущий |
25 | 1 неделя декабря | Культурные растения в жизни человека. | Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло землеведение. Хлеб – великое чудо земли. | Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения». | Текущий |
26 | 1 неделя декабря | Культурные растения в жизни человека. | Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло землеведение. Хлеб – великое чудо земли. | Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения | Текущий |
27 | 2 неделя декабря | Красная книга России. | Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира. Растения оранжевых страниц Красной книги вашей местности. | Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. Выполняет задания комплексной работы по изученным темам. | Текущий |
28 | 2 неделя декабря | Красная книга России. | Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира.Растения оранжевых страниц Красной книги вашей местности. | Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. Выполняет задания комплексной работы по изученным темам. | Текущий |
29 | 3 неделя декабря | Разнообразие мира животных. | Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе». | Текущий |
30 | 3 неделя декабря | Разнообразие мира животных. | Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» | Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. | Текущий |
31 | 4 неделя декабря | Животные – живые существа (организмы). | Животные – живые тела природы. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи. | Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). | Текущий |
32 | 4 неделя декабря | Животные – живые существа (организмы). | Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире. Движения и питание животных разнообразны. | Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии. | Текущий |
33 | 3 неделя января | Беспозвоночные животные. | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Насекомые- самая большая группа беспозвоночных животных. | Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. | Текущий |
34 | 3 неделя января | Беспозвоночные животные. | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Насекомые- самая большая группа беспозвоночных животных. | Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. | Текущий |
35 | 4 неделя января | Позвоночные животные. | Позвоночные животные имеют позвоночник. Внешний вид, питание, особенности поведения. | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует ос6бенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Текущий |
36 | 4 неделя января | Позвоночные животные. | Позвоночные животные имеют позвоночник. Внешний вид, питание, особенности поведения. | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Текущий |
37 | 5 неделя января | Природные сообщества. | Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания. | Текущий | |
38 | 5 неделя января | Почему люди приручали животных. Проверочная работа «Царства природы» | Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. Выполняет задания проверочной работы по изученным темам. | Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». Выполняет задания комплексной работы по изученным темам. Выполняет задания проверочной работы по изученным темам. | Итоговый |
Наша Родина: от Руси до России | |||||
39 | 1 неделя февраля | Учебник 2 часть Как люди узнают о прошлом. | Методы изучения истории. | Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. | Текущий |
40 | 1 неделя февраля | Восточнославянские племена. | Восточнославянские племена. Возникновение Древнерусского государства. Территория и города. | Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древне-русского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. | Текущий |
41 | 2 неделя февраля | Первые русские князья. | Правители Древнерусского государства. | Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древне-русского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. | Текущий |
42 | 2 неделя февраля | Первые русские князья. | Правители Древнерусского государства. | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Текущий |
43 | 3 неделя февраля | Первые русские князья. | Правители Древнерусского государства. | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Текущий |
44 | 3 неделя февраля | Как Москва стала столицей. | Как Москва стала столицей. | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Текущий |
45 | 4 неделя февраля | Иван 4 Грозный – первый русский царь. | Иван 4 Грозный | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Текущий |
46 | 4 неделя февраля | Российская Империя. Пётр 1 Великий. | Пётр 1 Великий. | Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования. | Текущий |
47 | 1 неделя марта | Екатерина II Великая. | Екатерина II Великая. | Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. | Текущий |
48 | 1 неделя марта | Последний российский император Николай II. | Император Николай II. | Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. | Текущий |
49 | 2 неделя марта | Советская Россия. СССР. Проверочная работа «Наша Родина от Руси до России» | Революция 1917года. Образование СССР. Распад Советского государства. Основы устройства современной России. Выполняет задания проверочной работы по изученным темам. | Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. | Итоговый |
Как люди жили в старину | |||||
50 | 2 неделя марта | Из истории имён. | Как родилось имя. Отчество, фамилия. | Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. | Текущий |
51 | 3 неделя марта | Какими людьми были славяне. | Особенности внешнего вида славян. Как выглядели люди в разные исторические эпохи. | Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. | Текущий |
52 | 3 неделя марта | Какими людьми были славяне. | Как работали. Как защищали Родину. Как помогали друг другу. Как отдыхали. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Текущий |
53 | 1 неделя апреля | Скажи, какой у тебя дом… | О первых каменных постройках. | Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. | Текущий |
54 | 1 неделя апреля | Скажи, какой у тебя дом… | Особенности устройства русского дома. | Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. | Текущий |
55 | 2 неделя апреля | По одёжке встречают. | Почему люди украшали одежду. | Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. | Текущий |
56 | 2 неделя апреля | По одёжке встречают | Одежда по приказу. Валенки. | Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. | Текущий |
57 | 3 неделя апреля | Русская трапеза. | Хлеб, вола - крестьянская еда. | Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. | Текущий |
58 | 3 неделя апреля | Верования языческой Руси. | Боги древних славян. Масленица - народный праздник. | Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. | Текущий |
59 | 4 неделя апреля | Верования языческой Руси. | Язычество как вера древних славян. | Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. | Текущий |
60 | 4 неделя апреля | Принятие Христианства на Руси. | Крещение Руси. Христианские праздники. | Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. | Текущий |
61 | 1 неделя мая | Проверочная работа «Как люди жили в старину» | Выполняет задания проверочной работы по изученным темам. | Итоговый | |
Как трудились в старину | |||||
62 | 1 неделя мая | Что создавалось трудом крестьянина? | Труд в крестьянском хозяйстве. | Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. | Текущий |
63 | 2 неделя мая | Что создавалось трудом крестьянина? | Тяжёлый труд крепостных. | Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. | Текущий |
64 | 2 неделя мая | Что создавалось трудом ремесленника. | Что такое ремесло. Маленькие мастера. | Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России. | Текущий |
65 | 3 неделя мая | Что создавалось трудом ремесленника. | Гончарное ремесло одно из самых древних. Значение труда гончаров. | Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Гжельские изделия – пример таланта гончаров. Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. | Текущий |
66 | 3 неделя мая | Что создавалось трудом рабочего? | Развитие промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. | Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. | Текущий |
67 | 4 неделя мая | Что создавалось трудом рабочего? | Развитие промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. | Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. | Текущий |
68 | 4 неделя мая | Открытия, которые совершил человек в ХIХ – ХХ веке. Проверочная работа «Как трудили в старину.» | Рождение «кареты без лошади». Создание литейных аппаратов в России. | Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги. | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружющему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф.Виноградовой ...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 21 века 2 класс
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...