Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 81.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
- Авторская программа О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир», Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига /Учебник, 2011. – Ч.2: 192 с.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1). сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
2). последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
3). изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
4). воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
5). охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Общая характеристика учебного предмета
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Особенно чётко эта идея проявляется в курсе «Окружающий мир».
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не
может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Содержательные линии индивидуального развития курса «Окружающий мир»:
формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной темы; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
формирование эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Учебная программа предмета «Окружающий мир» базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В 1-ом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребёнок ещё до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идёт по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Однако во втором классе учащиеся уже изучают, что реализация природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и её движением вокруг Солнца.
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств. Ещё одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.).
Во 2 классе все знания, полученные в 1классе, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счёт работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счёт первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми – родителями, педагогами школы) и письменно ( общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»). Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
В 3 классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп – как система увеличительных стёкол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, план местности, глобус).
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины - России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества.
Программа курса «Окружающий мир» базируется на 5 основных принципах:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания курса на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, предполагает создание таких условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания материала, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить всё представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.
Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею всего учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т.е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т.е. к способу решения конкретной учебной задачи.
Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение её в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ.
Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т.е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.
Например, из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Практическая реализация принципов становится возможной через методическую систему курса.
Описание места курса «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 66 часов, из них 20% - резерв свободного учебного времени, которое используется в качестве практикума (наблюдений, опытов, экскурсий). Особое место занимают практические работы: наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Методическая система курса «Окружающий мир» отличается единством типических свойств. Эти типические свойства определяют особую единую структуру учебника для ученика. Эти типические свойства можно назвать ценностными ориентирами курса с методической точки зрения. К основным типическим свойствам относятся - комплектность, инструментальность, интерактивность, и интеграция.
Комплектность — единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом).
Инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний.
Интерактивность — прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
Интеграция — стремление к созданию интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Наличие именно этого типического свойства является основополагающим в курсе «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ.
Максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всех учебниках; пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование - повышает роль и статус самостоятельной работы учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса " Окружающий мир" являются:
-осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях.
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношения с окружающими.
-установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса " Окружающий мир" являются:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
-осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета " Окружающий мир" являются:
-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного)
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин.
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
· название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся;
родного города (села);
· государственную символику России;
· государственные праздники;
· основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
· общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
· правила сохранения и укрепления здоровья;
· основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
· различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
· различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
· приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки
(без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения,
измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и
участия в ее охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
родном крае, родной стране, нашей планете.
1 класс (66 ч)
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (7 ч)
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Живая природа (13 ч)
Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.
Природа и ее сезонные изменения (36 ч)
Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.
Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Наша родина — Россия (10 ч)
Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсии: Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения:
Планируемые предметные результаты обучения.
К концу учебного года первоклассники должны знать (понимать):
- название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- государственную символику России;
- первый куплет и припев гимна России;
- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- названия органов чувств и их функции;
- название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
- название каждого времени года и их последовательность; · основные признаки времен года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Планируемые метапредметные результаты обучения.
К концу учебного года первоклассники должны уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений, отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Планируемые личностные результаты обучения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- написания на конверте своего адреса;
- выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Оборудование | Дата по плану | Дата по факту | |||||
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (7 ч) | ||||||||||||||
1 | Где живёт семья Ивановых | 1 | Изучение нового | Населённый пункт, в котором живёт ребёнок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности | Учащиеся должны уметь рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. | фронт. опрос | фото родного дома, учреждения культуры, быта, достопримечательности | |||||||
2 | Моё село. Мой дом. | 1 | Экскурсия №1 | фронт. опрос | ||||||||||
3 | Мы познаём мир. | 1 | Изучение нового | Окружающий ребёнка мир – природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы и изделий) | Учащиеся должны уметь задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке | индив. задания | непрозрачные мешочки, набор предметов, стаканы с холодной и тёплой водой, семена злаков, баночки с сыпучими продуктами | |||||||
4 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. | 1 | Урок-практикум | Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определить с помощью органов чувств. | Учащиеся должны понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; уметь работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке | фронт. опрос | ||||||||
5 | Органы чувств человека. Опыт: определение признаков предметов с помощью органов чувств. | 1 | Урок-практикум | Учащиеся должны уметь задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке | опыты. индив работа | овощи, крупы, стаканы с холодной и тёплой водой | ||||||||
6 | Что нас окружает. Объекты природы и изделия. | 1 | Изучение нового | Окружающий ребёнка мир – природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы и изделий) | Учащиеся должны уметь задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке | фронт. опрос | фотографии предметов | |||||||
7 | Что нас окружает. | 1 | Экскурсия №2 | Учащиеся должны понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке | фронт. опрос | |||||||||
Живая природа (13 ч) | ||||||||||||||
8 | Отличительные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение. | 1 | Изучение нового | Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение. | Учащиеся должны уметь рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; | индив. задания | иллюстрации растений, животных | |||||||
9 10 | Животные – часть природы. | 2 | Изучение нового | Животные как часть живой природы. | Учащиеся должны уметь рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | фронт. опрос | фото и иллюстрации животных | |||||||
11 12 | Дикие и домашние животные. | 2 | комб | Дикие и домашние животные. | индив. задания самост. работа | |||||||||
13 | Насекомые – часть природы. | 1 | комб | Насекомые как наиболее доступные для выделения детьми группы животных | Учащиеся должны знать информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя | фронт. опрос | фото и иллюстрации насекомых | |||||||
14 | Рыбы – часть живой природы | 1 | комб | Рыбы как наиболее доступные для выделения детьми группы животных | Учащиеся должны знать информацию о строении тела рыб; работать в паре: узнавать рыб на рисунке, определять рыб с помощью атласа-определителя | фронт. опрос | фото и иллюстрации рыб | |||||||
15 | Птицы- часть живой природы | 1 | комб | Птицы как наиболее доступные для выделения детьми группы животных | Учащиеся должны уметь рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; | фронт. опрос | фото и иллюстрации птиц | |||||||
16 | Растения – часть живой природы. | 1 | комб | Растения – часть живой природы. | Уметь наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями
| фронт. опрос | иллюстрации растений | |||||||
17 | Что общего у трав, кустарников и деревьев. Части растения: | 1 | Урок-практикум | Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья | Фронт. опрос | комнатные растения | ||||||||
18 | Разнообразие плодов и семян. | 1 | Урок-практикум | Знакомство с разнообразием плодов и семян | индив. задания | коллекция плодов и семян | ||||||||
19 | Как растения расселяются на новые места. Опыт: распространение семян и плодов с помощью ветра. Все ли семена прорастут? | 1 | Урок-практикум | Способы распространения растений | Учащиеся должны познакомится с новыми терминами. Уметь определять отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком Учащиеся должны знать и называть способы распространения семян | опыт | крылатки ясеня, книга, репей, мешочки для опыта | |||||||
20 | Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам. Практическая работа | 1 | Урок-практикум | Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам | Учащиеся должны уметь узнавать условия, необходимые для жизни растений, называть общие признаки растений своей местности | практическая работа | атлас - определитель | |||||||
Природа и её сезонные изменения (36 ч) | Называют органы растений, отображают в рисунке. | |||||||||||||
21 | Природа и её сезонные изменения. | 1 | комб | Смена времён года. Осенние изменения в неживой природе | Учащиеся должны уметь Называют основные признаки времён года, последовательность; правила безопасности в осенний период, анализировать изменения природы осенью: | фронт. опрос | иллюстрации времён года | |||||||
22 | Осенние изменения в неживой природе. | 1 | Изучение нового | фронт. опрос | ||||||||||
23 | Жизнь растений осенью. | 1 | Экскурсия №3 | Жизнь растений осенью. | Учащиеся должны уметь наблюдать , анализировать, обобщать полученные знания | фронт. опрос | иллюстрации растений | |||||||
24 | Труд людей осенью. | 1 | Изучение нового | Труд людей осенью. | Учащиеся должны уметь наблюдать за трудом людей осенью на огороде, в саду; различать овощи и фрукты | фронт. опрос | ||||||||
25 | Хвойные и лиственные деревья осенью. | 1 | Изучение нового | Хвойные и лиственные деревья осенью. | Учащиеся должны уметь различать хвойные и лиственные деревья; называть виды. | фронт. опрос | иллюстрации деревьев | |||||||
26 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. | 1 | Экскурсия №4. | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. | Учащиеся должны знать разнообразие форм и окраски листьев. Учащиеся должны уметь наблюдать за окраской листьев деревьев и кустарников; сравнивать, делать вывод | фронт беседа | иллюстрации деревьев | |||||||
27 | Жизнь животных осенью. | 1 | комб | Жизнь животных осенью. | Учащиеся должны знать о жизни животных осенью | фронт. опрос | иллюстрации животных | |||||||
28 | Как животные готовятся к зиме. | 1 | комб | Жизнь лесных зверей в зимнее время года | Учащиеся должны уметь анализировать изменения живой природы зимой; перелётные и зимующие птицы. | Фронт. опрос | ||||||||
29 | Зимние изменения в природе. | 1 | Экскурсия №5. | Зимние изменения в неживой природе. | Учащиеся должны уметь анализировать изменения живой природы зимой; | фронт беседа | альбом «Времена года» | |||||||
30 | Пришла зима. | 1 | Экскурсия№6 | Учащиеся должны уметь наблюдать за изменениями в природе с приходом зимы Учащиеся должны знать правила безопасности при зимних играх. | фронт беседа | |||||||||
31 | Первоначальные сведения о состоянии воды (снег, лёд, пар) Опыт: лёд - это замёрзшая вода. Опыт: хрупкость льда. | 1 | Изучение нового | Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лёд) | Учащиеся должны уметь в ходе опыта делать выводы о трёх состояниях воды в природе. | опыты | иллюстрации воды | |||||||
32 | Снежные загадки. Опыт: чист ли белый снег? | 1 | Изучение нового | Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лёд) | Учащиеся должны приобрести элементарные представления об образовании снежинок. | опыт | вырезанные из бумаги снежинки | |||||||
33 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 | комб | Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года | Учащиеся должны узнать о работе лесника зимой; о зимовке животных | фронт беседа | иллюстрации животных | |||||||
34 | Как помочь птицам зимой. | 1 | комб | Учащиеся должны познакомиться с видами зимующих птиц Учащиеся должны уметь изготавливать простые кормушки Учащиеся должны знать как и чем подкормить птиц. | фронт беседа | иллюстрации зимующих птиц | ||||||||
35 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | 1 | Изучение нового | Жизнь в воде подо льдом | Учащиеся должны знать о жизни некоторых животных подо льдом. | фронт. опрос | иллюстрации речных рыб | |||||||
36 | Как зимуют травы, кустарники, деревья. Практическая работа: рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. | 1 | Изучение нового | Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой | Учащиеся должны уметь из наблюдений делать выводы о жизни деревьев и кустарников зимой. Учащиеся должны изучить внутреннее строение почки. | практическая работа | иллюстрации деревьев, кустарников | |||||||
37 | Учимся различать деревья и кустарники зимой.
| 1 | Экскурсия№7. . | Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой | Учащиеся должны уметь определять виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам. | фронт беседа | карандаш, блокнот | |||||||
38 | Труд людей зимой. | 1 | комб | Труд людей зимой. | Учащиеся должны знать и обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой. | фронт беседа | альбом «Времена года» | |||||||
39 | Пришла весна. | 1 | Экскурсия №8. | Весенние изменения в неживой природе. | Учащиеся должны знать весенние изменения в природе; о раннецветущих растениях области; безопасное поведение на весеннем льду. Учащиеся должны уметь рассматривать, анализировать, делать выводы | фронт беседа | ||||||||
40 | Какие растения весной цвести торопятся. | 1 | Изучение нового | Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения | Учащиеся должны знать о причинах раннего цветения растений. | фронт. опрос | иллюстрации растений | |||||||
41 | Как животные весну встречают. | 1 | Изучение нового | Жизнь животных весной | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать на вопросы по рисунку. | фронт. опрос | Иллюстрации животных | |||||||
42 | Про больших и маленьких. | 1 | Изучение нового | Учащиеся должны узнать о том, как появляется потомство у млекопитающих; сравнивать потомство и животных-родителей. | фронт. опрос | иллюстрации животных и их детёнышей | ||||||||
43 | Труд людей весной. | 1 | Изучение нового | Труд людей весной. | Учащиеся должны уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей весной. | фронт. опрос | альбом «Времена года» | |||||||
44 | Лето пришло. | 1 | Изучение нового | Природа в летнее время года | Учащиеся должны уметь делать выводы об изменениях в живой и неживой природе. | фронт. опрос | ||||||||
45 | В лес по ягоды пойдём. | 1 | Изучение нового | Съедобные и несъедобные ягоды | Учащиеся должны знать о питательных и целебных свойствах ягод; правилах сбора; ядовитые ягоды - меры осторожности | фронт опрос | Иллюстрации ягод | |||||||
46 | Правила сбора ягод. | 1 | комб | Правила сбора лекарственных растений ягод | Учащиеся должны знать о правилах сбора ягод; о ядовитых ягодах и мерах осторожности | фронт опрос | иллюстрации ягод | |||||||
47 | С лукошком за грибами. | 1 | Изучение нового | Съедобные и несъедобные грибы | Учащиеся должны знать названия грибов Учащиеся должны уметь определять грибы с помощью атласа - определителя | фронт опрос | иллюстрации грибов | |||||||
48 | Правила сбора грибов. | 1 | комб | Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Правила сбора грибов | Учащиеся должны знать правила сбора грибов; съедобные и несъедобные грибы. | фронт опрос | иллюстрации грибов | |||||||
49 | Зелёная аптека. | 1 | Изучение нового | Лекарственные растения | Учащиеся должны знать названия лекарственных трав. | фронт опрос | открытки «Лекарственные растения» | |||||||
50 | Зелёная аптека. Правила сбора лекарственных растений. | 1 | комб | Правила сбора лекарственных растений | Учащиеся должны знать о целебной силе растений; о правилах сбора лекарственных растений ; приёмы использования | фронт опрос | ||||||||
51 | Правила поведения в лесу. Безопасное поведение в природе. | 1 | .Экскурсия №9. | Безопасное поведение в природе. | Учащиеся должны знать о влиянии деятельности человека на природу; о правилах безопасного поведения в природе. | фронт опрос | карандаш, блокнот | |||||||
52 | Природа и мы | 1 | Изучение нового | Природа в летнее время года | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей природы. | фронт беседа | рисунки детей | |||||||
53 | Красная книга России. | 1 | Изучение нового | Красная книга России. | Учащиеся должны знать о редких и исчезающих видах растений и животных нашей области и России | фронт беседа | Красная книга России | |||||||
54 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
| 1 | Изучение нового | Безопасное поведение в природе. | Учащиеся должны знать о видах и формах помощи человека природе. | фронт беседа | иллюстрации луга | |||||||
55 | Редкие растения родного края. | 1 | Изучение нового | Красная книга России. | Учащиеся должны знать о редких и исчезающих видах растений нашей области | фронт беседа | Красная книга Кировской области | |||||||
56 | Что такое экология? | 1 | Изучение нового | Первое знакомство с термином «экология» | Учащиеся должны познакомиться с термином «экология» | фронт беседа | ||||||||
Наша Родина – Россия (10 ч) | ||||||||||||||
57 | Моя малая родина. | 1 | Изучение нового | Первоначальные представления о родном Крае, о Родине | Учащиеся должны уметь словесно описывать достопримечательности родного края ;записывают свой адрес на конверте. Учащиеся должны знать название растений и животных области; | фронт опрос | фото села | |||||||
58 | Первоначальные представления о родном крае | 1 | комб | Первоначальные представления о родном Крае, о Родине | фронт опрос | иллюстрации природы | ||||||||
59 | Россия - многонациональная страна. | 1 | Изучение нового | Россия многонациональная страна | Учащиеся должны уметь рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных)народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края | фронт опрос | фотографии людей разных национальностей | |||||||
60 | Наша родина – Россия. Государственная символика России. | 1 | Изучение нового | Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России. | Учащиеся должны знать о гербе страны; краткую историю флага Учащиеся должны уметь слушать и исполнять гимн, описывать традиции, обычаи народа | фронт опрос | иллюстрации герба, флаг, текст гимна | |||||||
61 | Москва - столица нашего государства.
| 1 | комб | Столица нашей Родины — Москва. | Учащиеся должны уметь описывать достопримечательности Москвы Учащиеся должны знать о важнейших исторических событиях города. | фронт беседа | фотографии Москвы | |||||||
62 | Достопримечательности Москвы. | 1 | комб | Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). | фронт опрос | фотографии Москвы | ||||||||
63 | Кремль - сердце Москвы. | 1 | комб | фронт беседа | фотографии Кремля | |||||||||
64 | Экскурсия в город | 1 | Экскурсия №10 | Экскурсия в город по достопримечательностям родного края. | Учащиеся должны знать виды городского транспорта, правила безопасного поведения на дорогах | фронт беседа | иллюстр. городских улиц | |||||||
65 | Урок обобщение по курсу «Окружающий мир». | 1 | обобщающий | Систематизация полученных знаний. | индив. задания | |||||||||
66 | Чему я научился. Школьный клуб «Мы и окружающий мир» | 1 | обобщающий | Систематизация полученных знаний. | Учащиеся должны уметь оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | индив. задания | конверты, бумага |
Ресурсное обеспечение программы:
- Информационное обеспечение.
1.1. Литература для учителя:
1. Авторская программа по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г.Кудровой «Программы по учебным предметам» М.: Академкнига / Учебник, 20011 г.- Ч.1: 240 с Проект «Перспективная начальная школа».
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Учебник 1 класс
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Хрестоматия. 1 класс
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Методическое пособие для учителя. 1 класс.
1.2.Литература для учащихся:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Учебник 1 класс
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Хрестоматия. 1 класс.
- Материально – техническое обеспечение.
- Еремеева Е.Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005.
- Модистов С.Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005.
- Модестова Т.В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005.
- Настенные карты
- Игры на уроках окружающего мира.
- Медиаресурсы.
- Интернет ресурсы
htt // school – collection. edi. ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...