Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Пасынкова Светлана Борисовна

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую направленность, составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: «Развитие речи», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Пластика, театральные формы»,направленные на духовно-нравственное, художественно-эстетическое восприятие целостной картины мира.

Интеграция рассматривается как образовательное пространство, структурно оправданное и неделимое, как отражение внутреннего мира ребенка и процесса его развития в младшем школьном возрасте.

Поэтому, знания, навыки, полученные воспитанниками по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию», помогут детям в дальнейшей школьной жизни на уроках литературы, музыки, биологии, МХК, изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-puteshestviev_stranu_ekologiyu.docx75.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОE ОБРАЗОВАНИE ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «БЕЛАЯ РЕКА»

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

   ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

                                                  РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

                                        

Дополнительная образовательная программа

«Путешествие в страну Экологию»

(окружающий мир для детей 7-8лет)

                                                   срок реализации программы –1год

                                                                         Составитель:

                                                                              Пасынкова С.Б.,

                                                                        педагог  ДО,

                                                                                   высшей категории,

                                                            Отличник образования РБ

                                                          Уфа - 2014

СОДЕРЖАНИЕ

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-актуальность, новизна

-цель, задачи

-отличительные особенности

-контингент обучающихся

-объем часов, сроки реализации программы

-ожидаемые результаты

-формы подведения итогов реализации программы

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

-наименование темы

-основные вопросы

-требования к знаниям и умениям

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- краткое описание методики обучения

-формы занятий

-дидактический материал

-техническое оснащение занятий

-приложения:

№1.Диагностический инструментарий программы

V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

-для педагогов

-для обучающихся

-дополнительная литература

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

         Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком естественного природного окружающего мира и культуры, созданной человечеством. А собственная предметно-манипулятивная деятельность ребенка дает ему возможность при освоении мира через его преображение проживать чувство сопричастности, самореализации, эстетического наслаждения. Именно в этом возрасте начинается социализация. Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к окружающему миру, культуре. Через понимание окружающего мира, приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление маленького человека к освоению духовно - нравственных, художественно - эстетических ценностей. Программа имеет экологическую направленность. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. При осуществлении экологического воспитания  по данной программе соблюдается  интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка. В настоящее время интеграция образовательных областей приобретает особое значение в образовании, так как придает целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка, самореализации его творческого потенциала. Необходимость обращения к интеграции образовательных областей обусловлена не только  возрастными особенностями детей, но и  переменами социально-экономической жизни в нашей стране за последние 20лет.

Так сложилось, что информатизация общества происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей, педагогов единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались 10 - 15 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса "шокотерапии" постперестроечного периода, экономических реформ.

Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений педагогической, психологической науки в образовательный процесс. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его обучения в ВУЗе. Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, необходимы активные современные педагогические технологии проблемного, развивающего направления.

 Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую направленность, составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: «Развитие речи», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Пластика, театральные формы»,направленные на духовно-нравственное, художественно-эстетическое восприятие целостной картины мира.

Интеграция рассматривается как образовательное пространство, структурно оправданное и неделимое, как отражение внутреннего мира ребенка и процесса его развития в младшем школьном возрасте.

Поэтому, знания, навыки, полученные воспитанниками по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию», помогут детям в дальнейшей школьной жизни на уроках литературы, музыки, биологии, МХК, изо - в этом актуальность и своевременность программы.

Новизна программы

Новизна предлагаемой программы состоит в том, что она объединяет детей общей деятельностью, в  которой возникают отношения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к друг другу;  

-содержание  строится на взаимосвязи литературы, музыки, изодеятельности, пластики, театральных форм;

-базируется на принципе интеграции в подаче материала

-в новом взгляде на отношения педагога и детей в творческом процессе - соавторство, содружество, сотворчество;

-в новом наглядно-методическом обеспечении творческого процесса - тематические плакаты, репродукции, ТСО, аудиокассеты, презентации к темам, рабочие тетради

Цель программы-осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры; развитие творческого потенциала, общекультурного кругозора ребенка; выявление способностей выражения через различные формы творчества детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

    1.образовательные

  • формирование знаний детей об окружающем мире ( природа, растения, животные идр.),
  • формирование экологического сознания,
  • формирование знаний детей о литературе( сказки, загадки, потешки),
  • формирование знаний об изобразительном искусстве(ДПИ,живопись),
  • дать представление о специфике восприятия произведений различных видов искусства: «словесное искусство», «музыка», «изобразительное искусство», «пластика, театральные формы»,
  • формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства,
  • обучение высказываниям детей по предложеным темам и из личного опыта,
  • обучение решению проблемных, творческих задач,

   

2.развивающие

  • развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства через понимание окружающего мира;
  • развитие экологического сознания,
  • развитие способностей воображения и фантазии в различных видах  искусства; 
  • развитие навыков общения, расширение словарного запаса слов;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанника и его художественно  -    образного мышления через понимание окружающего мира;

    3.воспитательные

  • привитие интереса и уважительного отношения к окружающему миру(миру природы, животному миру, миру людей ),
  • привитие интереса и уважительного отношения к литературе, музыке, изобразительному искусству, сценическому искусству;
  • формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно существование человека в окружающем нас мире;
  • воспитание у детей потребности работать вместе и радоваться успехам не только своим, но и успехам   других;
  • стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.

     Задачи реализуются с учетом возрастных особенностей

     детей,    уровня их психического, интеллектуального  и физического развития.

                                 Отличительные особенности программы

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую направленность.

 Отличительные особенности  программы  от других образовательных программ для детей младшего школьного возраста:

- интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, то есть как педагогическую технологию. Содержательная часть работы с детьми осуществляется в интеграции с другими видами деятельности детей, а это в свою очередь способствует целостному пониманию ребенком окружающей природы, человека, выявлению своего «Я». Возрождение культуры, формирование духовно-нравственного начала, развитие творческой активности определяют основные направления на занятиях в объединении «Путешествие встрану Экологию»; каждое занятие ( при тщательной подготовке педагога и участии родителей), сохраняет для детей элементы непредсказуемости, сюрприза, новизны;

-в ходе прохождения программы родители детей  являются участниками образовательного процесса, т.е. тесная связь педагога с родителями. Семья - это  ближайшее окружение ребенка, где  он  черпает  такие  понятия, как «Дом», «Любовь», «Дружба», «Красота», «Доброта». Любовь  к  родному  дому, к семье –главная  ступень  духовно-эстетического  воспитания  детей младшего школьного возраста. С родителями  проводятся консультации, лекции, беседы, открытые занятия, где родители сами участники мероприятия.

Контингент обучающихся.

Группы детей формируются исходя из возрастных особенностей по 12 человек в группе. Набор в группы осуществляется по желанию детей и родителей. В основу программы положена форма дифференцированного обучения, так как коллектив воспитанников формируется на свободной основе,  из  групп, в которых занимаются дети разного уровня способностей, мотивации и интереса.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей младшего школьного возраста (7-8лет). Общее количество часов в год составляет 72 часа: теория - 29 часов, практика – 43 часа,

количество часов и занятий в неделю: 1 занятие по 45минут.

Требования к уровню освоения программы

К концу учебного года обучающиеся будут знать :

- представление о мире природы, как целостной взаимосвязаной системе,

-о соотношении жизни и искусства на примерах художественных произведений,

- особенности устной речи, способах ее передачи и восприятия;

-словесную характеристику литературного произведения, музыки, описание картины, окружающего мира фауны и флоры;

-понятия и выразительные средства: (пропорции при построении   элементов рисунка, новые термины по различным видам искусства),

-интегративные качества: любознательность, отзывчивость, средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; общепринятые нормы поведения; проблемные  задачи и пути их решения; представления о себе, о семье, об окружающем мире фауны и флоры;

будут уметь:

-слушать произведения литературы, музыки,

-внимательно рассматривать картины,

-кратко пересказывать произведения литературы - давать словесную характеристику     музыки, описывать картины,

-кратко описывать картины окружающего мира фауны и флоры в соответствии с содержанием программы,

-выполнять рисунок карандашом,

-выполнять творческие работы по аппликации,

-создавать несложные композиционные орнаменты и сюжеты,

-составлять короткие самостоятельные рассказы и сказки;

-следовать интегративным качествам: правилам общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения; решать творческие, проблемные  задачи; следовать представлениям о себе, о семье, об окружающем мире фауны и флоры;

будут иметь навыки:

-составления коротких рассказов, сказок,

 -составления описания сюжета картин,

-последовательного выражения своих мыслей, в пересказе литературного произведения, окружающего мира фауны и флоры,

-прослушивания музыкального произведения,

- внимательного рассматривания произведения живописи,

-в развитии слухового внимания, интонации, движения,

 -интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, овладения средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения; способности решать творческие, проблемные  задачи; представления о себе, о семье, об окружающем мире фауны и флоры в рамках содержания программы.

    Формы подведения итогов реализации программы: смотры творчества, конкурсы, фестивали, выступления детей на родительских собраниях, концертах.

                   II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Введение  в программу «Путешествие в страну Экологию».

 Входящая диагностика.

2

1

1

2.

«Растительный мир осенью»

8

3

5

3.

«Животный мир осенью»

9

4

5

4.

«Человек и природа»

8

3

5

5.

«Растения зимой»

8

3

5

6.

«Животный мир зимой»

8

3

5

7.

«Природа и человек»

9

4

5

8.

«Весна-пробуждение природы»

10

4

6

9.

Итоговые занятия «Что? Где? Когда?». Итоговая диагностика

10

4

6

Всего

72

29

43

   

     III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема№1(2часа)

«Введение в программу «Путешествие в страну Экологию».

                                           Входящая диагностика»

1.Теория-1час. Давайте знакомиться! Знакомство воспитанников с окружающим миром, изобразительным искусством, литературой, музыкой, пластикой, сценическим искусством и адаптация детей к новым условиям в объединении «Путешествие в страну Экологию». Формирование у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитание через игру интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира. Раскрыть, что все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении.. Каждый представитель животного и растительного мира имеет особенности внешнего и внутреннего строения: у деревьев есть ствол, а у кустарников - нет; рыбы покрыты чешуёй, а большинство зверей - шерстью и т. д.От внутреннего строения зависит жизнь живых организмов. Каждый внутренний орган отвечает за выполнения какой-то важной функции: у человека лёгкие обеспечивают дыхание, а растение "дышит" поверхностью листа и т.д.Все системы живого организма взаимосвязаны. Например, при заболеваниях дыхательных органов у человека нарушается работа сердца; если нарушается корневая система растения, то засыхают листья…Нормальная работа всех внутренних и внешних систем зависит от общего состояния организма - здоровья.Рассматривается связь между различными видами искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство по экологической направленности. Виды искусств их разнообразие и  единство.

2.Практика-1час. Прощание с летом. Беседа. Общение. Встреча с братцем Сентябрем. Загадки. Игры. Стихотворение «Осень». Песенка «Мама с зонтиком идет». Аппликация «Осенние листья». Игры: "Назови объекты живой природы", "Из какого мира: растительного или животного?", "Что расскажут наши "помощники" о картине

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения   темы «Введение в программу «Путешествие в страну Экологию».у детей будут достигнуты   определенные результаты:

 -первичное представление о различных видах искусства,

-представления об этических нормах поведения на улице, в обществе,

-формирование  эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в совместной практической творческой деятельности),

-овладение навыками начального понимания языка эмоций,

-овладение навыками двигательно-пластических упражнений,

-закрепление навыков работы с карандашом, ножницами, бумагой,

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

 Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство.

Тема№2(8часа)

«Растительный мир осенью»

1.Теория- 3час. Деревья. Кусты, цветы. Поведение растений осенью. Растительный мир в творчестве Левитана И. Картина «Золотая осень». Пейзаж. Осень в творчестве башкирских художников. Коллективная творческая работа  «Листья леса» (апликация). Орнамент. Зарождение орнамента. Природный орнамент. Геометрический орнамент.

2.Практика-5часов.Коллективная творческая работа«Листья леса» (апликация). Пластический этюд для кистей «Я рисую, что вижу». Упражнения  на  составление простых цветовых композиций. Практическая работа -  рисование элементов растительного узора (ягоды, листья), геометрических фигур. Игра-«Погода в лесу» (пантомима). Самостоятельная работа «Ковер»-«Лесная поляна» (апликация). Загадки. "Назови объекты живой природы", "Из какого мира: растительного или животного?", "Что расскажут наши "помощники" о картине Театрализация «Веселая грядка». Праздник. «Осень - прекрасное время года».

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения   темы «Растительный мир осенью» у детей будут достигнуты определенные результаты:

- пополнятся знания о различных видах деревьев, кустарниках, цветах,

-будут иметь представления об орнаменте и его разнообразии, 

-овладение навыками понимания языка эмоций,

-овладение навыками двигательно-пластических упражнений,

 -овладение навыками работы с карандашом, ножницами, бумагой,

-будут иметь навыки  выразительности детской речи,

-будут сформировываться эстетические потребности, ценности,

-будут развиваться этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство.

Тема№3(9часа)

«Животный мир осенью»

                                   

1.Теория-4час. Расширить и углубить представления детей о диких и домашних животных. Условия жизни диких и домашних животных. Представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. Поиск мест зимовки животных. Сезонные изменения природы. Приспособление животных к  зимним условиям. Изготовление кормушек и корма.Беседа о перелетных птицах. Зимующие птицы нашего края. Образы животных в творчестве художников, композиторов, писателей. Сказки о животных. Звук-словоформа-цвет. Загадки. Потешки. Октябрь. Ноябрь.

1.Практика-5часа. Игра «У каждого свой голос».Песенка «Что ж ты еж такой колючий?» - мимическое подражание. Этюды на воображение:"Назови то, что у меня в руках".Этюды на органичное молчание для нескольких человек:"Зеркало", "Тропинка" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.)Этюды на внимание:"Слушаю только то, что на улице", "Слушаю то, что за стеной или за дверью", "Слушаю то, что слышно в комнате", "Вспомнить вкус" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения.Игры и упражнения на восприятие произведений  живописи, музыки, литературы, пластики. Коллективная творческая работа «Мурлындия». Упражнения на технику владения карандашом  при построении рисунка. Животные в рисунке геометрических фигур. Прощание с осенью. «Осень- прекрасное время года» (воспитательное мероприятие совместно с родителями)

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения   темы            «Животный мир осенью» у детей будут достигнуты определенные    результаты:

 - представления о разнообразии диких и домашних животных,

-представления о перелетных птицах,

-представление об условиях жизни животных зимой,

-углубление знаний об условиях жизни домашних животных(польза, уход), дикие животные сами заботятся о себе,

-овладения навыками игры и упражнений на восприятие                                                                                                                   произведений  живописи, музыки, литературы, пластики по теме «Животный мир осенью»,

 -фомирование навыков начального понимания языка эмоций,

 -формирование  навыков двигательно-пластических упражнений,

 -овладения навыками работы с карандашом, ножницами, бумагой,

-закрепления навыков рисования, аппликации,

-формирование навыков  выразительности детской речи,

-развитие  эмоциональной отзывчивости, воображения, зрительной наблюдательности,

- будут иметь навыки передачи разнообразия зимней природы в пластике движений, слове, рисунках,

-будут сформировываться эстетические потребности, духовные ценности,

-будут развиваться этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в коллективе

-будут иметь представление о  звучании различных голосов (трелями    соловья и голосом человека, изображающего песню соловья),

Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка.

Тема№4(8часов)

                                       «Человек и природа»

1.Теория-3часа. Дать представление о планете Земля, об обитателях земли. Чтобы сохранить нашу планету, нужно с детства любить природу, изучать ее, бережно к ней относиться. Юный эколог-это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах, создает для них благоприятные условия.

Человек, как представитель животного мира, отличается от своих "собратьев" разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям.  У каждого из нас есть пять "маленьких помощников". Благодаря им, мы воспринимаем, ощущаем и познаём окружающий мир. Эти "помощники" (анализаторы) - глаза, нос, уши, язык и кожа. Каждый из них выполняет свою "работу".

Обобщение знаний об осени. Декабрь. Зима в творчестве художников, композиторов, писателей. Рассказы. Сказки. Загадки. Потешки. Разнообразие народных игрушек из глины: филимоновская, дымковская. Народная игрушка-свистулька. Народная игрушка-матрешка. Русская матрешка. Башкирская матрешка. Народные игры. Выразительность и изобразительность. Звук и изображение. Художник И.Грабарь.

Практика-5часа. Прощание с осенью. «Осень- прекрасное время года» (воспитательное мероприятие совместно с родителями.). Игры и упражнения на восприятие произведений  музыки, литературы, пластики. Аппликация по мотивам народных игрушек «Башкирская матрешка». Бумагопластика «Снежинка. Новогодняя елочка». «Поэтические минутки"( Репродукция с картины А.Пластова «Первый снег»; творческие работы детей. Музыка Чайковского «Декабрь»)Зима. «Встречаем Новый год!»

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения   темы            «Человек и природа» у детей будут достигнуты определенные    результаты:

 -развитие представления о разнообразии окружающего мира природы, животного мира,

 -будут иметь представление о народных играх с образами зверей,

-развитие у детей стремления заботы о природе,  животных, птицах,

-развитие сезонной наблюдательности за сезонными изменениями в природе,

-овладения навыками внимательного прослушивания музыки,

начального понимания языка эмоций,

 -овладения навыками двигательно-пластических упражнений,

-развитие навыков слышать настроение музыкального произведения,

-будут иметь навыки развития находить быструю и медленную музыку и двигаться в соответствии с ее ритмом,

-будут иметь навыки  эмоциональной отзывчивости, воображения, зрительной наблюдательности,

-будут сформировываться эстетические потребности, духовные ценности,

-будут развиваться этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в коллективе

Интеграция искусств: литература, музыка, пластика

Тема№5(8часа)

«Растения зимой»

1.Теория- 3час. Понятия «Комнатные растения». Комнатные растения-живой организм. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Уход за комнатными растениями.Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Свтолюбивые и теневыносливые растения, дать о них представление.Дифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете.Формирование навыков ухода в соответствии с их потребностями. Январь.

2.Практика-5часа. Цикл наблюдений за комнатными растениями. Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений.Узнавание, знание 6-8названий комнатных растений. Этюды на воображение:"Назови то, что у меня в руках".Этюды на органичное молчание для нескольких человек:"Зеркало", "Тропинка" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.)Этюды на внимание:

"Слушаю только то, что на улице", "Слушаю то, что за стеной или за дверью", "Слушаю то, что слышно в комнате", "Вспомнить вкус" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения.Групповая выставка рисунков  «Мое любимое комнатное растение. Аппликация(рваная апликация) «Цветок»». Образ  цветов в творчестве художников, писателей, композиторов.Художник И.Грабарь.

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения   темы  «Растения зимой» у детей будут достигнуты определенные    результаты:

-будут развиваться представления о комнатных растениях,

-будут знать образы цветов в творчестве художников, писателей, композиторов,

-будут владеть практическими умениями и навыками   ухода за комнатными растениями,

-будут нарабатывать словарный запас,

-будут передавать разнообразие зимней природы в пластике движений, слове, рисунках,  

-овладеют практическими умениями называть 6-8 наименований комнатных растений,

- овладеют практическими умениями выполнять коллективные творческие работы,

-будут развиваться этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в коллективе.

Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство.

Тема№6(8часа)

«Животный мир зимой»

1.Теория-3часа. Как звери проводят зиму в лесу? Сезонные изменения в жизни животных. Сочувствие к животным. Трудные условия жизни диких животных. Питание, способы передвижения, место обитания животных.Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин. Пришвин. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. «Почему белые медведи не живут в лесу?».Животные жарких стран. Приспособление животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы:все животные живут в тех местах, к которым они приспособились. Беседа о зимующих птицах. Птицы ближайшей округи.Сезонные изменения в жизни птиц. Февраль. Художник И.Грабарь.

2.Практика-5часов.Этюды на воображение:"Назови то, что у меня в руках".Этюды на органичное молчание для нескольких человек:"Зеркало", "Тропинка" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.).Этюды на внимание:"Слушаю только то, что на улице", "Слушаю то, что за стеной или за дверью", "Слушаю то, что слышно в комнате", "Вспомнить вкус" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения.Аппликация «Животные жарких стран». Дидактическая игра по классификации птиц. Коллективная апликация «Птицы на кормушке». Познавательно-развлекательное мероприятие «Птицы-наши друзья».

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения

темы  «Животный мир зимой» у детей будут достигнуты определенные  результаты:

- углубление знаний о разнообразии животного мира,

-углубление знаний  о перелетных птицах,

-представление об условиях жизни животных зимой,

-фомирование навыков начального понимания языка эмоций,

-формирование  навыков двигательно-пластических упражнений,

-овладения навыками работы с карандашом, ножницами, бумагой,

-формирование навыков  выразительности детской речи,

-развитие  эмоциональной отзывчивости, воображения, зрительной наблюдательности,

-будут сформировываться эстетические потребности, духовные ценности,

-будут развиваться этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в коллективе

- будут иметь навыки  выполнения творческой работу на заданную тему,

- овладение навыками коллективного обсуждения произведения искусства; творческой работы;

Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство.

Тема№7(9часов)

«Природа и человек»

1.Теория-4часа. Основные вопросы. Общее состояние живого организма называется здоровьем: здоровье бывает хорошим и плохим, крепким и слабым. Болеют не только люди, но и животные, и растения, только у них свои особенные болезни. О состоянии здоровья можно судить по внешнему виду.Растения и животные умеют лечиться сами. Звери лечатся травами. Деревья - смолой. Люди научились не только исцелять многие свои недуги, но и ухаживать за больными объектами живой природы. Есть предметы и явления, которые укрепляют здоровье: полноценное питание, чистые вода и воздух, благоприятный климат. Для человека к этим факторам можно отнести радость, любовь, физический труд, физкультуру и спорт.Факторы, противоположные по значению (плохая пища, загрязнённый воздух, некачественная вода, вредные микробы, курение, алкоголь, наркотики и пр.), здоровье подрывают. Роль человека в жизни домашних животных. Зависимость всего живого от условий окружающей среды. Создание заповедников. Охрана редких животных и растений. Как жить в дружбе с природой. Животный и растительный мир в творчестве художников, писателей, композиторов. Художник И.Грабарь.Перед экскурсией. Детям о музеях природы, краеведения и их роли в жизни общества.  Правила поведения в музее. Музей леса.

2.Практика-5часов.Экскурсия в Краеведческий музей. Изготовление «Красной книги республики Башкортостан». Коллективная творческая работа «Природа родного края».

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения

темы  «Природа и человек» у детей будут достигнуты определенные  результаты:

-овладение навыками двигательно-пластических упражнений,

 -овладение навыками работы с карандашом, ножницами, бумагой,

-будут иметь навыки  выразительности детской речи,

-будут иметь навыки развития  эмоциональной отзывчивости, воображения, зрительной наблюдательности,

- будут иметь навыки  выполнения творческой работу на заданную тему,

-овладение навыками передачи разнообразия зимней  природы в пластике движений, слове, аппликации,

- овладение навыками коллективного обсуждения произведения искусства; творческой работы;

-будут развиваться этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость в коллективе.

Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство.

Тема№8(10часов)

«Весна-пробуждение природы»

 

1.Теория-4часа.Весенние явления в неживой природе.увеличивается день, становится теплее, тает снег. Набухают почки. Появляются цветы и листья. Периоды наступления весны в нашем крае. Редкие исчезающие растения. Первые весенние цветы. Март. Апрель. Май. Настроение природы в искусстве. И. Левитан и его творчество. Картина «Март». Весна в творчестве писателей, композиторов. Сказочные образы весны.

2.Практика-6часов. Упражнения для тренировки дикции, дыхания и голоса, игра «Пересказываем сказку»; сказочная викторина «Путешествие по сказкам». Упражнения на правильное произнесение согласных звуков; игра «Составляем сказку», игра «Меняем сюжет». Загадки о различных природных и рукотворных объектах: разгадывание.

Весна. Праздник с элементами театрализации «Устное народное творчество-путешествие по сказкам!». Составление творческой коллективной работы «Составляем сказку»

3.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения

темы«Весна-пробуждение природы» у детей будут достигнуты       определенные  результаты:

-углубление знаний об условиях жизни домашних животных(польза, уход),

- углубление знаний об условиях жизни диких животных,

-овладения навыками игры и упражнений на восприятие                                                                                                                   произведений  живописи, музыки, литературы, пластики по теме «Животный мир осенью»,

 -фомирование навыков начального понимания языка эмоций,

-формирование  навыков двигательно-пластических упражнений,

 -овладения навыками работы с карандашом, ножницами, бумагой,

-закрепления навыков рисования, аппликации,

-формирование навыков  выразительности детской речи,

-развитие  эмоциональной отзывчивости, воображения, зрительной наблюдательности,

- будут иметь навыки передачи разнообразия весенней природы в пластике движений, слове, апликациях,

-будут сформировываться эстетические потребности, духовные ценности,

-будут развиваться этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в коллективе

-будут иметь устойчивую мотивацию к самостоятельному созданию художественных образов и словесного творчества,

-будут иметь устойчивое внимание на восприятие художественного образа,

-будут уметь составлять творческую коллективную работу,

-будут иметь расширенный словарный запас: составлять сюжетные рассказы, основанные на фантазировании,

-будут принимать, и следовать основным нравственно-эстетическим ценностям,

-будут развиваться этические чувства,формироваться экологическое сознание, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость в коллективе.

Интеграция искусств: изобразительное искусство, литература, музыка.

     

Тема№9(10часа)

«Итоговые занятия «Что? Где? Когда?». Итоговая диагностика»

1.Теория-4часа. Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера.Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

Времена года. Признаки весны.Изменения в природе каждого времени года. Изменения поведения животного мира в каждом времи года. Животный мир в сказочных образах. Художники их репродукции: Левитан, Грабарь, Иванов, Шишкин. Жанры картин.Композиция. Симметрия. Коллективное творчество детей.

2.Практика-6часов.Основные вопросы. Подведение итогов систематической планомерной работы по курсу программы. Форма проведения занятия «вопросы и ответы» в сопровождении музыкальных произведений, репродукций, веселых практических заданий. Вопросы: какой жанр картины: пейзаж, портрет, натюрморт? Что изобразил художник? Опиши, что ты видишь. Есть ли здесь сюжет? Можно изображенное на картине увидеть в жизни? В каком колорите написана картина? Какое настроение вызывает эта картина у зрителей? Почему? Что общего между изображением мира и реальным миром, в котором мы живем?. Игры «Угадай, о ком скажу?», «Угадай, чей голос?», речевая игра «Составь предложение», упражнение «Заверши рисунок так, чтобы можно было определить время года»; «Каких цветов больше: холодных или теплых?». «Дорисуй лес. Передай в рисунке глубину леса». Животный мир в сказочных персонажах. Этюды на характерность:"Все – зверята", "Все – цветы на клумбе", "Задиристые петушки", "Мышонок и кошка", "Две собаки", "Паук и муха", "Взрослые и дети" (разница в походке, мимике, пластике, действиях...)

Игры с элементами театрализации, стихи, загадки, песни.  Викторина «Что? Где? Когда?»

Образ лета в творчестве российских художников. Репродукции.Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!»(бумагапластика).

2.Требования к знаниям и умениям: в результате изучения тем«Итоговое занятие «Что? Где? Когда?». Итоговая диагностика»

 у детей будут достигнуты определенные результаты:

-будут иметь навыки подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять слова с эпитетами,

-будут иметь навыки эмоционально, говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство голосового интонирования,

-развитие зрительских навыков,

-будут иметь навыки давать словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются в воображении при ее прослушивании,

-будут иметь навыки раскрыть особенности живописного колорита,

-будут иметь навыки определять жанры произведений изобразительного искусства,

-будут иметь навыки составлять композиции и аппликации из природного материала и цветной бумаги,

-будут иметь навыки мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния,

-будут иметь навыки уважительного отношения к окружающему

  миру     природы, животных, культуре и искусству,

-будут учиться оценивать свои и чужие поступки с позиции

 общих ценностей.

Интеграция искусств:  изобразительное искусство, литература, музыка, сценическое искусство.

IV.Материально-методическое обеспечение

Краткое описание методики обучения

          Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» построена на принципах интеграции четырех основных искусств – изобразительного, музыкального, литературного, сценического, выступающих средством формирования духовно – нравственного, художественно – эстетического отношения ребенка к окружающему миру, воспитывая экологическое сознание маленького человека.

 Интегрированные занятия расположены по темам:

«Введение  в программу «Путешествие в страну Экологию», «Растительный мир осени», «Животный мир осени», «Человек и природа», «Растения зимой», «Животный мир зимой», «Природа и человек», «Весна-пробуждение природы», «Занятие-викторина «Что? Где? Когда?». Итоговая диагностика»

В программе представлен перечень заданий, советов и рекомендаций по обучению воспитанников.

 Значительное место на занятиях отведено овладению детьми навыков мелкой ручной работы и работы с инструментами, что способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости, сосредоточенности и вниманию; игры и упражнения на восприятие структурной соотнесенности произведений живописи, музыки, литературы, пластики.

Кроме основных задач по обучению, воспитываются у детей уважение друг другу, акцентируется внимание детей на культуре поведения и общения, что побуждает к развитию разговорной речи, развитию коммуникативных качеств личности.

 Новые подходы в области дидактики, методики дополнительного образования реализуются на основе концептуальных принципах:

 культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир,

эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусств, овладение языком искусства,

интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусств и разнообразной художественно – творческой деятельностью, взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности,

адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально – творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

      Содержательный аспект программы выстраивается в виде спирали: познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведения искусств (музыкальное, изобразительное, литературное), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках, аппликациях, в образной вербальной характеристике, в сценических образах, пластическом движении.

На этом этапе важным является:  передача и приумножение опыта творческой деятельности детей. Здесь  начинает складываться процесс самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества. К завершению программы у детей формируется система умений и навыков, необходимых для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:

-изобразительная (работа с карандашами),

-конструктивная (работа с белой и цветной бумагой, природными материалами и др.),

-музыкальная (получение детьми опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой),

-художественно-речевой (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем он рассказывает в своем произведении, как передает настроение героев, состояние природы). Занятия по содержанию духовно – нравственные: выразительное слово дополняется классической музыкой; просмотр картины дополняется поэзией и т.д., а художественно – эстетическая деятельность воспитанников на занятиях находит также разнообразные формы и выражения:

- рисование по представлению, копирование, творческая работа на воображение;

-декоративная работа : декоративные узоры в круге, в квадрате, в овале,

- аппликация  и др.;

-восприятие явлений действительности и произведений искусств: литературные произведения, сказки, видео иллюстрации, репродукции, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

-обсуждение работ в коллективе и результаты собственного творчества;

-подбор иллюстративного материала по изучаемым темам;

-подбор музыкальных произведений по темам занятий;

-коллективно – творческая деятельность по  направлениям искусств;

-инсценирование сказок и др. виды творческой деятельности;

-прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Каждая тема занятий представлена наглядными пособиями, литературой, музыкой.

Задания внутри каждой темы расположены по возрастающей сложности.

Теоретические задания подкрепляются практическим применением к жизни.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1.Познавательный сюжет.

2.Связь с современностью.

3.Освоение основных  приёмов и навыков, выполнение  заданий.

4.Выполнение творческих работ (индивидуальных или коллективных).

На каждом этапе, в каждой теме, существует приоритет одной или нескольких видов искусств: музыка, живопись, литература, театральные формы, дополняются пластикой.

В основу программы заложены как традиционные, так и нетрадиционные методы педагогической работы.  

С целью формирования теоретических знаний и практических навыков используются практические и теоретические методы. Одним из основных применяемых практических методов являются: упражнения и тренировка по развивающему обучению. Например, повторные упражнения - как средство развития внимания, памяти, восприятия, цвета и формы. Объяснительно-иллюстративный метод: объяснение, рассказ, беседа с демонстрацией разнообразного наглядного материала (иллюстрации, образцы изделий, плакаты) Методы проблемного обучения: эвристические беседы с постановкой проблемных вопросов или проблемных ситуаций – направлена на самостоятельное решение детьми творческих задач, т.е. обучающиеся самостоятельно ищут способы творческой деятельности и решают творческие задачи. Развиваются творческие способности, образное воображение и вырабатываются навыки фантазирования. Главное внимание уделяется игровой методике. Важное место в программе отводится  организации совместного творчества детей, при этом используются различные  формы совместной творческой работы: КТД, театрализация, командные игры. На творческих занятиях  сначала выполняются задания,  по заранее разработанному плану, но постепенно задачи усложняются, где включается самостоятельность и фантазия мышления каждого воспитанника; предлагается выразить своё образное мышление через рисунок, слово, движение.

        

Перечень практических работ:

-составление рассказа, пересказ сказки, инсценирование сказок,

-игры, загадки, заучивание потешек, стихов;

-творческие работы по шаблону, по памяти используя карандаши, краски,

-творческие работы по аппликации с использованием цветной бумаги,

-творческие работы с использованием природного материала,

-работа с дидактическим материалом - коллективно и индивидуально.

Техническое оснащение занятий

Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования.

Бумага, основа для композиций:

Альбомы для детского художественного творчества; белый и цветной картон;

наборы цветной и бархатной бумаги; фольга разного цвета; иллюстрации из старых журналов; спичечные коробки для создания композиций – миниатюр.

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:

кисти разных размеров; краски акварельные; цветные  и простые карандаши; фломастеры; ножницы; клей; скрепки; скотч, лейкопластырь.

Бытовой материал.

Фантики на бумажной основе;, зубочистки деревянные и пластиковые; упаковки из – под молочных продуктов;  ленточки, лоскутки тканей.

Природный материал.

Осенние листья; семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и др. плодов.

Шишки; желуди; орехи; скорлупа грецких орехов; ягоды шиповника, рябины; камешки и раковины; палочки и веточки; кора березы и др. деревьев; злаки, травы, хвоя.

Одежда.

Фартуки; салфетки бумажные и матерчатые.

Библиотечный фонд

Учебно - методические комплексы (дидактические материалы к занятиям, рабочие тетради)

Книги для чтения : сказки, потешки, поговорки, басни.

Пособия с иллюстрированным материалом.

Плакаты и таблицы к занятиям с комментариями.

Набор настольных познавательных игр с комментариями.

Экранно - звуковые пособия.

Аудиозаписи к методическим пособиям.

Видеофильмы по разделам «Мир вокруг тебя», «Сказки»

Диски с записями классической музыки

Диски с записями детских песен

Приложения

Приложение№1

Диагностический инструментарий дополнительной образовательной программы «Путешествие в страну Экологию»

Критерии оценивания.

Для отслеживания результата учебно-воспитательного процесса по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» организуется комплекс контрольно-оценочных мероприятий:  диагностика, выставки, по всем видам искусств: открытые просмотры, конкурсы,"сквозные" мероприятия, совместные коллективные творческие работы,  контрольные срезы.

 Система отслеживания результатов учебно – воспитательного процесса  разработана по определённым видам контроля: вводный, текущий, итоговый.

Вводный контроль проводится в начале учебного года и включает в себя:

-уровень художественных и творческих способностей воспитанников

-уровень обученности, уровень творческой деятельности

 -уровень развития социальных навыков и качеств (коммуникативных)

-уровень воспитанности.

Для оценки используются различные  тестовые задания, беседы, наблюдение.

Текущий (тематический) контроль направлен на то, чтобы выявить уровень освоения воспитанниками материала по теме, творческий потенциал, оценить уровень самостоятельности, способность к рефлексии, а также оценить уровень развития коллектива. Проводится по итогам обучения каждого раздела образовательной программы (психологические игры, задания индивидуальные и коллективные) и по окончанию первого полугодия (декабрь-январь).

Используются диагностические задания: опросы, практические работы, выставки.

Итоговый контроль – это контроль выполнения поставленных задач, уровня приобретённых умений и навыков на всех этапах образовательного процесса  для воспитанников.

                                         

 Показатели для наблюдений.

1.Развитие речи

1.дети знают особенности рассказа, сказки, стихотворения, басни, пословицы, поговорки;

2.на слух или при чтении могут различать рассказ, басню, сказку;

3.могут логично отвечать и составлять короткие рассказы;

4.показать возможности голоса и его интонации в передаче настроения при устном общении;

5.учатся кратко пересказывать сюжетные произведения литературы;

2.Основы восприятия содержания музыки.

1.дети учатся давать словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются в воображении при ее прослушивании;

2.умеют на слух воспринимать и различать музыкальные жанры ( марш, вальс, песня и др.);

3.учатся воспринимать мажорное и минорное звучание;

4.могут определять мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении;

5.знают образную взаимосвязь музыки с литературой, ИЗО, театром;

6.учатся соотносить произведения музыки с произведениями других видов искусства на основе образной общности

3.Основы пластики и театральных форм.

1.дети учатся координировать движения и компоненты пластики в соответствии с сенсорной

деятельностью;

2.дети имеют представление о богатстве мимической выразительности, о знаковой системе жестов, выразительности поз;

3.учатся фиксировать мимические выражения, жесты и позы, а также расшифровывать их значение ;

4.дети знают основы театрального действия, о роли ассоциаций и предполагаемых обстоятельств в создании театрального образа, сценического персонажа;

5.дети учатся добиваться свободы самовыражения через пластические и сценические импровизации по произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства.  

4.Основы цветоведения:

1.дети владеют навыками выразительного исполнения трехцветия (красный, желтый, синий),составными цветами (оранжевый, зеленый, фиолетовый);

2.различают теплые и холодные цвета;

3.выражают различные эмоциональные состояния с помощью различных цветовых решений;

4.знают основные приемы работы с карандашом;

5.учатся наблюдать цветовое многообразие в окружающем их мире, в детских работах, в живописных произведениях художников и подбирать соответствующие цвета для своих работ

5.Основы композиции

1.знакомятся с некоторыми материалами (цветная бумага и т.д.) и техника (аппликация, коллаж и др.)

2.выполняют композиции, заполняя всю плоскость, стремятся передать симметрию, ритм, контраст и другие средства композиции;

3.получают знания об орнаменте, знают образный и символический смысл применяют эти знания в своих композициях.

Мотивации к занятиям.

Мотивации к занятиям

1.ребёнок проявляет неосознанный интерес, несвязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковременный. (Подготовительный уровень).

2.интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчива,  связанная с результативной стороной процесса. (Начальный уровень)

3.интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, стремление добиваться результатов. (Уровень освоения).

4.чётко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет. (Уровень творческий, совершенствования)

Творческая  активность

1.интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывают радости от открытия. Выполняет задания по заранее данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблемы.

2.творческую инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

3.есть положительный эмоциональный отклик на свои успехи в творчестве. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может их выполнить.

4.легко и быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением.

Навыки самоорганизации

1.Самоопределение в группе.

-не умеет найти себе место в объединении, находит либо с трудом, либо с помощью, легко находит себе место и занятие.

2.Самовыражение  на роль: сам не выбирает себе роль в  игре, деятельности, иногда выбирает, всегда активно выбирает роль.

3.Выбор себе вида деятельности, творчества (материала): не может выбрать себе вид деятельности, колеблется, но выбирает, среди многих вариантов способен выбрать.

4.Ответственность за дело: угасает, бросает начатое, бросает и возвращается, доводит дело до конца.

5.Опрятность вида: неопрятен, небрежен, не аккуратен; не всегда следит за собой; всегда опрятен, аккуратен.

6.Соблюдение правил (этика): невежлив, не умеет себя держать; иногда забывает о правилах поведения; вежлив, тактичен, умеет себя вести.

V.Список литературы

Список обязательной литературы:

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Внешкольник, 2006 г

2.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СаН ПиН 2.4.2.1178-02 М. 2003.

3.«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», программа, Уфа, БИРО,2004г.

4.Закон Российской Федерации «Об  образовании». М. 2012 г.

5.Закон Российской Федерации от 21.07.2007«Об  образовании».М. 2007г.

6.Конвенция ООН «О правах ребенка».2005г.

7.Конституция Российской Федерации. 1993 г.

8.Конституция Республики Башкортостан. 1993 г

9.Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина М.2009г.

10.Концепция развития системы УДОД. 2007г.

11.О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании» - Уфа – 2005г.

12.Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Уфа 2004.

13. Республиканская целевая Программа «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан» на 2007 - 2011 годы, Постановление Правительства Республики Башкортостан N 305, от 25 октября 2006 г.

14.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий – М.: Народное образование, 2006 – 856с.

Литература для педагогов

1.Бахтиярова В.Ф., Ильясова Г.Р. авторская образовательная программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство БИРО, 2009г.

2.Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание», Воронеж, 2012г.

3.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012г.

4.Дошкольное образование. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе. М. Издательский Центр «Вентана-Граф»,2013г.

5.Концепция содержания непрерывного образования (дополнительное и начальное звено). Утверждена Федеральным Координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17июня 2003г.

Пименова Т.М., Архипова В.В.Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград: учитель, 2013г.

6.Сценарии театрализованных представлений и развлечений в ДОУ. Практическое пособие АРТИ, М.2011г.

7.СтефановаН.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград. Издательство «Учитель», 2013г.

Литература для обучающихся

1.Дорофеев Ю. Школа семи гномов. Годовой курс для детей 6-7лет. Уроки этики.М.2008г.

2.Федюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007г.

3.Федюкова Л.Б.Уроки доброты. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007г.

4.Федюкова Л.Б.В мире пословиц. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007г.

5.Федюкова Л.Б.Я и другие. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2008г.

6.Федюкова Л.Б.Я развиваюсь. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей. Издательство «Ранок», 2007г.

Дополнительная литература

1.Андерсен Х.К. Русалочка. Сказки, истории. М., 2006.

2Гудкина Э.И. Дети и стихи. М., 2005.

3.Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей. 5-10лет. Ярославль., 2006.

4.Книги для самых маленьких. Золушка. Белоснежка. Красавица и Чудовище. Алладин. М., 2006.

5.Казакова Т.Г.Детское изобразительное творчество. М.2006.

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. М. 2006.

7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М. 2006.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Пособие для педагогов и родителей. Ярославль.2006.

9.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для воспитателей и родителей. Ярославль, 2006.

10.Художественная аппликация и узоры из бумаги. Можайск. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/

Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана  на три года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Модель образовательного пространства программы «Путешествие в страну Экологию» (для детей 7-8лет)

В схематическом изложении раскрываются основные направления дополнительной образовательной программы "Путешествие в страну Экологию" и ее перспективы....

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...