Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/
рабочая программа (4 класс) по теме
Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет).
Программа расчитана на три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yuid_2010.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Районный центр детского творчества»
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
методическим советом директор РЦТД
протокол №__________ ___________________
от «_____» ______20 _г. Т. С. Никитина
приказ №_________
от______________20 г.
Образовательная программа
детского объединения «Юный инспектор движения»
/для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/
Составитель:
Сиюткина Ольга Федоровна,
педагог дополнительного
образования детей
дер. Сайгатина
2010 год
Пояснительная записка
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1млн. 200тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасного движения».
Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил достаточного профессионализма.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и является, на мой взгляд, самой актуальной на сегодняшний день. Плата за свою безграмотность и несознательность очень дорога и ничем не оправданна. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях погибли 7574 детей и подростков, а 116012 – получили травмы различной степени тяжести, многие остались инвалидами. Дорожно – транспортная обстановка в Сургутском районе также остается тревожной: зарегистрировано 2176 ДТП при которых 26человек погибли и 240 травмированы (статистика за 9 месяцев 2008г.) В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.
Новизна программы состоит в том, что:
- наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
- программа дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД, вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Считаю, что данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной школе); косвенно ориентируем детей на будущую профессию.
Сформулируем основные принципы реализации программы:
1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных профилактических мероприятий.
2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного травматизма.
3. Аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.
5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.
6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.
Цель программы: Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи:
Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в детском саду «Светлячок», предупреждение нарушений дорожного движения детьми.
Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Участие в районных смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях.
Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.
Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы.
Организация работы с юными велосипедистами.
Развитие творческих и мыслительных навыков детей.
Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД:
Занятия на втором году обучения уже планируются с учетом как возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом на территорию дер. Сайгатина учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:
- переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
- передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;
- консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;
- сопровождение учащихся на экскурсии в лес и в столовую.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
дети, проживая в отдаленных поселках, могут занять свое свободное время весьма полезным делом;
ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;
развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;
прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.
Освоив данную программу, ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет ряд полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.
Программа рассчитана на 3 года обучения, адресована детям возрастной категории 10 -12 лет, т.к. у них отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге. Объем программы 684 час (1 год – 228 часов, 2год – 228 часов и 3год – 228 часов).
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал школы.
Программы каждого года обучения имеют одинаковые разделы:
-введение (4ч., 3ч., 3ч.)
- изучение ПДД (149 ч., 123ч. и 123ч.);
- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим (37ч., 24ч. и 18ч.);
- вождение велосипеда (0ч., 16ч. и 18ч.);
- агитационно-массовая работа (18ч, 47ч. и 60ч.)
- участие в массовых мероприятиях (16 ч., 55 ч., 60 ч.)
-резерв (4ч., 7 ч., 4 ч.)
Анализ количества часов, отводимых на изучение каждого раздела, показывает, что к третьему году обучения основной акцент делается на использование приобретенных знаний и практического опыта для организации массовых мероприятий, учебы в начальной школе и даже на привлечение юных инспекторов дорожного движения для дежурства на территории школы и патрулирования на территории поселков.
Начиная с первого года обучения, в тематический план вносятся промежуточная и контрольная аттестация членов ЮИД, цель которой, выявить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков после прохождения крупных блоков.
Результативность занятий также определяется участием отряда и каждого его члена в различных соревнованиях и организационной деятельностью каждого их них (персональное портфолио).
Занятия проводятся три раза в неделю – вторник с 1400 до 15 45 , среда и пятница с 1500 до 16 45 часов.
Формы и методы обучения весьма разнообразны: лекция, беседа, ролевая и тренировочные игры, диспуты, круглый стол, викторины, КВНы, экскурсии, практические занятия, игры с использованием информационных технологий, фигурное вождение велосипеда, строевая подготовка, встречи с инспекторами ГИБДД, социальным педагогом и психологом школы и т. д. Занятия ведутся с учетом возрастных, индивидуальных способностей и уровня подготовки детей.
Прогнозируемые результаты
Отряд ЮИД будет пополняться новыми членами и возможно будет разделение на небольшие возрастные группы для более эффективной организации занятий; творческое объединение ЮИД повысит свой социальный статус, занимая более значимое положение в структуре школьного самоуправления и поднимая свой рейтинг участием в районных мероприятиях; значительно повысится интерес школьников не только к массовым мероприятиям, но и к процессу получения новых теоретических и практических знаний по ПДД, административному и уголовному праву.
Косвенными критериями служат: развитие чувства ответственности и товарищества и взаимовыручки, воспитание грамотных участников дорожного движения, как в качестве пешехода, так и водителя, выработка обостренного чувства самосохранения и навыков здорового образа жизни.
Условия реализации образовательной программы
Необходим оборудованный кабинет по Правилам дорожного движения, автогородок, постоянный доступ к Интернет - ресурсам, наличие подборки методической и художественной литературы для детей, серия цветных иллюстраций, плакатов, набор дорожных знаков, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного движения, экзаменационные билеты категории «В», методические разработки, велосипеды с защитными приспособлениями, доступ к компьютерам, медиаигры, форма для выезда на соревнования.
Немаловажную роль играет тесная связь с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, родителями и другими специалистами из числа работников школы.
Учащиеся первого года обучения должны:
Знать:
основные понятия и термины, используемые в Правилах;
обязанности пешеходов и пассажиров;
значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
назначение дорожной разметки;
подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»;
как распознать и предвидеть опасность;
основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;
ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 4 | 4 | - |
2. | Изучение правил дорожного движения | 149 | 74 | 61 |
2.1. | Основные понятия и термины, используемые в правилах | 10 | 8 | 2 |
2.2. | Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. | 29 | 16 | 13 |
2.3. | Дорожные знаки, разметка. | 39 | 23 | 16 |
2.4. | Расположение транспортных средств на проезжей части. | 32 | 20 | 12 |
2.5. | Скорость движения. | 11 | 8 | 3 |
2.6. | Правила движения для велосипедистов. | 28 | 12 | 16 |
3. | Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и ожогах. | 37 | 27 | 10 |
4. | Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах. | 18 | 4 | 14 |
5. | Участие в массовых мероприятиях. | 16 | - | 16 |
6. | Резерв | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 228 | 124 | 104 |
Содержание программы
1-го года обучения
1. Введение
Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.
2. Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.
Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д.
Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.
2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.
Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.
Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.
Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения.
2.3. Дорожные знаки, разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички).
Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.
Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.
2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.
Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении.
Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.
Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.
Практика: изготовление учебного лото.
2.6. Правила движения для велосипедистов.
Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог.
Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.).
3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.
Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.
4. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.
- игровая программа «Зеленый огонек»;
- игра-эстафета «Школа светофорных наук»;
- беседа «На красный свет – дороги нет!»
- игровая программа «Пешеходы и водители»;
-игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
- конкурс знатоков «Знайте правила движения как таблицу умножения».
Учащиеся второго года обучения должны:
Знать:
основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
правила дорожного движения – нормативный документ;
типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами;
группы знаков и их назначение;
требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
проезд перекрестков;
обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;
первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения);
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением макетов и без них;
применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;
проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
выпускать памятки безопасности, стенгазеты.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 3 | 3 | - |
2. | Изучение правил дорожного движения | 123 | 50 | 73 |
2.1. | Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми | 3 | 3 | - |
2.2. | Пешеходы на дороге | 12 | 3 | 9 |
2.3. | Сигналы светофора и регулировщика | 9 | - | 9 |
2.4. | Дорожные знаки, разметки | 21 | 6 | 15 |
2.5. | Требования к движению велосипедов и мопедов | 18 | 6 | 12 |
2.6. | Скоростной режим | 12 | 7 | 5 |
2.7. | Обгон, остановка, стоянка транспортных средств | 24 | 10 | 14 |
2.8. | Проезд перекрестков | 21 | 12 | 9 |
2.9. | Движение через железнодорожные пути | 3 | 3 | - |
3. | Первая помощь при травмах и несчастных случаях | 24 | 9 | 15 |
3.1. | Переломы | 12 | 3 | 9 |
3.2. | Травматический шок | 6 | 4 | 2 |
3.3. | Правила наложения стерильных повязок | 6 | 2 | 4 |
4. | Агитационно-массовая работа | 55 | 18 | 37 |
4.1. | Беседы, игровые программы | 33 | 15 | 18 |
4.2. | Дежурство в микрорайонах школ | 10 | - | 10 |
4.3. | Выпуск стенгазет, молний | 12 | 3 | 9 |
5. | Фигурное вождение велосипеда | 16 | - | 16 |
6. | Резерв | 7 | 3 | 4 |
Итого: | 228 | 83 | 145 |
Содержание программы
2-го года обучения
1. Введение
Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год.
2. Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми.
Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге.
Пересечение дороги за городом.
Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке.
Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.
2.3. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.
2.4. Дорожные знаки, разметки.
Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств.
Практика: изготовление макетов, плакатов.
2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.
Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения.
Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот.
Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог.
Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов).
2.9. Движение через железнодорожные пути.
Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде.
Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.
3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
3.1. Переломы
Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин.
Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.
3.2. Травматический шок.
Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока.
Практика: оказание первой медицинской помощи.
3.3. Правила наложения стерильных повязок.
Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.
Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу.
4. Агитационно-массовая работа
- беседа «Твой друг – велосипед»;
- игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Авторинг», «Путешествие по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры», «Знатоки дорожного движения»;
- викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»;
- дежурство на территории школы и поселка;
- выпуск стенгазет, боевых листков, молний.
Учащиеся третьего года обучения должны:
Знать:
причины и последствия ДТП;
конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
правовое воспитание пешеходов;
организацию и регулирование дорожного движения;
сложные ситуации на дороге и перекрестке;
правила оказания первой помощи в пути, при ДТП;
содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих;
историю дорожного движения.
Уметь:
применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства;
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А и В;
проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;
выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Изучение Правил дорожного движения | 125 | 87 | 38 |
2.1. | Ответственность за нарушение ПДД | 4 | 4 | - |
2.2. | Расположение транспортных средств на проезжей части | 18 | 12 | 6 |
2.3. | Движение по трамвайным путям попутного направления | 9 | 6 | 3 |
2.4. | Правила движения для мотоциклиста, мопедиста | 10 | 7 | 3 |
2.5. | Остановочный путь транспорта | 10 | 7 | 3 |
2.6. | Встречный разъезд | 10 | 7 | 3 |
2.7. | Остановка и стоянка | 8 | 6 | 2 |
2.8. | Проезд перекрестков | 10 | 4 | 6 |
2.9. | Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали | 8 | 4 | 4 |
2.10. | Приоритет маршрутных транспортных средств | 8 | 6 | 2 |
2.11. | Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами | 8 | 6 | 2 |
2.12. | Буксировка механических транспортных средств | 8 | 6 | 2 |
2.13. | Перевозка людей | 8 | 6 | 2 |
2.14. | Ответственность за нарушение ПДД | 6 | 6 | - |
3. | Первая медицинская помощь при травмах | 18 | 8 | 10 |
3.1. | Способы вентиляции легких | 6 | 3 | 3 |
3.2. | Транспортировка пострадавших | 9 | 3 | 6 |
3.3. | Содержание автомобильной аптечки | 3 | 2 | 1 |
4. | Агитационно-массовая работа | 60 | 15 | 45 |
4.1. | Занятия в школе светофорных наук | 12 | 3 | 9 |
4.2. | Игровые программы и соревнования | 12 | 3 | 9 |
4.3. | Выступление с рефератами | 6 | 6 | - |
4.4 | Выпуск стенгазет, молний | 12 | 3 | 9 |
4.5. | Дежурство на территории школы и поселков | 18 | - | 18 |
5. | Фигурное вождение велосипеда | 18 | - | 18 |
6. | Резерв | 4 | - | 4 |
Итого: | 228 | 113 | 115 |
Содержание программы
3-его года обучения
1. Вводное занятие
Анализ работы (достижения и недостатки). Ознакомление обучающихся с планом работы в учебном году. Задачи на новый учебный год.
2. Изучение Правил дорожного движения
2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.
2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Запрет на движение транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления.
Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.
Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.
2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.
Теория: Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов.
Практика: оформление плакатов.
2.5. Остановочный путь транспорта.
Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.
Практика: решение задач по правилам ПДД.
2.6. Встречный разъезд.
Теория: Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Действия водителя обгоняемого Встречный разъезд.
Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных средств при затрудненном разъезде на уклонах.
Практика: решение задач по правилам ДД.
2.7. Остановка и стоянка.
Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств.
Практика: решение задач по ПДД.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.
2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.11. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия применения противотуманных фар, габаритных огней.
Переключение дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.
Практика: решение задач по ПДД.
2.12. Буксировка механических транспортных средств.
Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.13. Перевозка людей.
Теория: Перевозка людей
В кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.14. Ответственность за нарушение ПДД.
Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.
3. Первая медицинская помощь при травмах
3.1. Способы искусственной вентиляции легких.
Теория: Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова, непрямой массаж сердца.
Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю область живота.
Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств.
Практика: Способы транспортировки пострадавших.
3.3. Содержание автомобильной аптечки.
Теория: Состав автомобильной аптечки: обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и перевязки ран, средства при болях в сердце, средства для сердечно- легочной реанимации при клинической смерти, средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях.
Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки.
4. Агитационно-массовая работа
- занятия в школе «Светофорных наук по темам: «Мы – пешеходы», «Знаки наши верные друзья», «Твой друг – велосипед»;
- соревнования «Безопасное колесо»;
- выступление с рефератами на школьных предметных декадах,
в знаменательные дни и на родительских собраниях;
- посвящение первоклассников в пешеходы;
- конкурс рисунков по разной тематике;
- конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;
- агитбригада «Патрульные ребята»;
- дежурство на территории школы и поселков;
- выпуск стенгазет, молний, боевых листков и т. д.
Литература
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2006.
4. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия / авт.-сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
7. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.: Транспорт, 1988г.
8. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с. (Серия» Вместе с детьми».)
9. Я пешеход (альбом – раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин, Р.Еникеева. Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
10. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа отряда юных инспекторов движения
Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...
Программа отряда юных инспекторов движения
Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...
Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Капелька» (для обучающихся 5-7 лет) Срок реализации программы - 1 год
Цель программы: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования. Задачи программы:способствовать развит...
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) «Зелёный огонёк» на 2016-2017 гг.
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)«Зелёный огонёк» ...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...