ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
ПРОГРАММА КРУЖКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« СИНЯЯ ПТИЦА»
( рассчитана на детей 1 классов)
Срок реализации программы – 1 год
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 30
ПРОГРАММА КРУЖКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« СИНЯЯ ПТИЦА»
( рассчитана на детей 1 классов)
Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА
УЧИТЕЛЕМ ИЗО ИСКУССТВА И МХК
Калмыковой
Еленой Алексеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий студии изобразительного искусства «Синяя птица»
ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному
искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совер-
шенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюда-
тельность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством
родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – приклад-
ного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Работа в студии включает руководство практической работой детей, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников,
выход на природу ( в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение
бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению
умений и навыков, которые могут быть использованы в практической дея-
тельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материа-
лами.
Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний
и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит
посредством собственного творчества, изучения художественного наследия
и выдающихся произведений современности.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также
его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных,
синтетических видов искусства, художественных стилей.
Задачами художественного развития учащихся являются:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
формирование эстетического вкуса,
понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,
формирование умения образно воспринимать окружающий мир
и откликаться на его красоту.
- формирование художественно-творческой активности:
учащиеся студии должны уметь анализировать произведения
искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя
самостоятельность,
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,
участвовать в обсуждении работ.
- формирование художественных знаний, умений и навыков.
Программа изостудии рассчитана на три года, на детей от 9 до 14 лет ( 4-6 класс ).
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над
натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной
композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)
пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка
народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой сти-
листикой ( одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- оформлять выставки собственных работ.
Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать
учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми
программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих
поисков.
Построение программы
Кружка изобразительного искусства
«Синяя птица»
1 классы.
Младшая группа. (1 класс) Развитие фантазии и воображения.(72 час.)
Основные
разделы - Художественный язык изобразительного
искусства.
- Мир изобразительных искусств.
- Художественное творчество и его связь с
окружающей средой.
Тематическое планирование работы
студии изобразительного искусства
«Синяя птица»
Наименование раздела | № за- нятия | Дата проведения | Тема занятия | Содержание и методические приемы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Младшая группа Развитие фантазии и воображения.( 36 занятий -72 часа) | |||||
Художествен- ный язык изобразительно- го искусства 1 | 1 2 3- 4 5 6 7 8 2 | Чем и на чем рисует художник? Выразительные возможности художника. Учимся рисовать кистью. Линия и штрих- основа рисунка Линия как средство выражения. Форма предметов. Основные и составные цвета. 3 | Рассказ об истории изобразительного искусства. Знакомство с худо- жественными инструментами и материалами . Знакомство с раз- личными художественными живописными техниками. Совершенствование графических навы- ков ( линия, штрих, абрис) Передача простра нства линией. Нанесение штрихов для выявления фор- мы предмета. Конструирование из простых геомет- рических фигур более сложные. Зрительное восприятие цвета. 4 | 2час 2 часа 4 часа 2 часа 2 часа 2 часа
2 часа | |
9 10 11 12 13 14 | Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью. Техника работы гуашью. Композиция рисунка. Перспектива в рисунке. Воздушная перспектива. | Составление цветов путем смешения. Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной палитрой вариатив- ных возможностей цвета. Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Особенности гуашевых красок. Отработка приемов работы с гуашью. Знакомство с прави лами компоновки рисунка на листе. Развитие пространственных представлений. Изображение предметов в перспективном сокращении. Сведения о воздуш- ной перспективе,законы возд.перспективы применение правил воздушной перспективы в рисунке. | 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа | ||
Мир изобразитель- ных искусств | 15- 16 | Жанры живописи. | Раскрыть отличительные особенности каж- дого жанра,истори- ческие сведения. | 4 часа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
17 18- 19 20 21 22-23 24-25 26-27 | Анималистичес- кий жанр. Исторический жанр О чем рассказывают картины
Самый вниматель- ный и грамотный зритель. Московский Кремль- жемчужи- на мировой архитектуры Натюрморт «Золотая Хохлома» Портрет в творчестве Леонардо да Винчи | Знакомство с творчеством И.И.Шишкина. Изготовление коллажа на историческую тему. Беседа по картине В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купе- ческий дом». Конкурс- состязание на зна- ние худ.произведе- ний. Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля.Составлен. композиции. Особенности исто- рии и росписи про- мысла Хохломы. Составление натюр- морта на данную тему. Знакомство с исто- рией портрета как жанра. Особенности творчества Леонардо да Винчи. Изображение головы человека. | 2 часа 4 час 2 часа 2 часа 4 час. 4 час. 4 час. | ||
Художественное творчество и его связь с окружающей средой. 1 | 28 29-30 2 | Рисование птицы с натуры.
Иллюстрирование любимого литературного произведения. 3 | Конструктивно- анатомическое строение птицы.Зарисовки. Знакомство с осо- бенностями графи- ческого искусства. Составление 4
| 2 часа 4 час. 5
| |
31-32 33
34 35 36 |
Строим крепость. Дизайн в нашей жизни. Открытка как самостоятельное художественное произведение. Викторина . Обобщение. | композиции и ее живописное решение. Принципы конструирования объемных изделий из разверток. Составление макета замка-крепости. Проект оформления территории парка. Основы паркового дизайна. История и виды открыток. Проект открытки определенного образца. Игра-соревнование по проверке знаний учащихся. Выставка творческих работ учащихся. | 4 час. 2 час. 2 часа 2 часа 2 часа |
Список использованной литературы.
1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.
2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя:
из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.
3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся
старших классов. – М.; Просвещение, 1994.
4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.
5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,
2002.
6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-
град;Изд.»Учитель», 2008.
7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-
кусству . – М.; Просвещение,2006.
8. Павлова О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-
Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.
9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-
ние , 1982.
10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобрази-
тельное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;
«Вентана-Граф»,2006.
11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.
Методическое обеспечение программы
студии «Синяя птица»
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения:
«Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год
Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.
Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...