Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2014-2015гг., 2 класс, Перспектива.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Панова Наталья Гумбатовна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, Перспектива. Составлено на 2014-2015 уч. г. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_setka.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 «Г» класса, составленное на основе рабочей программы по предмету «Окружающий мир» и методических рекомендаций к линии учебников  «Перспектива».

№ п\п

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Мы — союз народов России.

1 ч.

Знакомится с учебником, рабочей тетрадью;   составлять представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;  повторять основной материал, изученный в 1 классе;  Выполнять задания поискового и творческого характера. Понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности и оценивать свою любознательность (на основе применения эталона) *.

Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

находить и показывать субъект на политической карте России;

называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;

определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

Обучающийся научится вносить необходимую корректировку в текст; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

*Здесь и далее курсивом обозначены виды деятельности, добавленные с учетом особенностей класса.

2

Мы — жители Вселенной.

1 ч.

Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, выносить и обосновывать своё суждение, определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера.

.

Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию,  перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике;  анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

3-4

Наш космический корабль — Земля

2 ч.

Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;

изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции);

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Уметь определять стороны горизонта;

находить на фотографиях в учебнике и на  местности линию горизонта;  уметь  определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;

знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь

зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;

применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.  Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.   Ценить и принимать базовые ценности

5

Время

1ч.

Изучать устройство часов, определять время по часам; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;

моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов;  рассказывать о старинных и современных часах.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;

иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;

объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Ценить и принимать базовые ценности.  осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

6

Сутки и неделя

1 ч.

Выстраивать правильную последовательность месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни недели, их последовательность; исследовать народное творчество, сказки, в которых даны ранние представления смены дня и ночи.

Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;

определять количество дней в неделе;

называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. -Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

ценить и принимать базовые ценности;  осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

7

Месяц и год

1 ч.

Выстраивать правильную последовательность месяцев года;

осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце;

устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;

отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;  Уметь  давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; знать последовательность месяцев года; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.  

 Ценить и принимать базовые ценности. Осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

8

Времена года

1 ч.

Изучать причины смены времён года; характеризовать времена года,  инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Уметь  объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге;

наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;

выявлять среди них специфические сезонные явления.

Обучающийся научится определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке;  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; ценить и принимать базовые ценности. Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

9-10

Погода

2 ч.

Измерять температуру;

записывать показания термометра; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда

Уметь измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради; сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;  определять различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.  Научится работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги).

Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Ценить и принимать базовые ценности.  Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.

11

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

1 ч.

Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;

находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; сравнивать календари разных типов;

обсуждать правила пользования ими;

сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя,  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки  Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.  

Ценить и принимать базовые ценности; осознавать необходимость уважать чужие традиции.

12

Праздники для всех.

1 ч.

Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; рассказывать о каком-либо празднике;  иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать общегражданские праздники современного российского календаря; уметь рассказать о них. Понимать  важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Освоение личностного смысла учения; ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».

13

Народный календарь.

1 ч.

Подбирать  народные приметы на погоду своего края;  определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды.  Выполнять задания поискового и творческого характера. Самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; уметь наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе; проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов; сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Обучающийся научится  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;  анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Обучающийся получит возможность освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Ценить и принимать базовые ценности.  

14

Экологический календарь.

1 ч.

Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы;

Знакомится с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. высказывать предположения о том, что такое экология;  находить в тексте учебника определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;

вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате.

Знать понятие «экология»,  иметь представление об экологии;  в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);

подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Обучающийся научится находить нужную информацию  в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями; Обучающийся научится  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;  анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Понимание задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

15

Осенние месяцы

1 ч.

Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Сочинять устный рассказ по картине.

Иметь представление о старинных осенних праздниках народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края; уметь рассказать о них.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Формирование интереса (мотивации) к учению.  

Ценить и принимать базовые ценности.  Приобщится к красоте природы.  

16

Осень в неживой природе.

1 ч.

Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия; рассуждать об особенностях ранней и поздней осени, наблюдать за изменениями погоды. Рисовать осенние пейзажи. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды

Обучающийся научится сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы.

Формирование интереса (мотивации) к учению.  

Ценить и принимать базовые ценности.  Приобщится к красоте природы.  

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1 ч.

Знакомство с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; соотносить текст и иллюстрации учебника; связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.  Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определять их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится  работать в паре.

Освоение личностного смысла учения.  Формирование интереса (мотивации) к учению.  

18

Звездное небо осенью

1 ч.

Знакомится с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Понимать что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).  Научится анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы

Освоение личностного смысла учения.  Формирование интереса (мотивации) к учению.  

19

Трава у нашего дома

1 ч.

Распознавать наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их особенности и значение для человека.  Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.  Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь  понимать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. Определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем;  Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работес атласом-определителем. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом).

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы.  

20

Старинная женская работа

1 ч.

Называть последовательность трудовых операций в работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; изучать лоскуты ткани  на ощупь.  Заполнять таблицы, анализировать их данные.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. Могут рассказать, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Уметь    назвать известные ткани и описать словами (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая).

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в группе

Формирование интереса (мотивации) к учению.  

Ценить и принимать базовые ценности.  

21

Деревья и кустарники осенью

1 ч.

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям  в учебнике и натуральным образцам). Описывать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Отгадывать загадки об  осени.  Выполнять задания поискового и творческого характера. Делать общий коллаж «Осенний пейзаж».

Понимать  причины листопада; знать  вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы.  

22

Чудесные цветники осенью

1 ч.

Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе;  определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; зарисовывать растения.

Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Знают растения цветника по материалам учебника; знают цветы  в цветниках города  и в собственном саду осенью; понимают, что выращивание цветов — большой труд на радость людям; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Извлечение необходимой информации из текстов; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в паре.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы.  

23

Грибы

1 ч.

Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными.  Различать  схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы.  

24

Шестиногие и восьминогие

1 ч.

Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Описывать осенние изменения в жизни пауков и насекомых.

Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов)

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.  Устно описывать паука-крестовика и его сеть.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

25

Птичьи секреты

1 ч.

Сравнивать рисунки в учебнике, объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; классифицировать их (перелётные, зимующие), приводить примеры: перелётные, зимующие; рассказывать об осенних явлениях в жизни птиц, знакомится со страничками народного календаря, связанного с птицами.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь различать перелётных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам; приводить примеры птиц; знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

26

Как разные животные готовятся к зиме

1 ч.

Устанавливать связи между сезонными  изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Понимать и уметь обяснить какие осенние изменения  происходят в  жизни зверей и других животных, с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

27

Невидимые нити в осеннем лесу

1 ч.

Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; объяснять  значение связей между растениями и животными в осеннем лесу;  моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, уметь выявлять их; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

28

Осенний труд

1 ч.

Рассказывать о многообразной работе осенью в городах и сёлах; соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.  Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме; уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

29

Будь здоров!

1 ч.

Повторять и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период, формулировать правила здорового образа жизни в осенний период; рассказывать об игровой культуре народов России.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить  товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

30

Охрана природы осенью

1 ч.

Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов; формулировать правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору; обсуждать различные ситуации; обосновывать необходимость выполнения данных правил;  изучать страницы Красной книги, обращая внимание на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать правила охраны природы осенью, правила сбора грибов, ягод, орехов. Защищать и охранять природу.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

31

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

1 ч.

Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности. Обучение рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и результатов деятельности.  Аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

32

Зимние месяцы

1 ч.

Различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь соотносить признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края, знать с зимние приметами и присловья.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции

Формирование чувства гордости за свою Родину; освоение личностного смысла учения;  формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.

33

Зима — время науки и сказок

1 ч.

Находить зимние народные приметы на погоду; объяснять, чему учат народные сказки, выявлять нравственное значение сказок народов России;.рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений; расширять знание народных погодоведческих примет; наблюдать за красотой зимней природы.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат  сказки, как в них оцени ваются такие качества, как  скупость, жадность, хитрость.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга».

34

Зима в неживой природе

1 ч.

Понаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); рисовать снежинки; рассуждать о зимних природных явлениях, опираясь на собственный жизненный опыт, находить информацию о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём; описывать красоту зимней природы; рисовать и фотографировать зимние пейзажи.

Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).  Умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;   выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга».

35

Звездное небо зимой

1 ч.

Изучать карту звездного неба; ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион, Полярную звезду и звезду Сириус.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение находить необходимую информацию  на вопросы рубрики «Подумаем!»; умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; подведение под понятие

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

36

Зимняя прогулка (экскурсия)

1 ч.

Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, соотносить приметы с природными явлениями.  Выполнять задания поискового и творческого характера.  Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать сезонные изменения в живой природе; знать зимние приметы; уметь рассказать о жизни деревьев и растений под снегом; знать зимующих птиц; формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;   выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

37

Зима в мире растений

2 ч.

Описывать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; формировать представление о   жизни растений в зимнее время; рассказывать о зимних погодных явлениях.  Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Уметь распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель; уметь  определять  породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, уметь соотносить зимние погодные  явления  и состояние природы зимой.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

38

Зимние праздники

1 ч.

Обсуждать общие и различные черты рождественского праздника в странах Запада и России; рассказывать  о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника, изучать  два типа календаря гражданский и православный; рисовать празднично украшенную ель.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;  Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.

 Называть самое главное, что понравилось на уроке; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

39

Растения в домашней аптечке

1 ч.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить лекарственные растения по описанию и определять, какие части их используют для лечения; изучить лекарственные растения в домашней аптечке; привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях; осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с собственными наблюдениями.  Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Уметь называть нескольколекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Знать, какие  лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

40

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1 ч.

Знакомиться по материалам учебника с   образом жизни и питания зимующих птиц; формировать знания  о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Приводить примеры зверей, не впадающих в спячку. Рассказывать о том, как мы можем помогать животным пережить зиму.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром. Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; животных, не впадающих в спячку.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

41

Невидимые нити в зимнем лесу.

1 ч.

Находить взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Оформлять невидимые связи животного и растительного мира; уметь определять по внешнему виду охраняемых животных.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

42

В феврале зима с весной встречается впервой

1 ч.

Знакомиться со старинным календарём  народов мира, с тем, что  февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; обсуждать, как можно приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на местный праздник февраля.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

43

Зимний труд

1 ч.

Обсуждать  особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддержания  порядка на улице, предлагать свои способы, приводить примеры; вспоминать лекарственные и витаминные растения,  обсуждать их выращивание в домашних условиях  для поддержания здоровья в зимнее время.  Применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными;  усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

44

Будь здоров!

1 ч.

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в зимний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.  Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано.

45

Охрана природы зимой.

1 ч.

Обсуждать правила охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц, продолжать изучение страниц Красной книги.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

46

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

1 ч.

Показывать уровень усвоения материала по данному разделу, анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

47

Весенние месяцы

1 ч.

Находить признаки весенних явлений природы;   изучать и обсуждать  особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

48

Весна в неживой природе

1 ч.

Понимать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжать работу по наблюдениям за погодой.  Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

49

Весна — утро года

1 ч.

Обсуждать, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится  работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

50

Звездное небо весной.

1 ч.

Знакомиться с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.  Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Уметь определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится  работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

51

Весенняя прогулка.  Старинные детские игры весной.

1 ч.

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в весенний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; узнавать раннецветущие растения.  Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

 Знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

52

Весеннее пробуждение растений

1 ч.

 Анализировать и обсудить причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; любоваться первоцветами и стремиться беречь их; рисовать первоцветы.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; знать первоцветы.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

53

Чудесные цветники весной

1 ч.

Знакомиться с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; находить их в атласе-определителе; развивать эстетическое восприятие и творческие способности.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать названия культурных растений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определителе; уметь различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

54

Весна в мире насекомых.

1 ч.

Учиться  любоваться красотой бабочек, а не ловить их; осмысливать и обсуждать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;  устанавливать взаимосвязь насекомых и птиц. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о каком-либо насекомом, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией.   Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Знать о весенних изменениях в жизни насекомых, уметь определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

55

Весна в мире птиц и зверей

1 ч.

Изучать весенние изменения в жизни птиц и зверей, рассказывать об их зависимости от других сезонных явлений в природе, понимать необходимость бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, уметь определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

56

Невидимые нити в весеннем лесу.

1 ч.

Знакомиться со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; рассказывать о них, приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.  Проявлять целеустремлённость в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

57

Весенний труд

1 ч.

Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде, ориентируясь на народные приметы.  Проявлять целеустремлённость в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; Знать, как  проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

58

Старинные весенние праздники.

1 ч.

Знакомиться с народными обычаями весенних старинных праздников, выявлять их глубокий нравственный смысл, сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, уметь определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. 

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.

59

Будь здоров!

1 ч

Повторять  правила  здорового образа жизни в весенний период;

объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.  Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Уметь формулировать и выполнять правила здорового образа жизни; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.

60

Охрана природы весной

1 ч

Раскрывать роль природы , учиться замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его. Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показывать, как младшие школьники могут охранять природу, оценивать поступки человека по отношению к природе; знакомиться с устройством искусственных гнездований для птиц Стимулировать бережное отношение к природе.  Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).

Знать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. Понимать, что природа - это источник красоты, здоровья, хорошего настроения; необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе.  Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

61

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

1 ч

Применять полученные знания для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

62

Лето красное.

1 ч

Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся; объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников; понимать смысл старинных летних присловий и обычаев; социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев.

Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.

63

Летние праздники и труд

1 ч

Знакомиться с народными обычаями летних старинных праздников, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, рассказывать о видах труда людей летом; выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.  

Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа.

64

Итоговая проверочная работа.

1 ч

Применять полученные знания для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

65-68

Повторение изученного за год.

3 ч

Обобщать и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам.  Выполнять задания поискового и творческого характера.  Применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ.

Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.

Итого часов:

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ПНШ" 3 класс

В календарно-тематическом поанировании по окружающему миру для 3 класса по УМК "ПНШ" учтено  использование цифровой интерактивной лаборатории, с целью создания деятельностного подхода к обучению ...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс

КТП составлено в соответствии с ФГОС -нового поколения...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Школа 2100. 3 класс. 68 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 31 страница.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс

Календарно-тематическое планирование  по окружающему миру.  "Школа России", 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (индивидуально обучение) 1 класс

Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина1 класс- 1 ч.-н. - 33 часа...

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 3 а классе на 2018– 2019 учебный год.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 3 а классе на 2018– 2019 учебный год....