Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2014-2015гг., 2 класс, Перспектива.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, Перспектива. Составлено на 2014-2015 уч. г. Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_setka.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 «Г» класса, составленное на основе рабочей программы по предмету «Окружающий мир» и методических рекомендаций к линии учебников «Перспектива».
№ п\п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Мы — союз народов России. | 1 ч. | Знакомится с учебником, рабочей тетрадью; составлять представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; повторять основной материал, изученный в 1 классе; Выполнять задания поискового и творческого характера. Понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности и оценивать свою любознательность (на основе применения эталона) *. | Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; находить и показывать субъект на политической карте России; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса. | Обучающийся научится вносить необходимую корректировку в текст; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
*Здесь и далее курсивом обозначены виды деятельности, добавленные с учетом особенностей класса. | ||||||
2 | Мы — жители Вселенной. | 1 ч. | Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, выносить и обосновывать своё суждение, определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера. . | Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнавать небесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. |
3-4 | Наш космический корабль — Земля | 2 ч. | Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. | Уметь определять стороны горизонта; находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта; знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности |
5 | Время | 1ч. | Изучать устройство часов, определять время по часам; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий; моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов; рассказывать о старинных и современных часах. | Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. . | Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. |
6 | Сутки и неделя | 1 ч. | Выстраивать правильную последовательность месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни недели, их последовательность; исследовать народное творчество, сказки, в которых даны ранние представления смены дня и ночи. | Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; определять количество дней в неделе; называть дни недели, выстраивать их последовательность. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. -Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. | Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; ценить и принимать базовые ценности; осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. |
7 | Месяц и год | 1 ч. | Выстраивать правильную последовательность месяцев года; осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце; устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; Уметь давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; знать последовательность месяцев года; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Обучающийся получит возможность научиться освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. Осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в течение года. |
8 | Времена года | 1 ч. | Изучать причины смены времён года; характеризовать времена года, инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. | Уметь объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года в правильной последовательности; называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления. | Обучающийся научится определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; ценить и принимать базовые ценности. Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. |
9-10 | Погода | 2 ч. | Измерять температуру; записывать показания термометра; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда | Уметь измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради; сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; определять различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. Научится работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги). | Обучающийся получит возможность научиться. освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. |
11 | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | 1 ч. | Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; сравнивать календари разных типов; обсуждать правила пользования ими; сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. | Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Ценить и принимать базовые ценности; осознавать необходимость уважать чужие традиции. |
12 | Праздники для всех. | 1 ч. | Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; рассказывать о каком-либо празднике; иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать общегражданские праздники современного российского календаря; уметь рассказать о них. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Освоение личностного смысла учения; ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина». |
13 | Народный календарь. | 1 ч. | Подбирать народные приметы на погоду своего края; определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Выполнять задания поискового и творческого характера. Самостоятельно выполнять домашнее задание и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; уметь наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе; проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю; сравнивать результат с прогнозом метеорологов; сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. | Обучающийся научится отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. | Обучающийся получит возможность освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. |
14 | Экологический календарь. | 1 ч. | Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы; Знакомится с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. высказывать предположения о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме; выражать своё отношение к природе в собственном рисунке; вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате. | Знать понятие «экология», иметь представление об экологии; в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года); подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе. | Обучающийся научится находить нужную информацию в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями; Обучающийся научится отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. | Понимание задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. |
15 | Осенние месяцы | 1 ч. | Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Сочинять устный рассказ по картине. | Иметь представление о старинных осенних праздниках народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края; уметь рассказать о них. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. | Формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. Приобщится к красоте природы. |
16 | Осень в неживой природе. | 1 ч. | Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия; рассуждать об особенностях ранней и поздней осени, наблюдать за изменениями погоды. Рисовать осенние пейзажи. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды | Обучающийся научится сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы. | Формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. Приобщится к красоте природы. |
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 ч. | Знакомство с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; соотносить текст и иллюстрации учебника; связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определять их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре. | Освоение личностного смысла учения. Формирование интереса (мотивации) к учению. |
18 | Звездное небо осенью | 1 ч. | Знакомится с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Понимать что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые. | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Научится анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы | Освоение личностного смысла учения. Формирование интереса (мотивации) к учению. |
19 | Трава у нашего дома | 1 ч. | Распознавать наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их особенности и значение для человека. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Уметь понимать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. Определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работес атласом-определителем. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом). | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы. |
20 | Старинная женская работа | 1 ч. | Называть последовательность трудовых операций в работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; изучать лоскуты ткани на ощупь. Заполнять таблицы, анализировать их данные. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. Могут рассказать, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Уметь назвать известные ткани и описать словами (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая). | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в группе | Формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. |
21 | Деревья и кустарники осенью | 1 ч. | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Описывать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Отгадывать загадки об осени. Выполнять задания поискового и творческого характера. Делать общий коллаж «Осенний пейзаж». | Понимать причины листопада; знать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы. |
22 | Чудесные цветники осенью | 1 ч. | Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе; определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; зарисовывать растения. Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Знают растения цветника по материалам учебника; знают цветы в цветниках города и в собственном саду осенью; понимают, что выращивание цветов — большой труд на радость людям; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. | Извлечение необходимой информации из текстов; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в паре. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы. |
23 | Грибы | 1 ч. | Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы. |
24 | Шестиногие и восьминогие | 1 ч. | Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Описывать осенние изменения в жизни пауков и насекомых. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов) | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
25 | Птичьи секреты | 1 ч. | Сравнивать рисунки в учебнике, объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; классифицировать их (перелётные, зимующие), приводить примеры: перелётные, зимующие; рассказывать об осенних явлениях в жизни птиц, знакомится со страничками народного календаря, связанного с птицами. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь различать перелётных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам; приводить примеры птиц; знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
26 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 ч. | Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Понимать и уметь обяснить какие осенние изменения происходят в жизни зверей и других животных, с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
27 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 ч. | Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; объяснять значение связей между растениями и животными в осеннем лесу; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, уметь выявлять их; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
28 | Осенний труд | 1 ч. | Рассказывать о многообразной работе осенью в городах и сёлах; соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме; уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
29 | Будь здоров! | 1 ч. | Повторять и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период, формулировать правила здорового образа жизни в осенний период; рассказывать об игровой культуре народов России. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. |
30 | Охрана природы осенью | 1 ч. | Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов; формулировать правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору; обсуждать различные ситуации; обосновывать необходимость выполнения данных правил; изучать страницы Красной книги, обращая внимание на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать правила охраны природы осенью, правила сбора грибов, ягод, орехов. Защищать и охранять природу. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
31 | Контрольное тестирование по разделу «Осень». | 1 ч. | Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки. | Формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности. Обучение рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и результатов деятельности. Аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. |
32 | Зимние месяцы | 1 ч. | Различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь соотносить признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края, знать с зимние приметами и присловья. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции | Формирование чувства гордости за свою Родину; освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
33 | Зима — время науки и сказок | 1 ч. | Находить зимние народные приметы на погоду; объяснять, чему учат народные сказки, выявлять нравственное значение сказок народов России;.рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений; расширять знание народных погодоведческих примет; наблюдать за красотой зимней природы. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцени ваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга». |
34 | Зима в неживой природе | 1 ч. | Понаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); рисовать снежинки; рассуждать о зимних природных явлениях, опираясь на собственный жизненный опыт, находить информацию о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём; описывать красоту зимней природы; рисовать и фотографировать зимние пейзажи. | Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). Умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга». |
35 | Звездное небо зимой | 1 ч. | Изучать карту звездного неба; ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион, Полярную звезду и звезду Сириус. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»; умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; подведение под понятие | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
36 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 ч. | Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, соотносить приметы с природными явлениями. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Знать сезонные изменения в живой природе; знать зимние приметы; уметь рассказать о жизни деревьев и растений под снегом; знать зимующих птиц; формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
37 | Зима в мире растений | 2 ч. | Описывать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; формировать представление о жизни растений в зимнее время; рассказывать о зимних погодных явлениях. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Уметь распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель; уметь определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, уметь соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой. | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
38 | Зимние праздники | 1 ч. | Обсуждать общие и различные черты рождественского праздника в странах Запада и России; рассказывать о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника, изучать два типа календаря гражданский и православный; рисовать празднично украшенную ель. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. | Называть самое главное, что понравилось на уроке; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
39 | Растения в домашней аптечке | 1 ч. | Сравнивать фотографии в учебнике, находить лекарственные растения по описанию и определять, какие части их используют для лечения; изучить лекарственные растения в домашней аптечке; привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях; осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с собственными наблюдениями. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Уметь называть нескольколекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Знать, какие лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
40 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 ч. | Знакомиться по материалам учебника с образом жизни и питания зимующих птиц; формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Приводить примеры зверей, не впадающих в спячку. Рассказывать о том, как мы можем помогать животным пережить зиму. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром. Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; животных, не впадающих в спячку. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
41 | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 ч. | Находить взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Оформлять невидимые связи животного и растительного мира; уметь определять по внешнему виду охраняемых животных. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
42 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 ч. | Знакомиться со старинным календарём народов мира, с тем, что февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; обсуждать, как можно приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на местный праздник февраля. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
43 | Зимний труд | 1 ч. | Обсуждать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддержания порядка на улице, предлагать свои способы, приводить примеры; вспоминать лекарственные и витаминные растения, обсуждать их выращивание в домашних условиях для поддержания здоровья в зимнее время. Применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
44 | Будь здоров! | 1 ч. | Знакомиться с правилами здорового образа жизни в зимний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано. |
45 | Охрана природы зимой. | 1 ч. | Обсуждать правила охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц, продолжать изучение страниц Красной книги. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
46 | Контрольное тестирование по разделу «Зима». | 1 ч. | Показывать уровень усвоения материала по данному разделу, анализировать ошибки. | Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. |
47 | Весенние месяцы | 1 ч. | Находить признаки весенних явлений природы; изучать и обсуждать особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
48 | Весна в неживой природе | 1 ч. | Понимать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжать работу по наблюдениям за погодой. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
49 | Весна — утро года | 1 ч. | Обсуждать, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
50 | Звездное небо весной. | 1 ч. | Знакомиться с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Уметь определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
51 | Весенняя прогулка. Старинные детские игры весной. | 1 ч. | Знакомиться с правилами здорового образа жизни в весенний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; узнавать раннецветущие растения. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
52 | Весеннее пробуждение растений | 1 ч. | Анализировать и обсудить причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; любоваться первоцветами и стремиться беречь их; рисовать первоцветы. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; знать первоцветы. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
53 | Чудесные цветники весной | 1 ч. | Знакомиться с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; находить их в атласе-определителе; развивать эстетическое восприятие и творческие способности. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать названия культурных растений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определителе; уметь различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
54 | Весна в мире насекомых. | 1 ч. | Учиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; осмысливать и обсуждать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; устанавливать взаимосвязь насекомых и птиц. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о каком-либо насекомом, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией. Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Знать о весенних изменениях в жизни насекомых, уметь определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
55 | Весна в мире птиц и зверей | 1 ч. | Изучать весенние изменения в жизни птиц и зверей, рассказывать об их зависимости от других сезонных явлений в природе, понимать необходимость бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, уметь определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
56 | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 ч. | Знакомиться со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; рассказывать о них, приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. Проявлять целеустремлённость в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
57 | Весенний труд | 1 ч. | Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде, ориентируясь на народные приметы. Проявлять целеустремлённость в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; Знать, как проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
58 | Старинные весенние праздники. | 1 ч. | Знакомиться с народными обычаями весенних старинных праздников, выявлять их глубокий нравственный смысл, сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, уметь определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа. |
59 | Будь здоров! | 1 ч | Повторять правила здорового образа жизни в весенний период; объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Уметь формулировать и выполнять правила здорового образа жизни; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа. |
60 | Охрана природы весной | 1 ч | Раскрывать роль природы , учиться замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его. Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показывать, как младшие школьники могут охранять природу, оценивать поступки человека по отношению к природе; знакомиться с устройством искусственных гнездований для птиц Стимулировать бережное отношение к природе. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов). | Знать правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности. Понимать, что природа - это источник красоты, здоровья, хорошего настроения; необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе. Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д. | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
61 | Контрольное тестирование по разделу «Весна». | 1 ч | Применять полученные знания для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. |
62 | Лето красное. | 1 ч | Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся; объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников; понимать смысл старинных летних присловий и обычаев; социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев. | Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа. |
63 | Летние праздники и труд | 1 ч | Знакомиться с народными обычаями летних старинных праздников, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, рассказывать о видах труда людей летом; выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Выполнять задания поискового и творческого характера. | Уметь соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Обучающийся получит возможность научиться выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. Приобщится к красоте природы; понимание, что все в мире взаимосвязано; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приобщение к культуре своего народа. |
64 | Итоговая проверочная работа. | 1 ч | Применять полученные знания для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. |
65-68 | Повторение изученного за год. | 3 ч | Обобщать и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; самоанализ. | Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению. |
Итого часов: | 68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ПНШ" 3 класс
В календарно-тематическом поанировании по окружающему миру для 3 класса по УМК "ПНШ" учтено использование цифровой интерактивной лаборатории, с целью создания деятельностного подхода к обучению ...
календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс
КТП составлено в соответствии с ФГОС -нового поколения...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Школа 2100. 3 класс. 68 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.
г.Волгоград. 31 страница.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание места учебного предмета в учебном плане....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (индивидуально обучение) 1 класс
Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина1 класс- 1 ч.-н. - 33 часа...
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 3 а классе на 2018– 2019 учебный год.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 3 а классе на 2018– 2019 учебный год....