Рабочая программа по окружающему миру 3-4 классы
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
В помощь учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir.docx | 69.98 КБ |
prilozheniya_3_kl_okr_mir_-_kopiya.docx | 125.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), программы курса «Окружающий мир » авторов Н. Я. Дмитриевой, А.Н.. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.), учебного плана МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», Положения о рабочей программе.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Содержание курса окружающего мира разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Курс интегрированный, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Общий объем времени, отводимого на изучение окружающего мира в 1-4 классах, составляет 270 часов. В каждом классе уроки окружающего мира проводится 2 раза в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
-формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в природной и социальной среде;
-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
-освоить доступные способы изучения природы и общества( наблюдение, запись, измерение, опыт др. с получением информации из разных источников);
-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Нечаева Н.В., Бухалова С.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2011 (Программа курса «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков)
- Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
- Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
- Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 кл.. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» , 2011 г.
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю – 68 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ предусмотрено в 3 классе 4 ч, в 4 классе- 4 ч.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные. Формы контроля:
- стандартизированные письменные и устные работы;
- комплексная контрольная работа на межпредметной основе;
- самоанализ и самооценка;
- «Портфели достижений» обучающихся.
Основными видами контроля являются:
- Стартовый контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
- Рубежный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
- Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных триместров и учебного года.
С целью установления фактического уровня теоретических знаний по предметам обязательного компонента учебного плана, уровня сформированности универсальных учебных действий, практических знаний и умений, соотнесения этого уровня с требованиями образовательного стандарта начального общего образования, а также с требованиями повышенного образовательного уровня в классах с углублённым изучением отдельных предметов, в соответствии со ст. 58 Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно локальному акту ОУ «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» во II - IV классах проводится промежуточная аттестация.
На промежуточную аттестацию в 4-х классах выносится окружающий мир, в связи с завершением учебных предметов на уровне начального общего образования, с целью выявления уровня готовности к изучению новых предметов: литература, биология, география, обществознание и история.
Формой промежуточной аттестации по окружающему миру является итоговое тестирование (письменно).
В работе используются следующие здоровьесберегающие технологии:
1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся: обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители); количество видов учебной деятельности (виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.); средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа); наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности
(метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)); место и длительность применения ТСО; поза учащегося, чередование позы (правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы); наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления(физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек); наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу); психологический климат на уроке; эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие и т. д).
2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников:
1.Правильная организация урока (учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне; главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
-показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
-проявлением и тренировкой познавательной активности;
- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков).
2.Использование каналов восприятия (аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие).
3. Учет зоны работоспособности учащихся
4. Распределение интенсивности умственной деятельности
3..Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
1.Снятие эмоционального напряжения (использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение).
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке
3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
4.Использование личностно-ориентированных технологий (учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала: технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии).
2. Результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
3класс
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
4 класс
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе;
- этические чувства – стыда, вины, совести;
- принятия установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- установки на здоровый образ жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
.3 класс
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
4 класс
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять поэтапный и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
3 класс
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез, как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
4 класс
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- использовать знаково-символические средства;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям).
Коммуникативные универсальные учебные действия
3 класс
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
4 класс
Обучающийся научится:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- задавать вопросы;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
3.Планируемые результаты обучения
3 класс
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
- проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
- сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
- сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, нахо-дить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
- о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;
- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
- об истории и выдающихся людях родного края.
4 класс
Человек и природа
Обучающийся научится:
- описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенных признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать готовые модели для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- сравнивать изучаемые природные зоны России;
- сравнивать изучаемые природные сообщества как единство живой и неживой природы;
- различать полезные ископаемые, понимать их значение в хозяйстве;
- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
- осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
- использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи;
- осознавать свою связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей.
Обучающийся получит возможность узнать:
- об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемый период;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ним события: Петр I, М.В.Ломоносов, А.В Суворов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев;
- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края.
4. Содержание программы предмета «Окружающий мир»
3 класс
I.Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
II.Человек в далёком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы.
Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие.
Исследовательская работа.
Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учётом возможностей).
III.Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы.
Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа.
Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
IV. Московское государство (12 часов)
Человек и природа
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы.
Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).
- Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года).
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа.
Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
4 класс
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения.Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. - Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы.
Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа.
История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа
Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество
Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.
План местности.
Практические работы.
Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа.
Петербург - один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).
- Мир человека в Новое время (27 часов)
Человек и природа
Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество
События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941- 1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа
Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы.
Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движении в минуту; состав меню с учетом содержания необходимого для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картой физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический музей, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
- Современная Россия (10 часов)
Человек и общество
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации, глава государства. Ответственность государства за социальное и духовное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День родного единства, День Конституции. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России, достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России. Россия - многонациональное гocударство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по бору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа.
Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
5.Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются тематические контрольные работы (4). Контроль за уровнем достижений учащихся по окружающему миру производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы».
6 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащённости |
Основная | |||
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. | 25 | 25 | 100 |
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». | 25 | 25 | 100 |
Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. | 1 | 1 | 100 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | 1 | 1 | 100 |
Дополнительная | |||
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. | 1 | 1 | 100 |
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». | 25 | - | - |
Трафимова Г.В. Тайны далёкие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». | 25 | - | - |
Энциклопедии, справочники, альбомы. | + | + | + |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Атлас географических и исторических карт. | 1 | 1 | 100 |
Гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего | + | + | + |
Географические и исторические настенные карты. | 1 | 1 | 100 |
Диапозитивы, диафильмы, слайды | + | - | - |
Диапроектор | 1 | - | - |
Интерактивная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | - | - |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций. | 1 | - | - |
Лупа | 1 | 1 | 100 |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. | 1 | - | - |
Модель «Торс человека с внутренними органами». | 1 | - | - |
Модульная система элементов. | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Муляжи плодов, животных и отдельных органов человека | + | - | - |
Настольные развивающие игры | + | + | + |
Ноутбук | 1 | 1 | 100 |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц. | 1 | - | - |
Плакаты по основным темам естествознания | + | + | + |
Портреты выдающихся людей России | + | + | + |
Рельефные модели. | 1 | - | - |
Таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых. | + | + | + |
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания | + | + | + |
Телевизор | 1 | - | - |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. | 25 | 2 | 8 |
Термометр медицинский | 1 | 1 | 100 |
Транспаранты к кодоскопу | + | - | - |
Учебные кинофрагменты | + | - | - |
Физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи | + | + | + |
Цифровой микроскоп. | 1 | 1 | 100 |
Часы с синхронизированными стрелками. | 1 | - | - |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | + | - | - |
Мультимедийные образовательные ресурсы. | + | - | - |
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007. | 1 | 1 | 100 |
Михайличенко Нина Зиновьевна, учитель начальных классов
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» на 2014/2015 учебный год, Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 444 «О переносе выходных дней в 2014 году» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году» в авторское календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» внесены изменения: сокращено количество часов учебного времени по разделу «Путь от Руси к России» на 4 часа.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||||||||||
Планируемая дата | Фактическая дата | ||||||||||||||
Природные условия Земли | |||||||||||||||
1 | Особенности планеты Земля | Знать расположение на глобусе, карте; уметь показывать материки, океаны на глобусе, карте. | 1 | 1.09 |
| ||||||||||
2 | Ориентирование по карте России и мира | Практическая работа – работа с контурной картой. Определение географического положения населенного пункта – работа в парах. | 1 | 2.09 |
| ||||||||||
3 | Погода. Показатели погоды | Записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности. | 1 | 8.09 |
| ||||||||||
4 | Народные приметы погоды. | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование | 1 | 9.09 |
| ||||||||||
5 | Представление о климате | Исследовательская работа по тексту учебника – почему на Земле существуют разные климаты. | 1 | 15.09 |
| ||||||||||
6 | Урок-исследова-ние. Представ-ление о климате | Работа по карте. Составление графика температур для нашей местности. | 1 | 16.09 |
| ||||||||||
7 | Виртуальная экскурсия. Климат родного края | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование. Составление графика температур для нашей местности. | 1 | 22.09 |
| ||||||||||
8 | Почва. Состав почвы. Опыты | Знать, что такое "почва", состав почвы и ее главное отличие от горных пород – плодородие; развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности | 1 | 23.09 |
| ||||||||||
9 | Почва. Состав почвы | Работа с текстом учебника. Решение проблемной ситуации – работа в группах. | 1 | 29.09 |
| ||||||||||
10 | Охрана почв | Исследовательская работа – как образуются овраги. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | 1 | 30.09 |
| ||||||||||
11 | Практическая работа. Озна-комление с кар-той природных зон. | Поиск причинно-следственных связей в природе. Исследование природных связей на земле – работа с текстом учебника, участие в диалоге. | 1 | 13.10 |
| ||||||||||
12 | Природные условия Земли" | Самостоятельная работа. | 1 | 14.10 | 1 |
| |||||||||
| Человек в далёком прошлом | 30.10 | |||||||||||||
13 | Природные ус-ловия, в которых появился чело-век | Работа с картой. Работа в парах – составление плана описания географического положения Африки. | 1 | 20.10 | 29-31 | ||||||||||
14 | Представление о природных зонах Африки | Работа с текстом – чтение, выделение главного. Составление рассказа о природной зоне по плану. | 1 | 21.10 | 31-37 | ||||||||||
15 | Представление о природных зонах Африки | Работа в группах – характеристика природных зон Африки. | 1 | 27.10 | 37-40 | ||||||||||
16 | Представление о природных зонах Африки | Работа в группах – характеристика природных зон Африки. | 1 | 28.10 | 41-45 | ||||||||||
17 | Особенности жизни древних людей. Урок-игра | Самостоятельная работа в тетради. Работа в группах по заданиям учебника. Индивидуальные сообщения о жизни древних людей | 1 | 10.11 | 46-53 | ||||||||||
18 | Наследие Древнего мира Контрольная работа № 1 "Природные условия Земли | Работа с картой. Составление рассказов по рисункам учебника. Работа в парах по заданиям учебника. Коллективная работа – решение проблемной ситуации. | 1 | 11.11 | 54-58 | ||||||||||
19 | Наследие Древнего мира | Работа с картой. Практическая работа – соотнесение: год- век, век – тысячелетие. | 1 | 24.11 | 58-64 | ||||||||||
20 | Лента времени. Виртуальное путешествие | Работа с картой. Работа в парах – сравнение географической и исторической карты. Исследование – какие животные использовались в армиях древних государств | 1 | 25.11 | 64-74 | ||||||||||
21 | Роль живописи, музыки, скульптуры, литературы в жизни человека | Работа с текстом учебника. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – рассказы о разных видах искусства. Самостоятельная работа в тетради. | 1 | 01.12 | 74-86 | ||||||||||
Земли восточных славян | 06.12 | ||||||||||||||
22 | Расселение славян | Работа с картой. Наблюдение взаимосвязи живой и неживой природы, работа со схемами и таблицами. | 1 | 02.12 |
| 87-91 | |||||||||
23 | Природная зона степей. Растительность. Урок-путешествие | Работа с физической картой. Работа в парах. Ознакомительное чтение текста. Работа с картой природных зон. Решение проблемной ситуации. Практическая работа – работа с гербарием растений степи. Примеры связи между живой и неживой природой в зоне степи. | 1 | 08.12 | 92-95 | ||||||||||
24 | Природная зона степей. Животный мир | Подбор и самостоятельное составление загадок о животных степи. Составление цепей питания животных степи. Самостоятельная работа – группировка животных по типу питания. Подготовка сообщений о степных животных. | 1 | 09.12 | 96-102 | ||||||||||
25 | Сезонные изменения в природе степей | Наблюдение сезонных изменений в степи, их особенности. Работа в группах – взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека в степной зоне. | 1 | 15.12 | 102-107 | ||||||||||
26 | Охрана почв, растительности и животного мира | Решение проблемной ситуации. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа о природной зоне по плану – самостоятельная работа. Решение кроссворда «Природа степи» | 1 | 16.12 | 107-109 | ||||||||||
27 | Природная зона лесов. Урок-игра | Работа со схемой. Сравнение географического положения зоны лесостепи и лесов. Составление схемы «Значение леса». Начало работы над проектным заданием – альбом «Зона лесов». Решение кроссворда | 1 | 22.12 | 109-114 | ||||||||||
28 | Природная зона лесов. Растительность | Работа с гербарным материалом растения лесов. Подбор загадок о деревьях. Практическая работа – наблюдение за развитием надземной части раннецветущего растения. | 1 | 23.12 | 114-117 | ||||||||||
29 | Природная зона лесов. Животный мир | Сбор сведений об образе жизни, повадках лесных животных. Подбор загадок о лесных животных. Продолжение работы над проектным заданием. Работа в парах – макет смешенного леса. Подготовка сообщений о растениях и животных леса. | 1 | 29.12 | 118-124 | ||||||||||
30 | Сезонные изменения в зоне лесов. Экскурсия в природу | Работа с текстом учебника. Подбор произведений литературы о лесе в разные времена года. экскурсия в природу. Практическая работа – сбор семян различных растений. Игра «Я загадал растение (животное)…» | 1 | 30.12 |
| 124-134 | |||||||||
31 | Сезонные изменения в зоне лесов | Исследование – чем питаются зимой зимующие птицы. Работа с текстом учебника. Составление рассказов по рисункам учебника. Самостоятельная работа – описание летней погоды нашей местности, сравнение с летом в лесу. | 1 | 12.01 | 135-138 | ||||||||||
32 | Расселение славян. Урок-сказка | Работа с текстом. Участие в беседе по теме урока. Решение проблемной ситуации - коллективная работа. | 1 | 13.01 | |||||||||||
33 | Расселение славян | Подготовка и презентация сообщений по теме урока. Примеры взаимосвязи природных условий и деятельности человека. | 1 | 19.01 |
| ||||||||||
34 | Контрольная работа № 2 за 1 полугодие | Самостоятельная работа | 1 | 20.01 | |||||||||||
35 | Путь "из варяг в греки" | Работа с картой. Работа с текстом – комментированное чтение. Работа в парах – путешествие купца в Константинополь (контурная карта). Исследование – история одного из древних городов) | 1 | 26.01 |
| ||||||||||
36 | Народный календарь. Урок-проект | Работа с текстом. Подбор пословиц и поговорок о дружбе, труде, Родине. Самостоятельная работа. | 1 | 27.01 | 148-151 | ||||||||||
Образование Древнерусского государства | |||||||||||||||
37 | Первые русские князья. Урок-путешествие | Ориентирование на физической и исторической карте. Комментированное чтение текста. Выделение главного. Пересказ прочитанного. | 1 | 02.02 |
| 3-8 | |||||||||
38 | Принятие Русью христианства | Комментированное чтение текста. Ответы на вопросы. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. | 1 | 03.02 |
| 8-11 | |||||||||
39 | Князь Владимир. Ярослав Мудрый | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа – названия улиц, связанные с ремеслами. | 1 | 09.02 | 11-14 | ||||||||||
40 | Культура: устное народное творчество | Комментированное чтение. Работа по рисункам учебника. Чтение былин. Работа в парах – выполнение задания в тетради. Участие в обсуждении высказываний древних славян. | 1 | 19.02 | 14-18 | ||||||||||
41 | Письменность. Урок-проект | Чтение текста, выделение главного. Работа по рисункам учебника. Коллективная работа – начало исследовательской работы по истории культуры России. | 1 | 16.02 |
| 19-24 | |||||||||
42 | Ордынское нашествие | Самостоятельное чтение текста, выводы на основе прочитанного. Работа по рисункам. Составление плана рассказа об ордынском нашествии. Составление рассказа. Коллективная работа. | 1 | 17.02 | 24-29 | ||||||||||
43 | Александр Невский и Ледовое побоище | Комментированное чтение текста. Выделение главного. Работа с картой-схемой Ледового побоища. Самостоятельная работа. Игра в города. | 1 | 24.02 | 29-33 | ||||||||||
Московское государство | 12.03 | ||||||||||||||
44 | Залесский край | Восприятие рассказа учителя. Выделение в тексте главного. Сравнение условий жизни людей в степи и в лесах. | 1 | 02.03 |
| ||||||||||
45 | Природные сообщества | Самостоятельное чтение текста. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь сообщества. Работа в парах. | 1 | 03.03 |
| ||||||||||
46 | Законы лесной жизни | Обсуждение экологических проблем леса и способов их решения. Повторение приемов ориентирования в лесу. Составление памятки – правила поведения в лесу. | 1 | 10.03 |
| ||||||||||
47 | Природное сообщество: луг | Работа с текстом и рисунками учебника. Установление связей между растениями и животными луга. Составление цепей питания. Работа со схемой – круговорот веществ в природе. | 1 | 16.03 |
| ||||||||||
48 | Природное сообщество: водоём. Экскурсия к водоёму | Экскурсия к водоёму. Сравнение природных сообществ озер разных климатических поясов. Работа в парах – создание макета «Сообщество водоём» | 1 | 17.03 |
| ||||||||||
49 | Природное сообщество: водоём | Рассказ- описание внешнего строения животного из сообщества водоём, доказательство его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Моделирование вариантов вмешательства человека в жизнь водоёма. | 1 | 23.03 |
| ||||||||||
50 | Природное сообщество: поле | Работа с текстом и рисунками учебника. Составление описания сообщества поле. Участие в обсуждении прочитанного. Работа в парах – обсуждение изменений техники и орудий труда человека. | 1 | 24.03 |
| ||||||||||
51 | Контрольная работа № 3 "Природные сообщества" | Самостоятельная работа | 1 | 30.03 |
| ||||||||||
52 | Основание Москвы | Работа с текстом. Работа по карте. Исследовательская работа – описание древней Москвы. Самостоятельная работа с текстом – условия, которые способствовали возвышению Москвы. | 1 | 31.03 |
| ||||||||||
53 | Дмитрий Донской и Куликовская битва | Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Работа со схемой Куликовской битвы, стояния на Угре. Работа с лентой времени. | 1 | 6.04 |
| ||||||||||
54 | Объединение вокруг Москвы русских земель | Восприятие рассказа учителя. Комментированное чтение текста, работа по карте. Самостоятельное чтение учебного текста. Оценка личности Ивана IV. | 1 | 7.04 |
| ||||||||||
55 | Культура Московской Руси | Исследовательская работа – история создания Московского Кремля. Просмотр в/м об истории Кремля. Работа с текстом и рисунками учебника. | 1 | 14.04 |
|
| |||||||||
Путь от Руси к России | 20.04 | ||||||||||||||
56 | Русские первопроходцы | Работа с исторической картой. Работа в парах – описание природных условий, в которых проходили путешествия. Чтение текста, составление плана, пересказ по плану. | 1 | 20.04. |
|
| |||||||||
57 | Освоение Сибири | Исследование текста учебника. Ответы на вопросы. На основе прочитанного – описание по карте географического положения Азии (работа в группах). | 1 | 21.04 |
| ||||||||||
58 | Природа Сибири. Тайга | Работа по карте – описание рельефа Сибири. Работа с контурной картой – реки Сибири. Самостоятельное чтение текста – выявление разницы между тайгой и лиственным лесом. Продолжение работы над альбомом «Зона лесов». Составление рассказа о природной зоне по коллективно составленному плану. | 1 | 27.04 |
| ||||||||||
59 | Природное сообщество болото Итоговая контрольная работа | Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. | 1 | 28.04 |
| ||||||||||
60 | Путешествие А.Никитина. Ознакомление с природой Индии | Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Сравнение тропического леса и леса умеренного пояса. Решение проблемной ситуации – работа в тетради. | 1 | 5.05 |
| ||||||||||
61 | Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в. | Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Выполнение заданий учебника. Составление плана рассказа. | 1 | 12.05 |
| ||||||||||
62 | Начальные представления о народах России. Поход С. Дежнёва | Работа с текстом учебника. Работа с картой. Установление причинно-следственных связей. Работа со схемой. Наблюдение зависимости между неживой и живой природой тундры. Самостоятельная работа в тетради. | 1 | 18.05 |
| ||||||||||
63 | Тундра. Исследовательс- кая работа. Жизнь людей втундре | Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. | 1 | 19.05 |
| ||||||||||
64 | Арктика | Комментированное чтение текста. Выделение главного в тексте. Составление плана рассказа и рассказ о природной зоне арктических пустынь. | 1 | 25.05 |
Приложение № 2
Контрольно-измерительные материалы
Примерный график контрольных работ
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
Контрольная работа № 1 | Природные условия Земли | 11.11 | |
Контрольная работа № 2 | Промежуточная | 20.01 | |
Контрольная работа №3 | Природные сообщества | 31.03 | |
Итоговая контрольная работа № 4 | Повторение изученного в 3 классе | 05.05 |
Контрольная работа № 1
«Природные условия Земли»
1. Подчеркни правильный ответ.
Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью – это …
- песок 3) почва
- глина
2. Основное свойство почвы - _____________________________
- Составь схему состава почвы.
ПОЧВА
Чёрный цвет почвы зависит от количества в ней _________________
5. Напиши обитателей почвы (5 и более обитателей)
_________________________________________________________________
6. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+»:
- Растения способствуют разрушению почвы.
- Дождевые черви разрушают верхний слой плодородной почвы.
- Зимой на полях надо проводить снегозадержание.
- Пахотные поля необходимо распахивать поперёк склона.
- Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.
- Вокруг полей надо сажать лесные полосы.
- Во время прогулок нельзя разрушать слой опавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.
7. Подчеркни правильный ответ.
а) Состояние атмосферы в данном месте в определённое время – это …
- климат 2) погода
б) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности –
это …
- климат 2) погода
8. Сделай описание летней погоды, используя её знаковую запись.
Летом — днём температура от 250-300 , ночью заметно понижается до 100-150. Ночью безветренно, днём ветер юго-западный. Небо преимущественно ясное, безоблачное. Ночью, перед рассветом, выпадает обильная роса; днём – небольшой дождь.
темпера-тура | ветер | облачность | осадки | |
день | ||||
ночь |
9. Какой климат образуется на побережье:
1) умеренный; 2) континентальный;
3) морской; 4) экваториальный.
10. Подчеркни правильные ответы:
Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:
- в почве обитает много растений и животных;
- почва дает пищу растениям и животным;
- почва сохраняет тепло и влагу для растений и животных;
- почва очищает воду.
Ответы:
- почва
- плодородие
- перегноя
- Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.
- 3, 5, 6, 7
- а) погода б) климат
темпера-тура | ветер | облачность | осадки | |
день | 250 - 300 | … | ||
ночь | 100 - 150 |
|
- морской
- 1, 2, 3, 4
Контрольная работа № 2
Задание 1
а) Подчеркни из данных названий объектов те, которые относятся к зоне лесов:
ковыль, ель, лиса, дрофа, дятел, калина, клён, земляника, полынь, сайгак, лось, папоротник, суслик, бузина, хомяк.
б) Распредели растения лесной зоны на три группы. Напиши названия групп.
Задание 2
а) Запиши знаками.
Температура воздуха опустилась до десяти градусов ниже нуля, переменная облачность, ветер северо-восточный:
б) Сделай словесное описание погоды, используя её знаковую запись.
t +20
Задание 3
а) Какие объекты живой природы надо включить в эти пищевые цепи?
- Семена растений хомяк _________
- Листья деревьев ___________ синица
______________
- __________ заяц _________
Задание 4
Напиши, почему осенью ласточки, скворцы улетают из зоны лесов.
Задание 5
Какое значение в жизни человека имел огонь? Выбери правильные утверждения и поставь около них знак «+».
Огонь обогревал жилище и человека.
Служил украшением.
Огонь отпугивал диких зверей.
Был источником освещения.
На огне готовили пищу.
Огонь был нужен для летательных аппаратов.
Задание 6
Допиши определения.
Год - это время, за которое ____________________________
Месяц - это время, за которое___________________________
Задание 7
Подчеркни, в каком году на Руси было принято христианство:
а) 988 г., б) 1242 г., в) 1380 г.
Напиши, в каком веке это произошло. ___________________
Ответы:
- а) ель, лиса, дятел, калина, клён, земляника, лось, папоротник, бузина
б) деревья: ель, клён; кустарники: калина, бузина; травянистые: земляника, папоротник
- сделана знаковая запись (2а), дано полное словесное описание погоды (2б)
- а) 1. любой степной хищник (хорь, лиса, орёл);
2. насекомые (жуки-листогрызы, гусеница), любой лесной хищник (сова, ястреб, сокол)
3. любое растение, любой лесной хищник (лиса, хищная птица, рысь, волк).
б) стрелки указывают направление перехода органических питательных веществ от одного живого организма к другому
- отсутствие пищи
- 1, 3, 4, 5
- оба определения даны верно
- 988 г.
Контрольная работа № 3
Задание 1
Запиши с помощью знаков.
Пятнадцать градусов мороза, одиннадцать градусов тепла, восемнадцать градусов выше нуля, три градуса ниже нуля.
Задание 2
В каком направлении тебе нужно двигаться oт населенного пункта, где ты живёшь, чтобы попасть в столицу России (Можешь использовать карту.)
Задание 3
Подчеркни названия животных, которые обитают в зоне тайги:
глухарь, дрофа, песец, куница, суслик, сайгак, лось, росомаха.
Задание 4
а) Соедини линией названия представителей живой природы с названиями групп (сообществ).
волк ЛУГ рогоз
лиса рябина
клевер крот
кувшинка ОЗЕРО выдра
мышиный горошек ландыш
кузнечик сосна
лось ЛЕС окунь
цапля
б) На примере сообщества «луг» составь цепь питания
Задание 5
а) Определи по карте и напиши, в каких природных зонах расположена территория России.
б) В какой из них ты живешь?
в) Напиши, какие объекты живой природы характерны для тундры:
1) животные -
2) растения -
Задание 6
Соотнеси правильно дату, век и историческое событие
1480 г., 1242 г., 1380 г., 1147 г., 988 г., XIV в, XII в., XIII в., X в., XV в.
год | событие | век |
Куликовская битва | ||
Ледовое побоище | ||
Крещение Руси | ||
Освобождение Руси от Ордынского нашествия | ||
Первое письменное упоминание о Москве |
Ответы:
- -15о, +11о, +18о, -3о
- на север
- глухарь, куница, лось, росомаха
- а) Озеро - рогоз, кувшинка, выдра, цапля, окунь.
Лес - волк, лиса, рябина, лось, крот, ландыш, сосна.
Луг - клевер, крот, мышиный горошек, кузнечик.
б) клевер (мышиный горошек) - кузнечик - крот
- а) арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная зона (смешанные леса, тайга), лесостепь, степь, полупустыня, тайга
б) лесостепь, степь
в) 1) лемминг, песец, волк, кайра, баклан, пуночка, полярная сова; 2) карликовая береза, ягель, камнеломка, пушица, мох
год | событие | век |
1380 | Куликовская битва | XIV в. |
1242 | Ледовое побоище | Х111 в. |
988 | Крещение Руси | X в. |
1480 | Освобождение Руси от Ордынского нашествия | XV в. |
1147 | Первое письменное упоминание о Москве | XII в. |
Итоговая контрольная работа
Подведение частных понятий под общее
Задание 1
Подчеркни названия животных, которые живут в степной зоне: белка, лось, полевка, северный олень, сайгак, дятел, тюлень, дрофа, волк.
Выделение существенных признаков понятия
Задание 2
Определи признаки, которые характерны для каждой природной зоны. Покажи их стрелками. Запиши, какая природная зона России пропущена.
Разнообразие деревьев Длинное, жаркое и сухое лето Много болот Долгая и холодная зима Плодородные почвы = черноземы Много мхов и лишайников | Лес | Много родников Царство трав Зимой полярная ночь Подзолистая почва Многолетняя мерзлота |
Тундра | ||
Степь |
Задание 3
Подпиши названия растений и животных, укажи, какие из них относятся к лесной зоне.
Использование знаково-символических средств для записи информации
Задание 4
t + 5°
Запиши 3–4 предложения.
а) По данным условным знакам составь словесное описание погоды.
б) Запиши с помощью знаков: одиннадцать градусов мороза.
Взаимосвязи между объектами природы
Задание 5
Под каждой цифрой даны две цепи питания. Подчеркни цепь питания, которая составлена верно. Подпиши природные зоны и сообщество, в которых возможны эти цепи питания.
1. а) семена – суслик – дрофа
б) типчак – сайгак – волк
Природная зона – .
2. а) морошка – лемминг – песец
б) мох – полярная сова – белый медведь
Природная зона – .
3. а) комар – лягушка – цапля
б) мох сфагнум – пиявка – выпь
Природное сообщество – .
История России
Задание 6
а) Заполни таблицу.
№ п/п | Событие | Год | Век |
1 | Ледовое побоище | ||
2 | Куликовская битва | ||
3 | Крещение Руси | ||
4 | Освобождение Руси от польских захватчиков | ||
5 | Первое упоминание в летописи о Москве |
б) Отметь в квадратах номера событий, с которыми были связаны эти исторические лица: князь Владимир , , князь Александр Невский , князь Дмитрий Донской Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Ориентирование во времени и пространстве
Задание 7
Запиши географическое положение России:
Материк – ________________, полушария – ____________ ______________.
Ответы:
1. полевка, сайгак, дрофа, волк
2. лес: разнообразие деревьев, много родников;
тундра: зимой полярная ночь, много мхов и лишайников, долгая холодная зима, многолетняя мерзлота, много болот;
степь: длинное, жаркое и сухое лето, плодородные почвы – черноземы, царство трав
3. К лесной зоне относятся ель, волк, кабан, береза, ландыш, дятел.
4. а) учащийся верно расшифровал условные значения и составил словесное описание погоды (примерно: пять градусов тепла, облачно, осадки в виде дождя, ветер за-
падный)
б) правильно записано значение: t –11С°;
5. 1. Степь – Б; 2. Тундра – А; 3. Болото – А.
6.
№ п/п | Событие | Год | Век |
1 | Ледовое побоище | 1242 | XIII |
2 | Куликовская битва | 1380 | XIV |
3 | Крещение Руси | 988 | X |
4 | Освобождение Руси от польских захватчиков | 1612 | XVII |
5 | Первое упоминание в летописи о Москве | 1147 | XII |
б) князь Владимир (3), князь Александр Невский (1), князь Дмитрий Донской (2),
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (4);
7. материк – Евразия, полушария – Восточное, Северное
Критерии оценивания:
«5» - безошибочно выполнены все задания
«4» - если выполнено не менее 3/4 заданий
«3» - если выполнено не менее 1/2 заданий
«2» - если не выполнено большинство заданий
Михайличенко Нина Зиновьевна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...