Урок по теме "Чувства человека"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Научиться классифицировать чувства; видеть чувства человека в произведениях живописи и в поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkriti_yrok.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Манина Т. А. учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №16» Губкина Белгородской области
Тема: «Чувства человека»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с чувствами человека; ввести понятие чувство, способствовать развитию умений классифицировать чувства;
Планируемые результаты образования:
Предметные: научится классифицировать чувства;
видеть чувства человека в произведениях живописи и в поэзии.
Метапредметные:
Регулятивное планирование - планировать проведение практической работы с произведениями живописи;
Познавательные – познакомиться с произведениями искусства;
Общеучебные – объяснять понятие «чувства»
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к произведениям искусства
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; презентация «Чувства человека в произведениях живописи», иллюстрации картин художников В. М. Васнецова, В. Е. Маковского, Ф.П. Решетникова, К. П. Брюллова, В. И. Сурикова, Петрова – Водкина;
магнитофон; аудиозапись стихотворения А. Л. Барто; Школьный толковый словарь, учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Орг. момент.
(Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность).
Звучит аудиозапись стихотворения А. Л. Барто
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший»
- Объясните, что мы сейчас с вами делали?
- Какую информацию вы получили?
- Что явилось источником информации?
- Проверка домашнего задания (выбор правильного варианта ответов: истинное высказывание +, ложное высказывание -)
- Человек получает информацию об окружающем мире при помощи:
а) органов чувств; б) органов дыхания
- Органов чувств у человека:
а) 6: б) 5
3. У человека:
А) 2 уха; б) 6 ушей;
4.Уши являются органом:
А) слуха; б) обоняния
5. Запахи мы воспринимаем при помощи органов:
А) осязания; б) обоняния
Взаимопроверка: + - - + - + + - - +
- Подготовка к работе на основном этапе.
(Организация актуализации изученных способов действий достаточных для построения новых знаний)
1) Какие переживания испытывает герой этого стихотворения?
(Чувство жалости)
2) работа с иллюстрациями учебника;
3) создание проблемной ситуации «Выскажем предположения»:
- Что отличает человека от машины – робота?
IV. Фиксация актуализированных способов действий в речи:
А) работа с текстом учебника;
- Как называют реакцию человека на воздействие окружающего мира?
- Каким образом мы выражаем свои эмоции?
( внешне, внутренне)
- Есть ли эмоции у животных?
Б) работа по « Школьному толковому словарю»:
- Найти определение слова «чувства»
В) Самостоятельная работа с поэтическими строками
(работа в парах)
- Найти в стихотворных строках, какие чувства могут испытывать люди.
1.Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна,
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
2. Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.
3. Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
4. Чем жарче день, там сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
5. Сестры будут куклам рады,
Братья просят пушек.
А тебе совсем не надо никаких игрушек.
6. А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует.
7. Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
- Фиксация актуализированных способов знаний в знаках.
Составление интеллект. карты
Радость веселье счастье любовь восхищение
Чувства
Печаль страх сострадание жалость
VI.Обобщение способов действий
Все чувства можно разделить на две группы:
Отрицательные
положительные
VII. Организация операции, достаточной для построения нового знания
- Как люди выражают свои чувства?
VIII. Самостоятельное выполнение учебного действия
Работа по заданиям учебника рубрика «Картинная галерея»
IX. Усвоение новых знаний и способов действий:
«Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно»
- Какие картины мы выбрали для этого урока?
X. Реализация проекта
1) Художником Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изображены дети с грустными лицами.
Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.
Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям.
На заднем плане этой картины изображены взрослые:
Один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде, чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе
Спина удаляющего прохожего – равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.
2)Обратимся к картине художника Васнецова «Алёнушка.
Все мы помним сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. В этой сказке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки - непослушника и бедной Алёнушки.
Какой момент сказки запечатлён художником?
Сидит девушка у пруда на «горячем» камне, скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе. Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием. Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом… И есть ли у меня брат?..»
Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.
Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках.
Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.
Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?
Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.
3)На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.
Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними
4) Интересны картины Федорам Павловича Решетникова на темы детской жизни «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».
Сюжет картин художника взят как бы из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней и связан цикл работ «Опять «двойка»» и «Прибыл на каникулы». Это эпоха ее школьных лет. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину, художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.
Художником созданы две различные картины, два разных образа. В центре изображён мальчик – подросток. На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно, вот – вот он заплачет.
В картине «Прибыл на каникулы» передана атмосфера радости: новогодняя ёлка, празднично накрытый стол. Мальчик, курсант суворовского училища, отдаёт честь своему дедушке, старому воину. Радостная улыбка озаряет лицо мальчика, глаза его блестят.
5) Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника.
Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках.
Мы видим буйство красок и народное веселье.
Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от « инородческих племен».
У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:
- стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;
- строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;
- светящиеся радостью и весельем лица победителей.
Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье, счастье.
6)На картине Карл Павлович Брюллов «Всадница» изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.
Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка ( зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.
7) Думается, что образ материнства в картине Петрова – Водкина возник под влиянием древнерусской живописи, обращавшейся к вечным темам: любви, материнства, мира и согласия. В картине «1918г в Петрограде » изображена женщина на балконе, над людной и холодной петроградской улицей. Она, в белой косынке, наверное, работница. На руках её ребёнок. Люди внизу ныряют в арочную синеву, спешат, будто неприкаянно, по тусклой мостовой.
А женщина, олицетворяющая жизнь, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребёнка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человека.
Картина очень походит на икону. У героини удивительно одухотворённое лицо, не лицо даже, а лик. Мы не можем оторвать взора от этого образа вечной женственности, от лица, полного загадочной глубины, чистоты и духовности. Образ простой русской женщины возвышается до образа Мадонны.
XI. Первичное закрепление новых способов действий
Проанализировав данные, полученные нами в результате исследования полотен знаменитых русских живописцев, мы пришли к выводу:
- известные русские художники Виктор Михайлович Васнецов, Владимир Егорович Маковский, Федор Павлович Решетников, Карл Павлович Брюллов, Василий Иванович Суриков, Петров – Водкин сумели выразить в живописи чувства человека;
- трудно сделать однозначный вывод и структурировать все эти
произведения.
Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.
Отметим особенности картин, в которых чувствуется трагическое звучание:
Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.
Вот- вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова.
Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.
Чувство сострадания и милосердия изображены художником в образе взрослого человека, помогающего детям
Спина удаляющего прохожего – равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.
Другие картины полны сил, оптимизма, красоты:
- картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе
празднования Масленицы, любимого в народе праздника.
Светящиеся радостью и весельем лица победителей.
- в картине «Прибыл на каникулы» передана атмосфера радости
- портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.
- женщина, изображённая художником Петровым, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребёнка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человека.
Лучшие художники России, каждый по-своему, воплотили в своих произведениях чувства человека
XII. Контроль и самоконтроль знаний. ( Групповая творческая работа)
- Каждый человек в группе имеет свой порядковый номер.
- Каждый участник группы самостоятельно выполняет своё задание.
- Коллективная работа в группе: создание из частей целого.
- Определение главной темы текста: ( Л.Н. Толстой показывает чувство жалости и сострадания детей к братьям нашим меньшим – животным)
Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли собой котёнка. Он был серый с белыми лапками.
У дороги рос щавель. Дети стали рвать щавель. Они забыли про котёнка.
Выехал охотник с двумя собаками. Собаки бросились к котёнку.
Они хотели его схватить. Котёнок испугался и прижался к земле.
Вася бросился к котёнку. Он закрыл его своим телом от себя.
XIII. Коррекция знаний и способов действий
- Проверка структуры текста рассказа Л.Н. Толстого;
- Проверка умения характеризовать чувства.
XIV. Информация о домашнем задании
- Работа с текстом учебника;
- Творческий проект
XV. Подведение итогов
- Оценивание работы учащихся;
- Что узнали нового
XVI. Рефлексия:
- Какой картиной вы смогли бы выразить своё настроение на нашем уроке?
- Что бы вы пожелали нашим гостям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.
Открытый урок окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...
Конспект урока. Тема урока: Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот) 2 класс
Планируемые результаты:личностные: активизировать наблюдательность детей, развивать глазомер, образное мышление.метапредметные: создавать атмосферу для проникновения учащихся в сущность предметного ми...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг
Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг...
Районный семинар. Открытый урок "Строение тела человека" Нетрадиционная форма урока ,кейс-урок.
Открытый урок - нетрадиционный формы работы....
Урок в 6 классе Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»
Цели урока:Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;расширить знания о личности писателя.Развивающие ...
Конспект урока по предмету Человек. Тема урока «Части лица»
Конспект урока разработан для обучающихся 1 дополнительного класса с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушенияи в развитии (2 вариант)...