Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
А.В. Горбунова
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №7», пгт Талинка
Октябрьского района, ХМАО
Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг
Цель: Ознакомление учащихся с природным сообществом - луг, установление тесной взаимосвязи животных и растений луга в результате совместной деятельности учащихся. Расширение и обогащение знаний учащихся об окружающем их животном и растительном мире, развитие наблюдательности, аналитического мышления детей, исследовательских способностей, умения наблюдать и делать выводы. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, млеет, тает,
Грач горластый прилетает…
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
У.: А почему первому весеннему месяцу было дано такое название?
Д.: затруднились ответить.
Ученик (заранее подготовленный): У древних римлян год начинался не с первого января, как сейчас, а с первого марта, с приходом весны, наступлением теплых дней. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из своих ближних или дальних соседей, то первый месяц года посвящался у них римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март, или по-латински «мартиус».
(Слайд-1)Н а р о д н ы е п р и м е т ы говорят:
Зима весну пугает, да все равно тает. Грач на горе – весна на дворе.
(Слайд-2)У.:Все с нетерпением ждут весны. Вот и в творчестве великих русских художников тема весны нашла своё отражение. Посмотрите на картину И. Левитана «Март», представьте, что вы стоите на крыльце этого дома. Расскажите о своих ощущениях.
Д.: Солнышко пригревает. Даже глаза зажмурил, потому что оно очень яркое. Ветерок тихий и тёплый. Лошадь фыркает. Можно услышать как падают капли с крыши и т.д.
(Слайд-3)У.:А теперь посмотрите на картину А.Саврасова «Грачи прилетели». Послушайте хлопотливые крики первых вестников весны – грачей.
Д.: (слушают аудиозапись). Как интересно! Грачи рады, что вернулись на родину. Только на этой картине пасмурная погода, но весной и такое бывает. У нас ведь тоже сегодня небо хмурое.
II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
У.: Понравилось? Красотой весны, её звуками вы очень скоро будете наслаждаться целыми днями. А сегодня я приглашаю вас в очередное путешествие.
III. Проверка домашнего задания. (Детям было дано задание: нарисовать знаки, которые можно будет повесить на входе в лес).
(Слайд-4)Работы детей: правила поведения в лесу.
У.: Сначала отправляемся в лес. Посмотрим, какие знаки разместили друзья природы при входе в лес?
Д.: Комментируют свои рисунки. (Коллективно выбираются лучшие, чтобы оформить в школе стенд «Будь природе другом!»)
На доске при помощи картинок составлены «Пищевые цепи» (в каждой допущена ошибка)
У.:А вот и ещё какие-то картинки. Что это?
Д.: Пищевые цепочки.
У.: Рассмотрите их. Что скажете?
Д.: Здесь есть ошибки.
У.: Хорошо. Исправив ошибки, вы окажетесь в удивительном месте. Каком? Узнаете, когда выполните задание в парах.
Работают в карточках:
ольха - крот– кукушка дуб - мышь - сова осина - заяц - пчела кузнечик - лось - волк |
Правильный вариант:
ольха - гусеница – кукушка
дуб - мышь - сова
осина - заяц - лиса
молодые побеги - лось - волк
У.: Какие животные не принадлежат природному сообществу лес?
Д.: Крот, пчела, кузнечик.
У.:А где живут эти животные?
Д.: На лугу.
У.: Переверните картинки на доске. Составьте слово.
Д.: (составляют) Луг.
У.: Сегодня мы отправляемся на луг. Что вы знаете про луг? Есть ли в нашей местности луга?
Д.: Там растут разные растения. (Далее затруднения).
У.: Что вы хотите узнать про луг?
Д.:
1. Что такое луг?
2.Растения луга?
3.Животные луга?
4.Является ли луг сообществом?
5.Луга и человек. (Слайд-5)
IV. Изучение новой темы.
У.:Итак, наше путешествие начинается.
Видеофрагмент «На лугу» (Слайд-6)
У.: (после просмотра видеофрагмента)Попробуйте дать определение «Что такое луг?»
Д.: Луг –это царство цветов. Или травы. Луг - это участок , где растут травы и цветы.
(Слайд-7)У.: Верно, луг –это участок, покрытый травянистой растительностью.
- В каких природных зонах встречаются луга?
(Слайд-8)Д.: (задумываются). В лесной зоне, в степи.
(Слайд-9)У.: Луга встречаются и в горах.
Итак, мы теперь знаем, что такое луг.
-А какие растения растут на лугу?
(Слайд-10)Д.: Ромашки, колокольчики…
У.: откройте учебники на странице 46, дополните свои ответы.
Д.: мятлик, чина луговая и т.д.
Рассказ учителя:
Луг – это целый ковёр разнообразных цветов. Здесь и жёлтые лютики, и белые корзинки ромашек, голубые и сиреневые колокольчики, васильки.
-Ребята, у кого появилось желание нарвать букет цветов и подарить маме?
Д.: Полевые цветы рвать нельзя! Для букетов цветы выращивают специально в оранжереях и продают в цветочных магазинах.
(Слайд-11-14)У.: А сколько на лугу НАСЕКОМЫХ! Назовите их.
Д.: пчёлы, шмели, мухи, кузнечики….
У.: Так и хочется взять сачок и ловить, ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков!
Д. : Нет, нельзя ловить насекомых, этим мы приносим вред природе.
У. Молодцы. Я уверена, что от ваших рук и от рук ваших друзей не пострадает ни одно растение и ни одно животное. Вы настоящие друзья природы. На лугу есть растения, насекомые, а кого вы ещё встретите на лугу?
Работа с учебником стр. 47 (читают самостоятельно)
У.:Что узнали нового? Назовите других представителей луга.
Д.: Пауки, хищный канюк, крот, черви, мокрицы, многоножки.
У.: Почему на лугах не живут крупные животные?
(Слайд-15)Д.: Им негде прятаться.
(Слайд-17-18)У.: Молодцы. А теперь посмотрите на два луга. Чем они различаются?
Д.: На одном больше цветов, трава высокая.
У.: На каком лугу человек станет пасти домашних животных?
Р а б о т а п о у ч е б н и к у стр. 46
У.: Прочитайте текст на данной странице.
Д.: Читают самостоятельно.
У.: Что узнали нового?
(Слайд-19)Д.: Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные.
У.: Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
У.: Итак, что мы теперь знаем про луг? (Итог по слайду-20)
Д.: Узнали, что такое луг. Узнали какие растения и животные живут на лугах. Узнали, что человек использует луг для выпаса животных и заготовки сена.
У.: Является ли луг природным сообществом? Как ответить на этот вопрос?
Д.: Составить пищевые цепочки
Работа в группах: пользуясь рисунками учебника, текстом составьте пищевые цепочки.
Варианты пищевых цепочек:
тимофеевка – мышь - змея
чина луговая - гусеница - паук
мятлик - мышь - канюк
трава - кузнечик - перепел
насекомые и их личинки - крот - лунь
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
Вывод: луг – это природное сообщество.
У.: Что такое природное сообщество?
Д.: Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
IV. Итог урока:
У.:Какие задачи мы ставили в начале урока?
Д.: Изучить луг, узнать является ли он природным сообществом.
У.: Все ли задачи решили?
Д.: Да, на все вопросы ответили.
У.: А в наших краях луга встречаются?
Д.: затрудняются.
У.: В нашем крае из-за климатических особенностей, встречаются только заливные луга по берегам рек.
Ребята, бывая на природе, постарайтесь пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.
(Слайд-21)Рефлексия «Верю-не верю» (Вместо точек поставьте +, если верное высказывание, - если неверное).
Вопросы:
- … луг – это природное сообщество.
- …луга не имеют значения для людей.
- …люди сеют на лугах травы.
- …на лугах растут ядовитые растения.
- …нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.
V. Д/З: Стр. 45-48.
Задание на выбор:
1) На лугу произрастает много лекарственных и ядовитых растений. Узнайте про них и к следующему уроку подготовьте сообщение об одном из них.
Тысячелистник.
Крапива
Мать-и-мачеха
Одуванчик
Подорожник
Ромашка аптечная
Калужница
Лютик
Мышиный горошек
2) Рабочая тетрадь №66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"
В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тема: Как человек использует свойства воздуха....
Урок окружающего мира во 2 классе "Строение тела человека"
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....
Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")
Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...
Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...
Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс
Конспект урока - проекта окружающего мира УМК " Планета знаний " . Проводился по окончанию изучения темы " Вода " . Н...