Урок в 6 классе Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»
план-конспект урока
Цели урока:
Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
- расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности
Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).
Форма урока: урок открытых мыслей.
Методы:
- словесный (слово учителя);
- исследовательский (творческие работы);
- практический (чтение текста);
- частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
- репродуктивный (беседа по рассказу);
- проблемно – поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_u_kazhdogo_cheloveka_svoi_zvezdy.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»
Цели урока:
Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
- расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности
Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).
Форма урока: урок открытых мыслей.
Методы:
- словесный (слово учителя);
- исследовательский (творческие работы);
- практический (чтение текста);
- частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
- репродуктивный (беседа по рассказу);
- проблемно – поисковый.
Ход урока
Записи на доске:
“У каждого человека свои звезды” (А.Экзюпери).
Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … (Жан Жак Руссо) (запись в рабочем листе №1)
В начале урока звучит музыкальная композиция “Город детства”. (слайд 1)
Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
чтоб каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц. задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?
Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»
Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!
Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?
Что значит верная дружба и настоящая любовь?
(слайд №2)
А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц
Тема нашего урока…
Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести.
– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?
Ученики:
– взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни
Учитель: Какова идея произведения?
Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…
Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?
Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми
Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).
– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо).
(слайд 3)
– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.
Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…
И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.
Итак, путь…
- Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?
(слайд 4)
-А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Мы обратим внимание только на 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь.
– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?
Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.
– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).
– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)
– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).
– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).
– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).
- Важна ли поддержка взрослого?
- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?
А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (2 глава)
Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).
– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)
Учитель: Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.
(слайд 5)
1 группа отправляется на планету….
- Вы должны поработать в группах и ответить на несколько вопросов.
-Возьмите 2 рабочий лист, в котором даны вопросы. Ответьте на них письменно.
(слайд 6)
Учитель:
1.С кем встречается Маленький принц?
2.Что ценно для обитателя планеты?
Для короля- власть
Для честолюбца- тщеславие
Для пьяницы - употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика- верность своему слову, работа
Для географа – накопление знаний
3. Можно ли считать эту ценность настоящей?
* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?
* Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.
Итак, Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.
-1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)
На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.
2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)
Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.
3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)
Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.
4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)
Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд.
5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)
На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.
6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)
Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.
- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.
Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.
- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
(Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.
Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
Зачем власть, если нет подчиненных;
Зачем слава, если нет поклонников;
Зачем жить, если стремишься к забвению;
Зачем богатство, если его некуда деть;
Зачем работа, если она бессмысленна;
Зачем наука, если она не основана на фактах?
Зачем? Зачем? Зачем?)
- Ребята, представьте, что вы вместо принца отправились путешествовать каждый по своей планете
-Что бы вы изменили на ней? Что бы вы сделали полезного, доброго, важного?
-Возьмите рабочий лист №1 и продолжите фразу «Если я Маленький принц, то….»
(слайд 7)
Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля
Учитель: Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?
(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)
- С кем встречается Маленький принц на Земле?
- Змея.( Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия
- Цветок.( Символ красоты)
- Лис.( Символ мудрости и знания жизни)
После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.
Ученики зачитывают ( слайд 8)
– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
– Зорко одно лишь сердце.
– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
– Себя судить куда труднее, чем других.
– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.
– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
– Одни только дети знают, чего ищут.
Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
Встреча Лиса с Маленьким принцем (слайд9)
- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?
* Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.
- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?
*Лис.
Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.
(Отрывок из мультфильма «Маленький принц» Встреча Лиса и Маленького принца) (слайд 10)
-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?
Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других..." Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.
Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".
- Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручил»?
(слайд 11)
* «Приручить» - создать узы: человек нуждается в нас так же, как мы в нем.( в рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова)
- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?
*Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».
- Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом?.( Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.)
-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе?
*Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе. (слайд 12)
– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.
Ученики:
– Он постоянно приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди”. Почему?
– Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.
Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?
Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!
Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:
“У каждого человека свои звезды”. (слайд 13)
Игра “Дотянись до звезд”.
– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
-Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»
Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.
– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.
Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?
Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.
Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!
Учитель: Да, конечно, ДЕТСТВО – это отправная точка пути.
А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростой вопросы. Чтобы попытаться ответить на него, переходим к выполнению творческого задания.
- Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.
- Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.
Учитель: А теперь попробуйте вывести свою формулу добра. Вам необходимо наклеить на звезду те понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания. (Пока ребята работают звучит музыкальная композиция “Млечный путь”.) (слайд 13)
Ученики выводят свои формулы:
– Любовь + понимание + забота
– Помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность
Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.
– А Маленький принц нашел свой путь к звездам?
( слайд 14)
Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.
Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”.
Подведение итогов урока.
– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?
– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?
– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!
Город детства музыка
– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”).
Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.
- На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.
И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!
Домашнее задание: (слайд 14)
Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу всё равно больно и страшно.
Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней. Напишите об этом в сочинении «Маленький принц возвращается к своей розе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание " У каждого человека свои звёзды" 4 класс
Презентация к собранию по теме...
Урок мужества "У каждого поколения своя война"
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины;- вызвать чувство гордости за доблесть и мужество воинов-земляков, участников Афганской и Чеченской войн;- создание ус...
урок-игра "Зажги свою звезду"
урок-игра "Зажги свою звезду"Цель : систематизировать имеющиеся знания учащихся, полученные на уроках математики. Задачи: расширить знания учащихся; развивать арифметические навыки учащихся, умен...
конспект урока по технологии"Свойства материалов. Каждому изделию свой материал".
Представлен конспект урока по технологии по теме "Свойства материалов. Каждому изделию свой материал" для учащихся второго класса. На данном уроке дети работают в группе, индивидуально. Применяется...
Каждый человек хочет быть успешным в своей жизни
Научная работа...
Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями", проведенного в форме игры "Зажги свою звезду" и самоанализ урока
Урок математики в 4-ом классе на тему: «Умножение и деление многозначного числа на однознач-ное. Умножение чисел, оканчивающихся нулями», УМК «Школа России». По учебному плану на эту тему отводится 4...