Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему"Человек - разумное существо" УМК "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Человек - разумное существо" , УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

УМК «Школа 2100»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: Человек – разумное существо.

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Живые обитатели планеты», тема 6 «Человек – разумное существо».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных УУД.

Задачи урока:

  1. Предметные УУД:
  1. познакомить учеников с отличительными чертами человека;
  2. показать, что человек существо разумное;
  3. показать, что человеку свойственны нравственность и духовность;
  4. показать ряд признаков, которые объединяют человека с животными.
  1. Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

  1. Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы.
  4. Обобщать и классифицировать по признакам.
  5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  6. Формировать умение формулировать ответ на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в группе, самостоятельно.

Регулятивные УУД:

  1. Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом учебника.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Прогнозировать предстоящую работу (планировать свою деятельность).
  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  1. Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап урока

Время,

мин.

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФУУД

  1. Мотивационный момент

1 мин.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

  • Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

-Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

7 мин.

1.Повторение.

  • Путешествуя в мир природы, мы познакомились с живыми обитателями нашей планеты. С какими? (Слайд 1)
  • Посмотрите внимательно на экран и скажите, что здесь лишнее и почему? (Слайд 2)
  • Докажите, что растения и животные – живые существа. (Слайд 3)

(Они пьют, дышат, употребляют пищу, двигаются, размножаются, умирают.)

  • Что необходимо для жизни животных и растений? (Слайд 4)

(Вода, воздух, солнечный свет, пища.)

  • Откуда они берут все необходимое для жизни?
  • Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы? (Слайд 5)

2.Откройте свои учебники на стр. 70

Послушайте рассказ и догадайтесь, о ком будет идти речь на сегодняшнем уроке.

  • Что это за существо, которое отвечает за все живое и неживое на Земле?

(Человек.)

  • Что вы поняли из текста, чем человек отличается от животных и растений?

3.-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Слайд 6)

  • На какие вопросы мы с вами постараемся сегодня ответить?

  • Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность)

Диалогическое проблемное изложение

Проблемная ситуация

фронтальная

Проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит к теме урока, ставит проблемный вопрос.

Читает текст

Отвечают на вопросы по пройденному материалу.

Открывают учебники.

Определяют тему урока.

Составляют план урока с помощью учителя.

1.Что связывает человека с        разными животными.

2.Кто такой человек.

3.Какова его роль на планете.

Познавательные УУД:

-Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.

-Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

-Развивать умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

-Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом учебника.

-Прогнозировать предстоящую работу (планировать свою деятельность).

Личностные УУД:

-Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Совместное открытие знаний.

25 мин.

1.Работа в учебнике.

  • Как вы думаете, человек – часть природы? (Слайд 7)
  • Докажите. Что необходимо живым организмам для жизни? А необходимо ли это человеку? (Воздух, чтобы дышать, вода и пища, а также тепло.)
  • Откуда человек берет все необходимое для жизни? (Из природы.)
  • Какой вывод мы можем сделать? Является ли человек частью природы? (Человек, как и растения и животные, является частью природы.)
  • К какой группе живых существ можно отнести человека?

2.Работа в тетради.

  • Давайте рассмотрим, что общего у человека и животных.
  • Откройте тетради на с.65, задание №1. (Слайд 8)

Самостоятельное выполнение.

Проверка. (Слайд 8)

  • Какие сходные части тела у человека и животных вы отметили?

Самооценка.

  • Что ты должен был сделать?
  • Ты выполнил все правильно или были недочеты?
  • Ты выполнил все сам или с чьей-то  помощью?
  • Каким цветом ты закрасишь свой кружочек?

   

Самостоятельная работа

Анализ

Сравнение

фронтальная

индивидуальная

Организовывает, дает советы.

Работают с текстом на стр.70. Отвечают на вопросы по тексту.

Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради на с. 65, №1.

Отвечают на вопрос.

Оценивают свою деятельность.

Познавательные УУД:

-Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

-Выявлять сущность, особенности объектов.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.

-Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

-Формировать умение формулировать ответ на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

-Развивать умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Умение работать в группе, самостоятельно.

Регулятивные УУД:

-Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом учебника.

-Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Физкультминутка.

Включает видео, организует детей

Выполняют определенные движения.

4.Работа в группах. (Приложение 3)

  • Чем человек отличается от животных?
  • На данный вопрос мы с вами ответим, поработав в группах.

Задание для 1 группы. Выберите карточки с названиями действий, которые могут совершать только животные.

Задание для 2 группы. Выберите карточки с названиями действий, которые могут совершать только люди.

Проверка.

Самооценка.

Сравнение групп слов.

  • Перечислите действия, которые человек может совершать, в отличие от животного. (Разговаривает, осваивает профессии, решает задачи и т.д.)
  • Как вы понимаете и общаетесь друг с другом? (С помощью речи) (Приложение 2)
  • Что вам помогает учиться? (Человек может учиться и мыслить, у него есть память и ум.)
  • Значит человек обладает разумом.
  • Чтобы человеку что-то создать, изобрести, что для этого необходимо сделать (Потрудиться.)
  • Что создано руками человека?
  • Какие же главные отличия мы выявили? Давайте сделаем вывод, кто такой человек? (Человек – существо разумное, которое владеет речью и умеет трудиться.) (Слайд 9)
  • Сравним свой вывод с выводом учебника.
  • А какие действия может совершать и человек и животные? (Бегать, прыгать, плавать.)
  • Как вы думаете, если устроить соревнования в беге между человеком и животным, например, лошадью, кто победит?
  • А в плавании между человеком и дельфином?
  • А с птицей человек может соревноваться?
  • У человека нет копыт, крыльев, плавников, но он может состязаться с разными животными. Как?

5.Игра «Найди пару». (Приложение 3)

  • Какие изобретения человека помогают соревноваться с животными?

Анализ

Синтез

Самооценка

Анализ

Сравнение

Обобщение

Наглядный

Сравнение

групповая

Прикрепляет на доску таблички со словами «Человек», «Животное».

Раздает каждой группе набор карточек со словами и лист формата А3.

Организует работу в группах, помогает, направляет, дает советы.

Прикрепляет табличку со словом «Речь».

Прикрепляет табличку «Разум».

Прикрепляет табличку со словом «Труд», «Человек – разумное существо»

Крепит на доску изображения лошади, дельфина, птицы.

Выполняют задание по группам.

Выступление одного представителя то каждой группы.

Оценивают свою деятельность.

Сравнивают действия человека и животных.

Отвечают на поставленные вопросы

Делают вывод.

Читают вывод в учебнике на стр.70.

Коллективная работа.

3 человека работают у доски, находят пару каждому животному и обосновывают свой выбор.

  1. Применение нового знания.

10 мин.

  • Так как человек – существо разумное, он должен отвечать за всю природу на Земле. Значит все его поступки должны быть обдуманными. Давайте рассмотрим ситуации и определим, как себя ведут люди – как разумные существа или нет и почему.(Слайд 10)

1 ситуация. На экране – изображение мальчика, стреляющего из рогатки (Слайд 11).

  • Поступает ли так разумный человек?
  • Как нужно поступить в данной ситуации?

2 ситуация. Мальчик сидит в автобусе, а рядом стоит бабушка с тяжелой сумкой.(Слайд 12)

3 ситуация. Девочка за столом ест грязными руками. (Слайд 13)

4 ситуация. Мальчик бежит через дорогу за мячом. (Слайд 14)

  • Давайте сформулируем правила разумного человека.
  • Какие разумные поступки совершали вы?
  • Я надеюсь, что эти правила не останутся только на словах, а отразятся на поступках.
  • А как вы думаете, легко ли быть человеком? (Слайд 15)

Анализ

Обобщение  

Фронтальная

Коллективно обсуждают ситуации.

Формулируют правила поведения разумного человека.

Познавательные УУД:

-Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

-На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

-Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

-Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

  1. Итог урока. Рефлексия.

2 мин.

  • Продолжите фразу. (Слайд 16)
  • Я понял, что…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • У меня получилось…

Самоконтроль

Продолжают предложения. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Строение тела человека"

Тема: Строение тела человекаЦели:1. Ввести понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека.2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.3. Дать первоначальное п...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Строение тела человека"

Цель: изучение внешнего и внутреннего строения человека.Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать внешние части тела ...