Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Строение тела человека"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: Строение тела человека
Цели:
1. Ввести понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека.
2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.
3. Дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Строение тела человека
Цели:
1. Ввести понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека.
2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.
3. Дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Microsoft PowerPoint, оформление доски, стикеры розового (в начале урока) и желтого цвета (в конце урока), каждому ребенку на парту силуэт тела человека из картона, карточки-названия частей тела на двустороннем скотче, пластилин белого, черного, желтого, зеленого, синего, красного цвета, 2 поролоновые губки, воздушный шарик, бельевая веревка 8 метров, Толковый словарь С.И. Ожегова, учебник и рабочая тетрадь 2 часть Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Ход занятия
Слайд 2
1. Орг.момент.
- Здравствуйте ребята, у нас сейчас урок окружающего мира. Сегодня у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Тихо сели, все внимание на меня. Начнем работу.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивирование учащихся.
Слайд 3
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
- Ребят, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О человеке)
- Да, нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете что? ( Мы одинаково устроены).
- Верно, мы одинаково устроены. Хотите узнать как?
Слайд 4
- Что вы видите на слайде? (Дом)
- Как он устроен снаружи? (У него есть крыша, дверь, окна, труба)
- То что мы видим снаружи - это внешнее строение дома.
Слайд 5
- А что находится внутри дома? (Мебель, посуда, бытовая техника)
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.
Слайд 6
- А на этом слайде что видим? (Самолет)
- А как он устроен снаружи? (У него есть крылья, хвост, иллюминаторы)
- То, что вы перечислили, относится к внешнему строению, т.к. мы видим все это снаружи.
Слайд 7
- А что находится внутри самолета? (Приборы, перегородки, кресла для пассажиров)
- Все это относится к внутреннему строению самолета.
- Итак, мы рассмотрели изображения дома и самолета.
- Это одинаковые или разные предметы? ( Разные)
- Правильно, эти предметы устроены по разному, но что общее у них отметим? (Они имеют внешнее и внутреннее строение)
- Человек тоже имеет внешнее и внутреннее строение. Сегодня на уроке мы поговорим об этом.
Ребят, сформулируйте, пожалуйста тему нашего урока: Строение тела человека (на доске)
Слайд 8
Хорошо, а о чем мы будем говорить?
-О внешнем и внутреннем строении человека..(Доска)
-Давайте оценим наши первоначальные знания по теме урока. У вас на парте лежит стикер розового цвета, я попрошу вас сейчас подумать и определить стикер в нужное место. Если вы все знаете по теме нашего урока, то прикрепите стикер в эту часть доски, если вы владеете информацией частично, то поместите его здесь, ну а если вы ничего не знаете по теме нашего урока, то приклейте его сюда. Итак, пожалуйста первый ряд (прикрепляют стикер), второй ряд (прикрепляют стикер) и третий ряд (прикрепляют стикер).
ВЫВОД: Посмотрите, большинство из вас отметили, что частично владеют информацией, поэтому мы должны как можно больше узнать по нашей с вами теме.
- А какие качества нам понадобятся на уроке, что мы должны уметь делать? (Мы должны уметь наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщения, должны уметь рассуждать, работать сообща).
3. Усвоение новых знаний
Молодцы, переходим к изучению внешнего строения тела человека.
- У вас на партах лежат силуэты человека и карточки названия частей тела. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и разместите карточки на силуэте (дети работают).
Слайд 9
- Итак, давайте проверим правильно ли вы разместили все части тела (на доску). Ответы будете давать все вместе, хором.
Слайд 10
- Быть у каждого должна очень умной… (Голова)
Я верчу ею как умею, ведь голова сидит на … (Шее)
Съел еду я всю и вот, мой наполнился… (Живот)
На прогулке не забудь закрывать от ветра… (Грудь)
Стройным будешь ты всегда, коль пряма твоя… (Спина)
- Живот, спина и грудь все вместе зовут их …. (Туловище)
Руки, чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.
Бегут по дорожке резвые (Ножки)
- Руки и ноги как можно назвать по-другому? (Конечности)
Где можем взять информацию об этом слове? (В словаре).
- Правильно, в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. (Учащийся читает).
Слайд 11
- То есть руки - это верхние конечности, а ноги - это нижние конечности.
- Ребят что мы с вами рассмотрели? (Внешнее строение человека)
Слайд 12
4. Физкультминутка
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и повторить все части тела. "Ты давай-ка не ленись!"
Голову мы держим прямо,
А теперь вперед- назад,
Вправо-влево, вправо-влево
И опять вперед-назад.
Руки вверх и руки вниз,
Ты давай-ка не ленись!
Махи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево,
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
Руки в боки, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
-Какие части тела есть у человека? Давайте еще раз вспомним (Голова, шея, туловище, грудь, спина, живот, руки и ноги)
5. Усвоение новых знаний
А теперь рассмотрим внутреннее строение тела человека. Чтобы узнать каково же внутреннее строение человека, я предлагаю вам открыть учебники на стр 49 и найти информацию там. (Дети отвечают). Что вы узнали?(Тело человека внутри состоит из органов). Что такое орган? (Орган - часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу). Какие органы есть у человека? (мозг, сердце, печень, желудок, кишечник, легкие) (Прикрепить на доску таблички)
МОЗГ
Перейдем к изучению первого органа человека. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы пишите, читаете, решаете примеры, задачи. Повинуясь своему желанию, бросаете мяч так, чтобы он попал в цель. Вы без труда вспомните, где были вчера, или как отдыхали в каникулы. Все это происходит, как бы само собой. Но это не так! Вашими мыслями, чувствами, движениями управляет компьютер - мозг - важнейший орган тела. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. В какой части тела располагается этот орган? (В голове). Слайд 13
Ребят этот орган называют "главным командным пунктом" а почему вы найдете в учебнике. (Головной мозг заведует всеми мыслями, движениями, чувствами человека. Он управляет работой всего организма. Вот почему мозг называют "командным пунктом" )
- Ребята, для вас задание: взять пластилин белого цвета, вылепить головной мозг и прикрепить на ваш силуэт человека. (Дети работают)
ЛЁГКИЕ
-Именно мозг следит за тем как мы дышим. Он управляет нашим дыханием. Как долго человек может не дышать? (Ответы детей)
- С помощью чего мы дышим?(с помощью легких)
Сколько легких у человека? (два)
Да легких у человека два и находятся они в груди. Слайд 14. У каждого из нас 2 легких - правое и левое. Причем что левое легкое меньше правого, как вы думаете почему? (Ответы детей). На самом же деле левое легкое меньше, потому что оно делиться местом с сердцем, которое располагается тут же. Приложите ладони обоих рук к груди. Сделайте вдох- выдох. Легкие похожи на 2 губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (Учитель сжимает губки). Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются. (Учитель разжимает губки).
- Возьмите пластилин синего цвета, вылепите легкие. Сколько легких вы слепите? (Два) Прикрепите их на силуэт.
- Для чего человеку нужны легкие? (С помощью легких человек дышит)
СЕРДЦЕ
- А сейчас мы рассмотрим с вами другой орган. Ребята скажите, как узнать жив человек или мертв? (Нужно послушать стучит ли у него сердце). Приложите руку к левой стороне груди, что вы чувствуете? (Чувствуем, как стучит сердце). А размером оно всего с кулак или чуть больше. Покажите какое у вас сердце. (Дети показывают).
Слайд 15
Сердце невелико. Но при этом сердце - неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать все тело. Сердце не останавливается ни на минуту. Как вы думаете, если сердце остановится что будет? (Человек погибнет). Вот какой важный орган - сердце. Давайте послушаем как оно стучит. (Стук сердца на слайде)
- Возьмите пластилин красного цвета и вылепив сердце поместите его на силуэт. (Дети работают).
-Что делает сердце? (Перегоняет кровь по телу)
ЖЕЛУДОК
-Давайте рассмотрим следующий не менее важный орган. Ребята, скажите, зачем мы кушаем? (Ответы детей)
- Мы едим, чтобы жить. Представьте, что вы пришли домой. Мама подает вам обед на тарелке кусок сырого мяса и 2 сырые картофелины. Станете вы есть такой обед? (Нет).
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот должно переварится и впитаться в кровь. Этим занимаются органы нашей "внутренней кухни". Как вы думаете как называется главное отделение нашей "внутренней кухни?" (Желудок) Слайд 16
Сейчас Даша Авилова расскажет нам об этом органе.
Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик.
-(Показать спущенный воздушный шарик). Дунешь в шарик - он чуть надуется. Так и желудок когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше мы съедаем, тем сильнее он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
- Возьмите пластилин зеленого цвета и вылепите этот орган, поместите его на свой силуэт. (Дети работают)
КИШЕЧНИК
- Следующий орган нашей "внутренней кухни" - это кишечник. О кишечнике нам расскажет Влад Дырварь.
В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она еще густовата и состав ее не совсем тот, который нужен организму. И тогда полупереваренная пища отправляется в длинное путешествие по извилистому коридору. Это кишечник. Он тянется почти на 8 м
Вместе с учеником растягиваем веревку.
Посмотрите какой длинный кишечник. Ребята, скажите, а как же он помещается в нашем животе? (Кишечник свернут очень плотно).
Слайд 17
-Ребят, возьмите пластилин желтого цвета, слепите кишечник и прикрепите к нашему силуэту.
ПЕЧЕНЬ
-Мы еще ничего не упомянули о необыкновенной соседке желудка - печени. Печень живет справа от желудка в верхней части живота.
Слайд 18
От какого корня происходит слово "печень" (От слова "печь"). Почему этот орган так назвали вы найдете в учебнике на 49 стр. (Печень - это самый горячий орган нашего тела. Она является как бы внутренней печкой, согревающей весь организм. Печень вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу). Ребят, а еще это самый крупный орган, он имеет массу 1,5 - 2 кг.
- Возьмите пластилин черного цвета, вылепите печень и прикрепите ее на силуэт.
Слайд 19
ВЫВОД: Какие внутренние органы мы с вами рассмотрели? (Мозг, легкие, сердце, желудок, кишечник и печень)
Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна.
6. Закрепление изученного
1) Работа в группе
А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал, пройденный на уроке. Предлагаю вам поработать в группах. Первый ряд - это первая группа, второй ряд - вторая группа и третий ряд - третья группа. Соберитесь в группы.
1 группа - Вы должны заполнить кроссворд "Части тела", т.е. вспомнить внешнее строение тела человека.
2 группа - Вы заполняете кроссворд "Внутренние органы", т.е. внутреннее строение тела человека.
3 группа - Вы получаете таблички со словами-названиями внутренних органов, которые должны прикрепить на демонстрационном силуэте человека.
Проверка на слайде и выступление командиров каждой группы.
Слайд 20,21,22
МОЛОДЦЫ
7. Итог урока
- Ребята, скажите, что нового вы узнали? (Ответы детей)
- Сведения о каком внутреннем органе вас удивили? (Ответы детей)
-Что вам особенно понравилось на уроке? (Ответы детей)
- Ребята у вас на парте лежат желтые стикеры. Возьмите его и прикрепите в нужную часть доски. Если вы все знаете по теме урока, то поместите стикер здесь, если частично владеете знаниями, посместите его здесь и если вы совсем ничего не поняли и не знаете по теме урока, поместите его здесь.
ВЫВОД: Большинство из вас усвоили тему урока, но если у вас остались какие то вопросы мы разберем их на следующих уроках. Люди научились делать сложные приспособления, запускать ракеты в космос, узнали много нового об окружающей природе, но самым загадочным для человека по-прежнему остается он сам. Существует специальная наука, изучающая строение тела человека - анатомия. Работу организма изучает другая наука - физиология. Если вас привлекают эти науки, то можете читать книги по этой теме и стараться найти ответы на свои вопросы.
8. Домашнее задание. Откройте ваши рабочие тетради на странице 26, посмотрите что вы должны будете сделать дома. Выполнить № 1, 2, 3, а ваши силуэты пусть будут для вас наглядным материалом. Урок был плодотворным всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" для 2 класса (А.А.Плешаков"Окружающий мир"2 класс УМК "Школа России")...
Конспект урока по окружающему миру - строение тела человека, 3 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА для 3 класса...
Свидетельство о публикации методического материала:Открытый урок по окружающему миру "Строение тела человека"
Свидетельство о публикации методического материала:Открытый урок по окружающему миру "Строение тела человека"...
Открытый урок по окружающему миру «Строение тела человека» 3 класс
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по окружающему миру «Строение тела человека» в рамках Кузбасской ярмарки. По УМК "Перспектива"....
конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"
Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека....
Конспект урока по окружающему миру «Строение тела человека» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения различать внешнее и внутреннее строение тела человека, дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.Пл...