Урок окружающего мира "Живое и неживое".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок был построен в соответствии с технологией проблемного обучения. Для постановки проблемы был использован прием яркого пятна – объект изучения морская свинка Нюша, что обеспечило высокую учебную мотивацию. В течение всего урока учащиеся были увлечены работой. Этот урок воспитывает ответственное и бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoe_i_nezhivoe_okr.mir_1_klass_.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Живые организмы и неживые предметы.
Федорова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» п. Палатка.
Окружающий мир, 1 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: знакомство с отличительными свойствами живых организмов; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: морская свинка в клетке; яблоко; мягкая игрушка; опорные слова: рождаются, растут, питаются, дышат, размножаются, умирают; набор картинок по теме «Живые и неживые предметы» в конвертах; пророщенные семена фасоли; горшочки с землёй; рисунки планеты Земля; учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Вахрушев и др.; Рабочая тетрадь у учебнику; старые детские журналы и книги, клей, ножницы, ватман.
Формы и методы работы: учебный диалог; групповая форма работы; исследовательский метод обучения.
Ожидаемые результаты:
Предметные умение: сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н);
группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П).
различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).
уметь оценивать правильность поведения людей в природе (Н). (Н-необходимый уровень, П-программный).
Личностные результаты: умение оценивать жизненные ситуации и делать выбор, какой поступок совершить относительно моральных ценностей человека.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать и аргументировать свою точку зрения; сравнивать и группировать предметы и их образы, добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение сотрудничать с учащимися класса и учителем, слушать и понимать речь других.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
| - Ребята отгадайте загадку: Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. - Учитель выставляет яблоко. - А кто ещё любитель яблок? - Посмотрите ребята, этот зверёк тоже любит яблоки. (Учитель демонстрирует живую морскую свинку). - Давайте подумаем, как она появилась на свет? Прикрепляем табличку на доску: рождаются. - Когда она родилась, она какая была? -А потом какая стала? Что она делала? Табличка: растут. -Чтобы вырасти, что нужно? -Значит зверёк, что делает? Таблички: дышат, питаются, пьют воду. -Могут у нашей свинки появиться детёныши? Как называется это свойство? Табличка: размножение. -Ребята наша свинка всегда будет такой как сейчас? Какие изменения будут происходить с ней в будущем? Табличка: умирают. -Давайте хором повторим свойства, которые мы выделили. -К каким организмам относится морская свинка, она какая? -А свойства, которые мы с вами назвали? Над свойствами открываем надпись: «живые организмы». -А этого зверька, к какой группе отнесём? (Учитель показывает игрушку собачки). -Почему, докажите. -Я согласна с вами – это неживой организм. На доске открывается другая надпись: «неживой предмет». | Учащиеся отгадывают загадку: яблоко. - Называют животных, которые любят яблоки. - Её родила мама-свинка, она родилась. -Сначала она была маленькая. -Потом она становилась больше, взрослела, она росла. -Вода, воздух, еда. -Дышит, пьёт воду, питается. -Размножение. -Она постареет и умрёт. Дети хором произносят свойства с опорой на таблички. -Живая, живой организм. -Это свойства живых организмов. -Неживой предмет, игрушка. Ребята называют свойства неживых предметов. | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других, вступать в диалог на уроке. Познавательные УУД: 1. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. 2. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Личностные УУД Развитие познавательного интереса, учебной мотивации. Коммуникативные УУД Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
2. Формулирование темы урока | - Ребята, сформулируйте тему нашего урока. - Откройте учебник, с. 46. Проверьте свой ответ. - Совершенно верно. Сегодня мы с вами будем изучать живые организмы и неживые предметы, и их свойства. | -Живые организмы и неживые предметы. Ученики открывают учебник и читают тему урока. | Регулятивные УУД: 1.Формируем умение определять цель деятельности на уроке. 2.Осуществление самоконтроля. |
1. Работа с карточками. | - А теперь вернёмся к яблоку, какими свойствами оно не обладает? -К какой группе мы его отнесём? -А дерево, на котором росло яблоко, это какой организм? Кто может доказать? | -Не дышит, не питается, не растёт, не размножается. -Это неживой предмет. Ответы учащихся. | Коммуникативные УУД: 1.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Познавательные УУД Развитие логических действий: анализ, доказательство, подведение под понятие. |
- Сейчас мы проверим, как вы запомнили свойства живых организмов. Работа в группах по четыре человека. Вспомните правила совместной работы. Задание: распределить картинки по группам. - По какому признаку распределили карточки в группы? - Покажите с помощью сигнальных карточек, кто согласен с таким мнением. -Кто думает по-другому? -Назовите, какие организмы вы отнесли к живым, а какие к неживым предметам. Докажите. -Молодцы. Вы хорошо поработали! | Работа в группах по 4 человека. -Живые организмы и неживые предметы. Работа с сигнальными карточками. Называют группу живых организмов и группу неживых предметов. Объясняют свой ответ. | Познавательные УУД. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1.Формируем умение слушать и понимать других. 2.Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 3.Развитие навыков сотрудничества. Регулятивные УУД: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |
2. Наблюдение за семенами фасоли. | - Ребята, посмотрите на семена фасоли, как вы думаете это живой организм? - Давайте вспомним, что мы делали на предыдущем уроке? - Каждая группа возьмёт свою тарелочку, посмотрите, что у нас получилось. Что мы видим? - Ребята, вспомните рассказ, который мы читали с вами в «Азбуке», он назывался «Бегающие кусты». О чём мы узнали с вами из него? - Правильно, это один из способов размножения растений. -Что надо сделать с семенем фасоли, чтобы наблюдать его дальнейшее развитие? | Рассматривают семена. Высказывают свои предположения. - Мы положили фасоль на мокрую ватку и накрыли её. - У фасоли появился хвостик – это корешок, семя растёт, значит это живой организм. - Мы узнали, что растения размножаются с помощью семян. - Надо посадить его в землю и ухаживать. Ученики высаживают семена в горшочки с землёй. | Регулятивные УУД. 1.Учиться высказывать своё предположение (версию) 2.Развитие саморегуляции (работа в группе). Личностные УУД Развитие познавательного интереса, учебной мотивации. |
3. Физкультурная минутка. | - Я буду вам называть слова, если это живой организм вы будете прыгать. Если нет – надо стоять на месте и хлопать в ладоши: смородина, камень, бабочка, воробей, солнце, собака, апельсин, вишнёвое дерево и т.д. | Учащиеся выполняют задания. | |
4. Работа с учебником. | - Откройте учебник на странице 49. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы: почему обиделся Шарик на Матроскина и о чём просят живые организмы? Если кто-то затрудняется сам ответить, можно попросить помощь соседа по парте. (После самостоятельной работы проводим проверку). | - Шарик обиделся на Матроскина, потому что он назвал его вещью. - Живые организмы просят: цветок воды, растение света, птенцы пищи, собачка – пить. | Коммуникативные УУД. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД. Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие». |
5. Творческая работа. | - Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (отрицательное воздействие человека на природу) Вам понравились они? Почему нет? Как вы думаете, отчего наша планета стала такой? Почему она так выглядит? Что с ней случилось? - От кого зависит, какой будет наша Земля: пустынной или цветущей? -Я предлагаю вам создать свою планету такой, какой вы бы хотели её видеть. | - Ученики высказывают своё мнение. Делают вывод, что от человека зависит будущее и самих людей и нашей Земли. Человек загрязняет природу, убивает животных, уничтожает растения. - Работа в группах, по рядам. Дети выполняют аппликацию-коллаж. | Коммуникативные УУД Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Личностные УУД. Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ. Регулятивные УУД Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
6. Работа с рабочей тетрадью. | - Откройте рабочую тетрадь, страница 52. Выполните задание. Подпишите под плакатами правила поведения человека в природе. - Какие правила вы могли бы добавить сами? | «Не разоряйте птичьи гнёзда». «Не ловите бабочек» и т.д. (Ответы учеников). | Коммуникативные УУД Формируем умение оформлять свои мысли в письменной форме; Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. |
| – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться с заданиями? - Ребята, оцените свою работу на уроке по формуле: ХИМС Х – хорошо получалось И – было интересно М – мешало работе С – с собой возьму, пригодится в жизни. | Регулятивные УУД. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
| Творческое задание: надо подготовить рассказ о домашнем питомце, принести его фотографию или нарисовать рисунок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"
Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Живое и неживое".
Целью этого урока является систематизация представлений детей о живой и неживой природе.На уроке используется проблемно-диалогическая технология....
Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»
Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....
Урок окружающего мира. Живое – неживое
Технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ. Фронтальная, парная, групповая. Игровые методы....
Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....
урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."
Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...
Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс
Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....