2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса. 7 мин. | - Урок начнем с игры «Верите ли вы, что…» -У каждого есть карточка, на которой начерчена такая таблица. Цифрами указан № вопроса - Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…» Если вы верите, то во 2 строке под номером вопроса ставите знак «+», если нет, то ставите знак « - ». (открываю «шторку» на карточке) - Верите ли вы, что… 1) озеро – это живой организм? 2) дерево – это неживой предмет? 3) сосулька – это живой организм? 4) семя фасоли – это неживой предмет? 5) собака – это живой организм?
- Поменяйтесь карточкой с соседом слева, сравните с таблицей на доске? Есть ли разногласия? - Да, возникла проблема. Какая? |
Дети работают с карточкой. Один ученик выполняет задание на ИД. Карточка для игры
Да, не все ответы совпали. Возникла проблема. Некоторые считают, что семя фасоли и озеро – это неживые объекты, а другие думают, что живые. - У нас дома хранится фасоль и ничего с ней не происходит – это неживой предмет. - Мама посадила фасоль, и она стала расти – это живой организм. |
3.Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока. 1 мин. | - Получается, что не смогли мы однозначно определить, к какой группе (живые или неживые) относится названный предмет. - То, что вы отметили в таблице лишь предположения, а не утверждения. - Что нам предстоит сделать на уроке?
- Попробуйте назвать тему урока. Учитель записывает тему на ИД (на первом слайде). - Чему вы должны научиться на уроке? Это и есть главная задача урока. Учитель записывает задачу урока под темой на ИД. - Для того, чтобы наглядно видеть успешность исследования, вы будете «выращивать цветок открытий» вашей группы. В случае успешного выполнения заданий необходимо приклеить один лепесток к сердцевине цветка. |
Узнать, как отличать живые организмы от неживых объектов. Живое и неживое. Живые и неживые объекты.
Узнать, по каким признакам можно определить живые организмы.
|
5. Решение учебной задачи. Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах, найдено решение проблемы. 13 мин. | - У вас в группах есть набор карточек. Решите, на какие группы можно разделить изображенные на карточках предметы. - Для выполнения этого задания вам пригодятся знания русского языка. Да, да! не удивляйтесь. Помните, мы записывали имена существительные в два столбика. Какие вопросы мы задавали?
Проверка: по какому признаку вы группировали эти предметы? Какая группировка больше подходит для решения проблемы урока? - Проверим, совпадает ли наш вывод с мнением авторов учебника? - Откройте учебник на стр. 46. Прочитайте текст в красной рамке. - Вы – молодцы? Похвалите себя. И приклейте первый лепесток «цветка открытий». - Но мы не должны забыть и другой вариант группировки. - предметы природы и то, что сделал человек. - К этому условию мы обратимся на следующих уроках. Нам важно сегодня достичь поставленной цели. - Мы решили поставленную задачу? Выяснили признаки, по которым можно определить живой это предмет или неживой? Физминутка для глаз «Крошка Енот» - Смотрите на экран. Это тренировка не только для глаз, а еще и для внимания. После зарядки мальчики назовут живые организмы, а девочки – неживые предметы или явления, которые увидели на экране. Свойства живых организмов. - Продолжаем наше исследование. Для этого используем источник информации - учебник. Есть ли в учебнике готовый ответ? Авторы нашего учебника не дают готового ответа. Выполним задание на стр. 47 учебника. - Догадайтесь, какие свойства живых организмов изобразил художник. - Это задание вы будете выполнять в командах. 1 группа работает с картинкой про мальчика. 2 группа – картинка про девочку. 3 группа – картинка с собакой. 4 группа – картинка про курочку, петушка и цыплят. - Когда будете отвечать, вспомните уроки чтения. Вы учились строить речевое высказывание. (Речь должна быть правильной, понятной). Свой ответ постройте так: На картинке мы видим … Свойство живых организмов … (после ответа группы, сдвигаю соответствующую картинку, под ней находится свойство живых организмов.
- Молодцы! можно приклеить второй лепесток «цветка открытий».
Проблемный вопрос: могут ли живые организмы существовать вечно? (стр. 47 учебника) Добавляю свойство «умирают» Это еще одно свойство живых организмов. Физминутка.
- Почему герой говорит кузнечику, что здесь скакать ему не надо?
- Правильно ли поступает ребенок, что перенес кузнечика в травку? | -
Мы задавали вопросы «кто? и «что?». На вопрос «кто?» отвечают одушевленные имена существительные, а на вопрос «что?» - неодушевленные. Дети советуются, выделяют признаки и группируют карточки. Одна группа выполняет задание на ИД. - Сделаны человеком и природные объекты. Живые и неживые объекты. - Живое и неживое.
- Наше мнение совпало!
Приклеивают лепесток.
- Нет, надо продолжить исследование!
Живые: енот, травка, кузнечик, дерево, обезьяна, цветы. Неживые: корзинка, облака, солнце, небо, воздух…
- Нет, надо выполнить задание.
Обсуждение в группах, ответы ребят. 1 группа: На картинке мы видим мальчика, который подает команды собаке. Собака двигается, выполняет команды. Свойство живых организмов – умение передвигаться. 2 группа: На картинке мы видим, как девочка с собакой гуляют, дышат свежим воздухом. Свойство живых организмов – могут дышать. 3 группа: На картинке мы видим, как собака ест косточку, пьет воду. Свойство живых организмов – они должны питаться, пить воду. 4 группа: На картинке мы видим курицу, петуха и цыплят. Цыплята – это детки. Свойство живых организмов – появление потомства.
- Нет. Живые организмы не могут жить вечно. Они старею и умирают. Если за ними плохо ухаживать, тоже могут умереть.
Дети выразительно читают рифмовку, выполняя соответствующие движения. Я шагаю по дорожке, а кузнечик скачет рядом! Наклонюсь, возьму в ладошки! Здесь скакать ему не надо! Пусть сидит он лучше в травке. Там с ним будет все в порядке! - Да, он знает, как надо относиться к живым существам. |
5.Первичное закрепление Цель этапа: Установление осознанности восприятия. Показатели реального результата этапа: успешное решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 8 минут | Кого можно назвать «живым организмом»? - Вернемся к игре «Верите ли вы, что» Помните, что мы записали только предположения. - Попробуем наши предположения превратить в утверждения. Используя выделенные линии сравнения, докажем, живой это организм, или неживой предмет. - Проанализируйте в группах, к какой категории отнести эти предметы. 1 группа – дерево. 2 группа – озеро. 3 группа – семена фасоли. 4 группа – собака. На экране по ходу ответов стилусом пишем «+» или «-»
- Молодцы! можно приклеить третий лепесток «цветка открытий». - Остался незаполненным столбик про сосульку. Проблемный вопрос: А ведь сосулька тоже «рождается», «растет» и умирает» Разве это не живой организм? - Какой вывод можно сделать? - Какие объекты можно назвать живым организмом?
|
В группах дети готовят характеристику объекта. 1 группа. Дерево – это живой организм, так как растет, дышит, питается, размножается, умирает. 2 группа. Озеро – это неживой объект природы, так как не растет, не дышит, не питается, не размножается. Но озеро может погибнуть. 3 группа. Семена фасоли – живой организм, так как, если посадить в землю, то вырастет растение. Оно будет расти, дышать, пить воду, появятся новые семена, умрет. 4 группа. Собака – это живой организм, так как растет, дышит, питается, размножается, умирает.
- Сосулька не относится к живым организмам. Она не питается, не пьет воду, у нее нет потомства, сосулька не дышит. Вывод: чтобы назвать что-то живым организмом, необходимо соблюдение всех условий!!!
|
6. Самостоятельная работа. Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта. Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. 8 минут | - Откройте ноутбук. Включите его. - Откройте презентацию «Живое-неживое» на рабочем столе. Для запуска теста, нажмите кнопку F5. - Обсуждайте в паре вопрос, прежде чем ответить. - Если компьютер «похвалил» вас, можно приклеить четвертый лепесток «цветка открытий». Бережное отношение к живым организмам. - Одна девочка очень любит свои игрушки: заботится о кукле, «накормила мышек». - Но она забыла о тех, кому больше нужна ее забота? Посоветуйте, что ей надо сделать. В ответе используйте знания, полученные на уроке. Выполнить действие на ИД: при нажатии на картинку появляется значок правильного ответа. - Молодцы, думаю вы сможете выполнить задание в рабочей тетради на стр. 57. - Какой вывод можно сделать? - Приклейте следующий лепесток на «цветок открытий»! |
Дети в выполняют мини-тест по теме.
Дети в группах обсуждают ситуацию. Во время ответа представитель группы выходит к доске, аргументирует ответ и нажимает на картинку. - Девочке надо накормить котенка и полить цветок. Так как это живые организмы. Им для жизни нужна еда и вода. Иначе они могут заболеть и даже погибнуть. Дети работают самостоятельно. Озвучивают по картинкам правила поведения в природе. - С живыми организмами надо обращаться бережно, заботиться о них, чтобы они не погибли. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения. 5 минут | - Настало время подводить итог урока. (Возврат на первый слайд) - Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Смогли мы выяснить, какими свойствами обладают живые организмы? Возврат на второй слайд - Пройдем еще раз игру «Верите ли вы, что…» Если у вас были ошибки, исправьте их. (Повторное озвучивание вопросов игры). - Что вы узнали, благодаря сегодняшнему уроку? Какие знания будете использовать в своей жизни? - Помните сосульку, которая очень похожа на живой организм? Оказывается, у многих неживых объектов, можно обнаружить свойства живых организмов. Но это тема следующего урока. - Дома, если захотите, решите кроссворд в рабочей тетради на стр. 56. - Оценим работу всего класса на уроке. - Кто смог вырастить «цветок открытий»? Молодцы! Думаю, что вы согласитесь с тем, что исследование прошло успешно. - Посмотрите Фильм «Окружающая среда», и запомните, что разнообразный и красивый окружающий мир тоже нуждается в любви, заботе и охране. Открываю гиперссылку (бабочка в левом верхнем углу первого слайда) (Фильм, читаю стихотворение «Все – от старой сосны до забора). Все - от старой сосны до забора, До большого темного бора, - И от озера до пруда – Окружающая среда. А еще медведь, и лось, И котенок Васька, небось? Даже лужа – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь. И в пруду отраженье крыш. Рвать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису… Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда! (автор неизвестен) Вы все молодцы! Спасибо за урок! |
- Да.
- Мы выяснили, что живые организмы рождаются, растут, питаются, размножаются, дышат, умирают. Дети проверяют таблицу, вносят коррективы. Дети говорят о том, что им запомнилось. О живых организмах надо заботиться. Надо соблюдать правила, когда приходишь в лес и т.п.
Дети помещают свои цветки на доску.
Дети смотрят фильм.
|