Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_nezhivaya_priroda_zimoy.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 2 городского поселения Терек»
Активные методы обучения.
Метод «Кластер» на уроке
окружающего мира
во 2 «А» классе
Тема: «Зима в неживой природе».
Ахаминова Ирина Назировна.
2016 г.
Тема урока: Зима в неживой природе. 2 класс
Цель урока: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся, детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер».
Задачи урока:
Применяя метод «Кластер»,
- ознакомить детей с основными зимними явлениями и событиями;
- провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;
- обговорить такие явления, как: снег, изморозь, снегопад, гололед, оттепель;
- объяснить, что такое зимнее солнцестояние;
- раскрыть красоту зимнего времени года;
- формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой.
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Предметные
- систематизировать и закрепить имеющиеся и получить новые знания и зимней поре года;
- научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
- привлечь внимание к форме снежинок
Личностные
- сохранять учебно-познавательный интерес к новому материалу, способность к самооценке;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные
- формировать умения анализировать, сравнивать.
- учить преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму
Коммуникативные
- формировать умение работать в паре, в группе, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
- учить представлять результат своей работы;
Регулятивные
- учиться искать пути решения учебной задачи
Тип урока: Урок «открытия новых знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах.
Оборудование:
- теллурий – модель-прибор, которая демонстрирует движение Земли вокруг Солнца за год и вращение вокруг оси Земли за сутки;
- средство воспроизведения аудиозаписей;
- видеосюжеты «П.И. Чайковский – Времена года (зима), «Зимнее солнцестояние», «Оттепель», «Изморозь», «Снежинки».
- качественная фотография снежинки крупным планом;
- Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
I. Подготовка к восприятию:
а)Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:
– Я рада видеть вас всех, ребята, на уроке окружающего мира. Собираясь сегодня к вам, я подумала – а нужен ли вам такой урок – окружающий мир? (Мини – диалог)
По какому плану вы хотели бы сегодня поработать?
- Проверка д/з
- Определение темы урока
- Изучение новой темы
- Закрепление
- Оценивание работы на уроке.
Перед тем как определить цели нашего урока мы повторим изученное на предыдущем уроке.
- Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета?
- Почему зима – это время науки?
- Почему зима – это время сказок?
День памяти какого святого христиане отмечают 19 декабря? Чем знаменит этот святой?
Как определить температуру воздуха зимой?
Сказка Пляцковского «Какая бывает зима».
Однажды у слона спросили:
- Какая бывает зима?
- Я не знаю, - ответил слон.
А почему, ребята, слон ответил так?
- Спросили у снегиря:
- Какая бывает зима?
- Зима бывает трудная, голодная, - сказал снегирь. Потому что…(ответы детей)
2.Спросили у рыжей собаки:
- Ты знаешь, какая бывает зима?
- Холодная, - пролаяла собака. Потому что… (ответы детей)
3. Спросили у медведя:
- А ты как думаешь? Какая бывает зима?
- Зима короткая. Тянется всего одну ночь, - ответил медведь. Потому что...(ответы детей)
4.Спросили у мальчишки:
- Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима.
- Зима бывает весёлая, - крикнул мальчишка. Потому что…(ответы детей)
- Кому всех трудней приходится в зимнее время?
- Как мы можем им помочь?
б) Постановка цели:
– Посмотрите видеосюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашего урока.
– Какое название вы бы дали этому видеосюжету?
Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – “Декабрь” (Показать портрет композитора.)
По каким признакам вы поняли – что это зима?
На середине листа пишу: «Зимние явления».
Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?
Провожу стрелки и пишу слова, которые называют дети. Это: «Снегопад, метель, изморозь, гололедица, оттепель зимнее солнцестояние, солнцеворот».
– Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.
Раздаю карточки одну на парту, т.к. дальше идёт работа в паре.
в) Актуализация знаний:
– Возьмите карточку со схемой “Солнышко” и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.
– Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.
II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:
а) Понятие “солнцестояние, солнцеворот”:
– Предположите, что может означать слово “солнцестояние”, “солнцеворот”.
– Как, по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?
– Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.
– Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из – за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью – ниже, а зимой – совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей.)
И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния.
– Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?
– Потом день начинает понемногу прибавляться, ночь – убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на странице 14 “Странички народного календаря”.
– Кто может продолжить фразу – “Оказывается, 25 декабря – это……” ?
Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?
б) Понятие “Снегопад”.
– Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе – выпадение снега. Из каких слов состоит это слово?
– А как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками. А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков. (Просмотр видеоматериала о снежинках.)
На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.
– Закончите фразу – “Для меня удивительно, что…..”.
– Составим пятистишье про снежинки.
Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово).
– Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
– Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.
в) Физкультминутка «Снеговик»
г) Понятие “ Оттепель”.
Сначала скажите мне состав этого слова.
– Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева “Оттепель”. В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет “Оттепель”. Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме “Солнышко” и отыщем определение понятия “оттепель”.
– В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка – наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, – для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег вечером, а утром не смогли пробить снег и задохнулись. (Просмотр видео)
д) Понятие «Гололедица»
Какие слова образовали это слово?
е) Понятие “Изморозь”.
Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С. Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь.
– В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие “Изморозь”.
А вы, какие стихи на тему «Зима» знаете?
III Осуществление обратной связи. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:
– Заполните пропуски в карточке “Зима в неживой природе”
– Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….
Подсчет фишек домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")
Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Презентация к уроку "Что такое зоопарк?" по Окружающему миру в 1 классе
Презентация подготовлена для использования на уроке Окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А.Плешакова...
технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"
Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...
открытый урок ознакомления с окружающим миром "Связь живой и неживой природы"
Урок-проект предусматривает дать учащимся общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы....
Проверочная работа по окружающему миру. Тема: «Осень в неживой природе»
Программа "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....