Урок окружающего мира "Природные разрушители"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Главная задача урока – самостоятельное открытие учащимися нового для них знания о грибах, их значения в природе и жизни человека, расширить знания о разнообразии грибов в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirozhdennye_razrushiteli_okr.mir_._3_klass.docx | 31.89 КБ |
prilozheniya.rar | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 3 класс, программа «Школа 2100»
Тема: Прирождённые разрушители.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с особенностями грибов, видами, ролью в природе и жизни человека; дать общее представление о грибах, растущих в нашей местности; обобщить знания о правилах сбора грибов и первой помощи при отравлении грибами. Развивать критическое мышление, речь, коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: дрожжи, хлеб с плесенью, грибы, пенициллин, гриб-трутовик; карточки для игры «Верите ли вы…»; набор картинок съедобные и несъедобные грибы; карточки для работы в группах; «светофор» - средство обратной связи; учебник окружающий мир «Обитатели Земли», 3класс, рабочая тетрадь к учебнику авторы А.А. Вахрушев; презентация к уроку (Приложение 6).
Ожидаемые результаты:
Предметные умение: рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н); различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н); уметь оценивать правильность поведения людей в природе (Н).
(Н - необходимый уровень, П - программный).
Личностные результаты: умение оценивать жизненные ситуации и делать выбор, какой поступок совершить относительно моральных ценностей человека.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
-Доброе утро, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.
Учащиеся поворачиваются друг к другу и произносят слова-приветствия:
Здравствуй друг!
Как ты тут?
Улыбнись-ка мне,
А я тебе!
- Пусть для всех нас сегодня урок будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Начинаем наш урок!
2. Постановка проблемы.
-Назовите, какие тела вы видите.
Учащиеся называют: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство.
- Что объединяет все эти предметы? (Приём «Корзина идей»: учащиеся высказывают свои предположения).
-Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет земных чудес необычайных
Узнаем мы за полчаса.
3. Актуализация знаний.
-Определите, о какой части экосистемы идёт речь (слайд 2).
Ученики читают свойства и отвечают:
Выделяют кислород
Поглощают углекислый газ
Создают органические вещества
Растут
Размножаются
(растения-производители)
Поглощают кислород
Заглатывают пищу
Двигаются
Растут
Размножаются
(животные-потребители)
-Какую группу живых организмов мы не назвали?
- Мусорщики (разрушители).
-Назовите, каких представителей этой группы вы знаете (слайд 3).
- Насекомые, бактерии, микробы, грибы, рак.
4.Формулирование темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о разрушителях, а о каком именно, отгадайте:
Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть - нет головы?
Отгадывают загадку.
(Гриб).
-Сформулируйте тему урока.
Грибы природные разрушители (слайд 4).
5. Совместное открытие новых знаний.
1). Игра «Верите ли вы…» (Приложение 1)
- Что гриб-это растение
- Гриб может разрушить дом
- Нет грибов - нет хлеба
- Грибами можно лечить
- Грибы – ядовитые
- Плесень – это гриб
Каждый ученик в таблице отвечает: «да» или «нет».
2). Инсценировка диалога Лены и Миши.
-В чем противоречие?
-Лена считает, что грибы - это растения, а Миша говорит, что животные.
-Какой возникает вопрос?
-Что такое грибы?
-А как вы думаете, что такое грибы?
(Грибы - не растения, потому что не вырабатывают кислород и органические вещества, нет стебля, листьев, цветов. Грибы – не животные, потому что они не двигаются, не заглатывают пищу).
- Откройте учебник страница 120. Прочитайте 1 абзац. Сравните свои выводы. Что такое грибы?
- Они представители царства грибов.
-Историческая справка: Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.
Слово «гриб» происходит от латинского существительного "фунгус" — гриб. На Руси грибы называли «губы» за выпуклые губчатые шляпки. В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”.
3). Работа в группах.
-Продолжим наше исследование и познакомимся поближе с царством грибов.
У каждой группы есть свой план работы. Прочитайте внимательно задание, выполните работу и сделайте вывод (Приложение 2).
- Повторим основные правила работы в группе. Читают хором
(слайд 5):
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
Подведение итогов работы в группах. Выступление каждой группы.
1 группа: ТРУТОВИК (Сайд 6).
2, 3 группа: ПЛЕСЕНЬ (Слайд 7).
4 группа: ДРОЖЖИ (словарное слово «дрожжи») (Слайд 8).
5 группа: ГРИБЫ (Слайд 9).
6 группа: СТРОЕНИЕ ГРИБОВ (Слайд 10).
-Сравните свои ответы в табличке «Верите ли вы» с полученными знаниями, сделайте выводы: что вы узнали нового.
Учащиеся делают выводы: грибы это не растения и не животные; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб!
-Ребята, как вы думаете, какие грибы доставляют людям большую радость?
4). Игра «Съедобные и несъедобные грибы».
У вас на партах лежат картинки, распределите грибы в группы.
Ученики расставляют грибы на доске по группам.
Проверка работы с помощью сигнальных карточек.
5). Игра «Светофор».
-У кого во время урока на рабочем месте вырос гриб? (под партой у некоторых ребят прикреплены грибы с загадками, читают загадку, остальные отгадывают и показывают сигналом, растет гриб в нашей местности или нет) (Приложение 3).
Зелёный – растёт
Красный – не растёт
- Какой гриб вы бы исключили из этой группы? (все съедобные, мухомор – несъедобный). Кто знает секрет мухомора? (название состоит из двух слов: «муха» – насекомое, которое, как считали наши предки, является порождением мертвой плоти; и «мора» (или «мара») – так именовалась древнеславянская богиня смерти).
- Рассказ о грибах Магаданской области (дети готовили сообщения). (Приложение 4).
6). Экологические знаки.
-Когда наступает грибная пора в лесу огромное разнообразие грибов. Многие из них совсем незнакомы, как поступит настоящий грибник? Что он будет делать с несъедобными грибами?
Учащиеся составляют правила настоящего грибника.
-Придумайте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства и правильного сбора грибов. (Провести аналогию со знаками дорожного движения: виды знаков - предупреждающие и запрещающие).
Дети в группах рисуют по одному знаку.
7). Работа в паре.
К сожалению, отравление грибами – не редкий случай. Поэтому нужно научиться оказывать первую помощь, как себе, так и тем, кто находится рядом с вами. Так как первая помощь играет большую роль в спасении жизни больного.
Первые симптомы отравления проявляются примерно через 2 часа, это обильный жидкий стул, схваткообразные боли в желудке, приступы рвоты, недомогания.
Расставьте номера, в таком порядке, как нужно оказывать первую помощь при отравлении грибами. (Приложение 5)
6. Итог урока.
-Вернёмся к телам, которые рассматривали в начале урока: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство, что же у них общего? (Это всё грибы).
- Что же такое грибы? (отдельная группа организмов)
- Какую роль они играют в природе? (роль разрушителей)
7. Рефлексия.
Формула «химс»
«х» - хорошо
«и» - интересно
«м»- мешало
«с» - с собой возьму
Учащиеся по желанию анализируют свою работу: что у них получилось на уроке хорошо, а что мешало работать лучше; что для них было интересно; какие знания могут пригодиться в жизни.
8. Домашнее задание.
- Станица 120-124, вопросы
- Тетрадь: страница 3 задания по выбору
- Составить кроссворд на тему «Грибы»
- Подобрать материал о грибах к рубрике «Это интересно»
(3,4 задание учащиеся выполняют по желанию)
Федорова Л.Н., МБОУ «СОШ № 2» п. Палатка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.
Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...
Урок окружающего мира 3 класс с презентацией "Прирожденные разрушители"
Урок окружающего мира с презентацией 3 класс "Прирожденные разрушители" (грибы, царство грибов, виды грибов, правила сбора грибов)...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока окружающего мира "Прирождённые разрушители" (3 класс)
Урок окружающего мира построен с использованием технологии критического мышления....
Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...
Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".
Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы....
Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".
На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...