Урок окружающего мира "Природные разрушители"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Главная задача урока –  самостоятельное открытие учащимися нового для них знания о грибах, их значения в природе и жизни человека, расширить знания о разнообразии грибов в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirozhdennye_razrushiteli_okr.mir_._3_klass.docx31.89 КБ
Файл prilozheniya.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 3 класс, программа «Школа 2100»

Тема: Прирождённые разрушители.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с особенностями грибов, видами, ролью в природе и жизни человека; дать общее представление о грибах, растущих в нашей местности; обобщить знания о правилах сбора грибов и первой  помощи при отравлении грибами. Развивать критическое мышление, речь, коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:  дрожжи, хлеб с плесенью, грибы, пенициллин, гриб-трутовик;  карточки для игры «Верите ли вы…»; набор картинок съедобные и несъедобные грибы; карточки для работы в группах; «светофор» - средство обратной связи; учебник окружающий мир «Обитатели Земли», 3класс, рабочая тетрадь к учебнику авторы А.А. Вахрушев; презентация к уроку (Приложение 6).

Ожидаемые результаты:

Предметные умение: рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н); различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н); уметь оценивать правильность поведения людей в природе (Н).

 (Н - необходимый уровень, П - программный).

Личностные результаты: умение оценивать жизненные ситуации и  делать выбор, какой поступок совершить относительно моральных ценностей человека.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний;  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ход урока.

1.Организационный момент. 

Психологический настрой.

-Доброе утро, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста,  друг друга.

Учащиеся поворачиваются друг к другу и произносят слова-приветствия:

Здравствуй друг!

Как ты тут?

Улыбнись-ка мне,

А я тебе!

- Пусть для всех нас сегодня урок будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Начинаем наш урок!

2. Постановка проблемы.

-Назовите, какие тела вы видите.

Учащиеся называют: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство.

- Что объединяет все эти предметы? (Приём «Корзина идей»: учащиеся высказывают свои предположения).

-Сегодня мы откроем тайну,

 Ведь в жизни нашей часты чудеса.

 Секрет земных чудес необычайных

 Узнаем  мы за полчаса.

3. Актуализация знаний.

-Определите, о какой части экосистемы идёт речь (слайд 2).

Ученики читают свойства и отвечают:

Выделяют кислород

Поглощают углекислый газ

Создают органические вещества

Растут

Размножаются

(растения-производители)

Поглощают кислород

Заглатывают пищу

Двигаются

Растут

Размножаются

(животные-потребители)

-Какую группу живых организмов мы не назвали?

- Мусорщики (разрушители).

-Назовите, каких представителей этой группы вы знаете (слайд 3).

- Насекомые, бактерии, микробы, грибы, рак.

4.Формулирование темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о разрушителях, а о каком именно, отгадайте:

Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть -   нет головы?

Отгадывают загадку.

(Гриб).

-Сформулируйте тему урока.

Грибы природные разрушители (слайд 4).

5. Совместное открытие новых знаний.

1). Игра «Верите ли вы…» (Приложение 1)

  • Что гриб-это растение
  • Гриб может разрушить дом
  • Нет грибов - нет хлеба
  • Грибами можно лечить
  • Грибы – ядовитые
  • Плесень – это гриб

Каждый ученик в таблице отвечает: «да» или «нет».

2). Инсценировка диалога Лены и Миши.

-В чем противоречие?

-Лена считает, что грибы - это растения, а Миша говорит, что животные.

-Какой возникает вопрос?

-Что такое грибы?

-А как вы думаете, что такое грибы?

(Грибы - не растения, потому что не вырабатывают кислород и органические вещества, нет стебля, листьев, цветов. Грибы – не животные, потому что они не двигаются, не заглатывают пищу).

- Откройте учебник страница 120. Прочитайте 1 абзац. Сравните свои выводы.  Что такое грибы?

- Они представители царства грибов.

-Историческая справка: Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.

Слово «гриб» происходит от латинского существительного "фунгус" — гриб. На Руси грибы называли «губы» за выпуклые губчатые шляпки. В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”.

3). Работа в группах.

-Продолжим наше исследование и познакомимся поближе с царством  грибов.

У каждой группы есть свой план работы. Прочитайте внимательно задание,  выполните работу и сделайте вывод (Приложение 2).

- Повторим основные правила работы в группе. Читают хором

 (слайд 5):

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай!

Подведение итогов работы в группах. Выступление каждой группы.

1 группа: ТРУТОВИК (Сайд 6).

2, 3 группа: ПЛЕСЕНЬ (Слайд 7).

4 группа: ДРОЖЖИ (словарное слово «дрожжи») (Слайд 8).

5 группа: ГРИБЫ (Слайд 9).

6 группа: СТРОЕНИЕ ГРИБОВ (Слайд 10).

-Сравните свои ответы в табличке «Верите ли вы» с полученными знаниями, сделайте выводы: что вы узнали нового.

Учащиеся делают выводы: грибы это не растения и не животные; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб!

-Ребята, как вы думаете, какие грибы доставляют людям большую радость?

4). Игра «Съедобные и несъедобные грибы».

У вас на партах лежат картинки, распределите грибы в группы.

Ученики расставляют грибы  на доске по группам.

Проверка работы с помощью сигнальных карточек.

5). Игра «Светофор».

-У кого во время урока на рабочем месте вырос гриб? (под партой у некоторых ребят прикреплены грибы с загадками, читают загадку, остальные отгадывают и  показывают сигналом, растет гриб в нашей местности или нет) (Приложение 3).

Зелёный – растёт

Красный – не растёт

- Какой гриб вы бы исключили из этой группы? (все съедобные, мухомор – несъедобный). Кто знает секрет мухомора? (название состоит из двух слов: «муха» – насекомое, которое, как считали наши предки, является порождением мертвой плоти; и «мора» (или «мара») – так именовалась древнеславянская богиня смерти).

- Рассказ о грибах Магаданской области (дети готовили сообщения). (Приложение 4).

6). Экологические знаки.

-Когда наступает грибная пора в лесу огромное разнообразие грибов. Многие из них совсем незнакомы, как поступит настоящий грибник? Что он будет делать с несъедобными грибами?

Учащиеся составляют правила настоящего грибника.

-Придумайте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства и правильного сбора грибов. (Провести аналогию со знаками дорожного движения: виды знаков - предупреждающие и запрещающие).

Дети в группах рисуют по одному знаку.

7). Работа в паре.

К сожалению, отравление грибами – не редкий случай. Поэтому нужно научиться оказывать первую помощь, как себе, так и тем, кто находится рядом с вами. Так как первая помощь играет большую роль в спасении жизни больного.

 Первые симптомы отравления проявляются примерно через 2 часа, это обильный жидкий стул, схваткообразные боли в желудке, приступы рвоты, недомогания.

Расставьте  номера, в таком порядке, как нужно оказывать первую помощь при отравлении грибами. (Приложение 5)

6. Итог урока.

-Вернёмся к телам, которые рассматривали в начале урока: дрожжи, грибы, трутовик, плесень, лекарство, что же у них общего? (Это всё грибы).

- Что же такое грибы? (отдельная группа организмов)

- Какую роль они играют в природе? (роль разрушителей)

7. Рефлексия.

 Формула «химс» 

«х» - хорошо

«и» - интересно

«м»- мешало

«с» - с собой возьму

Учащиеся по желанию анализируют свою работу: что у них получилось на уроке хорошо, а что мешало работать лучше; что для них было интересно; какие знания могут пригодиться в жизни.

8. Домашнее задание.

  1. Станица 120-124, вопросы
  2. Тетрадь: страница 3 задания по выбору
  3. Составить кроссворд на тему «Грибы»
  4. Подобрать материал о грибах к рубрике «Это интересно»

(3,4 задание учащиеся выполняют по  желанию)

Федорова Л.Н., МБОУ «СОШ № 2» п. Палатка



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Игра «Верите ли вы…»

Вопрос

Ответ (да-нет)

  • Что гриб-это растение

  • Гриб может разрушить дом

  • Нет грибов - не будет и  хлеба

  • Грибами можно лечить

  • Грибы – ядовитые

  • Плесень – это гриб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.

Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...

Урок окружающего мира 3 класс с презентацией "Прирожденные разрушители"

Урок окружающего мира с презентацией 3 класс "Прирожденные разрушители" (грибы, царство грибов, виды грибов, правила сбора грибов)...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока окружающего мира "Прирождённые разрушители" (3 класс)

Урок окружающего мира построен с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.  На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...

Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".

Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы....

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...